Исполком Набережных Челнов объявил первые торги по «нестационарке» по новым правилам – отныне все объекты, которые будут размещать в городе, должны быть в едином стиле. Разработано несколько вариантов, везде – стекла, дерева и никакого сайдинга и кирпича. Все это делается для того, чтобы убрать с городских улиц и общественных пространств объекты, которые идут вразнобой. «Это решение дорогое, но правильное», – реагирует на новые правила сам бизнес. А значит, в бюджет нужно закидывать как минимум двое больше расходов. Подробнее о требованиях и реакция бизнеса – в материале.
НОВЫЕ ПРАВИЛА
«ХОДИТЬ СОГЛАСОВЫВАТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО. БУДЕТ ЛИ ЭТО ДОРОЖЕ ДЛЯ БИЗНЕСА? ЭТО ТОЧНО БУДЕТ ДОРОЖЕ ХЛАМА»
Исполком автограда объявил первые торги по нестационарным торговым объектам по новым правилам – в аукционную документацию уже заложено условие ко внешнему виду павильонов и киосков. Таким образом, бизнесу, который получит с торгов право на размещение, предстоит выбрать из нескольких вариантов один.
– Эти требования помогают избежать хаотичной застройки, визуального мусора и обеспечивают соблюдение санитарных норм, – комментирует изменения Марсель Хайрутдинов, начальник управления госзакупок исполкома города. – Единые требования к внешнему виду НТО обеспечивают равные условия для всех игроков рынка. Ходить согласовывать ничего не надо. Будет ли это дороже для бизнеса? Это точно будет дороже хлама. Соблюдение новых требований к внешнему виду обязательно для всех, кто участвует в торгах на право размещения НТО. На начальную стоимость лотов нововведения никак не повлияли.
Всего на торги выставлено восемь точек: под мороженое и замороженные полуфабрикаты, кулинарную продукцию и продовольственные товары. В числе первых изменения, к примеру, коснутся обновленной части набережной Табеева, а также пляжа «Берег Камы». Здесь появятся кафе и забегаловки (продовольственные товары и кулинарная продукция). Кроме того, объекты появятся в 40-м и 60-м комплексах, на Набережночелнинском проспекте, еще несколько – в Комсомольском парке поселка ГЭС. Их разыграют 31 июля. Срок аренды НТО – пять лет.
Так, основным цветом должны стать белый, серый, черный и текстура дерева, а остекление – тонированное. При этом город запрещает применять кирпич, блоки, бетон, сайдинг и шиферную кровлю. В наружной отделке объектов бизнес должен использовать металлический каркас, ламели: деревянные или металлические с текстурой дерева, деревянные рейки хвойных пород дерева. Для изготовления нестационарного торгового объекта и его отделки должны применяться современные сертифицированные материалы, имеющие качественную и прочную окраску, отделку и не изменяющие своих эстетических и эксплуатационных качеств в течение всего срока эксплуатации (не менее 10 лет).
При этом архитектурно-художественное решение НТО не должно противоречить существующей стилистике окружающей застройки. Для объектов, которые будут находиться в одной торговой зоне, материалы наружной внешней отделки фасадов, соединительные декоративные элементы, козырек, остекление, дверные блоки и другие видимые элементы должны быть изготовлены из идентичных конструкционных материалов. При этом цветовая гамма внешнего покрытия всех нестационарных торговых объектов для данной зоны должна точно соответствовать установленному типу варианта нестационарных торговых объектов, определенного для данной торговой площадки.
Пока правила касаются исключительно новых нестационарных объектов, которые только предстоит разыграть. Как истекут сроки аренды на уже действующие НТО, они также попадут под этот формат.
ЧТО ДУМАЕТ БИЗНЕС
«ЭТО СМОТРИТСЯ ОЧЕНЬ ДОРОГО И КРАСИВО. НЕ ДЕШЕВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, ЭТО ТОЧНО»
Мнения общественности по этому поводу разделились. Одни, к примеру, считают, что это дорогое, но правильное решение – дизайн внешнего облика павильона потребует, как минимум, вдвое больше вложений.
– Этот дизайн, нужно сказать, не очень дешевый, будет финансовая нагрузка, – считает Рустем Валеев, владелец пункта проката спортинвентаря Miami. – То, что делают единый красивый дизайн (официально рекомендуемый внешний вид) – правильное решение со стороны администрации. Некоторые пункты проката сейчас отличаются по дизайну и это смотрится, по правде говоря, не очень. Это решение дорогое, но правильное. По минимальным подсчетам с учетом нового дизайна, если сегодня запускать новую точку проката, то около миллиона рублей уйдет только на павильон. То есть если раньше мы ставили точку за 300-400 тысяч, то сейчас – миллион. Причем это средняя цена. Поэтому в бизнес-проект нужно закладывать рентабельность, чтобы он окупился.
Владелец тира на набережной Олег Аверьянов отмечает, что исполком диктует правила, а бизнес их только исполняет.
– Это решает исполком, мы только исполняем. Примут решение – будем делать, – говорит Аверьянов. – Несколько лет назад уже были требования сделать в едином стиле объекты на набережной. Мы подогнали конструкцию под деревянный стиль, как и требовалось.
Айрат Тагиров, владелец пляжа SunDale, считает, что лучший вариант – если город возьмет на себя расходы на строительство таких объектов и будет выставлять их на торги.
– Правильнее, наверное, было бы, чтобы город, государство, построил ларьки и павильоны в единой концепции, а потом уже сдавал готовые объекты в аренду через аукцион. Такая практика есть в других городах. Например, на Кремлевской набережной в Казани. В противном случае все будет вразнобой, – считает Тагиров. – Бизнесмены же не будут строить новые ларьки. Они просто их обошьют кто чем может.
Сегодня примерные очертания уже имеют объекты в обновленном парке Прибрежный. Их разработкой занимался архдесант из Казани. По такому проекту несколько объектов в парке у Радика Валинурова.
– Такие объекты не выделяются ярким пятном, он сливается с массивом. Это смотрится очень дорого и красиво, – отмечает бизнесмен. – Не дешевое удовольствие – это точно. Материал, который мы использовали – лиственница. Она неприхотлива к воде и солнцу. Поэтому стоит подороже, чем, например, ель, которая потемнеет уже через какое-то время. Потянет ли бизнес? Если проходное место, трафик – потянет. Понятно, что не сразу удастся отбить вложения. Каждый предприниматель знает примерные цифры прибыли за сезон, за год. Он просто для себя может определить: стоит оно того или нет. Кто-то готов идти на это, кто-то нет.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
«ЛИШЬ БЫ НЕ НАВЯЗЫВАЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ЗАКАЗЫВАТЬ И ПОКУПАТЬ У ЕДИНСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МОНОПОЛИЗМА»
Ранее свое профессиональное мнение по проекту исполкома, разработанному для объектов НТО, выразил архитектор Равиль Сафиуллин. Он считает, что вопрос должны были обсудить с бизнес-сообществом, ведь некоторые варианты получились неудобными для работы. К примеру, где-то не тот размер, где-то сама конструкция
– В первую очередь нужно спрашивать бизнес, ведь мы их привлекаем, на их деньги это будет строиться. Нет диалога между городом, бизнесом и архитекторами. НТО размером 2,5х6 м – это какое может быть кафе? Попробуйте там разместить оборудование, – сетовал архитектор. – А по требованию Роспотребнадзора в помещении общепита все должно соответствовать нормам. Какой нормальный коммерсант может взять объект – притом, сделанный только для парка? Почему не для городской среды в целом? Это такая узкая направленность, так не должно быть. Какой-то молодой мальчик (пускай не обижается) нарисовал эти картинки, и вот так должно быть, но это неправильно. Должно быть современно, удобно и красиво. Такое ограничение мнений мне не нравится. Для чего тогда главный архитектор в городе, для чего управление градостроительства? Каждая градостроительная точка предполагает свое формообразование. Там еще и меньше есть киоски, а что это – для продажи газет что ли? Предприниматель не будет вкладывать свои деньги, если ему это невыгодно. Поэтому сначала нужно бизнес спросить, определиться с планировочными элементами, а потом уже снаружи архитекторы смогли бы обрисовать НТО.
Павел Кибирев, который на протяжении 20 лет занимается технологическим проектированием и открытием объектов общепита по России, отмечает, что нововведения – общепринятая тенденция.
– То, что наводится порядок – я только за. Другой вопрос: лишь бы не навязывали предпринимателям заказывать и покупать у единственного производителя, чтобы не было монополизма. У бизнеса должно быть право выбора, – отмечает Кибирев. – Конечно, город нужно приводить в порядок. В одно время при Халикове начали сносить эти киоски по городу (в основном с остановок), сейчас вновь они появляются, но как-то вразнобой, как говорится, кто во что горазд. В целом, тренд хороший. Но главное, чтобы эти павильоны соответствовали нормам и требованиям, которые должны соблюдать все игроки. У общепита должна быть соответствующая площадь, обязательно должна быть вода и канализация. А то скажут, что это общепит, а так ни воды, ни туалета. Возможно, должно быть несколько вариантов исполнения, для разных локаций города. А то наш город и так не блещет архитектурными решениями.
Отметим, что идею привести НТО к единому стилю уже пытались внедрить при Василе Шайхразиеве. Тогда приоритетным цветом почему-то стал оранжевый. В городе и сейчас можно встретить «отголоски» прошлого.
Лилия Хамитова
Мимо проходил
Аля