Субподрядчик «ВолгоПромСтроя» нагрел поставщиков на миллионы рублей во время капремонта в 2020 году. Фонд ЖКХ РТ давным-давно расплатился с исполнителями, теплообрудование благополучно работает в жилых домах, но кредиторы второй год не могут выбить за него оплату. Ситуация накалилась прошлой осенью. Взять с заказчика уже особо нечего – юрлицо признано банкротом, а учредители, по словам поставщиков, тщательно почистили все имущество, которое рисковало попасть в конкурсную массу. В оплату долга они получили голые автомобильные кузовы и … впрочем, все. В пострадавших – известная на строительном рынке компания «ИЦ «Энерготехаудит» и казанская «МКС-Сервис». При этом сам субподрядчик от обвинений в нечистоплотности открещивается и обещает выплатить долги – мол, оказались в затруднительной ситуации из-за коронакризиса, а наниматель и вовсе выплатил не всю сумму, о которой договаривались на берегу… Подробнее – в материале Chelny-biz.ru.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
«СНАЧАЛА ПОКАЗАЛИ СЕБЯ КАК ВМЕНЯЕМЫЕ И ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ЛЮДИ. ЗАТЕМ НАЧАЛИСЬ ИСТОРИИ: «МЫ СЕЙЧАС ЗАКРОЕМ ОБЪЕКТЫ, А ПОТОМ С ВАМИ РАСПЛАТИМСЯ». ДЕНЕГ МЫ ТАК И НЕ УВИДЕЛИ»
Отправная точка истории – масштабный капремонт жилых домов, который проходил в 2020 году в Набережных Челнах. Сбой произошел в «вилке» субподрядчиков «ВолгоПромСтрой». Генподрядчик заключил договор с нижнекамским ООО «Строитель», те в свою очередь нашли ООО «РСУ «Строй». Фирма получила подряд на строительно-монтажные работы и, таким образом, оказалась конечным звеном в цепочке «субчиков». В процессе поиска поставщиков вышли на челнинскую компанию «Инженерный центр «Энерготехаудит», которая работает на рынке больше 20 лет. Начиналось все прекрасно - партнеры заключили договор поставки теплотехнического оборудования на почти 10 млн рублей и начали отгрузку и приемку товара. Заказчик на первых порах перевел поставщику несколько траншей общей суммой около 960 тысяч рублей. Оборудование сразу пошло в дело – его смонтировали в 24 жилых домах в Челнах.
Спустя время работы были завершены, генподрядчик собрал пакет документов (куда включили и акты об установке спорного оборудования), отчитался в Фонд ЖКХ РТ. Региональный оператор произвел 100% оплату и деньги потекли по субподрядчикам. Но застопорились на звене с «РМУ «Строй» - оставшиеся девять млн рублей «ИЦ «Энерготехаудит» так и не увидел.
Оплаты, к слову, не дождалась и казанская фирма, в которой «РМУ Строй» в тот же период заказывала аналогичное оборудование. Фирма сделала несколько платежей, но в итоге недоплатила порядка 4 млн рублей. Как рассказал Chelny-biz.ru директор ООО «МКС-Сервис» Филипп Малашин, на старте продукцию заказчикам отгружали на полном доверии.
- Сначала оплаты шли исправно, поэтому я продолжал отгружать товар. Показали себя как вменяемые и добросовестные люди. Но затем начались истории: «Мы сейчас закроем объекты, деньги оплатят, а потом с вами расплатимся». Рассказывали, что им задолжали и вскоре должны оплатить. Генподрядчик провел оплату, а финансовые средства до нас так и не дошли. К сожалению, денег мы так и не увидели. А в последнее время они вообще перестали выходить на контакт…
«РМУ «Строй» предлагали поставщику варианты для возмещения долга, но к единому решению партнеры так и не пришли. Сейчас «МКС-Сервис» также ведет судебные тяжбы с челнинскими предпринимателями.
Само ООО «РМУ «Строй» зарегистрировано в Набережных Челнах в 2012 году. Генеральным директором с момента открытия и вплоть до октября 2021 года значилась челнинская бизнесвумен Лейсан Королик. Являлась она здесь номинальным директором, фактическим руководством организации занимался ее супруг Валентин Королик, занимающий должность заместителя. Фирма была занята в основном на строительно-монтажных работах. На капремонт в тот пандемийный год пришла впервые. Несмотря на то, что компания уже несколько лет работала на рынке и не вызывала подозрений, компания «Энерготехаудит» решила подстраховаться – с директором Лейсан Королик заключили отдельный договор, согласно которому она поручалась за выполнение обязательств по оплате. Он-то и втянул учредительницу в банкротство и судебные тяжбы. Вместе с ней в разбирательствах оказался и ее преемник на посту директора – Алексей Андреев. Его привлекают к субсидиарной ответственности.
КУДА УШЛИ ДЕНЬГИ
«УНИЧТОЖАЮТ МАШИНЫ, ПЕРЕВОДЯТ ДЕНЬГИ В ОБНАЛЬНЫЕ ФИРМЫ, ПРОДАЮТ ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦАМ, НЕ ПРИВОДЯ ДЕНЬГИ В ФИРМУ, НО ПРЕКРАСНО ЗНАЯ О ДОЛГАХ…»
Когда начались просрочки платежей, поставщики поняли, что долг выплачивать никто не собирается. В итоге одному из них даже пришлось брать кредиты, чтобы выполнить свои обязательства перед производителем оборудования. Тот же «ИЦ «Энерготехаудит» направлял должникам соответствующие долговые требования, но результата так и не получил. Предприниматели пошли в суд.
«ИЦ «Энерготехаудит» обратился в суд с заявлением о взыскании с «РМУ «Строй» и Лейсан Королик в солидарном порядке. В июне 2021 года челнинский горсуд частично удовлетворил исковые требования и взыскал с должников более 9 млн рублей. Заявители просили 1,5 млн пени, но суд снизил это требование. Следом «ИЦ «Энерготехаудит» подал в Арбитражный суд иск о признании банкротом Лейсан Королик и ее фирму - спустя время челнинку и ее компанию определили как несостоятельными. Конкурсному управляющему через суд пришлось требовать документы об имуществе, транспортных средствах, также доступ в жилые помещения для установления наличия имущества. В частности, сведения о местонахождении двух иномарок, принадлежащих должнице, и квартиры в новостройке.
Но должники и тут обошли кредиторов, потирающих руки в надежде на возврат денег. Недвижимость на тот момент находилась в залоге у банка и рисковала уйти с торгов – часть денег в таком случае перешла бы банку, а другая – обманутым контрагентам. Иммунитет как на единственное жилье в силу законодательства на нее не действовал. Но находчивая предпринимательница выкрутилась и здесь: она погасила ипотеку, внеся всю сумму долга в размере почти 2 млн рублей. Тем самым исключила квартиру из конкурсной массы. Но не своими «руками» - за нее это сделала мама-пенсионерка, которая является созаемщиком. Этот факт, к слову, напряг кредиторов – они уверены, что Королик вложила свои собственные средства, чтобы избежать изъятия имущества.
На момент введения банкротства у Королик в собственности было два авто: Opel Corsa и BMW 5 серии. Они были на ходу, даже приходили штрафы ГИБДД. Летом по определению суда машины обязали передать в конкурсную массу. После долгого ожидания в ноябре прошлого года представитель Королик «порадовал» «ИЦ «Энерготехаудит» сообщением о том, что машины можно забрать. Приложил фото. Но на снимках были только голые кузовы после авторазбора.
Кредиторы надеются, что с должников удастся взыскать долги через действующую фирму «Комфорт сервис», которая принадлежит Лейсан Королик – мол, доля в уставном капитале должна также перейти в конкурсную массу. Кроме того, на фирме числятся два автомобиля в лизинге.
В «ИЦ «Энергостройаудит» считают, что у руководства «РМУ Строй» изначально не было намерения исполнять свои обязательства перед поставщиками оборудования - поскольку все полученные от генподрядчика деньги отмылись – на них предположительно приобретались иномарки в республиканских автосалонах. Купленные машины не спешили регистрировать на фирму – их сразу же сбывали физлицам. Но в кассу вырученные средства так и не вносились. Это в ходе финансового анализа выяснил конкурсный управляющий. Он делал запросы в автосалоны в рамках процедуры наблюдения – мол, вам оплатили, почему не было поставок авто? Дилеры в свою очередь отчитались, что в фирму были отпущены два Volkswagen Touareg, два Hyundai Solaris и т.д. Представили первичные документы, что эти машины были получены самой Лейсан Королик.
Также обманутые поставщики подозревают, что деньги в миллионном эквиваленте уводились через счет компании на ИП Валентина Королика – были переводы, но управляющий не нашел каких-либо документов, обосновывающих их. В общей сложности, по подсчетам кредиторов, на счету было 20 млн рублей, которые должны были пойти в счет долга.
Как рассказал изданию конкурсный управляющий «РМУ «Строй» Ильнар Нутфуллин, у фирмы не так много шансов вернуть долги. Есть лишь единственный рабочий метод – отозвать договоры купли-продажи автомобилей, которые ушли физлицам. Но в этом случае без иномарок могут остаться сразу несколько автовладельцев.
- У нас есть договоры, которые мы получили в ГИБДД. Руководство «РМУ «Строй» с нами на связь не выходит, документов у нас нет, их не предоставляют. Мы направили запросы физлицам, пока нам никто не ответил. Сейчас мы сформируем документы и подадим на оспаривание сделок – вернуть машины в конкурсную массу. Пока это единственный возможный вариант.
Кредиторы опасаются, что есть и другие пострадавшие, ведь компания может работать «под другими знаменами».
- В тот момент, когда у них на руках уже была оплата от генподрядчика, они говорили, что денег нет и с ними еще не рассчитались, – возмущается владелец «ИЦ «Энерготехаудит» Алексей Поленов. - Мы даже предложили услуги своих юристов, но они отказались. Затягивали время, чтобы мы обратились в суд как можно позже. Они продолжают затягивать судебные тяжбы - не являясь в суд, подавая встречные требования, но при этом не оспаривая сумму долга. С нами вот так поступили, и ведут себя так нагло, что как будто отвечать за это не придется – уничтожают машины, переводят деньги в обнальные фирмы, продают имущество физлицам, не приводя деньги в фирму, но прекрасно зная о долгах. Мы попали на 9 млн на ровном месте! А что, если не только мы?
ЧТО ГОВОРЯТ ВЛАДЕЛЬЦЫ «РМУ «СТРОЙ»
«СЕЙЧАС ПОДРЯДЧИКИ - РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ. МЫ ПОНИМАЛИ, ЗА ЧТО БЕРЕМСЯ, ПОНИМАЛИ, ЧТО КРИЗИС – КОРОНАВИРУСНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. ВСЕ НАВАЛИЛОСЬ ДРУГ НА ДРУГА»
Сами предприниматели от долгов, кстати, не открещиваются. В беседе с Chelny-biz.ru Валентин Королик, бывший замдиректора «РМУ «Строй» и супруг владелицы, рассказал, что они оказалась в патовой ситуации – не смогли завершить подряд, и в итоге оплата по договору оказалась в разы меньше той, на которую они рассчитывали. Предприниматели ушли в минус. Работу не смогли продолжить по определенным обстоятельства, о которых Королик предпочел не распространяться. А дальше они не смогли расплатиться с поставщиками. Якобы хотели, но кредиторы запустили судебные тяжбы, которые повлекли ограничения, мешающие работе.
- Мы получили подряд с ООО «Строитель». А нам не то, что заработать не удалось на этом подряде, так мы еще и ушли в минус. Это же легко проверить – сметы, зарплаты рабочим, затраты на оборудование и т.д. По определенным причинам «ВолгоПромСтрой» пришлось вывести своих людей на завершение нашего подряда. Таким образом, нам срезали больше половины тех денег, которые мы должны были получить. Из 9 с лишним миллионов перевели только 4 млн рублей.
Нам срезали сметы, потом произошел рост цен на оборудование, и в конечном итоге, когда еще мы только закрывали акты выполненных работ, готовили их, чтобы нам произвели оплату, все закрутилось, - рассказал Валентин Королик. - Да, у нас были обязательства, которые мы не могли своевременно выполнить перед «ИЦ «Энерготехаудит». Но никто не отказывался от их выполнения. Они не хотели идти на какие-то разговоры. Им нужно было все и сразу. «ИЦ «Энерготехаудит», не дожидаясь, начали судиться с нами. Из-за их действий мы получили ограничения по банковским счетам. То есть даже те деньги, которые нам перевел ООО «Строитель» - 4 млн рублей, мы планировали им оплатить, но не можем. Но никто, повторю, не отказывался от оплаты. Лично для меня действия руководства «ИЦ «Энерготехаудит» стали неожиданными. Мы не смогли работать и более того – даже рассчитаться с некоторыми сотрудниками.
Королик отметил, что поставщик был в курсе кризисной ситуации, сложившейся в их фирме. Но это не остановило его в развязывании судебных тяжб.
- Мне казалось, что в «ИЦ «Энерготехаудит» полностью знали и понимали мою ситуацию. Почему вообще так все получилось? Они были в курсе, понимали, что я просто заложник ситуации и что брать у меня нечего. То есть я со своей стороны не поступал некрасиво. Они понимали это, и поэтому они предлагали объединиться и выступить против генподрядчика. Я отказался. Зачем? Я не такой человек. Объяснил, что даже если я попал в такую ситуацию, то буду с вами рассчитываться. Я не отказывался тогда и не собираюсь это делать сейчас. Но мои условия их не устраивают. Кого-то винить в ситуации не могу. Виноваты все в какой-то степени. Одно дело, если бы я заявлял: «Ребята, я банкрот и никому не должен». Но это же не так. На банкротство подавал не я. Они просто поняли, что у меня нет миллионов и решили забрать квартирой, машинами и оставить меня на улице. Более того, мне, моей жене и теще даже поступали угрозы от представителей «ИЦ «Энерготехаудит» - грозили тюрьмой.
Предприниматель также пояснил ситуацию с продажей автомобилей физлицам. Это, мол, один из векторов развития компании, который мог приносить доход.
- Это же не запрещено. Да, автомобили не оформлялись на компанию, но нам так было экономически выгоднее, - пояснил собеседник издания. – Что до машин моей супруги… Почему кредиторы получили от нас только кузовы? А как нам было вообще существовать и жить? У нас заблокированы счета и карты, не было возможности оплачивать счета и как-то жить. Поэтому продавались колеса и прочие комплектующие, чтобы платить по счетам... До сих пор есть долги перед сотрудниками. Они ждут, все понимают. Мы ведь даже еще не пришли в норму после той ситуации… Есть поставщики, которые также ожидают оплату – по материалам и услугам. Все адекватно оценивают и понимают. Говорят: «Валентин, будем ждать, решай свои вопросы».
В целом, когда я уже взялся за эту работу, понимал, что будет уже хорошо, если я выйду хотя бы в ноль. Утешал себя мыслью, что надо развиваться, хотя бы таким образом зарабатывать опыт и репутацию. Да, поработаем так, дальше – оценят и дадут больший объем работ. Но сейчас подрядчики - расходный материал. Мы знали за что беремся, понимали, что кризис – коронавирусный и экономический. Все навалилось друг на друга. Видимо, так должно было случиться, чтобы пострадали и мы, и «ИЦ «Энерготехаудит». Но мы не хотели закрывать деятельность насовсем… Мы бы могли работать и отдавать долги частями – по 100 или 200 тысяч рублей. Да, пусть это смешно на фоне 9 млн рублей, но мы бы через год или два заработали бы уже 5 млн рублей. Но когда с нами начали судиться... Как мы будем зарабатывать? Как нам отдавать деньги, если фирма не может работать?
Юлия Шестакова
Чужой
Роза
Хамис
Челнинец
Саахов
Сергей