Новости
Подробно


Время пошло

24.04.2013, 13:30

В мае в Челнах откроются ещё два тайм-кафе с поминутной оплатой пребывания. Одно из них принадлежит владельцам «Time-сквер», другое –предпринимателям из числа бывших КВНщиков. Через некоторое время к первооткрывателям присоединится другая группа бизнесменов, которая начнет строительство целой сети антикафе! Дань моде или золотое дно? Что думают о тенденции развития антикафе в Челнах Евгений Венгер и Денис Нитенко, бизнесмены, знающие рынок общепита изнутри?


 «ЦЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АНТИКАФЕ – НЕ ДЕНЬГИ»

 - Конечно, мы рисковали, когда открывали первое антикафе в Челнах. Никто не знал, как отреагируют жители, - вспоминает директор «Time-сквер» Динара Касимова. – Да, мы изучали опыт других городов и было видно, что людям интересен этот формат. Но очевидно, что многое зависит от уровня культуры населения.

Как известно, начало явлению антикафе в России положил Иван Митин, который в 2011 году создал первый в России «Циферблат». На следующий год по стране прокатилась волна открытий подобных заведений – разных по тематике и направленности, но похожих в одном: посетители платят за проведённое в помещении время, а не за еду и напитки. В антикафе можно бесплатно выпить чай и кофе, поиграть в настольные игры и просто пообщаться с друзьями. Здесь проходят мастер-классы, тренинги, тематические вечеринки, просмотры фильмов. Почти во всех заведениях этого формата запрещено курить и распивать спиртные напитки, и почти во всех разрешено приносить еду с собой.

Время пошло

Динара признаётся: на самом деле, цель руководителей антикафе – не деньги, а создание пространства, в котором посетители имели бы возможность интеллектуального отдыха, общения и образования.

 - Люди зависли в социальных сетях, им не хватает живого общения, - говорит Динара. -  Очень многие из тех, кто в начале приходил к нам в одиночестве, теперь приходит в большой компании друзей. Я думаю, это очень важно. Обычное кафе не всегда в состоянии предоставить именно такое сочетание – развлечение, обучение и общение.

Срок окупаемости проекта «Time-сквер» - 4 года. Арендная плата за помещение ежемесячно составляет 250 рублей за 1 кв. метр при общей площади 150 кв. метров. Учитывая, что заведение открылось только в прошлом году, «в плюс» оно начнёт работать не скоро. Тайм-клуб разделен на две зоны: большой зал для шумных посиделок и коворкинг – для тихого отдыха или деловых переговоров. При существенном, с точки зрения бизнеса, минусе – отсутствии еды и спиртных напитков, которые могли бы приносить дополнительную прибыль – владельцы «Time-сквер» не собираются менять концепцию.

Время пошло

 - Может быть, некоторые заведения подобного рода со временем и уйдут в «еду», но мы абсолютно к этому не расположены, - говорит Динара. - Я согласна, что проблема «голода» существует, но люди выходят из положения: они заказывают еду с доставкой или приносят что-то с собой. У нас в антикафе есть микроволновая печь и посуда. Кафе зарабатывают преимущественно на продаже алкоголя, к нам же многие приходят именно потому, что никакого алкоголя здесь нет. В этом плане я смело могу назвать наш проект социальным, потому что он направлен на поддержание здорового образа жизни и отдыха людей.

 

«РАБОТАТЬ НА АЛКОГОЛЬ – НЕ ИНТЕРЕСНО»

Алкоголь был и остаётся самым ходовым товаром в заведениях общепита. Именно организация праздников и банкетов, на которых спиртное расходуется в больших количествах, приносит традиционным кафе больше всего прибыли. Но владельцы антикафе за такой прибылью не гонятся.

- Сейчас медленно, но верно входят в моду безалкогольные корпоративы, - считает учредитель сети тайм-клубов и коворкинговых зон «Greenwich» Михаил Гончаров. - Это интересная тема, которую обычные кафе не могут себе позволить. Работать на алкоголь вообще не интересно.

Гончаров намерен открыть в Челнах целую сеть антикафе, причем не только в Новом городе, но и, казалось бы, в забытых молодежью поселках ГЭС и ЗЯБ. Предприниматель уверен, что центр города интересен традиционному общепиту – «мертвая зона» с отсутствием клиентской базы обречет такой бизнес на быструю смерть. Но антикафе в этом плане непривередливы, ведь люди приходят сюда целенаправленно.

По мнению бизнесмена, главная опасность при открытии антикафе – высокая арендная плата, которую владельцы просто не могут «вытянуть». Поэтому, нарушая традиции, Михаил и его партнёры решили не снимать помещение, а построить его. Уже выбран участок под первый объект сети - в 28-м комплексе. Возведение и отделка здания, предположительно, обойдётся в 12 миллионов рублей.

Время пошло

- Мысль о строительстве появилась ещё в январе прошлого года, - рассказывает Михаил. - Проведя анализ, мы поняли, что за 6 миллионов рублей в Челнах можно купить в среднем 100 кв. метров. Посчитали, что выгоднее будет построить помещение. Внутри я хочу сделать панорамное остекление и потолки высотой 3-3,5 метра, чтобы зал казался зрительно более объемным. В том же «Time-сквере» потолки 2,5 метра. Всё бы хорошо, но помещение как будто давит. А для посетителей антикафе нужен простор и свобода.

«Проблему голода» в «Greenwich» планируют решать просто, предоставив «Столовой №1» возможность выставлять в антикафе свои баннеры. Заведение общепита, в свою очередь, будет на льготных условиях осуществлять доставку еды и напитков. Так, если в любом другом кафе парочка закажет чай и два десерта, в среднем чек составит 300-400 рублей. Здесь же дело обойдётся 15-30 рублями.

 - Раньше в России не было опыта создания таких заведений, где можно было бы просто отдыхать и получать какие-то интересные навыки, знания, - говорит Михаил Гончаров. – Тайм-кафе помогают объединить общество. Есть много разносторонних людей, которые не знакомы друг с другом – в антикафе они найдут себе компаньонов и друзей. Здесь нет распределения на богатых и бедных. В кафе один закажет себе пиццу за 200 рублей, а другой - стейк за 2 тысячи рублей. Здесь же все равны.

 

«БРАТЬ ДЕНЬГИ ЗА МИНУТЫ – ЭТО БЕЗОТВЕТСТВЕННО»

На май в печально известном здании бывшего «Хлебосольного дома» запланировано открытие сразу двух новых заведений – «Café Café» и «No Café». Учредитель и директор по маркетингу Антон Трусов, бывший КВНщик подчёркивает: «No Café» - это не антикафе, как может показаться на первый взгляд. Здесь не будет привычной для посетителей тайм-клубов поминутной оплаты: плата в размере 150 рублей будет взыматься при входе, а времяпровождение в заведении будет не ограничено. При этом ничего бесплатного внутри не будет – даже чая и кофе. Всё необходимое клиенты смогут заказать из «Café Café» с 10%-й скидкой. Например, чайник чая на 700 миллилитров будет стоить около 50 рублей, а десерт в виде чизкейка – около 45 рублей. Всего запланировано 18 позиций доставки. Алкоголь тоже будет разрешён, но низкоградусный и в небольших количествах, по принципу «с нас слабоалкогольные напитки – с вас достойное поведение».

Время пошло

 - Брать деньги за минуты – это безответственно, - говорит Антон. – «Time-сквер» нам не конкурент – в этом я уверен на 200%. Однажды мы с партнёрами заходили туда – действительно, время на мягких диванах летит незаметно. Но я отдал 250 рублей за один только чай – но это я, мне 29 лет, и я могу себе позволить посидеть 2 часа на такую сумму. А рядом сидели девочки, они, конечно, пили чай, но каждые пять-шесть минут смотрели на часы. В итоге они просидели 40 минут и ушли. Устанавливать такую систему оплаты - это всё равно что ставить жёсткие лавочки, заниженные диваны и завышенные столики в кафе, надеясь на большую проходимость за счёт неудобства долгого сидения. Это полный бред.

По мнению Антона, соседство кафе и «некафе» не будет помехой в деле. Целевая аудитория заведений будет различаться - если в кафе возрастное ограничение 0+, то в «некафе» - 12+. Обстановка во втором будет «диванная», подходящая для встречи друзей, также будет коворкинг-зона с принтером, факсом и конференц-залом. Предусмотрены игровые комнаты для больших компаний, диваны для двоих, «клуб путешественников», «сумасшедший столик», «советский уголок». На данный момент здание разделено на две части – 200 квадратных метров отведено под «некафе», и 210 под кафе. Второй этаж будет частью «Café Café» – здесь расположится так называемая депозитная комната. Руководители предполагают, что она будет пользоваться большим спросом, особенно у тех, кто хочет собраться в узком кругу товарищей. Общий срок окупаемости обоих проектов – 8 месяцев. Ежемесячная арендная плата – более 800 тысяч рублей. Но эта цифра «веселых и находчивых» не смущает.

Время пошло

 - Когда мы пришли в «Хлебосольный дом», то увидели, что из 1,5 тысяч квадратных метров только 400 – рабочие, на них располагалось 80 посадок, - говорит Антон Трусов. – Мы же планируем создать 140 посадок в «Café Café» и ещё 80 в «некафе». Таким образом, мы втрое увеличиваем число посетителей. И, конечно же, убираем бывшие хлебосольно-московские цены. У нас всё-таки не столица. Мы планируем уйти со среднего чека в 650 рублей на средний чек в 300 рублей. Поэтому проклятие этого места нам не страшно.

 

«ВСЕГДА ДОЛЖНО БЫТЬ ЧТО-ТО ЕЩЁ»

В здании на Энтузиастов в разные годы открывались разные по формату и ценовой политике заведения – ресторан «Тбилиси», кафе «Бона фиде», «Хлебосольный дом». Но каждый раз проекты терпели неудачу. По мнению владельца ряда развлекательных заведений Дениса Нитенко, причина - в неудобном месторасположении.

Время пошло

 - Есть некие аксиомы ресторанного бизнеса, одна из которых гласит, что правильно подобранное место – это 80% успеха заведения, - говорит предприниматель. – Бульвар Энтузиастов крайне неудобен для открытия ресторана. Казалось бы, это центр города, рядом пешеходный бульвар. Но это ещё не всё, должна быть и транспортная доступность. С другой стороны, 80% - это же не 100%, остаётся 20% на усилия организаторов, кухню. Бывали примеры, что невыгодное место раскручивалось и становилось очень посещаемым. Что касается задумки с «некафе», то расположить его рядом с обычным кафе – это ход как минимум оригинальный. Насколько он окажется умным, покажет время.

Денис Нитенко, совладелец ночных клубов «Opera», «Bubble Gum», «Батыр» и некоторых других развлекательных учреждений, считает, что на данный момент антикафе – неплохой социальный проект. Но в качестве бизнеса рассматривать его пока не торопится.  

 - Сложно просчитать привлекательность несуществующего рынка, - говорит бизнесмен. –Идея, как мне кажется, перспективная, но она немного несвоевременна. В дальнейшем, думаю, антикафе будет всё больше, и этот вид бизнеса будет только развиваться, некоторые будут очень даже уверенно себя чувствовать.

Время пошлоЕвгений Венгер, владелец сети «Dolce vita group», никогда не посещал антикафе, но отношение к ним у него самое положительное. Хотя и считает, что это – не бизнес.

 - Цель кафе - напоить народ и заработать на нём, - говорит Венгер. - Цель антикафе – это не напоить и накормить людей, а чем-то занять. Столовая здесь не несёт в себе никакой функции. Если у человека есть свободное время, и он при этом не пьёт – он может смело пойти в такое заведение и приятно провести там время. Но для меня, как бизнесмена, антикафе примерно в той же прослойке, что и велопрокат, шахматно-шашечный клуб и любой другой кружок. Пока эта тема свежа и нова, насколько она будет интересна в дальнейшем, неизвестно. Всё будет зависеть прежде всего от программы мероприятий. Если управляющие не предложат чего-то нового, то люди пойдут в другое место. Но одно бесспорно – никто не открывает антикафе только для того, чтобы заработать. Тут всегда должно быть что-то ещё.

В общей сложности, в Челнах в скором времени откроется пять новых тайм-клубов. Что бы ни говорили владельцы антикафе, конкуренции не избежать. Жителям города самим предстоит выбирать, чья программа интереснее и какое заведение находится в более удобном месте. Кто выживет, а кто пойдёт ко дну, покажет время, за которое, как известно, придётся платить.

 

Анастасия Карабанова

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии

Оставьте первый комментарий