Новости
Подробно


«Бизнес не видит спорт»

09.12.2013, 14:19

Вадим Янгиров основал первое в Набережных Челнах агентство, которое занимается спортивным маркетингом. Компания под названием «Новый спорт» организовывает в городе масштабные мероприятия и привлекает к ним бизнес. Правда, пока, как уверяет директор агентства, предприниматели неохотно поддерживают спорт и зачастую видят свое участие в нем благотворительностью. Вадим Янгиров борется с таким отношением и объясняет, как можно развить в Набережных Челнах подобного рода маркетинг, и почему этого до сих пор не сделал никто другой.


«ЕСЛИ СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ЭМОЦИЙ – ОНО НЕЭФФЕКТИВНО. И БИЗНЕСУ ТАМ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО»

- Вадим, почему в таком относительно большом городе причастность бизнеса к тем или иным спортивным мероприятиям крайне низка?

- В нашей стране ситуация вокруг спорта и спортивного бизнеса очень неоднозначная и абсолютно отличная от зарубежных стран. Грамотное функционирование спортивного бизнеса у нас возможно при участии спортклубов, бизнеса и государства. Однако в России на сегодняшний день заинтересованность предпринимательского сообщества в такого рода продвижении компании очень низкая. Одна из причин - это некачественный продукт со стороны спорта и низкий уровень организаций соревнований, матчей. Бизнес, соответственно, не видит эффективности в таких вложениях. Пока в России не появятся грамотно структурированные спортивные мероприятия, клубы, в конце концов, спортсмены, которые будут заниматься своим персональным маркетингом – ситуация не изменится. Мы стараемся исправить ее. Пока наша работа продвигается не так просто, потому что мы «расчищаем себе поляну», ломаем стереотипы, говорим о том, что спорт может быть выгодной инвестицией, продвижением, но пока мы на стадии формирования. Сложившееся мнение поменять не так легко.

- Каким должно быть мероприятие, чтобы предприниматель увидел его эффективность?

- Мероприятие в первую очередь должно вызывать положительные эмоции. Спорт и хорош тем, что несет в себе непередаваемые ощущения как зрителей, так и участников. Благодаря им разрушается та стена, которая сейчас сформировалась у людей по отношению к стандартной рекламе. У многих она вызывает негативное воздействие, люди не воспринимают ее, отвергают. Спорт позволяет убрать преграды, воздействие рекламы на фоне эмоций многократно возрастает. Если спортивное мероприятие не вызывает эмоций – оно неэффективно, и бизнесу там делать нечего. Организационная структура проведения мероприятий должна быть схожа с любым другим крупным проектом, которое реализует любое event-агентство. Это поддержка СМИ, творческая программа, удовлетворение зрителей, они должны чувствовать себя комфортно. Зритель – это главный объект спортивного мероприятия.


- Насколько эффективность мероприятия зависит от количества посетителей?  

- Количество зрителей – один из главных показателей, но нужно понимать, на какую аудиторию оно рассчитано. Если это такое массовое мероприятие как легкоатлетический марафон, веломарафон, то, безусловно, чем больше народу придет, тем ярче событие будет. Но если это какое-то специфическое мероприятие, рассчитанное на определенную целевую аудиторию, например турнир по смешанным единоборствам - оно будет не для всех. Здесь нужно учитывать возраст и уровень дохода. Поэтому важно не только большое количество зрителей, а качество контингента, который будет интересен партнеру. Качество также оценивается по тому, какое внимание оно привлекло: чем больше СМИ упоминает о нем, тем лучше было проведено мероприятие. 

- Какие компании смогут получить наибольшую эффективность от участия в спортивных мероприятиях? Ведь наверняка спортивный маркетинг подходит не всем?

- Четких разграничений в том, какой должна быть компания - спортивной или неспортивной, развлекательной или какой-то еще – нет. Но глупо было бы предприятию, которое занимается продажей грузовиков, поддерживать детскую футбольную лигу, кроме благотворительности я здесь ничего не вижу. Наша работа заключается в том, чтобы партнер получал наибольшую выгоду. Для школьной футбольной лиги, например, хорошими спонсорами были бы производители компьютерных игр. Так как основная аудитория здесь подростковая, плюс их родители, на которых также возможно воздействие. Любым компаниям, которые работают в сегменте b2c эффективно работать со спортивными мероприятиями. С компаниями, которые работают в b2b, мы не работаем.

- Сколько стоит партнерство для бизнеса?

- На 2014 год запланировано проведение 10 крупных спортивных мероприятий. В зависимости от контингента, количества людей и определенных элементов шоу есть различные пакеты участия: титульный, генеральный, технический, официальный партнеры. Соответственно, на каждый - своя стоимость. Что касается цены, она варьируется - от простого партнерства в 70 тысяч рублей, до титульного на самом крупном мероприятии в 800 тысяч рублей.

- Возможно, пассивность бизнеса объясняется тем, что предприятия видят варианты более рационального использования рекламного бюджета?

- Как я уже говорил, спортивный маркетинг хорош тем, что проникает в сознание человека и входит в доверие. Допустим, в биатлоне на винтовках спортсменов размещается логотип Viessmann. Этот бренд уже стал визитной карточкой. Также очень четкая рекламная кампания была в профессиональном боксе у водки Nemiroff. «Немирофф» - это был бокс, бокс – это был «Немирофф». Формирование имиджа – это долгосрочный процесс, его нельзя добиться за год. Например, компания «Гранд Авто», которая являлась партнером Набережночелнинского марафона, запланировала сотрудничество с нами и на следующий год. В нашем менталитете заложено, что выгода должна прийти сразу. Они же понимают, что от одного события эффекта не будет.


- Но в Челнах редко проводятся крупные мероприятия, и, соответственно, говорить о постоянном партнерстве (как в случае с «Гранд Авто») не приходится. 

- Да, здесь нет таких мероприятий и партнеров. Но, мы движемся к этому. Я считаю, что если сейчас сказать кому-то «Набережночелнинский марафон» у большинства возникнут ассоциации с автосалоном «Гранд Авто».

 

«НЕЛЬЗЯ ЭКОНОМИТЬ НА ВНИМАНИИ ЛЮДЕЙ. ЗРИТЕЛЬ – ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ»

- Сколько времени уже работает ваша компания?

- С 2011 года, но основную деятельность мы вели не в нашем городе. Наша компания успела реализовать другие крупные проекты в Челябинске, например, по легкой атлетике. В начале 2013-го активизировались здесь. Еще нет года, как мы работаем в Челнах, но уже запланировали 10 спортивных мероприятий на 2014-й год.

- В городе нет подобных организаций?

- Нет. Многие удивляются тому, что мы открыли агентство в Набережных Челнах – в некрупном для такого рода деятельности городе. Но, например, на Западе не имеет значения масштаб населенного пункта, его численность. Если ты предлагаешь хороший продукт, он пользуется спросом. В США популярны даже элементарные хоккейные матчи, которые проходят между двумя школами. В республике кроме нас есть агентство Sellout Sport System. Удивительно, что в Казани, в спортивной столице, в таком сегменте работает только одна компания. Вообще у нас в стране на слуху два-три таких агентства, это не такой явный и простой бизнес. Но, считаю, что в течение двух лет мы сможем занять свою нишу.

- Зато в Набережных Челнах планируется запустить радио «Спорт»…

- Да, я планирую обсудить с холдингом «Единство» возможность сотрудничества, делать какие-то совместные программы. Считаю, что такая радиостанция нужна. Не знаю, насколько она будет эффективна с точки зрения бизнеса, все-таки это особая специфика.

- Проводите ли вы мероприятия совместно с администрацией города?

- Спорт – это с одной стороны социальная сфера, а с другой – возможности для бизнеса. Когда мы совмещаем это - получаем небольшую поддержку от государства, привлекаем возможности бизнеса и получаем отличное шоу. Мы будем рады сотрудничать по любым мероприятиям, и мы будем это делать. Например, Камский веломарафон, который проводится из года в год, мы будем организовывать совместно с администрацией города.


- Почему к крупным городским спортивным мероприятиям не привлекаются партнеры, ведь это также возможно?

- Город проводит очень много спортивных мероприятий, поэтому им элементарно не хватает людей, которые бы занимались привлечением партнеров. Сейчас в мэрии идет оптимизация кадров, поэтому они с трудом справляются даже со своими задачами, которые на них возложены. Те мероприятия, которые проводит исполком, не могут на данный момент удовлетворить потребности партнеров в продвижении своих компаний, они проводятся на качественно другом уровне.

- Даже если мероприятия проходят на высоком уровне, зачастую бизнес считает, что в спорт нет смысла вкладываться. Так как делать это должно государство, а предприятия и так платят налоги.

- Это как раз-таки говорит о том, что бизнес не видит спорт в качестве эффективного инструмента продвижения компании, для предпринимателей это больше благотворительность. Но если мы позиционируем его так, то ничего больше и не получим. Когда спорт сможет быть инструментом маркетинга, тогда бизнес начнет воспринимать его по-другому.

- Как заставить бизнес повернуться?

- С нашей стороны сейчас главное - проводить качественные мероприятия. Набережночелнинский марафон уже дал определенный эффект. Мы показали, как примерно должно выглядеть мероприятие и что может получить бизнес.

Также мы планируем проводить образовательные семинары для предпринимателей. Необходимо чтобы бизнес видел, как те или иные компании сумели поднять свой имидж за счет сотрудничества со спортом. Я кандидат наук, наша команда организовывает два вида семинаров - популяризуем спортивный менеджмент, маркетинг.

 

«ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ ФК «КАМАЗ» ТРАТИЛ 4 МИЛЛИОНА НА МАРКЕТИНГ, ВСЕ БЫЛО БЫ ПО-ДРУГОМУ»

- Какие мероприятия можно проводить в Челнах?

- Я не вижу здесь каких-либо ограничений. Мы планируем развиваться именно в нашем городе, привозить в Челны как можно больше известных спортсменов, чтобы челнинцы сумели наблюдать за тем, как бежит кениец, как на единоборствах борется какой-нибудь зарубежный спортсмен. Мы хотим развивать это в нашем городе, так поднимется его статус, это дополнительный досуг для населения. Так мы сможем привлечь дополнительные инвестиции от федеральных брендов для проведения этих мероприятий, соответственно, подключатся к нам и местные компании. 

- Над чем вы работаете сейчас? 

- Ближайший проект, который мы проведем - это Школьная футбольная лига, которая стартует в конце января. В спорте интересна непредсказуемость, а этот проект уникальный по своей задумке. Лучшие лиги в мире находятся в США - это лиги, которые показали, как делать зрелищность. В нашей футбольной лиге будут участвовать 16 школьных команд, которые будут поделены на 4 группы и на 2 конференции по географическому признаку. За полгода у нас состоится около 150 матчей. Пройдет регулярный чемпионат, где все команды сыграют друг с другом, а в конце определятся 8 лучших команд, которые будут участвовать в play-off. Мы уже предусмотрели участие в каждой команде до 2 легионеров из других школ. По итогам сезона будет проводиться драфт новичков…

- Сколько в среднем обходится проведение спортивного мероприятия?

- Бюджет хорошего спортивного мероприятия для Набережных Челнов составляет более миллиона рублей. При его организации в любом спортивном клубе на маркетинг и продвижение тратится не менее 15-20% от бюджета. Нельзя экономить на внимании людей. Зритель – это самое главное. Если все будет строиться только вокруг прибыли – можно потерять зрителя. Первые годы нужно вкладывать и вкладывать. Для начальных мероприятий около половины бюджета - это продвижение.

- До создания компании «Новый спорт» вы работали в ФК «КАМАЗ». Почему вы ушли с этого места?

- Я являлся маркетинговым руководителем, и в этом направлении с менеджментом футбольного клуба у нас было небольшое непонимание. У меня были подготовлены планы по работе с болельщиками, по продвижению клуба. Но, к сожалению, у ФК «КАМАЗ» нет финансовых средств для их реализации и для вложения в маркетинговые проекты.


- Как можно оживить этот футбольный клуб?

- В моем понимании, главное - это зрители, болельщики. Пока их нет на трибунах, сделать с ним мы ничего не сможем. На маркетинг и работу с болельщиками в крупных футбольных клубах мира выделяется 15-20%. Маркетинговый бюджет ФК «Барселона» составляет несколько десятков миллионов евро. Это при том, что им уже в принципе не нужна реклама. Даже если бы ФК «КАМАЗ» тратил 10% бюджета на маркетинг (это около 4 миллионов), все было бы по-другому. Сейчас от того, что на стадион придет на тысячу человек больше, финансовый источник футбольного клуба денег давать не будет, если придет меньше – тем более. Это проблема всего нашего футбола, у нас «Газпром» так финансирует «Зенит», РЖД так финансирует «Локомотив», «Лукойл» – «Спартак». То есть у гендиректоров футбольных клубов нет задачи привлекать болельщиков. Если бы их наказывали рублем за то, что на стадион пришло не 15 тысяч, а 10 – это было бы другое дело.

- Как бы вы привлекали болельщиков?

- Я разработал три плана по работе с болельщиками и продвижению футбольного клуба. Когда я пришел в «КАМАЗ», предложил использование городской инфраструктуры в маркетинговых целях. Была идея на первой автодороге, в двух местах, там, где проходит теплотрасса, сделать рекламу в стиле футбольного клуба. Я спроектировал подобие сетки, мяча так, чтобы это было креативно. В мэрии в разрешении этой конструкции мне отказали. Потому что на федеральных трассах рекламы кроме безопасности дорожного движения быть не может, объяснили мне. Тем не менее, там есть другая реклама, коммерческая. В общем, есть много путей продвижения. Например, я никогда не работал с хоккейным клубом «Челны», но зайдя на их сайт, я понял, что в направлении маркетинга они хорошо справляются своими силами. Понятно, что им не хватает бюджета, но мне нравится их стратегия.

- Какие планы по развитию?

- Реализовывать крупные проекты в нашем городе. Мы сейчас сотрудничаем с Всероссийской федерацией легкой атлетики, с Михаилом Бутовым, генеральным секретарем Федерации легкой атлетики, и обдумываем проведение одного из этапов программы проведения мастер-классов для детей в Набережных Челнах. Мы уже обсудили эту возможность, и в 2014 году один из мастер-классов пройдет здесь. Сотрудничаем с ассоциацией мини-футбола России, которая помогает нам в проведении школьной футбольной лиги. В будущем мы планируем как можно масштабнее проводить проекты, мы не гонимся за количеством мероприятий, потому что каждое из них требует долговременной подготовки.

 

Юлия Зайнуллина

Комментарии
09.12.2013, 15:21

Аноним

надеюсь, бизнес этого молодого человека принесет пользу городу. и это будет игра не в одни ворота. то есть не только в его кошелек
09.12.2013, 17:28

Аноним

да не нужен бизнесу спорт. сколько не старайтесь. эбизнесмены же платят налоги - пусть госудаврство их поддерживает. а реклама у нас банальная
09.12.2013, 17:34

Илья

мероприятие было отличное. джантаев сделал верный выбор. только потом не поддержал раскрутку бренда. надо было дальше действовать
09.12.2013, 17:35

АЛьберт, болельщик

КАМАЗ... вы все еще верите в него, Вадим?
09.12.2013, 17:50

Позитива Всем

Хорошие идеи, я поддерживаю такую тенденцию, т.к. здоровая культура, сейчас, становится модной среди молодежи. И у спорта большое будущее во всех его проявлениях. Вперед и с песней!
10.12.2013, 15:43

Аноним

Несовместимые вещи это.На эту тему есть интервью Галицкого( основателя Магнита).
10.12.2013, 21:04

соня

...люди ждут дефолта,предпринимателям очень трудно сейчас....а спорт жрет очень много денег...не тот город...
11.12.2013, 11:38

Аноним

Есть предложение по мероприятию Оставьте контакты с кем можно обсудить данный вопрос. С Уважением
12.12.2013, 09:12

Вадим Янгиров

Аноним, пишите на yavad@novysport.ru. Обсудим.
12.12.2013, 14:30

проф

сколько спорту не помогай и из ямы не выбраться. нет идеологии спорта в обществе. есть футбол,хоккей,теннис.