Восемь минут на стрижку и почти сотня клиентов на одного мастера в день - это реальные бизнес-показатели сети парикмахерских эконом-класса. Предприниматель из Набережных Челнов Юрий Скоробогатько развивает проект «Стрижка даром» с 2017 года, за это время его бизнес вырос до 10 точек. Открывает он свои салоны исключительно в торговых центрах – там, где высокий трафик. Сейчас его сеть показывает годовую прибыль в 16 млн рублей, чем может похвастаться далеко не каждый игрок бьюти-сферы. Как можно заработать на потоке, почему нет денег в парикмахерских «у дома» и кто чаще всего стрижется – в небольшом интервью бизнесмена.
«БЫЛО СЛОЖНО: ЕЛ МОРКОВНО-КАПУСТНЫЙ САЛАТ С ОТВАРНОЙ КАРТОШКОЙ, НИКУДА НЕ ХОДИЛ И ВО ВСЕМ СЕБЯ ОГРАНИЧИВАЛ»
- Юрий, вы вросли в Набережных Челнах и после армии решили связать свою жизнь со службой в ФСБ, почему передумали?
- Вырос на ЗЯБи и то окружение, которое у меня было, тянуло вниз. После армии взяли на службу в ФСБ, но передумал, поскольку хотел работать в городе и не готов был уехать служить на границе. Работал в коммерческой организации, уволился и взял билет в один конец до Москвы. У меня был кредит на машину, которая перевернулась прям перед отъездом. Думал в Москве буду таксовать. В итоге устроился на работу в компанию, в Москва-Сити, которая занималась мошенничеством, ушел оттуда сразу. Нашел работу в банке в VIP-сегменте. Было сложно: ел морковно-капустный салат с отварной картошкой, никуда не ходил и во всем себя ограничивал, был на жесткой дисциплине. Там меня называли «быдло из метро», потому что общался в основном жаргоном. Пришлось менять форму одежды, культуру речи. Заставляли читать книги по бизнесу, чтобы развивался.
- Из столицы вы привезли идею открыть бизнес, связанный с документами по транспортной безопасности. Почему решили создать сеть парикмахерских? Два абсолютно разных направления…
- В Москве устроился в компанию, которая занимается транспортной документацией. Постепенно начал закрывать долги и открыл уже свою компанию в Челнах, получив все разрешения и лицензии. С 2015 года в Набережных Челнах работает еще один бизнес – делаем документы по транспортной безопасности для перевозчиков пассажиров и опасных грузов, это такая узкая сфера. Сеть парикмахерских была для меня экспериментом, который получился удачным. Пробовал заниматься поставками крупного рогатого скота, поставками пневматического оборудования, но не вышло.
- Рынок бьюти-сферы в Челнах всегда был достаточно плотный. На тот момент, когда вы решили открываться, в городе присутствовали игроки разного формата. Были опасения, что бизнес не пойдет?
- В 2017 году мы с партнером открыли новый бизнес и выбрали направление парикмахерских эконом-класса, поскольку не было крупных игроков. Хотелось занять нишу услуг, которые будут актуальны длительное время, создать хороший продукт и масштабировать его. На тот момент были в основном салоны красоты возле дома, парикмахерские «на районе». Мы нашли помещение, где расположен ТЦ «Эссен». Еще не было опыта и понимания, что такое стрижки и как искать мастеров. Начали делать ремонт, создавать мебель, придумали бренд «Парикмахер», который потом поменяли. За полгода окупился первый салон, и мы поняли, что нужно открывать еще. Запустили еще три салона в Челнах, потом партнер захотел продать свою долю. Я выкупил ее, продав свою машину. Все деньги ему вернул и дальше продолжил самостоятельно, открыв еще шесть салонов.
«ТА МОДЕЛЬ БИЗНЕСА, КОТОРАЯ У НИХ СУЩЕСТВУЕТ - УЖЕ УСТАРЕЛА, ОНА БЫЛА АКТУАЛЬНА РАНЬШЕ»
- Ваш основной конкурент, насколько я понимаю, это федеральная сеть «Чио Чио», которая работает в том же формате?
- Да, это наши конкуренты, но мы стрижем больше, дешевле. Они звонили и просили отменить шестую стрижку, для них это невыгодно. Но я не согласен, потому что не могу поступить так со своими клиентами. Я готов меньше зарабатывать, но зато клиенты будут. В итоге шестую стрижку там отменили и заменили балльной системой, то есть клиент зарабатывает баллы за каждую стрижку, в итоге он может потратить их только на мойку головы, но не на стрижку. У нас, когда человек пользуется шестой стрижкой, то выходит одна стрижка вообще около 330 рублей.
- Барбершопы?
- Барбершопы нам не конкуренты, у них другой сегмент. Те, кто ходят туда, к нам ходить не хотят. Да, у нас нет гелей, лаков и укладок, но если у мужчины простая прическа, отдать 400 рублей, либо 1 000 или 1 500 – есть разница. В барбершопе стригут за 40 минут, тут – 10 минут и все. У нас нет записи, мы работаем в порядке «живой очереди». Мастера быстро принимают и качественно стригут. Есть мастера, которые работали в барбершопах и пришли к нам, сказав, что там невозможно хорошо заработать, поскольку люди мало стригутся и зарплаты ниже.
- Когда-то в Челнах была популярна сеть парикмахерских «Ларкон», она есть и по сей день. Вряд ли у них сейчас такие же обороты?
- Я считаю, что та модель бизнеса, которая у них существует - уже устарела, то есть она была актуальна раньше. Если крупные компании не перестраиваются, то они пропадают с рынка. Скорее всего с ними происходит то же самое.
- Многие салоны и парикмахерские не смогли пережить локдаун в 2020-м году. Какие изменения были у вас?
- После того, как я выкупил бизнес полностью, поехал в Нижний Новгород открывать салоны там. Нашел торговые центры, которые мне были интересны, но я не знал город, проходимость салонов. Организовал три объекта, кое-как нашел мастеров… и ударила пандемия. Если в Челнах разрешили работать уже с марта-апреля, то в Нижнем Новгороде – в конце июля. Здесь все арендаторы пошли на уступки: кто-то 50% скинул, кто-то полностью, в Нижнем – сказали «плати». После пандемии было мало людей в парикмахерских, поэтому пришлось закрыться. В Челнах в пандемию мы не работали два месяца, потом потихоньку начали восстанавливать трафик, люди вернулись. Сейчас у меня 10 салонов практически во всех крупных торговых центрах города.
«ПРИХОДЯТ В ОСНОВНОМ ПОСТОЯННЫЕ КЛИЕНТЫ, НЕКОТОРЫЕ ПРИЕЗЖАЮТ ИЗ МЕНДЕЛЕЕВСКА, ЕЛАБУГИ, МЕНЗЕЛИНСКА»
- У вас один из самых низких ценников в городе на стрижку. Какой средний чек?
- Действительно у нас один из самых низких ценников в городе. Средний чек: мужская стрижка – 400 рублей, женская – 500 рублей. Для пенсионеров оставили старую стоимость в 350 рублей. В будни им скидки до 13 часов.
Хороший трафик, люди видят, что можно быстро постричься, детей в игровую комнату отвести, которая находится рядом. В парикмахерских возле дома клиентов меньше. Для того, чтобы клиенты возвращались, у нас шестая стрижка в подарок.
- Портрет вашего типичного клиента сейчас?
- 70% клиентов – это мужчины и дети, поскольку женщинам нужен более долгий уход, покраска и укладка.
- Сколько инвестиций было вложено в проект? И какой срок окупаемости?
- Для открытия одной точки требуется от 400 до 900 тысяч рублей - это аренда, вывеска, ремонт. Срок окупаемости от шести до 10 месяцев. Главное – это хорошее место и профессиональные мастера.
В прошлом году открывался в Нижнекамске в ТЦ «Рамус», но не пошло. Центр большой, люди не гуляют там, а идут целенаправленно туда, куда им нужно. Аренда высокая, а народу очень мало. Решили переехать в торговый центр меньшего размера, наработали новую базу. К тому же мастера начали болеть из-за открытой большой входной площади, сильно дуло. Решили ради денег не морозить людей, оно того не стоит, и закрылись.
- В Челнах уже 10 точек, есть куда расти?
- Следующий шаг - это будет Казань. В этом году осенью буду искать помещение и открываться. Я не хочу брать количеством точек, а именно качеством. Нужно найти хорошее помещение, где будут довольные сотрудники, хорошая проходимость и довольные клиенты.
- Каковы месячные обороты сети в количественном выражении?
- В месяц в среднем делаем 15 тысяч стрижек, и при этом у нас всего три-четыре негативных отзыва. Прибыль за год составляет порядка 16 млн рублей. Самая проходима точка в ТЦ «Эссен», всегда очереди и работают три мастера. 10-ю точку в «Ленте» открыли весной, она тоже в плюсе.
В среднем один мастер принимает от 40 до 70 клиентов в день, рекорд – 97 стрижек в день – это у самого скоростного мастера из ТЦ «Эссен». Приходят в основном постоянные клиенты, некоторые приезжают из Менделеевска, Елабуги, Мензелинска. Заметили, что мужчины стригутся чаще, чем женщины.
- То есть сеть парикмахерских можно рассматривать как прибыльный бизнес.
- С точки зрения масштабирования, с каждой новой точкой заработок становится больше. Открыть один салон – это мало. В планах продавать франшизу, которую я оформил еще в 2020 году: зарегистрировал брендбук, товарный знак. Сейчас пришли к мысли о том, что надо расширяться. По моей системе, под моим брендом работает сеть в Нижнем Новгороде. Под моим наставничеством ребята открыли пять парикмахерских. После они запартнерились и открыли еще больше салонов, потом в пух и прах все полетело, и им пришлось заново менять все вывески. Попросили: «Можно мы твой бренд обратно поставим?» и все вернули. До сих пор работают, только пошли они по другому пути, открылись возле дома.
В эконом-сегменте будет больше перспектив, если подобрать правильную стратегию и хорошо относиться к персоналу. Будущее за системным бизнесом, который будет давать плюсы и сотрудникам, и клиентам. Так, парикмахерская возле дома не сможет сделать лояльность, шестую стрижку, бонусы. Как открылись, сделали ремонт, так и будут работать. Мы делаем ремонты, меняем мебель, ставим телевизоры и не показываем рекламу, а включаем мультфильмы, фильмы и не ищем дополнительной выгоды.
«ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО В ЧЕЛНАХ НЕ ЧАСТО ДЕЛАЮТ УКЛАДКИ И ЕСЛИ ДЕЛАЮТ, ТО ДОМА ИЛИ НА КАКИЕ-ТО СОБЫТИЯ»
- Насколько сами погружены в бизнес-процесс?
- Стараюсь полностью делегировать основные обязанности и беру только по управлению и принятию решений. Я считаю, что у предпринимателя свободное время должно уходить на себя и свою семью, либо на развитие бизнеса, поиск новых ниш.
- Как с кадрами? Насколько жесткий отбор персонала у вас? Трудно найти и удержать мастеров, которые будут выдавать хорошее качество услуги при таких ценниках?
- Я лояльно отношусь к персоналу. У нас это как одна большая семья. Стараюсь помогать им, проводим корпоративы. Каждый месяц организуем розыгрыши для всех мастеров в рандомном порядке. Разыгрываем триммеры, мультиварки, Яндекс-колонки. Кроме того, подбираем удобный график под каждого мастера. Я не люблю систему штрафов и не применяю ее. Однако границы всегда показываем, чтобы рабочий процесс шел. Что касается отбора, то сначала берем нового мастера, ставим с более опытным. Если это ученик, то отправляем на курсы, которые оплачиваем. После того, как сотрудник поднимает свой уровень – приходит к нам на стажировку под надзором. Оплачиваем и наставнику, и ученику за стрижки. Клиента предупреждаем, что будет стричь ученик, если он согласен, то после работы приходит наставник и показывает ошибки, если требуется, то достригает.
Есть парикмахер, которая пришла к нам после обучения и за три года стала лучшим мастером сети. Она стрижет больше всех, достаточно лояльна, хорошо общается, постоянно обучается.
Кроме того, мастера хорошо зарабатывают и довольны. У нас минимальная текучка, а это говорит о том, что сотрудников устраивают условия, и они работают в сети долго. Мастера уходят, но все равно возвращаются, и мы их всегда ждем. Без обид работаем дальше, в этом году вернулись четыре парикмахера.
- Как выстраиваете маркетинговую политику сети?
- В основном у нас работает «сарафанное радио» и флаеры. Соцсети нужны больше для масштабирования, сейчас как раз начали этим заниматься. Важно говорить об акции и стоимости, снимать трендовые ролики, а то, как правильно причесываться, все и так знают.
- Санкции в отношении России повлияли на вашу сферу деятельности?
- Единственное - выросли цены на машинки, но их покупают мастера себе сами. Когда открывали салон, закупили машинки, ножницы. Смены меняются и ножницы могут обронить. А если один раз уронили, то нужно сразу отдавать на заточку, потому что лезвие уже не то. Фены, расчески, рабочее место предоставляем, но инструменты у мастеров свои.
- Помимо стрижек у вас были мысли о том, чтобы предоставлять какие-то дополнительные услуги?
- Мы открывали услугу по укладке, обучили мастера, но не просчитали экономику, также сделали шестую в подарок, но не учли время. Если профессионал делает за 30 минут, а у нас она занимала около двух часов. Оказалось, что в Челнах не часто делают укладки и если делают, то дома или на какие-то события. Зато стригутся все - и дети, и пенсионеры.
- Где вы сами стрижетесь?
- Я у себя стригусь, есть любимый мастер, к которому постоянно хожу. Но я могу зайти в другой салон, который будет ближе ко мне. Детей своих тоже стригу у себя.
Альфия Андросенко
Олег
Ермолай
Ермолай
Замир
ПЬЕР ДУНН
Баширов
ПЬЕР ДУНН
Гамбарыч
Рамиль