«Я плачу налоги – где дороги?!» Деревянным бруском с такой надписью мерили ямы в Набережных Челнах 12 июня. Дорожная инспекция ОНФ «Карта убитых дорог» доехала сегодня до автограда, а завтра будет уже в Ижевске. За лето микроавтобус Hyundai с активистами пересечет страну. В Челнах инспекция пробыла всю первую половину дня. Сопровождал гостей начальник управления ЖКХ Рафаиль Киямов, которому пришлось держать удар и отвечать на вопросы участников инспекции. Почему на Московском не хватает дорожных знаков, и куда дели лишние сантиметры асфальта? Когда не станет ям в промзоне? И будут ли исправлять опасную колею на проспекте Яшьлек? Какие обещания дал чиновник – услышал корреспондент Chelny-biz.ru.
«О ПРОЕКТЕ ЗНАЕТ ПРЕЗИДЕНТ, ПОЭТОМУ БУДЕТ УДИВИТЕЛЬНО, ЕСЛИ ВЛАСТИ НЕ БУДУТ УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ»
Автомобиль, на котором колесила инспекционная группа проекта Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог», припарковался сегодня у мэрии города. Здесь их встретили местные представители Народного фронта, журналисты, а позже подоспели и представители исполкома. В рейд отправились начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов и его зам, начальник отдела транспорта и связи Руслан Ибрагимов. Поначалу чувствовалась напряженность между инспекцией и исполкомом, тем более в присутствии СМИ, но со временем она не то чтобы вовсе прошла, но значительно снизилась.
– «Карта убитых дорог» нужна для того, чтобы ремонтировать дороги с учетом мнения граждан. Потому что иногда у них складывается такое впечатление, что чиновники ездят по другим дорогам и не понимают, какие нужно ремонтировать, – пояснил в начале объезда Дмитрий Цопол, участник дорожной инспекции ОНФ «Карта убитых дорог». – Работает сайт dorogi-onf.ru, где на карту можно добавить проблемную дорогу, дать описание, приложить фотографию и проголосовать. Голосование нужно для того, чтобы определить значимость этой дороги.
Журналистов интересовало, какой выхлоп должен получить город от сегодняшней работы ОНФ. Проще говоря, станет ли меньше ям и больше денег после визита инспекторов.
– О проекте знает президент, поэтому будет удивительно, если власти не уделят внимание общественному мнению, и дороги из народного рейтинга не будут ремонтироваться, – отметил Цопол. – Мы работаем больше на то, чтобы те средства, которые выделяются, расходовались эффективно. Мы видим, что зачастую деньги тратятся на бездумный ямочный ремонт, который делается некачественно и долго не прослужит. Часто становимся свидетелями того, что асфальт укладывают в дождь.
В качестве отрицательного примера привели улицу Пушкина, которую челнинцы добавили на карту и сильно жаловались. Сегодня ОНФ проехал по ней и обнаружил, что там прошел ямочный ремонт, но его качество оценили, как «никакое».
Что касается финансирования, сейчас работает государственная программа «Безопасные и качественные дороги», и средства, выделенные по ней, по словам представителя ОНФ, позволят в этом году отремонтировать многие проблемные места. Правда, сколько перепало конкретно Челнам – активист не озвучил.
Всего рейд с участием представителей ОНФ, чиновников и журналистов охватил три точки в городе. Сначала выехали на Московский проспект, чтобы разобраться с жалобами на сужение проезжей части. Затем – в промзону, на которую традиционно поступает много обращений. И в завершение зафиксировали колею на проспекте Яшьлек. Точек могло быть и больше, но вышла накладка, из-за которой инспекция не знала, что инспектировать. Внимание планировалось уделить дорогам, которые были отремонтированы недавно и сейчас находятся на гарантии. Если на таких участках находят ямы, дефекты, то подрядчик обязан за свой счет устранить их.
– В апреле мы направляли запрос в администрацию с просьбой предоставить нам список гарантийных объектов, – рассказал журналистам Дмитрий Цопол. – Мы получили всего три проспекта: Дружбы Народов, Сююмбике и Чулман. Мы сегодня их проехали, существенных нарушений не обнаружили. Дороги действительно находятся в хорошем состоянии. Но сейчас мы узнали, что на гарантии 21 дорога! Этого списка у нас не было, поэтому сейчас мы не можем дать объективную информацию по гарантийным объектам. Наши местные активисты проедут по остальным дорогам, проведут свой рейд и зафиксируют все нарушения. Затем будет сделан запрос в органы власти, будут ли привлекаться подрядные организации для исправления дефектов. Если этого не произойдет, будем обращаться в прокуратуру и обязывать через суд.
– Это основные внутригородские проспекты, – пояснил, указывая на короткий список, Рафаиль Киямов. – У нас еще есть промзона, Лесоцех, БСИ и неосновные дороги.
– Почему всего три дороги прислали? – пытался понять Цопол.
– Ошибка, значит, произошла, – развел руками чиновник. – 21 дорога.
Пожав плечами, все двинулись в путь.
«НАРОД У НАС ОЧЕНЬ АКТИВНЫЙ. ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК, СРАЗУ В ИНТЕРНЕТЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ»
На проспекте Московский своеобразный кортеж, возглавляемый микроавтобусом инспекторов, остановился в районе парка Гренада. Здесь Дмитрий Цопол взял в руки микрофон и начал засыпать Рафаиля Киямова вопросами. К примеру, почему проспект становится уже в ходе капремонта? Напомним, что ранее исполком уже давал разъяснение по этому поводу.
– Многие годы дорога не ремонтировалась, были неровности, в разных местах проспекта была разная ширина. Это создавало сложности, приводило к ДТП, – рассказал Киямов. - При разработке проекта реконструкции ГИБДД настоятельно рекомендовала, чтобы на всем протяжении проспекта ширина дороги была одинаковая – 11,5 метра. Это три полосы движения по 3,5 метра.
– Я правильно понимаю, что количество полос меньше не стало? – недоверчиво переспросил участник инспекции. – Как это произошло? Ведь дорога стала уже…
– Было три полосы, и осталось три, – заверил чиновник. – Дорога строилась 50 лет назад. Где-то ширина полосы была 3,5, где-то 3,8, может быть, даже 4 метра. Сейчас все будут по нормативу. Это повышает безопасность дорожного движения и экономит деньги. Ненужная ширина убирается.
– Вчера в Забайкалье была крупная авария, – продолжил Цопол, – погибло 11 человек из-за того, что на участке ремонта не были выставлены знаки. За нами выставлен знак «Объезд препятствия справа». Куда? – мужчина указал на повернутый в другую сторону знак. - Далее есть не обозначенные люки, которые выступают чуть ли не на 10 см. Здесь проходит общественный транспорт. Если будет такая же ситуация, как в Забайкалье, кто будет виноват?
– Знаки выставлены в начале объекта и в конце объекта. Объезд есть. Я согласен с вами, по люкам мы подрядчику замечание сделаем, они устранят, – пообещал начальник управления ЖКХ.
– Когда?
– Немедленно, – Киямов поручил сделать звонок подрядчику. – Мы такие замечания даем постоянно. И пресса за этим следит, и общественность. Народ у нас очень активный. Если что-то не так, сразу в Интернете появляется, – припомнил чиновник недавнее обсуждение в соцсетях. – За что мы благодарны людям. Мы внимательно следим за сообщениями в Интернете.
«В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО СРОКА ДОЛЖНЫ ИСПРАВЛЯТЬСЯ ЯМЫ ПО НОРМАТИВАМ?» – «СОГЛАСНО НОРМАТИВАМ, ЯМ НА ДОРОГАХ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО»
По данным сервиса dorogi-onf.ru, дороги, которые больше всего волнуют челнинцев, сосредоточены в промышленной зоне. Это улицы Техническая, Промышленная, Индустриальный проезд и другие.
– За них проголосовало достаточно много человек, – отметил Дмитрий Цопол, – хотя улиц было добавлено не так много. Всего 31. Для полумиллионного города это, в общем-то, мало. О чем это может говорить? Или о том, что дороги в городе все-таки в хорошем состоянии, и жаловаться не на что, или что общественность пока не знает об этом проекте…
В Индустриальном проезде инспекция засекла внушительную яму. Для наглядности активисты достали из машины один из инструментов – обыкновенный деревянный брус с надписью «Я плачу налоги – где дороги?!». Его длина – 60 см, ширина – 15 см, высота – 5 см – предельно допустимые размеры ям. Кстати, рейд с применением такого инвентаря в Челнах уже проводился весной 2016 года. Тогда деревяшка плавала в лужах. Брус и в этот раз «утонул» в яме.
– Это достаточно простой инструмент для общественного контроля. Когда мы раньше фотографировали яму и отправляли в ГАИ, нам приходил ответ, что не понятно, какого она размера, на фото не было сопоставимого предмета. Так появился такой брусок «колобашка», – рассказал Цопол и осмотрел дефект. – Видно, что наша колобашка провалилась. Яма аварийная с острыми краями.
– Да, ямы время от времени появляются на старых изношенных дорогах, – констатировал Рафаиль Киямов. – Это Индустриальный проезд, мы здесь в апреле проходили один раз аварийно-ямочным ремонтом, это видно – рядом есть заделанная яма. Здесь появилась другая. Мы и ее заделаем. Ямочный ремонт у нас продолжается с марта до поздней осени, пока технология позволяет укладывать асфальт.
– В течение какого срока должны исправляться такие ямы? – экзаменовал чиновника представитель ОНФ. – Согласно нормативам.
– Мы стараемся сразу. Согласно нормативам, ям на дорогах быть не должно, – улыбнулся Киямов.
– Норматив есть, – взял слово главный инженер инспекции Николай Мельков. – Все ямы, которые превосходят нашу колобашку, должны быть устранены в течение десяти суток.
– Устраним. Десять суток ждать не будем. Сегодня три звена у нас работает на ямочном ремонте. На завтра запланируем эту яму, – пообещал начальник управления.
Более того, он заявил, что и соседнюю заделанную яму дорожники перелатают с фрезерованием верхнего слоя (весной ее сделали без фрезерования, чтобы не пошло разрушение холодного дорожного полотна). И вообще все дороги в промзоне этим летом залатают и перелатают.
Дмитрий Цопол, кстати, выдал короткую инструкцию по борьбе с ямами:
– Если вы заметили яму, нужно обращаться в ГАИ, потому что именно ГАИ выписывает предписания. Заявка обрабатывается долго, в течение месяца могут дать ответ, но затем в течение 10 дней инспектор должен выехать на место, удостовериться, что есть проблема и выдать предписание. Если в течение 10 дней эта проблема не устранена, дальше нужно обращаться в прокуратуру на бездействие чиновников. Прокуратура может через суд обязать исполнить обязательство.
– У нас работает система «Народный контроль», – вставил реплику Рафаиль Киямов. – Если где-то яма появилась, тут же эта информация появляется в Интернете, приходит ко мне в виде заявки. И не за 10 дней, такие заявки мы выполняем в течение максимум трех суток. Если проблема большая, можно запланировать работу.
В других городах, отметил представитель ОНФ, такая система малоэффективна.
«ТАК ВЫХОДИТ, ЧТО ПОБЕЖДАЕТ ВСЕГДА «КАМДОРСТРОЙ». ПОЧЕМУ – У НАС ТАКИХ ВОПРОСОВ НЕ ВОЗНИКАЕТ»
После вопросов и ответов «на камеру» участники объезда пообщались «по душам», собравшись вокруг той самой ненормативной ямы.
– Дороги в нормативном состоянии никогда не бывают, – печально заметил Киямов. – Сейчас у нас в очереди стоит улица Промышленная, потом Техническая, 40 лет Победы, Шамиля Усманова, Низаметдинова, потом Беляева, Дружбы Народов, Королева… К тому моменту, когда мы подойдем к этим улицам, те, которые мы отремонтировали до этого, надо будет начинать заново. Проспект Мира мы ремонтировали, проспект Вахитова – там уже надо начинать. Хотя эти дороги в сравнительно хорошем состоянии.
– А спорные ситуации с подрядчиками часто возникают? До судов доходит? – спросили активисты Народного фронта.
– Спорные ситуации бывают, – кивнул чиновник. – У нас разные задачи. Наша – содержать дороги в нормативном состоянии, у подрядчика – быстро сделать и забрать деньги. До судов мы не доводим. Работа жестко контролируется президентом Татарстана. Если споры на местном уровне появляются, они до него даже не доходят.
– У вас нет такого, что дорога еще на гарантии, но уже разваливается, а подрядчика нет?
– Такого нет. Дороги в основном делает одна из крупных дорожно-строительных организаций «Камдорстрой». Она по всей России строит дороги и аэродромы, и она никуда не теряется.
– Но конкурс же там есть какой-то… А если выйдет какая-то «левая» контора? Как вы за этим следите?
– Мы за этим не следим, конкурс есть конкурс, – подчеркнул Рафаиль Киямов. – Теоретически такое возможно, но у нас такого не было. Так выходит, что побеждает всегда «Камдорстрой». Почему – у нас таких вопросов не возникает. У компании материально-техническая база, специалисты, оборотные средства.
– Это хорошая практика, что компании-однодневки у вас не выходят на работы, – одобрили участники инспекции. – В Самаре, например, много гарантийных улиц в убитом состоянии. Город их не может отремонтировать, потому что они еще на гарантии, а организацию уже не найти. Суды длятся годами.
На проспекте Яшьлек, куда инспекция двинулась дальше, инженер развернул прибор для измерения колейности.
– На данном участке колея составила семь сантиметров, – продемонстрировал он. – По нормативу должна быть не больше трех при скорости движения 60 км/ч. Это опасный дефект, машина может потерять управление.
– Колея будет устраняться, – в очередной раз заверил Киямов. – В этом году здесь предусмотрен текущий ремонт. График определен. Мы полностью по всей ширине верхний слой отфрезеруем и положим новый асфальт.
– А когда все будет сделано? – уточнил Дмитрий Цопол. – Вдруг мы на обратном пути с Дальнего Востока решим к вам заехать…
– До 1 сентября будет сделано. Будем вас ждать! – обещал Рафаиль Киямов.
Анна Перебаскина
Навальный
Смех сквозь слезы!