В эмоциональную полемику вылился разговор о состоянии культурной среды в промышленных Набережных Челнах, состоявшийся 27 ноября на бизнес-обеде в русском драмтеатре «Мастеровые». Такую объемную, многослойную и противоречивую тему участники беседы - предприниматели, люди искусства, медийные персоны - рассмотрели с нескольких, но далеко не со всех сторон, так как на это просто не хватило бы времени. Оказалось, что заданные векторы обсуждения задевали застарелые болевые точки и каждого спикера в отдельности, и горожан в целом. Говорили о нехватке концертных площадок, об отсутствии пропаганды культуры, об образовании и об уезжающей из Челнов молодежи.
ДЫРА В ФУНДАМЕНТЕ
«КУЛЬТУРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – ЭТО ВИШЕНКА НА ТОРТЕ!»
Модератор встречи – Жанна Дарина, предприниматель, основатель делового клуба, автор youtube-канала «Дарина, давай!» и директор Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны» первый тезис адресовала руководителю пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олегу Афанасьеву. На вопрос о том, влияет ли количество культурных учреждений на уровень культуры, спикер предложил сначала сфокусироваться на другом аспекте.
— Культурные заведения, такие как театр, — это вишенка на торте! А вот чтобы вишенка хорошо смотрелась и была к месту, нужно этот торт создать! — с ходу заявил Олег Афанасьев. — Мне кажется, что в Челнах есть некая дыра в фундаменте. Город, на мой взгляд, никак не может определиться со своим культурным и историческим наследием. Оно здесь не сформировалось, его еще предстоит создавать.
Далее Афанасьев предложил двигаться в направлении переосмысления истории возникновения промышленности - как базиса для дальнейшего развития. Реновация индустриальных объектов, создание на их основе музеев или иных востребованных общественных пространств должны помочь становлению объединяющей челнинцев культурной среды.
— Выучить детей, создать художественный школы, театры – это все можно, а вот общность с городом, общность с его историей — вот этого в Набережны Челнах не хватает! — подчеркнул спикер и рассказал, что в данный момент обсуждается концепция современного музея КАМАЗа, площадка для которого уже выбрана в 52 комплексе.
Кроме того, руководитель пресс-службы автогиганта сообщил о возможном переформатировании пустующих пространств и помещений в промзоне. Так, по его словам, между НТЦ и ИТ-парком, например, вполне можно расположить улицу, на которой сконцентрированы будут учебные, культурные заведения, точки общепита. При этом Олег Афанасьев убежден, что количество культурных объектов напрямую не коррелирует с культурностью самих жителей. Нужно смотреть шире: начинать с воспитания детей, строить новые дороги, обустраивать общественные территории и дворы.
НЕХВАТКА КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДОК
«НЕ У КАЖДОГО ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УЕХАТЬ В ДРУГИЕ ГОРОДА И ПОСЕТИТЬ ТАМ МЕРОПРИЯТИЯ»
Неожиданно горячую дискуссию вызвало выступление организатора концертных мероприятий, директора ООО «МИА «СФЕРА» Екатерины Алексеевой, которая как раз посетовала на отсутствие в Набережных Челнах культурных объектов — специализированных площадок для выступления гастролирующих артистов. И дело не в капризах заезжих звезд, а в акустике, техническом оснащении и наличии места для танцующей публики, которые были бы по карману челнинцам.
— У нас не хватает площадок таких, чтобы на концерты могли ходить не только те, у кого есть деньги, но и те, у кого их недостаточное количество. От расположения мест меняется цена билета. У нас нет площадок, где есть танцпол.
По словам спикера, Органный зал больше подходит для классической музыки, и эстрада там не звучит, своя ограниченная специфика есть у Ледового дворца, а во время концертов рок-групп в зале Сары Садыковой люди пытаются танцевать на сидячих местах. Городу нужна большая коммерческая площадка, которая могла бы трансформироваться из обычного зрительного зала в танцпол.
Раиль Минегалиев, член постоянной комиссии горсовета по градостроительству, вопросам развития городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, заметил, что обоснованность возведение подобного объекта должно опираться на количество жителей, востребованность и окупаемость в течение всего года. При этом многие челнинцы ездят на большие концерты в Казань, где собираемость залов тоже оставляет желать лучшего.
— Не у каждого есть возможность уехать в другие города и посетить там мероприятия, - парировала Екатерина Алексеева. — А хорошие артисты проезжают мимо Челнов. Они едут в Казань, Ижевск, Уфу из-за отсутствия площадки.
Участники бизнес-обеда тут же начали вспоминать закрывшиеся клубы, в которых были подходящие условия и достаточное количество мест. Звучали предложения сделать Челны привлекательными для любителей музыки из малых городов. В конечном итоге Раиль Минегалиев объяснил, что руководство города пойдет навстречу желающим вложиться в строительство подобного объекта, а сама идея достойна обсуждения.
ВЕКТОР ПУСТОТЫ?
«Я СОВЕТСКАЯ. МНЕ 60 ЛЕТ. МОИ РОДИТЕЛИ АБСОЛЮТНЫЕ ТРУДЯГИ, И Я ХОДИЛА В ТРИ КРУЖКА»
Периодически на бизнес-обеде поднималась тема образования, культурного воспитания детей и молодежи в семье и школе. Важность этого процесса озвучивали многие спикеры. Так Алиса Харисова, основатель центра детского развития «УМ-КА», в котором вопросам культуры отводится большая роль, привела собственную статистику.
По словам спикера, из 35 опрошенных родителей учащихся школы «УМ-КА», 17 человек заявили, что никогда не были в театре «Мастеровые» с момента его открытия. 25 детей посещали театр только со школой и лишь четверо в 2023 году были в нем всей семьей. Алиса Харисова считает, что именно с родителями нужно работать в первую очередь, особенно с поколением конца восьмидесятых – начала девяностых, используя все доступные ресурсы: «Мы, родители, вкручиваем детям вектор пустоты поневоле или осознанно».
О необходимости прививать культуру в семье говорил Рашат Файзерахманов, экс-директор татдрамтеатра Челнов, а ныне преподаватель театральной школы. Он утверждает, что в городе есть куда пойти и где приобщать детей к искусству — работают более двадцати учреждений культуры и 12 учебных заведений.
Андрей Балта, генеральный директор и учредитель ПО «Промвест», рассуждал о востребованности образования, готовящего людей творческих, созидающих, генерирующих идеи, а не выбирающих нужный ответ из нескольких предложенных.
— Я советская. Мне 60 лет. Мои родители абсолютные трудяги, и я ходила в три кружка, — говорила актриса и педагог Лариса Арсланова, подчеркнувшая, что бесплатное дополнительное и профессиональное культурное образование были государственной программой, и такой подход нужно возрождать.
Про уехавшую из города молодежь и перспективы челнинских юных дарований высказался Павел Евдокимов. По его мнению, нужно думать не о тех, кто покинул Челны и уже окунулся в другую жизнь, а о тех, кто остался. Руководитель ГК «Инжиниринг Плюс» коснулся и развития детского спорта, и площадок для самореализации творческой молодежи и подчеркнул важность государственного участия в решении этих вопросов.
Сразу несколько спикеров подняли тему необходимости разговора с подростками на их «поле», использовании соцсетей и молодежных интернет-медиа как главных инструментов общения.
— Есть общий языковой барьер. Они говорят на другом языке. Нужны какие-то информационные потоки, которые зацепят их! — предлагал Раиль Минегалиев.
Ведущий и бизнесмен Артур Королев обратил внимание на то, что в городе необходимо возрождение инженерной мысли и высказал недоумение по поводу расположения ИТ-парка, который находится вне зоны доступа молодежи, тогда как казанский «Иннополис» работает в центре города и там кипит жизнь.
ЭНТУЗИАЗМ
«И СТОЛЬКО ПРОЕКТОВ БЫЛО ОРГАНИЗОВАНО!»
К слову, градостроительная политика упоминалась на бизнес-обеде несколько раз. В частности, генеральный директор компании «Новый сервис» Павел Кибирев говорил о сбалансированности старого генплана, о том, что городскую среду должны продумывать архитекторы, а не застройщики. Предприниматель с горечью заметил, что память об энтузиастах – первых строителях автогиганта, вынесена на окраины Челнов, а в центре города нет никаких культурных объектов, посвященных этим людям.
О деловой игре, приходившей в пионерлагере «Звездный» в 1988 году, вспомнил член Союза кинематографистов СССР, член Союза российских писателей, заслуженный деятель искусств Татарстана Юрий Манусов. По его словам, тогда на целую неделю собрали весь руководящий состав города и всех работников культуры, от которых требовалось разработать концепцию культурного развития города Набережные Челны.
— Но на самом деле задача была просто сдвинуть наше сознание! Чтобы и начальники, и партийные работники понимали, о чем вообще идет речь, что можно конкретно сделать, — вспоминает кинематографист и писатель, добавляя, что делова игра дала свои плоды через какое-то время, когда в существовавший тогда культурный фонд КАМАЗа стали приносить самые разные проекты. — Мы эти идеи рассматривали, и если они были действительно интересные для города, то выделяли финансирование. И столько проектов было организовано!
Спикер предложил установить памятные доски на зданиях, где когда-то размещались театр «Ника», художественная студия «Мета», джаз-клуб и другие знаковые для культуры места. А накануне 400-летия города режиссер готов создать десятисерийный документальный сериал об истории Набережных Челнов. По примерным расчетам, производств одной серии стоит порядка одного миллиона рублей, и расходы можно заложить в бюджет города. У Юрия Манусова есть опыт создания игрового и документального кино, а один из его фильмов – «Стрелять так стрелять», Жанна Дарина обещала продемонстрировать в рамках закрытого кинопоказа.
Говорил Юрий Владимирович и о том, что у истока каждого начинания всегда стоит человек, придумавший идею, и ему нужно куда-то прийти, чтобы ее показать, получить поддержку. Именно с инициативы энтузиастов когда-то начинался, например, театр «Мастеровые».
ТЕАТР
«ПОНЯТНО, У НЕГО ЖИЗНЬ ОДНА»
Продолжил обсуждение директор русского драматического театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ, который считает, что трудности с развитием культуры есть во многих городах. Но важно поменять настрой людей, которые порой агрессивно реагируют на новое, тем самым отпугивая талантливых творцов. Те уезжают в крупные города, чтобы реализовать свой потенциал, а Челны теряют ярких деятелей искусства, энтузиастов.
— Понятно, у него жизнь одна. Что он здесь - десятилетиями будет долбиться в стену? — говорит руководитель театра. — И это вот большая проблема, потому что это как раз те люди, которые могли быть локомотивами и все на себе тащить.
Во время бизнес-обеда много раз упоминался театр «Мастеровые». И как мерило культурности горожан, и как маркер изменений, происходящих с подрастающим поколением, и как учреждение, открытое к новым формам сотрудничества с бизнесом.
Поэтому естественно, что Диамантэ коснулся некоторых трудностей в работе театра, который находится на самоокупаемости и напрямую зависит от интереса публики к своим постановкам.
— Как можно поддержать нас? На самом деле очень просто! Покупать билеты и приходить в театр!
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
«ЭТО БЫЛ БЫ МОЩНЫЙ СИГНАЛ»
В ходе обсуждения предприниматели так или иначе затрагивали тему фиксирования прозвучавших идей и перевода их из статуса разговора в реальные проекты. Запрос на конкретику вылился в инициативу по созданию общественного совета по культуре и спорту.
— Это был бы мощный сигнал для всего населения нашего города, — заявил один из гостей.
Предложение было встречено с энтузиазмом, тем более что многие бизнесмены так или иначе поддерживают творческие инициативы, помогают талантливой молодежи или просто готовы подключить свои ресурсы к решению проблем.
— Мы начинаем юридическую подготовку, — пообещала Жанна Дарина. — Рассмотрим процедуру создания подобного совета, организуем первое заседание, тем более что уже сейчас поступают заявки от желающих в него войти.
Основательница «Делового клуба Дариной» подчеркнула, что будущий общественный совет соберет под своей эгидой и бизнесменов, и деятелей культуры и спорта, и представителей молодежных организаций – всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии города.
Мероприятие закончилось на высокой эмоциональной ноте, были вручены подарки от партнеров – компании «БКС Мир Инвестиций», салона интерьерных решений премиум класса «Аликанте», компании «Главбух» и мультибрендового бутика Qboutique.
Женя