«Нам ни к чему этот винегрет вдоль проспектов», – заявляют архитекторы Челнов. Спор вокруг нашумевших за две недели «складов» в 30-м комплексе вскрыл бюрократическую загвоздку в Набережных Челнах. Вопрос во внешнем облике объектов нестационарной торговли – киосков, лотков, павильонов – которые исполком массово разыграл за последний год. Точнее, в том – обязаны ли предприниматели согласовывать дизайн торговых точек, если выполняют его по типовому проекту самого исполкома? Случай в 30-м показал, что не все так просто, и простора для двояких толкований достаточно. Причем, даже сами чиновники порой затрудняются ответить. А между тем в такой ситуации рискуют оказаться и другие владельцы нестационарных торговых объектов – всего в городе появится более трех сотен точек.
«НАВЕРНОЕ, ЛЮДЕЙ СМУТИЛО, ЧТО ОБЪЕКТ ОСТАНЕТСЯ В ТАКОМ ВИДЕ»
В октябре 2016 года исполком утвердил новую схему размещения объектов нестационарной торговли в Набережных Челнах. Власти города определили дислокацию 371 торгового объекта: киосков, тонаров, павильонов, лотков, автоматов по продаже напитков и других. Чуть позже город утвердил требования к внешнему виду таких объектов и начал их разыгрывать. К этому моменту, по данным управления земельных и имущественных отношений, реализовано уже 157 участков под размещение с годовой арендой более 20 млн рублей.
Надо заметить, вопросы вызывает дизайн не только этого «киоска» на остановке «Глобус», но и других появившихся после торгов. Встречаются явные отступления от документа, например, по цветовому решению.
Владелец нашумевших «складов» в 30-м, напротив ТЦ «Эссен Грин», Динислам Исламов, как выясняется, свой объект строит как раз по типовым образцам. Но его торговый ряд вызвал много нареканий. Возмущение горожан подогрели экс-депутат Сергей Еретнов и нынешний народный избранник от данного округа Сергей Яковлев.
Владелец компании «Торговая площадь» обратился в редакцию Chelny-biz.ru, чтобы разъяснить свою позицию. По его словам, земля была получена через аукцион, а окончательный вариант постройки будет соответствовать проектам, утвержденным городам.
– Наверное, людей смутило то, что объект останется в таком виде, – рассказал Динислам Исламов, руководитель ООО «Торговая площадь», показывая итоговый проект. – Сверху будут установлены композитные панели, витражи. Старые плиты возле павильона поменяем на брусчатку. Была идея поставить скамейки, но думаю, что люди будут натыкаться на них, поэтому пока решаем. Конечно, неприятно слышать про «сараи», «склады», но это пока недоделанный вариант. В скором времени мы все завершим.
По словам Исламова, для безопасности пешеходов в арке павильона установят сферическое зеркало диметром порядка одного метра.
Компания в январе 2017 года через аукцион получила право на размещение напротив «Эссен Грин» киосков. Всего было разыграно 180 кв. м. Два участка предназначались под нестационарные салоны сотовой связи и продажи сотовых телефонов, еще один – для реализации непродовольственных товаров. Компания сложила в строительство 5 млн рублей. За временное размещение на муниципальной земле арендатор за пять лет выплатит городу свыше 2,5 млн рублей (по 516 тыс. в год).
«МНОГО СПОРОВ ВОКРУГ ТОГО, ЧТО МЫ НЕ СОГЛАСОВАЛИ ПРОЕКТ С ГЛАВНЫМ АРХИТЕКТОРОМ ГОРОДА»
– Мы создадим в этом месте уютный красивый и безопасный проект, который будет вписываться в уже застроенную территорию, – говорит предприниматель Динислам Исламов. – Много споров вокруг того, что мы не согласовали проект с главным архитектором города. Но при строительстве мы руководствовались постановлением исполкома о требованиях к внешнему виду нестационарных торговых объектов (Постановление № 6214 от 22.11.2016). Мы обязательно учтем все пожелания города и согласуем их с главным архитектором.
Когда главный архитектор Челнов будет согласовывать объект, находящийся на финальной стадии строительства, не понятно. Сегодня Алмас Идрисов отказался общаться. Между тем, ранее он заявлял, что проект постройки в управлении архитектуры, градостроительного и жилищного развития даже не видели.
– Данный павильон установлен самовольно, проект для рассмотрения и согласования в управление не предоставлялся, – пояснил Алмас Идрисов. – Архитектурные решения нестационарных объектов должны проходить стадию согласования в управлении архитектуры, градостроительного и жилищного развития. Отрицательно отношусь к самовольному строительству в городе.
Напомним, по данному поводу прокуратура Челнов на прошлой неделе начала проверку.
– Все проверяем в комплексе: и исполком, и предпринимателя. По итогам сообщим, – комментировал ранее прокурор города Александр Евграфов. Как стало известно Chelny-biz.ru, с предпринимателем представители ведомства еще не встречались.
«ЛЮБОЙ ПРОЕКТ НУЖНО СОГЛАСОВЫВАТЬ С ГОРОДОМ»
Требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов были утверждены в ноябре 2016 года. Согласно постановлению №6214, где прописаны требования к каркасу, цвету, внешней облицовке, стройматериалам, отмечается, что обустройство, установка, возведение нестационарных торговых объектов должно осуществляться из модульных или быстровозводимых конструкций так, чтобы существовала возможность их переноса. Устройство заглубленных фундаментов запрещается.
Особое внимание к цвету модулей: они должны учитывать концепцию общего цветового решения застройки улицы. «Основной колер цветового решения – бежевый (RAL 1015, RAL 1013), серый (RAL 7035, RAL 9002, RAL 7001), белый (RAL 9003, RAL 9001) и их производные по согласованию с управлением архитектуры, градостроительного и жилищного развития», – отмечается в документе.
Для изготовления объектов и отделки должны применяться пожароустойчивые материалы, качественная и прочная окраска, не изменяющие эстетические и эксплуатационные качества не менее 10 лет. При этом не допускается использование бетона, кирпича, сайдинга, блоков и шиферной кровли. Исполком еще раз напоминает: архитектурно-художественное решение объекта не должно противоречить существующей стилистике окружающей застройки.
Четкие рамки и по установке рекламной вывески объекта – она должна быть вывешена лишь в определенном месте. Если торговые площади находятся в одной торговой зоне или объединены, важно, чтобы они были изготовлены из идентичных материалов и соответствовали определенной гамме.
Без согласования допускается менять расположение и размеры окна выдачи товара (не меняя габариты остекления на фасадах), устанавливать дополнительные рамы остекления на боковых фасадах модуля и расположение размеров и типа (металлический, стеклянный) дверного блока. В документе отмечается, что в случае, если объект был установлен в соответствии с действующим на момент установки порядком, но требуется его модернизация, то ее можно провести, заранее согласовав проект в управлении архитектуры, градостроительного и жилищного развития.
Заместитель начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Айрат Ганиев сегодня на вопрос о согласовании НТО ответил коротко и однозначно:
– Любой проект нужно согласовывать с городом.
«НАМ НИ К ЧЕМУ ВИНЕГРЕТ ВДОЛЬ ПРОСПЕКТОВ»
– Это место совершенно не соответствует тому качеству архитектуры, который сейчас там устанавливают. Челны – полумиллионный город и заслуживает совершенно другого подхода. Там должны быть современные материалы, пропорции, технологии и цвета, – высказал сегодня свою точку зрения известный архитектор Равиль Сафиуллин, представитель «КМТ Проектный отдел». – Все, что там стоит – в сэндвич-панелях. И у меня есть подозрение, что здание в таком виде и оставят. С точки зрения архитектуры, морально давно устаревшее по стилистике и по качеству.
Сафиуллин считает, что с каждым новым объектом необходимо двигать вперед «градостроительную культуру» города.
– Вообще Челны порядком отстают от других городов, где центры застраивают современными объектами, а у нас пока качество архитектуры очень низкое и, к сожалению, застройщик этого не понимает, – считает архитектор. – Я как профессионал не принимаю этот уровень. Киоски и павильоны должны быть унифицированы. Они могут быть разной формы, площади, но быть в одной стилистике, чтобы все понимали, что это киоск или остановочный павильон. Я против того, чтобы каждый павильончик выглядел по-своему. Нам ни к чему этот винегрет вдоль проспектов. Нужно, чтобы они были ненавязчивыми, современными и не вызывали визуального раздражения.
От того, станет ли история 30-го комплекса единичной и показательной, из которой последуют выводы на уровне архитектурной политики, зависит многое. Ведь в аналогичной ситуации, если уже не оказались, то рискуют еще несколько сотен торговых объектов и стоящие за ними представители бизнеса.
Chelny-biz
Ася
Асе
Марина
Альберт
Игнат
Александр
Артур
Абдуллину
Что делать бизнесу?
Ася
Андрей
Аркаша
Для всех