, 22 Мая
Новости
Подробно


«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

25.04.2022, 19:17

Бренд Набережных Челнов – легендарный гоночный КАМАЗ – оказался под натиском местного бизнесмена. Разбирательство затеял игрок рекламного рынка Дмитрий Гудовских. Поводом стало гигантское изображение грузовика «КАМАЗ-мастер» на доме 9/3а поселка ГЭС. Бизнесмен пожаловался в антимонопольную службу, посчитав, что мурал является рекламой автогиганта, за которую никакой платы не поступает. Позже выяснилось, что рисунок нанесли на место, которое ранее было в аренде у бизнесмена. Реклама или нет? Что считают суд, предприниматель, жители и художник.  

СУТЬ КОНФЛИКТА

Поводом для судебного разбирательства стал масштабный рисунок на фасаде дома 9/3а по проспекту Мусы Джалиля поселка ГЭС. Граффити нанесли на стену еще летом 2019 года, однако до суда дело дошло лишь в этом году. Глава рекламного агентства «Мицар» Дмитрий Гудовских обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на изображение гоночного грузовика «КАМАЗ-мастер». Это своего рода реклама автогиганта, посчитал Гудовских и попросил УФАС обратить внимание на правомерность выдачи городом разрешения на такой рисунок.

Антимонопольщики однако не увидели признаков, позволяющих назвать картинку рекламой. Гудовских в итоге решил действовать через суд. К разбирательству привлекли управляющую компанию «Жилкомсервис», обслуживающую дом, сам «КАМАЗ-мастер» («КАМАЗ-Автоспорт»), а также ООО «К-М СТОР», торгующее камазовской сувениркой.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

В суде УФАС вновь заявило, что изображение автомобиля не является рекламой. Во-первых, отсутствуют сведения о стоимости техники, да и сама машина в изображенной модификации не продается.

Пикантность ситуации придает тот факт, что рисунок нанесли на участок, который «Жилкомсервис» сдавал под рекламу бизнесмену.

«Несмотря на действующий договор аренды и разрешение, в настоящее время ООО ПКФ «Жилкомсервис» по согласованию с исполнительным комитетом города на безвозмездной основе разместило на арендованной заявителем площади рекламу товаров, реализуемых НП «КАМАЗ-Автоспорт», ООО «К-М СТОР», – в суде озвучил свою позицию бизнесмен.

- У меня есть разрешение на это место, - прокомментировал Chelny-biz.ru Дмитрий Гудовских. - Я оплачивал управляющей компании все необходимые платежи. И вот вижу, что на месте, на которое у меня есть разрешение, размещена другая информация - реклама. Я за то, чтобы наш город был красивый, чтобы горожанам было приятно. Но я же предприниматель, и это - мой бизнес. А тут без какого-либо уведомления, согласования со мной на этом месте разместили рекламную информацию. Где же здесь какое-то отношение к предпринимателям?! А вот оно такое и есть: «Не важно, что у тебя есть. Если мы захотели что-то сделать – сделаем». Я считаю, что это неправильно. И свои законные предпринимательские права планирую отстаивать в судебном порядке.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

Размещенное изображение полностью попадает под критерии определения рекламы, решил, в свою очередь, суд. И перечислил: изображение содержит наименование организации, позволяет идентифицировать рекламируемый объект, содержит товарные знаки. Более того, само изображение является зарегистрированным товарным знаком. Суд даже изучил сайт гоночной команды, где представлен ассортимент коллекционных камазовских моделей. Они полностью идентичны нанесенному изображению и стоят от 8 тыс. рублей за единицу. Вдобавок ко всему на рисунке имеются и другие товарные знаки, к примеру, VTB, RED BULL, 1С, которые, кстати, также принадлежат коммерческим организациям.

Комментировать ситуацию ни руководство команды, ни пресс-служба не стали. Известно, что в суде они настаивали на том, что как сам завод, так и победы команды на международной арене имеют большое значение для общества. Эти доводы учтут при производстве по делу о нарушении законодательства о рекламе.

ЧТО ГОВОРЯТ ЖИТЕЛИ

«РЕКЛАМА В ЛИФТАХ БЫЛА С СОГЛАСОВАНИЯ С ЖИТЕЛЯМИ. А ЗДЕСЬ НИКТО НИЧЕГО НЕ СОГЛАСОВЫВАЛ»

Рисунок нанесли в рамках капитального ремонта дома. Спортивный грузовик расположен на участке стены шириной 13 метров и высотой 23 метра от самой крыши. Масштабное граффити рисовала творческая группа из Удмуртии. При этом, как рассказал сегодня редакции председатель ТОС 9-го комплекса Георгий Краев, изображение появилось на стене без согласования с жителями дома.

– Некоторые жильцы (это действительно так, и они ко мне тоже обращались) возмущались, что мол никто не согласовал с нами. Раз это своеобразная реклама, за нее, по идее, должны платить, – считает Краев. – В свое время установка рекламы в лифтах, например, была с согласования с жителями. А здесь никто ничего не согласовывал.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

Председатель ТОС считает, что средства с такой рекламы могли бы пустить на нужды дома, где изображен автомобиль.

– Вот с этим были некоторые вопросы. Старший по дому был не согласен с этим, и мне говорил и некоторые жители, что ни с кем не согласовывали этот вопрос, – рассказал Георгий Краев, добавив, что были обращения в управляющую компанию и даже пытались собрать общее собрание жильцов на эту тему, но пандемия внесла свои коррективы. – Это ничем так и не завершилось.

Компетентные руководители управляющей компании пока находятся в отпуске.

ЧТО ДУМАЮТ ХУДОЖНИКИ

«СТРАННО СРАВНИВАТЬ РЕКЛАМНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И НЕКИЙ СИМВОЛ»

Дмитрий Костицын, руководитель ижевской компании ArtPartyPro, которая наносила рисунок на фасад, считает, что все не так однозначно. КАМАЗ – это символ, а вовсе не реклама, уверен он.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

– Спортивная машина, которая участвует в ралли «Дакар», со своей расклейкой, выглядящая определенным образом, является символом. Если сделать ее в другом цвете, она перестанет им быть, – говорит художник. – Странно сравнивать рекламное изображение и некий символ. У человека, который проектировал данный рисунок, я так понимаю, было определенное желание – показать, что Набережные Челны связаны с определенным брендом, и создать общий образ. Я бы не сказал, что это реклама. У рекламы есть слоган, есть подтекст, коммерческая цель... А это спортивная машина со своим бэкграундом – он произведена в определенном городе на определенном заводе со своей историей. Машина – это история, которую она несет.

Художник засомневался и в компетенции судьи, который назвал рисунок рекламой.

– Здесь, я так понимаю, должна проводиться художественная экспертиза, которая и вынесет решение, – уверен Костицын. – У нас в Ижевске, например, есть критерии: если на изображении нет лозунгов, призывов, контактных данных, то художественное оформление, пусть даже с логотипами (хотя они у нас стилизованные), не является рекламой. Это художественное оформление. У нас такое разъяснение есть. В вашем случае – я не знаю. Но я не согласен с тем, что судья без экспертизы выносит такое решение.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

Кто именно распорядился нарисовать КАМАЗ – художник ответить затруднился.

– У вас в Набережных Челнах при проведении капитального ремонта часть фасадов подпадает под нанесение рисунка. Он изначально закладывается в общестроительную смету. Подрядчик, который отвечает за фасад, в свою очередь, находит субподрядчика. Одним из таких был я, – рассказал автор работы. – А все согласования проходят через администрацию города еще в самом начале, когда принимается проект капремонта. Есть паспорт объекта, куда закладывается художественное оформление. По крайней мере, мне скидывали готовое архитектурное решение со всеми цветовыми разбивками по всему дому целиком, в том числе, рисунок. Как я понимаю, в момент согласования рисунка человек, работающий в архитектурном управлении, должен оценить его – подпадает он под рекламу или нет, может он быть нанесен или нет. Нам дали согласованный проект со всеми подписями. Мы, исходя из того, какая у нас была вводная, уже наносили рисунок. Когда он был готов, насколько я знаю, подрядчик приглашал представителей администрации, они смотрели и принимали. С их стороны был ряд комментариев – попросили сделать поярче. Мы заменили пару оттенков. Вопросов о том, что это спортивный КАМАЗ, что на нем есть логотипы, тогда не поднималось.

«ДОКОПАТЬСЯ МОЖНО ДО ЧЕГО УГОДНО – БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ»

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

Местный художник Марат Билялов подтвердил слова коллеги из Ижевска. Согласования проходят задолго до того, как мастера берутся за инструменты. Задачи ставит управление строительства. Хорошая ли это была идея – нарисовать гоночный КАМАЗ на этом доме – опытный муралист рассуждать не стал. Но заметил, что «докопаться можно до чего угодно – было бы желание».

Архитектор Равиль Сафиуллин взглянул на ситуацию под другим углом.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

– С одной стороны, на изображении есть бренд и читаемый образ коммерческой торговой марки. Поэтому формально это – наружная реклама, – считает он. – С другой стороны, мы должны ассоциировать себя с «КАМАЗом» и гордиться этим достоянием республики, города и вообще страны. Но ассоциирует ли себя «КАМАЗ» с Набережными Челнами? Я только вижу, что нарушен общественный договор между городом и компанией. Если предприятие помогает городу, то почему не рисовать их продукцию, грузовики даже на жилых домах? Если же не очень ассоциирует, то почему мы должны изображение коммерческого товарного знака наносить безвозмездно?..

Как бы то ни было, жалобу бизнесмена теперь должно рассмотреть УФАС.

«Раз это своеобразная реклама, за нее должны платить»

Chelny-biz.ru

Видео