3 июня 2019 года не стало Леонида Штейнберга, личности, которая имела огромное влияние на всю историю нашего города. Его называли «градообразующим человеком» и это не было преувеличением. Он начал свою деятельность в городе Набережные Челны: в условиях непростой обстановки в среде молодёжи, прибывавшей со всей страны на стройку автомобильного завода, был направлен на создание боевой комсомольской дружины. К этому времени у него за плечами уже был опыт помощи в охране правопорядка в Казани, он был активным членом БКД Казанского авиационного института. Об этом времени Леонид Данилович всегда вспоминал с особым теплом: «…я бы всем пожелал такую жизнь, какую мне довелось прожить, - и студенческую, и ту, что была после. Студенчество – это особый мир, населенный самыми разными людьми, с желанием перевернуть земной шар. КАИ мы искренне считали самым лучшим институтом страны. А дальше по нарастающей: Боевая комсомольская дружина, строительство КАМАЗа и города, удача, которая выпадает одному из тысяч».
С апреля 1971 года трудовая деятельность Леонида Штейнберга продолжилась в отделе внутренних дел Набережно-Челнинского горрайисполкома, где он прослужил до 1989 года.
С 1990 года Леонид Штейнберг работал на руководящих должностях в коммерческих предприятиях. В 1991 году Леонид Данилович организовал и возглавил Транспортно-коммерческую фирму «Кама-Тракс», одной из первых получившей лицензию на осуществление международных автомобильных перевозок. Под его руководством Компания стала одним из крупнейших в Приволжье международных перевозчиков грузов автомобильным транспортом в страны Восточной и Западной Европы, а также в Средней Азии. Уже с 1993 года фирма «Кама-Тракс» - действительный член Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России, а Леонид Данилович Штейнберг с 2005 являлся активным членом высшего органа управления Ассоциации – Правления АСМАП.
Леонид Данилович никогда не ограничивался вопросами собственного бизнеса, его усилия всегда были направлены на развитие предпринимательства в транспортной отрасли. Он инициировал образование в 2004 году «Ассоциации грузовых автоперевозчиков г. Набережные Челны и региона «Закамье». А в 2005 году организовал некоммерческую организацию «Логистическая Ассоциация Татарстана», занимающуюся проблемами автоперевозчиков Республики Татарстан. Она стала одной из лучших среди аналогичных общественных организаций РФ.
Возглавив Ассоциацию, Леонид Данилович, как руководитель организации, имеющей положительную кредитную историю, начал планомерную работу по приобретению подвижного состава организациями-членами НО «ЛАТ», налаживал работу с банками, страховыми компаниями, лизингодателями.
За безупречный труд и личный вклад в развитие автотранспортной отрасли Республики Татарстан и Российской Федерации Ленид Штейнберг был награжден знаком «Почетный автотранспортник», золотым значком «Ассоциации Международного автомобильного перевозчика России», «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан», «Почетный работник транспорта России» - всех регалий не перечислить.
В 2006 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Набережные Челны».
После безвременной кончины Леонида Даниловича главное дело его жизни продолжила дочь, Ирина Штейнберг. Именно она возглавила группу компаний «Кама-Тракс».
Сейчас, накануне годовщины смерти отца, она поделилась с журналистом Chelny-biz.ru воспоминаниями о Леониде Даниловиче, а также тем, каково было взять все дела на себя и сохранить компанию.
- Ирина Леонидовна, спасибо, что согласились на беседу. Вы долго не решались на это интервью…
- Знаете, я только спустя пять лет после смерти отца стала готова подвести какие-то итоги. Оглядываясь назад, смотрю, как я прошла этот путь без него, как пережил этот этап весь коллектив.
Мы все безмерно ему благодарны. Прежде всего, за сам факт существования Компании. Он начал эту историю в непростом, 1991 году, стал одним из первых в регионе международным перевозчиком, не побоялся сменить направление деятельности, пойти по неизведанному пути предпринимательства.
Мы стараемся сохранять все те ценности, которые были заложены Леонидом Даниловичем при создании компании. ТКФ «Кама-Тракс» он придумал на сломе времен, при этом уже 33 года живет эта история, и последние пять лет, увы, без него.
- Скажите, а Леонид Данилович делился с вами тем, как решился создать транспортную компанию?
- К сожалению, без подробностей. Я знаю, что он пробовал себя в разных сферах - в торговле, в коммерции, но понял, что это не его. Для папы было важно делать что-то настоящее. В то время к нему обратились с предложением заняться грузоперевозками. У нашей гордости – Автомобильного Завода была потребность в том, чтобы увозить на экспорт литье и поковки. Он решил рискнуть, по сути, ничего не зная о грузоперевозках. Друзья одолжили ему помещение, он взял кредит, заложил квартиру. Уже сейчас я понимаю, что это был большой риск. По сути, компания началась благодаря энтузиазму и смелости Леонида Даниловича. Я думаю, эта смелость в нем от его отца.
- А каким был ваш дедушка?
- Данил Лазаревич участвовал в Великой Отечественной Войне, вернулся после ранения инвалидом телесным, но не душевным. Не выносил несправедливости, всегда готов был вступиться за тех, кто слабее.
- Ваш отец был таким же?
- Да, я помню, мама рассказывала, что он не мог терпеть несправедливость и никогда не проходил мимо чужой беды. Его путь и до «Кама-Тракс» был очень активным. Он, кстати, даже описан в книге «Спасибо вам, люди, за дружбу со мной». Там его знакомые, ветераны, сослуживцы, коллеги по работе делятся воспоминаниями и мыслями о нем. Например, Василий Соколов, на момент создания книги заместитель генерального директора завода «Расстал» по экономической безопасности, пишет: «До сих пор весь род Соколовых испытывает к этому человеку (Леониду Штейнбергу - прим. ред.) огромную благодарность. А для меня это учитель, мастер, пример для подражания…его фирменный стиль руководства: сочетание положенной по службе дистанции и одновременно доступность. Этому надо учиться, не каждому дано». И таких рассказов в книге множество. В нем была природная сила, которая впечатляла людей.
- Вы с отцом были близки?
- Вы знаете, в детстве отца никогда не было рядом, он очень много работал. Зато была мама с рассказами о папе. Именно она создала такой ореол мудрого отца. Благодаря маме папа всегда незримо присутствовал в моей жизни, даже если физически его не было. Я за это ей очень благодарна. В то же время понимаю, что все, что он делал - он делал и для нас. Сейчас, через это интервью, я хотела бы сказать спасибо не только ему, но всему поколению, построившему этот город. Я думаю, многие читатели помнят, как было раньше и видят то, что мы имеем сейчас. Когда-то мои родители приехали сюда, на комсомольскую стройку, город создавался буквально на их глазах и при их непосредственном участии. Если бы папа еще был жив, я бы провезла его по городу, чтобы показать, как сильно, даже за пять лет с момента его ухода, Челны изменились.
Я говорю спасибо «Кама Тракс», это тоже наша семья. Мы всем коллективом по сей день равняемся на Леонида Даниловича. Называем его Большой Шеф. Каждый наш поступок - чтобы не было стыдно перед ним. Те принципы, которые он внедрил, по сей день для нас основополагающие.
- Какие именно принципы?
- Леонид Данилович умел дружить, умел поддерживать людей в любой ситуации, поэтому заслуженно пользовался авторитетом не только в коллективе возглавляемой им фирмы, но и в городе Набережные Челны, и Республике Татарстан, и за ее пределами.
Многие удивлялись количеству друзей у Леонида Даниловича, теплоте и искренности их отношений, пытались понять секреты такой дружбы. А секрет в глубоком внутреннем уважении другого человека.
Он всегда был душевно щедрым человеком: в городе, Республике, России не пересчитать людей, которым он протянул руку помощи, помог советом и делом, подставил плечо в трудную минуту. И все они с благодарностью об этом вспоминают. Поэтому сегодня его имя открывает многие двери при решении разных задач.
Помню, как он ездил встречать автогоночную команду «КАМАЗ Мастер» с очередного марафона, ему тогда было уже 70 лет. Ночами вставал, ехал в аэропорт, просто потому, что хотел поддержать ребят из команды, с которыми был близок.
Помню, как переживал, когда в силу сложной финансово-экономической ситуации, ОАО «КАМАЗ», проводя оптимизацию производства, вынужденно прекратил финансирование футбольного клуба. Папа принимал непосредственное участие в его создании, когда-то даже привозил с Украины к нам футболистов, и ощущал ответственность за них.
Но поскольку не стало финансирования, в начале 2013 года руководством клуба было принято решение о снятии команды с участия в Первенстве России, увольнении тренерского и административного состава, футболистов. В этот период сформировалась инициативная группа, в состав которой вошли Олег Коробченко, Евгений Вайнер, Иван Клипов, Папа и некоторые руководители организаций города, депутаты горсовета, бизнесмены и любители футбола, горячо увлеченные спортом, поддерживающие развитие спорта и спортсменов в городе Набережные Челны и заявившие о недопустимости такого развития событий.
На первом этапе инициативной группой было найдено решение о финансировании команды и клуба. Был даже период, когда они просто скидывались на зарплаты игрокам. По предложению руководителей группы была организована встреча с руководством ОАО «КАМАЗ», а потом с руководством Республики Татарстан и главным тренером ФК «Рубин» и достигнуто соглашение о сохранении команды.
Тогда, благодаря усилиям инициативной группы, удалось сохранить клуб.
Отчасти благодаря папе в городе появился и Органный зал. Основатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Игорь Лерман - троюродный брат Леонида Даниловича, и именно по папиному приглашению он когда-то приехал сюда.
И сейчас несмотря на то, что живем мы в небольшом городе, у нас есть и спортивная, и культурная жизнь. Я очень горда, что мой отец к этому причастен.
- Насколько я знаю, Леонид Данилович также придумал конкурс профессионального мастерства для водителей грузовиков?
- Вы правы, огромный опыт работы позволил Леониду Даниловичу организовывать конкурсы профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов «Кубок Мэра города Набережные Челны», а также отборочные этапы всероссийского конкурса «АСМАП-Профи» по Приволжскому Федеральному округу из десятка городов различных субъектов России. Эти соревнования направлены на повышение профессионального роста водителей, улучшение их подготовки, и обмен опытом. И, самое главное - привлекают интерес подрастающего поколения к профессии водителя междугороднего и международного автотранспорта.
И по сей день раз в год его проводит Ассоциация перевозчиков. Леонид Данилович очень мечтал, что этот конкурс станет престижным. И мне радостно, что это произошло уже при его жизни.
- Ирина Леонидовна, когда Вашего отца не стало, Вам пришлось встать у руля «Кама Тракс». Вам было сложно решиться на это? Не возникло искушения продать бизнес или просто его кому-то делегировать?
- Честно говоря, мне даже в голову такое не приходило. Поначалу страшно не было, я даже подумать не могла, что можно как-то иначе. Я знала, что в помощь мне есть сын Ян Олегович и невестка Екатерина Александровна, есть наша команда, которая шла вместе со мной и папой долгие годы. Не сомневалась, что вместе мы сможем продолжить дело. Работаем дальше!
- Много возникало трудностей?
- Да, случилась пандемия. Это было сложным испытанием для всей страны, нашей отрасли, нашей компании. Но мы прошли его достойно.
И был период всплеска аварий. Одолевали мысли, как бы водитель мог предотвратить ДТП, что сделал не так и почему, что предпринять. Вот именно этот человеческий фактор. Это было тяжелее всего, а не экономические последствия. В то же время важно было продолжать работать, чтобы наши сотрудники получали зарплату, чтобы сохранить репутацию компании.
- А какое решение Вы нашли?
- Я познакомилась с основателем программы «Безопасный перевозчик» Айратом Калимуллиным. Решили попробовать внедрить его программу. Сначала заниматься стали каждый день, потом раз в неделю.
- Каков был эффект?
- Вы знаете, я была на лекциях и видела, как водители реагируют, как у них даже поза меняется на занятиях. Сначала они смотрели со скепсисом, потом начиналось ерзание, потом появлялись возгласы: «Да ладно!», а потом они выходили после лекции в тишине. Я видела, что пошло осмысление, в глазах появилось сомнение: «А точно ли я правильно делаю»? После водителей я собрала и «белых воротничков», Айрат Калимуллин прочитал лекцию для нас, и реакция была точно такая же.
- Расскажите, в чем суть программы?
- Программа учит более осознанному поведению на дорогах, тому, что каждый участник дорожного движения в ответе за свою и чужую безопасность, особенно, если он за рулем многотонного грузовика.
- И эта программа дала результат?
- Хочется постучать по дереву… Да, результаты очень серьезные, мы ушли от аварий по вине наших водителей.
- Это удивительно. Как правило, такие задачи пытаются решать путем усиления контроля, установкой каких-то программ контроля скорости, камер. А вы пошли другим путем.
- Да, конечно, можно поставить «умный глаз», который будет фиксировать, если водитель нарушает ПДД, но, если он решил, например, гнать - хоть что ты поставь. За рулем человек, если он считает себя правым - просто будет искать способы обойти правила. Надо менять ментальность.
- Сложно было, когда вы возглавили компанию?
- Было тяжело без Леонида Даниловича, который давал всем ощущение незыблемости, надежности, устойчивости, защищенности. Помню, я тогда коллегам говорила: «Да, вы потеряли директора, но я - отца. Нам всем тяжело, но раз я нашла в себе силы, давайте вы тоже выходите из состояния уныния, взбодритесь. Просто будем благодарны, что он был, сформировал коллектив, научил честно работать, и что мы можем его дело продолжить. Одно дело - говорить о преданности, и другое – действовать».
- И все же в итоге вас приняли как руководителя. Много ли времени на это понадобилось?
- Я бы не сказала. На самом деле большая часть команды меня приняла, поддержала, в меня поверила, за что я им очень благодарна. Я вообще всегда исповедовала и исповедую принципы человеческого отношения. Если по-человечески общаешься, всегда есть результат. Если же люди такого отношения не понимают - они уходят. Что же, значит это не наши люди.
- Ирина Леонидовна, вы строгий руководитель?
- Знаете, скажу так - я не строгий директор, а требовательный, но справедливый и достаточно лояльный к сотрудникам. И к каждому в команде отношусь, как к близкому человеку. Не принимаю, когда рассчитываешь на человека, а он подводит, хитрит и ничего не делает. Если работает человек, даже совершает ошибки - буду уважать, любить, помогать. Но если пытается обманывать - этого я не терплю.
- То есть вы близко к сердцу принимаете такие вещи?
- Скорее да. И это влияет на принятие решений. Своим больше достается. Я теперь понимаю, почему папа меня не хвалил. Мама говорила ему: «Как так, своих детей всегда стараются в теплые места пристроить, а ты Иру в самое пекло». Он тогда ничего не сказал, а сейчас я ему очень благодарна. Папа воспитывал мой характер через преодоление.
- Вы работали вместе с Леонидом Даниловичем, причем продолжительный период времени. Возникали сложности? Или вы могли обратиться к нему за советом?
- Всегда могла. Папа никогда не навязывал мне свою позицию, мы могли обсудить что угодно. Конечно, в подростковом возрасте у нас был стандартный конфликт отцов и детей. Но работать с ним было очень комфортно.
- В юности вы думали, что когда-то придется возглавить семейное дело?
- Честно говоря, нет. Я сначала мечтала стать следователем, потом учителем, как мама. Самое интересное, что в нынешней работе я смогла реализовать, по сути, все свои желания. Как следователю, приходится иногда выяснять какие-то рабочие моменты. В общении с людьми педагогические навыки мне тоже очень пригождаются.
- Что было сделано в компании за последние пять лет?
- В 2021 году мы придумали новую историю. Раньше у нас не было направления железнодорожных перевозок, а сейчас мы открыли Терминал по формированию контейнерных поездов и Склад временного хранения (СВХ). Услуга оказалась своевременной и востребованной. Спасибо нашим партнерам, которые поверили в нас и поддержали. За это время мы отточили мастерство, и по сей день продолжаем совершенствоваться в этом направлении.
- Как думаете, продолжат ли ваше дело дети?
- Думаю, что да. Сын Ян Олегович и невестка Екатерина Александровна уже здесь со мной, племянник из Москвы Даниил тоже учится и работает здесь. Я надеюсь, что продолжат. И дети наших сотрудников тоже. С такой командой, как у нас, можно преуспеть в чем угодно.
Нам предстоит двигаться дальше!
Бывший
Юлия
Валерий.
Ю.М.
Жи-ши
Элеонора.