Наиль Магдеев оценил три года, проведенные на посту руководителя Набережных Челнов с сентября 2014 года. О том, какими достижениями гордится, он рассказал журналу Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны». В сентябрьском номере опубликовано интервью под заголовком «Принцип Наиля Магдеева». О нем мэр и главный редактор Жанна Дарина договорились на круглом столе с победителями проекта Chelny-biz.ru «ТОП-10 молодых предпринимателей Набережных Челнов». Встреча состоялась недавно в кофейне Barista Home другого участника рейтинга Александра Гостюхина.
Магдеев раскрывает кое-что из личного про жизнь в Челнах и до них: как привез отцу первую «пачку денег», получал в Бугульме «партийные задания» из маминой тетради, как не стал военным, был «не в своей тарелке» в министерстве, и почему в Челнах у него глаза горят. Глава города рассказал, как начинает утро с яичницы и бассейна, кто формирует его стиль, и какие бренды в одежде предпочитает мэр автограда.
«ГОРЖУСЬ, ЧТО ИМЕННО Я И МОЯ КОМАНДА ПОД РУКОВОДСТВОМ НАШЕГО ПРЕЗИДЕНТА ВОЗВЕЛИ ТАКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»
– Тема нашего сентябрьского номера «Сделаем обязательно». Поделитесь, какие планы у вас обозначены в этом месяце?
– Как говорят в народе, цыплят по осени считают, поэтому в сентябре начнем подводить итоги работы в нынешнем году. 1 сентября с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым откроем самую большую школу в нашем городе. Ее площадь более 24 тысяч квадратных метров, в ней два спортзала и два бассейна, актовый зал на 560 мест. Подобную школу в Челнах еще не строили. Я горжусь, что именно я и моя команда под руководством нашего президента возвели такое учреждение. Это вторая большая школа, в прошлом году открыли подобную. Это хороший принцип – в год по школе. Напомню, что до этого 20 лет в Челнах не строили школ.
Также осенью мы завершаем крупный проект: капитальный ремонт Московского проспекта и дорог в промышленной части города. На ремонт Московского ушло 800 миллионов рублей, последние три года мы получаем по два миллиарда рублей на ремонт дорог. Да, бывает, указывают: «Там еще дороги плохие»… Все разом сделать невозможно – движемся поэтапно.
– В этом месяце исполняется три года с момента, как вы стали мэром Набережных Челнов. Каким из своих деяний или новшеств особенно гордитесь?
– Тем, что город получил статус территории опережающего социально-экономического развития. Это второе дыхание для Челнов. Это исторический шанс в ближайшие 10 лет дифференцировать экономику и уйти в определенной мере зависимости от «КАМАЗа». Да, «КАМАЗ» – это наша судьба, мы навечно связаны с автозаводом. Мы этим гордимся и очень дорожим. Но можно быть связанным с ним на 90 процентов, а можно – на 45. У людей должна быть уверенность в завтрашнем дне, в том, что они смогут найти работу не только на автогиганте. Статус территории опережающего социально-экономического развития, который мы, кстати, получили первыми в России, дает такую возможность: привлекать российских и иностранных инвесторов-производителей. Первую скрипку в этом сыграл, безусловно, президент нашей республики Рустам Нургалиевич Минниханов: уровень решения такого важного вопроса был таков, что способствовать его решению мог именно только руководитель республики. Все, что нужно было для достижения цели, мы единой командой сделали. Сейчас перед нами задача – привлекать инвесторов, создавать новые рабочие места. ТОСЭР – это ведь и дополнительные доходы в виде налогов. Парки, скверы, новые стройки – все это без денег не делается.
– Вы впервые вошли в первую двадцатку национального рейтинга мэров России за июнь-июль 2017 года, который подготовили Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и Финансовый университет. Благодаря чему, на ваш взгляд, удалось этого добиться?
– Мы работаем не ради рейтингов, а чтобы создать в городе комфортные условия для работы и проживания людей. Благодаря тому, что есть реальные результаты нашего труда, эксперты так высоко оценили нашу работу. Нам важно, чтобы в городе было сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.
– Известно, что вы уделяете время благотворительности. Какой последний крупный благотворительный проект поддержала администрация города?
– Открытие обновленного центра лечебной педагогики «Чудо-Дети» для детей-аутистов. Мы взялись за проект года два назад. Как раз в это время был экономический кризис, казалось бы: не до благотворительности. Но любой руководитель проверяется именно в сложной ситуации. Когда все хорошо и солнце ярко светит, быть добрым всегда легко. Несмотря на непростые условия в экономике мы смогли довести дело до конца: объединили единомышленников, привели в полный порядок здание, завезли необходимое оборудование. Сейчас там идут занятия с детьми, работают неравнодушные люди, родители не брошены один на один со сложностями, которые возникают у наших детей.
«Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НА СВОЕМ МЕСТЕ. ВЧЕРА БЫЛ В КАЗАНИ, ГОВОРЮ КОЛЛЕГАМ: «ЛАДНО, Я ДОМОЙ»
– У вас много дел, и, чтобы управиться со всеми, несомненно, требуется определенный подход. Какие принципы позволяют вам упорядочивать рабочий график?
– Самый главный принцип – внутренняя дисциплина. Однажды мой сын (ему тогда было 10 лет) спросил меня: «Папа, ты почему так рано встаешь – в пять утра? Ведь твой начальник – президент Шаймиев – далеко, он же тебя не видит. Можешь и к восьми, и к девяти на работу поехать». Я тогда работал в Бугульме, и на мне был не только город, но и район. Я ему ответил: «Сынок, у меня есть правило: не позже шести я должен сесть за руль и ехать на работу. И оно никогда не меняется». Так что рецепт один: не давая себе поблажки, каждый день очень рано вставать и работать. Потому что мою работу за меня никто не сделает.
– Если бы у вас выдались свободные часы, чем бы вы занялись?
– Отключил бы телефон – на полчаса только, больше нельзя – и прогулялся бы пешком, побыл один. Это помогает привести мысли в порядок.
– Если бы нужно было охарактеризовать Набережные Челны одним-двумя выражениями, как бы вы это сделали?
– Город сильный духом. Город со счастливой судьбой. Мало в стране городов, построенных за такой короткий промежуток времени, и в которых собрались смелые, решительные и целеустремленные люди со всей страны. Сильный и мощный город с хорошим будущим. Что бы ни говорили, будущее у Набережных Челнов есть. Автомобили будут востребованы всегда, а другого «КАМАЗа» в стране нет.
– Казань поддерживает статус спортивного города. А какой статус вы хотели бы «присвоить» Набережным Челнам? Долгое время наш город считался молодежным, но стоит признать, это теряет актуальность…
– Нам судьбой определено быть автомобильным центром. Так что мы можем смело называться автомобильной столицей России. Не плохой же статус? В каком еще городе есть два автозавода? У нас Ford Sollers выпускает легковые автомобили, грузовые – «КАМАЗ».
– Что для вас самое сложное на посту мэра?
– Больших сложностей как таковых нет. Я 14 лет проработал в Бугульме мэром. Затем, когда я был министром лесного хозяйства, мне иногда близкие люди говорили, что я будто не в своей тарелке. Когда переехал в Челны, то коллеги во время визитов в Казань произносили: «У тебя глаза горят, ты вернулся в свою стезю». Я чувствую себя на своем месте. Вчера был в Казани, задержался на мероприятии, и говорю коллегам: «Ладно, я домой». У меня спрашивают: «Куда, в Бугульму?» «Нет, – произношу, – в Челны».
«КОГДА ПРИЕХАЛ ДОМОЙ И ОТДАЛ ОТЦУ ТОЛСТУЮ ПАЧКУ ДЕНЕГ, ОН СПРОСИЛ: «ВЫ ЧТО ЛИ КАССУ ВЗЯЛИ?»
– Мы очень много говорим о вашей работе, а хочется узнать: что представляет собой не мэр, а человек – Наиль Гамбарович Магдеев. Расскажите, каким было ваше детство?
– Мои родители в 50-е переехали из своих деревень в Бугульму, там нашли друг друга, создали семью, родилось двое сыновей – я и мой брат. Папа и мама работали, мы же были самостоятельными, но в то же время не были предоставлены сами себе. С первого класса могли приготовить себе поесть, убирались в доме. На наших плечах был сад-огород: весной сажали картофель, летом – поливали, пололи, осенью – выкапывали. Ребята на улицах на велосипедах гоняют, а мы в огороде… В семье была железная дисциплина.
– Кем мечтали стать?
– Военным. Причем я серьезно собирался им стать, хотел поступить в летное училище, но не прошел по состоянию здоровья: у меня была повреждена носовая перегородка, надо было сделать операцию. Не стал.
– Куда в итоге поступили?
– Поехал в один из самых красивых городов мира – Питер, тогда еще Ленинград, и поступил в лесотехническую академию на специальность инженера-механика. Во время летних каникул работал в строительном отряде, зарабатывал хорошие деньги. После второго курса у меня было столько денег, что я мог купить машину. Когда приехал домой и отдал отцу толстую пачку денег, он в шутку спросил: «Вы что ли кассу взяли?». На эти деньги он купил себе «Москвич». Из этой пачки я забрал себе две купюры.
– Раз мы завели речь о родителях… О чем разговариваете с мамой, когда приезжаете в Бугульму?
– Как и любая мама, она больше думает о детях, чем о себе. Поэтому, хотя разговариваем и о семье, и на другие темы, больше все-таки она расспрашивает обо мне. Хотя я стараюсь не говорить дома о служебных делах. Близкие не должны жить теми переживаниями, чем живешь ты.
– Кем трудилась ваша мама?
– По профессии бухгалтер, по призванию – активист. Она всю жизнь была очень активная, независимо от того, какой пост я занимал. Когда работал в Бугульме, то давала мне задания. Бывает, сядет, возьмет в руки тетрадь (у нее была специальная тетрадка для таких записей), наденет очки и начинается: этому надо помочь, тут у тебя дороги плохие… Я ей говорю: «Я зачем приехал? Отдохнуть, чай попить». А она: «Нет, давай слушай». Сегодня также. Ей сейчас 83 года, но «партийные задания» я от нее до сих пор получаю (улыбается).
«МОЙ ДРУГ В ЧИНЕ ПОЛКОВНИКА ПОГИБ В ГОРЯЧЕЙ ТОЧКЕ. А ВЕДЬ ЭТО МОГЛА БЫТЬ МОЯ СУДЬБА…»
– Какие факты или люди особенно сильно повлияли на вашу судьбу?
– Можно сказать, что вся жизнь состоит из событий и людей. Например, в 80-е годы, когда я работал инженером-механиком, меня пригласили для работы в органы госбезопасности. Тогда попасть туда было очень сложно. Это же была мечта: стать разведчиком! Но в 1982 году отца парализовало, и за ним надо было ухаживать. Я вынужден был отказаться. Вместо меня пошел мой друг, дослужился до майора, потом перешел в другую силовую структуру, в чине полковника погиб в горячей точке. А ведь это могла быть моя судьба…
Или вот еще случай: в 1999 году президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев предложил мне возглавить Набережные Челны. То есть мэром Челнов я должен был стать еще 15 лет назад. Я попросил дать мне возможность поработать в родном городе, где находится прах отца, где живет моя мама. В итоге Набережные Челны возглавил Рашид Хамадеев. Минтимер Шарипович – непререкаемый авторитет для меня – согласился, не стал настаивать, хотя мог. Вот такой поворот. Но, как говорится, история не имеет сослагательного наклонения, все сложилось так, как сложилось.
– Часто ли видите внуков?
– У меня три внука. Старшему Амиру – 12 лет, внучке Саиде – четыре, младшему Тимуру – девять месяцев. Дочка с мужем и сын с невесткой живут в Москве. Вижу их, когда бываю в командировках. Но там что? На пару минут забежишь и обратно в аэропорт. Для меня большое счастье, когда внуки приезжают ко мне. Мы с ними много общаемся. Ближе их у меня никого нет. Летом так постоянно здесь бывали. Старший внук со мной иногда на работу ходил. Надо же ему рассказывать, показывать, объяснять, чем я занимаюсь.
– Как начинается ваше утро?
– Встаю рано. В шесть часов еду в бассейн и плаваю около получаса. Бывает, некоторые горожане смотрят удивленными глазами: что здесь мэр делает в такую рань? Потом объезжаю город, сейчас, в основном, это Московский проспект. Смотрю, как идет ремонт дороги, что успели сделать, где недоработали. В семь утра я уже в кабинете, с этого времени начинает раскаляться телефон.
– Что едите на завтрак?
– Ничего удивительного: овсянка или яичница, зеленый чай.
– Сами готовите?
– Конечно. Готовить не люблю, но если есть необходимость, могу что-нибудь приготовить. Вообще в еде я не капризный: что поставили на стол, то и ем.
– Кто занимается вашим имиджем и стилем?
– Сам. Я же примерно понимаю, что мне подходит. Мне нравится и подходит одежда фирм Henderson, Brioni, Paul Shark, Pierre Cardin. Советуюсь, естественно, с женой, но решение принимаю сам. Индивидуально одежду мне не шьют. За модой специально не слежу, в магазинах же продавцы не просто так сидят. Зайдешь, спросишь: «Ну что, девчонки, что сейчас носят?» Все расскажут и любезно покажут. В целом, придерживаюсь делового стиля. На мой взгляд, каждый мужчина должен выглядеть достойно.
Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны»
Мамедов Элчин
исмаил
настоящий