Как решать вопрос с кадрами – город решил показать бизнесу на своем примере. Взял и выделил денег на обучение учителей начальных классов. 25 студентам оплатят образование в колледже НГПУ, раз уж бюджетных мест на всех не хватает. Власти настоятельно советуют тиражировать свой пример. Ресурс людей, заверяют власти, есть – выпускников девятых классов, которые решили не идти в 10-й, все больше. Надо лишь успевать их «перехватывать». Только проблема глубже, пытались донести участники трехсторонней встречи. Зачем обучать на бюджете тех, кто не собирается работать по специальности? Откуда взять мастеров, которые готовы переобучиться и на предложенную зарплату передавать свои знания молодому поколению? Как вместить в стены ссузов еще больше студентов, если они и так переполнены? Как удержать молодежь, которую завлекают легкими деньгами в сферу доставки? Эти и другие вопросы подняли сегодня ссузы и бизнес.
ЧТО ДЕЛАЮТ ВЛАСТИ
«ДОЛЖЕН БЫТЬ «ПРЯНИК», ОПРЕДЕЛЕННАЯ «ЗАМАНУХА»
В Челнах в этом году 9-й класс окончили 5203 выпускника. Из них 39% планируют идти в 10-й (раньше процент был гораздо выше), остальные – поступить в ссузы. Это 3,1 тыс. ребят. Из них 2,9 тыс. – в колледжи города. Но для них есть всего чуть больше двух тысяч бюджетных мест. А ведь есть еще иногородние абитуриенты. Ежегодный прогноз показывает, что число девятиклассников в городе будет только расти. В 2030 году их ожидается уже 8,3 тыс. То есть как ни крути, бюджетных мест на всех желающих нет. И город решил эту задачку по своей схеме, которую активно продвигал сегодня бизнесу – обучение на деньги работодателя. Мол, сейчас это чуть ли не единственный вариант.
– Есть начало такому движению, – заявил замруководителя исполкома Рамиль Халимов. Для организации набора группы выпускников по педагогическому профилю подготовлено постановление «о конкурсном отборе претендентов». Сегодня в колледж НГПУ по целевой подготовке по специальности «учитель начальных классов» планируется набор 25 человек, которые будут обучаться за счет работодателя, то есть администрации. Стоимость за одного студента в год – 50 тыс. рублей.
То есть город сам решил подать пример.
– Я, как работодатель, вижу, что у меня не хватает людей. Я сам из бюджета беру деньги и приглашаю на обучение, заключаю трехсторонний контракт, – «на пальцах» объяснил мэр. – Мы снимаем нагрузку с родителя, отправляем ребенка туда, куда необходимо городу, и у него появляются определенные обязательства. Я в этой схеме вижу только плюс. Почему вам так нельзя сделать? Я просто перехватываю этих ребят, которые пошли бы на экономиста или юриста, и они идут в нужную для города сферу. Схема рабочая, беритесь за это дело. 25 человек по 50 тысяч в год. Да, мы идем на эти траты.
На протяжении встречи градоначальник несколько раз обращался к бизнесу с этой темой – самим оплачивать обучение кадров. Или заманивать «подъемными», как для врачей, когда им выплачивают 800 тыс. рублей, а город добавляет еще 200 тыс.
– Вы – собственники. Ресурс есть, люди есть. Если уж бюджет нашел в год 50 тысяч на будущего учителя, найдите в бюджетах своих предприятий финансовые ресурсы на целевую подготовку специалиста. Или вот выпускники, которые сегодня отучились и в армию не уйдут, – по ним отработайте. Пригласите к себе, дайте подъемные для начала. Рубин Абузарович, переговори со строителями, пригласи выпускников к себе в «Профит», – обратился мэр к депутату госсовета Рубину Бадикову. – Должен быть «пряник», определенная «замануха». Есть выпускники школ. Можно прийти в семью, сказать: «Я ваши расходы беру на себя! Я гарантирую, что ваш парень будет вот таким строителем! Я ему буду выплачивать стипендию и брать на работу», – советовал мэр.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ССУЗЫ
«РУБЛЬ, КОТОРЫЙ МЫ ВЛОЖИЛИ В КАДРЫ, ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ТРИ–ЧЕТЫРЕ РАЗА. НО МЫ ХОТИМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС…»
Руководители ссузов города рассказали о своих возможностях и успехах, о том, как у них выстроена работа с предприятиями. И, конечно, воспользовались возможностью поднять волнующие их проблемы.
– Высокий спрос на профессиональные кадры кратно превышает ресурсные возможности колледжа. Сейчас все учреждения СПО загружены под завязку, – рассказал Ильдар Ганиев, директор Набережночелнинского политехнического колледжа. – Увеличение приема возможно только в случае увеличения проектных мощностей. Просто увеличить цифры – не вариант. Это приведет к потере качества обучения. Есть также кадровые проблемы – преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения (особенно с опытом) остро необходимы. Частично вопрос можно решить привлечением сотрудников ваших предприятий для преподавательской деятельности, – обратился директор к присутствующему бизнесу и попросил их подумать об этом.
По-прежнему стоит проблема низкого престижа рабочих профессий. Молодой руководитель считает, что помочь решить эту проблему должны СМИ – через тематические ролики и материалы. Плюс палки в колеса профобразованию вставляет нарастающая популярность работы в сфере услуг – доставка еды, предприятия быстрого питания и др.
– Они завлекают легким временным заработком без требований к квалификации, тем самым обесценивая профессиональное образование. Не имея возможности совмещать учебу в колледже и работу в этих компаниях, студенты оставляют учебу, – поделился Ганиев.
Он попросил содействия у мэра – продумать законный механизм и повлиять на бизнес, чтобы ограничить режим работы и трудоустройство студентов-очников (временное, а не основное), дабы они могли совмещать учебу и подработку.
Директор автомеханического техникума Фарит Залакаев также указал на проблему отсутствия преподавателей и мастеров производственного обучения:
– Даже те специалисты, которые приходят с завода, и желают преподавать, не могут этого сделать. По закону они обязательно должны переучиться. Вы представьте 65-летнего специалиста, который на «КАМАЗе» проработал… Он не будет этого делать, не пойдет учиться. Мы готовы выучить его за свой счет, но он просто разворачивается и уходит. По мастерам производственного обучения как мы выходим из положения? Стараемся оставить наших же выпускников. Но и это не всегда получается – их призывают на службу в армию.
Виктор Суворов, директор Набережночелнинского технологического техникума, вслед за мэром призвал бизнес вкладываться в кадры:
– Есть аксиома. Если мы рубль вложим в кадровый потенциал и рубль в производство, то тот рубль, который мы вложили в кадры, возвращается в три–четыре раза больше. Но мы хотим здесь и сейчас. Вкладывать особо не хотим, – заметил Суворов предпринимателям. – На нас идет вал абитуриентов, судя по данным. Если не увеличить площади, мы их физически принять не сможем. Конечно, хорошо бы построить, но уже расширить будет достаточно. Наши выпускники, может быть, не идут на производство, потому что условия и зарплата не те. Если бы были условия, то и отрабатывать им не надо было, они бы и сами туда пошли. Но этого пока нет.
Радик Биктимиров, директор строительного колледжа, подтвердил слова коллег о дефиците кадров в самих ссузах:
– У меня проблема с мастерами производственного обучения. Процентов 20 их у меня – пенсионного возраста. Средняя зарплата – 44,5 тыс. рублей при обучении двух групп, и в то же время у стропальщика 60 тыс. Нельзя ли обратиться к правительству? В школах зарплата нормальная, в вузах тоже, а мы где-то посередине, нас забыли.
Мэр опять же посоветовал управленцу «начать с себя», взять пример с администрации, привлечь внебюджетные средства и доплачивать мастерам.
ЧЕГО ХОЧЕТ БИЗНЕС
«ЕСЛИ ДЕВУШКА ВОСЕМЬ ЛЕТ ХОДИЛА НА ТАНЦЫ, ОНА РАЗВЕ ПОЙДЕТ ШВЕЕЙ? ПОЭТОМУ НАС ОДЕВАЮТ ТУРКИ…»
Позицию «КАМАЗа» озвучила Жанна Халиуллина, руководитель блока управления персоналом, организационного развития и корпоративного управления предприятия. Автогигант работает с колледжами, причем не только Челнов, но и других городов. 82% после практики трудоустраиваются. Но завод не может принять большое количество несовершеннолетних студентов, потому что они не могут работать на вредных производствах. Хотя предприятие считает устаревшими нормы, по которым их рабочие места относятся к таковым.
Халиуллина констатировала, что челнинские колледжи значительно улучшили подготовку, и их выпускники - как горячие пирожки, очень востребованные. У «КАМАЗа» сегодня 120 студентов-целевиков, но их трудоустройство невысокое – всего 25%. Их просто забирают или перекупают другие предприятия. А еще ребят «перехватывает» армия.
– Если бы они могли год поработать на предприятии, а потом уйти в армию… Наверное, они бы уже «обросли» связями и смогли бы вернуться в родные пенаты. Мы выступаем с такой инициативой, – рассказала топ-менеджер и затронула тему бюджетного обучения. – Мне кажется крайне иррациональным (особенно, когда речь идет о высшем образовании), что государство готовит детей, а потом не имеет права попросить их за это быть полезными экономике в той сфере, в которой их обучали. Это крайне расточительно. Необходимо вернуться к этому вопросу. И, мне кажется, что можно поменять правила приема. Все-таки дети, поступающие по договорам целевого обучения, должны иметь приоритет перед теми ребятами, которые не имеют планов или используют нас как стартовую площадку для поступления в вуз, занимая место ребенка, который готов прийти на завод. Минобразования РТ говорит, что правила приема не позволяют. Но я думаю, к этому вопросу можно вернуться.
Слово взяла Татьяна Кондратьева, владелица фирм «Школьная мода» и «Спецодежда-НЧ».
– Система образования за бюджетные деньги дала сбой. С каждым годом количество рабочих на рынке труда уменьшатся. К примеру, швеи. В этом году я наблюдала подготовку 40 человек. После того, как три года в их обучение вкладывались бюджетные деньги, они исчезли. Они пошли неизвестно, куда. Может, 10 и станут швеями. Я предлагаю ввести закрепительную систему для тех, кто получил образование за бюджетные деньги. Давайте попросим их отработать хотя бы один год. Это можно решить на законодательном уровне в республике. Хотя бы один год! И только после года работы выдавать им диплом.
Предложение вызвало ухмылки в зале, но мэр их остановил. Он согласился с предпринимательницей.
– Я была как-то на защите, – рассказала она. – Спрашиваю у девушки: «Вам интересна ваша профессия? Вы будете по ней работать?». Она говорит: «Нет, не буду. Я буду содержанкой. Я пойду в гарем, у меня уже есть предложение». Три года ее обучали! Зачем вкладывать такие деньги?! Никакой отдачи, никакой благодарности! Вы затеяли обучать за свои деньги. А вы уверены, что они придут к вам на работу? Даже после контракта они найдут любую причину, они к вам не придут.
Еще одно предложение Кондратьевой – сократить срок обучения. Зачем швею обучать три года? Достаточно одного, считает предпринимательница. Это, в свою очередь, увеличит количество бюджетных мест. И почему-то стало меньше часов производственной практики, удивляется она.
– Я заметила, что на бюджетные места приводят таких студентов, которых невозможно обучить. Но они будут над ними три года биться. Возможно, кто-то кого-то обязывает. Но надо же определить способности человека! И еще – профессиональная ориентация в школе. У нас все пляшут, все поют, дерутся… Если девушка восемь лет ходила на танцы, она разве пойдет швеей? Поэтому нас одевают турки и китайцы. Я не вижу никакой другой профориентации. Сегодня еще не самая страшная ситуация. У нас 23 пенсионера на предприятии. Вот они уйдут – я вообще вижу тупик. И так везде!
Мэр все же рекомендовал индивидуальном порядке подбирать себе молодежь, которую можно было бы обучить за счет самого бизнеса. А что касается бюджетных средств на учителей – предусмотрен возврат денег в случае невыполнения договоренностей. У мэра, как оказалось, уже был такой опыт. Девушка обучилась в Казанском медуниверситете за счет бюджета Бугульмы, вышла замуж и заявила, что не сможет работать в своем городе. Впоследствии она была вынуждена вернуть деньги. Такой же принцип будет работать в Челнах.
Анна Перебаскина
Фото на главной: Алексей Щербаков