Ольга Тарнаева отдувается за программу, которая сократила коммунальные платежи в разы. На этом настаивает адвокат «железной леди» челнинского ЖКХ - сейчас она ходит в статусе обвиняемой. Мол, приходилось обналичивать деньги и заказывать разработку у подрядчиков подешевле. На эту чудо-идею даже пытались получить патент, о ее эффективности докладывали мэру, а Тарнаевой аплодировали в Москве. Но что-то пошло не так. В «Жилкомсервисе» говорят, что Тарнаева сливала деньги налево: нашлись странные счета за «майский» снег, ежемесячный ремонт сотового телефона и покупка уже купленной мебели. Мнения сторон выслушал Chelny-biz.ru.
ЧТО ПРОИЗОШЛО:
СЛЕДСТВИЕ НЕ ДОВЕЛО ДЕЛО ДО УМА?
Уголовное дело на экс-директора ПКФ «Жилкомсервис» Ольгу Тарнаеву застопорилось на этапе судебного разбирательства. Материалы вернули следствию - дело «сырое», вынести приговор невозможно.
Тарнаевой вменяется два эпизода хищения денег. Во главе «Жилкомсервиса» она была почти три года и якобы успела слить более 9 млн рублей. Сначала похитила 2,2 млн: по мнению следствия, Тарнаева перевела их контрагентам по каким-то «липовым» сделкам. Потом пропало еще 7,1 млн рублей: в этот раз она перекинула деньги своей конторе – ООО «Гарант-Сервис №1».
У суда возникли вопросы по первому эпизоду. В материалах делах подтверждается передача только 550 тысяч рублей, а всего озвучивается 2,2 млн. Деньги были перечислены некой Е., она их сняла и передала Тарнаевой. Куда делись остальные – непонятно. По второму эпизоду якобы не учли и не проверили затраты на расходы. Как и не проверили версию Тарнаевой о том, что эти расходы действительно были. Про них почему-то забыли и во время экспертизы, ну и соответственно - когда выносили постановление, чтобы привлечь Тарнаеву в качестве обвиняемой.
ЧТО ДУМАЕТ ЗАЩИТА:
ДЕНЬГИ УШЛИ НА РАЗРАБОТКУ УНИКАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И РЕМОНТ ПАМЯТНИКОВ
Представляет интересы экс-директора «Жилкомсервис» адвокат Ольга Шелковникова. Она утверждает, что все 2,2 млн рублей на самом деле ушли на разработку уникального для России программного обеспечения. В свое время Тарнаева пыталась даже получить на него патент. Но почему-то в материалах дела о программе ни слова.
– Есть документы, подтверждающие эту версию: действительно, «Жилкомсервис» обращался за патентом. Но агентство отказало: дело в том, что в программе использованы некоторые методики, которые применяются в ПО General Motors, – рассказала Шелковникова.
В реальности, говорит адвокат, такая программа на рынке ИТ-индустрии стоит гораздо дороже: не 2,2 млн рублей, а более 9 млн. Тарнаева якобы умудрилась найти подрядчика дешевле.
– Очень часто, чтобы сэкономить хорошие деньги, необходимо оплатить наличкой, и именно поэтому Тарнаевой пришлось выводить средства. Но это не значит, что они были похищены. Эти средства можно найти. Да, деньги переводились женщине по фамилии Е., которая потом передавала их моей подзащитной. Это подтверждается выпиской с банковского счета Е., которая имеется в материалах дела. А она в свою очередь - программистам. Речь идет о нарушении финансовой дисциплины, – считает адвокат.
Следствие вообще прошло мимо программы, утверждает Шелковникова. В уголовном деле о разработке этого уникального продукта говорится только в показаниях обвиняемой. Шелковникова обращает внимание и на тот факт, что ПО до сих пор используется управляющей компании.
– Наличие программы потерпевшей стороной не оспаривается. Они говорят, что программа была куплена, но настаивают на том, что ПО стоит меньше 2,2 млн рублей. Суммы, которые есть по этому эпизоду в уголовном деле и которые разбираются в Арбитражном суде - они копейка в копейку совпадают. В том случае, если Арбитражный суд все-таки вынесет решение о том, что программа есть, и деньги были потрачены на разработку, то соответственно это обвинение будет совершенно несостоятельным, - уверена Шелковникова.
По другим эпизодам аналогично: защита настаивает, что Ольга Тарнаева абсолютно невиновна. Деньги были потрачены на скверы, парки и оплату других хозяйственных дел.
В суде показали так называемые авансовые отчеты, причем они были и в распоряжении следствия. Это первичные бухгалтерские документы, которые подтверждают, куда Тарнаева реально потратила деньги.
- Налоги, пенсионные отчисления - они не вошли в расчеты экспертизы… Нужно понимать, что управляющие компании несут затраты и по облагораживанию скверов, памятников... Само собой законодательство построено таким образом, что в отчетах это проходить не может. Свидетели обвинения подтверждают это. Например, тот же самый памятник «Родина-мать» ремонтировался за счет УК. Эти деньги сейчас вменяются Тарнаевой. Если следствие, действительно, проведет объективное расследование и будет заинтересовано, чтобы установить, куда ушли эти деньги, я думаю, что они найдутся.
ЧТО ГОВОРИТ ТАРНАЕВА:
КТО ОБУЧАЛ И КАК СОЗДАВАЛИ ПРОГРАММУ
Программа, о которой заявляет защита, называется «Энергоэффективность». Разрабатывали ее, как рассказала сама Тарнаева, действительно, с нуля.
– В 2016 году у нас прошло обучение в рамках программы «Набережные Челны - город устойчивого развития». Программа была региональная. Работали мы тогда под руководством Радмира Беляева - это его идея. В город приехали эксперты, обучали нас энергоменеджменту. Было принято решение, что в этой программе будут участвовать все отрасли, в том числе и ЖКХ. Учились мы на базе КФУ. Нам нужна была эта программа. Тем более, перед «Татэнерго» у нас были огромные долги за тепло. Когда я пришла работать директором, задолженность составляла 132 млн рублей. Нам надо было сокращать потребление. У нас был весь ресурс: при капитальном ремонте уже было установлено погодное регулирование и всем этим необходимо было управлять. Мы с господином Кисловым (он в то время был учредителем ПКФ «Жилкомсервис») приняли решение, что все это необходимо собрать в один продукт. Мне было поручено найти организацию, которая могла бы выполнить техническое решение. Это обошлось бы нам примерно в 10 млн рублей. Конечно, у нас таких денег не было. Но были знакомые программисты, с которыми мы работали по 1С. Они внедряли тогда оборудования в домах по погодному регулированию, эти же ребята нам сделали вот это программное обеспечение. К маю 2019 года долг перед ресурсоснабжающими организациями сократился до 34 млн рублей. В зависимости от погоды упали цены по квитанциям, в среднем от 13% до 25%. Да, тут можно говорить, что мы за жильцов, но нам это тоже было выгодно – у нас уменьшились начисления, потребление, и «Татэнерго» выставляло меньше. Поэтому с учетом того, что собирали квартплату, мы могли еще погашать задолженность.
Итоги Ольга Тарнаева презентовала мэру города Наилю Магдееву. За два отопительных сезона удалось сэкономить почти 70 млн рублей. «Жилкомсервис» признали лидером в России по реализации этой программы. В 2018 году Clean Energy Ministerial присудил челнинской УК международную премию Energy Management Insight Award. Отмечалось, что это одна из крупнейших управляющих компаний в России и первая, где внедрили энергоменеджмент по стандарту ISO 50001.
ВЕРСИЯ «ЖИЛКОМСЕРВИС»: ПОСТОЯННЫЕ РЕМОНТЫ ТЕЛЕФОНА И СНЕГ В МАЕ
Впервые претензии в адрес Ольги Тарнаевой прокомментировало новое руководство УК. Уголовное дело и миллионные исковые требования на нее появились именно после смены директора и в очередной раз учредителя. Вот, что говорится в письме ПКФ «Жилкомсервис» на запрос Chelny-biz.ru прокомментировать обстоятельства:
«В первую очередь необходимо отметить, что энергоэффективность и энергоучет – это не какая-то отдельная компьютерная программа, это комплекс мер направленных на экономию средств населения. Начиная от лампочки в подъезде, заканчивая сложнейшими теплотехническими расчетами. В рамках развития этого направления нашей организацией в том числе велась и разработка программного обеспечения, в ходе которой были привлечены как наши специалисты, так и сторонние программисты. Все выполненные ими работы были оплачены официально и в полном объеме в рамках имеющихся договоров. А те суммы, о которых идет речь в суде, фактически направлялись ее доверенным лицам, которые не только не имеют должной квалификации, но вообще никакого отношения к сфере IT. Нельзя не отметить, что помимо озвученного способа вывода средств, бывший директор заключала договоры на ремонт и настройку несуществующего оборудования, поставки уже имеющейся мебели. Чего только стоит настройка сотового телефона более чем за 80 тысяч рублей ежемесячно или, например, очистка крыш от снега в мае. Доходило до абсурда: компания перечисляла посторонним людям средства за те работы, которые выполнялись штатными сотрудниками за зарплату. Что, кстати сказать, сильно удивило самих сотрудников, равно как и перечисленные суммы, которые в разы превышали месячные зарплаты. А теперь «защита» уверяет, что все это – IT-программа, и у нее даже есть название. По нашему мнению, название подобному уже давно придумано - банальное воровство, в связи с чем в отношении Тарнаевой, помимо разбирательства в Арбитражном суде, было возбуждено уголовное дело. Кстати сказать, в уже прошедших судебных заседаниях получатели этих средств подтвердили, что работы ими не выполнялись и даже не планировались, а полученные суммы они передавали Тарнаевой. Мы не отрицаем ни существование программы и ее составляющих в виде IT-продуктов, ни их оплату. Но это только один из эпизодов, а речь идет о сумме ущерба в десятки миллионов рублей. За эти деньги можно открыть IT-бизнес, а не написать одну программу для управляющей компании. В любом случае, в ближайшее время точку в этом вопросе поставит суд».
Олеся Аверьянова
Фото: Chelny-biz.ru, Марат Закиров