Новости
Подробно


Разрешите подстроиться?

14.01.2013, 15:57

В Набережных Челнах участились конфликты между рядовыми гражданами и предпринимателями, которые начинают строительство коммерческих объектов вблизи жилых домов. Горожане всячески пытаются отобрать у бизнесменов лакомый кусок земли, который, кстати, куплен на законных основаниях! Бизнес вынужден принимать меры, которые никак не входили в планы, и дополнительно раскошеливаться.

Среди тех, кому досталось от разъяренных соседей – владелец ООО «Маргарита». Его компания реализует электротехнику, световое оборудование и другие специализированные товары. Предприятие начало строительство магазина.

- В начале 2000-х мы купили участок под магазин в 32-м комплексе, но строительство откладывали. За это время здесь построили детскую площадку, хотя участок не является дворовой территорией. Тем не менее, строительство магазина нам разрешили с условием переноса и обустройства участка для детворы.  Конечно же, это лишние и весьма значительные затраты. Мы вынуждены заниматься хранением, демонтажем, установкой сооружения, а также озеленением территории. Сумма затрат еще не подсчитана, но в любом случае, эти расходы мы не планировали, - говорит Рустем Ганиев, руководитель компании ООО «Маргарита». 

Разрешите подстроиться?

Подобная участь достигла владельцев строящейся автозаправочной станции в 60-м микрорайоне. Участок под АЗС был куплен в 2009-м, тогда же были проведены и публичные слушания по проекту. В то время в 60-м многих жилых домов не было, а когда они появились, кое-кому не понравилось соседство с АЗС. С началом строительства заправки жильцы «золотых» квадратных метров взбунтовались не на шутку. У забора, которым была огорожена территория застройки АЗС, выстроились молодые мамы с колясками. Грозились блокировать работы.

Как сообщила порталу предпринимателей главный архитектор города Ольга Никитина, участок был продан в соответствии с законодательством, проект соответствует СНИПам и ГОСТам. Поначалу предпринимателям, после того, как местные телекомпании показали пару сюжетов с грозными жильцами, хотели предложить аналогичный участок на другой территории. Но если все законно, зачем? В итоге АЗС решено строить, несмотря на недовольства соседей.

Разрешите подстроиться?

Это один из немногих примеров, когда бизнесмены решились строиться, несмотря на противостояние жильцов. Хотя не известно, что еще взбредет в голову бунтарей. А вот владельцам другого проекта пришлось развернуться на 180 градусов. Предприниматели, которые строили развлекательный комплекс «Деметра» после бунта жителей близлежащих домов неожиданно объявили, что перепрофилируют здание в… детское кафе. Изначально в эскизном проекте значился комплекс с саунами и бильярдной на цокольном этаже, VIP-зоной для взрослых и арендными площадями под предприятия торговли и другое.

Известно, что конфликт между владельцами «Деметры» и жителями соседних домов начался уже после того, как объект был завершен строительством. Внешне заведение было готово к принятию гостей. И вот вам поворот. Смена одной только вывески (судя по той, что уже была смонтирована) может обойтись предпринимателю в полмиллиона рублей. А без этого не обойтись. Логотип в виде сердца с названием «Деметра» в честь богини плодородия ну никак не вяжется с детской тематикой. Судя по тому, что владельцы здания не идут на контакт с представителями СМИ, ситуация для них крайне неприятна.

Список «ненужных» населению объектов можно продолжить: специализированный магазин компании «Челны-Мясо» в 4-м комплексе, аптека «Эскулап», что строится на первом этаже жилого дома 41-го комплекса, медицинский центр по адресу 47/03, открыть который задумал врач-предприниматель Айрат Ахмадуллин и многие-многие другие.

Разрешите подстроиться?

Понятно, что не все объекты могут быть полезны и столь необходимы во дворах или на первых этажах жилых домов, однако горожане поднимают бунт даже по отношению к, казалось бы, безобидным заведениям. В этом случае примером может послужить кафе «Time-сквер», открывшее свои двери для посетителей в ноябре 2012 года. Антикафе, первое в городе и уже полюбившееся определенной прослойке челнинцев, открылось в 13-м комплексе, в полуцокольном этаже жилого дома.

 – Единственная проблема – это жильцы дома, которые недовольны нашим появлением. Дело в том, что они не совсем понимают формат заведения, считают, что это очередная пивнушка. Надеюсь, что в скором времени количество недовольных уменьшится. У жильцов есть дети-подростки, которым лучше посидеть у нас, пообщаться, чем проводить время в подъездах. Думаю, время все расставит на свои места, - поделилась мнением по этому поводу Екатерина Булатова, управляющая антикафе «Time-сквер».

Разрешите подстроиться?

Возможно, действительно, время расставит точки над «i», и жильцы поймут, что аудитория заведения - безобидная.

Отметим, что изначально покупатели квартир в элитном доме знали, что цокольный и первые два этажа строятся под коммерческие организации и по соседству может оказаться кто угодно.

Что делать предпринимателям, столкнувшимся с противостоянием жильцов? Вариантов несколько – плюнуть на мнение окружающих и строиться во что бы то ни стало, свернуть «лавочку» и потерять сотни тысяч (если не миллионы) или попытаться договориться, как того советуют властьимущие. Но получится ли?

- В первую очередь, необходимо найти общий язык с жильцами, - считает Радмир Беляев, заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства. - В любом случае, бунтуют не все одновременно, а инициативная группа. Я считаю, что в первую очередь нужно встретиться с ее представителями, раз уж такой вопрос возник. Нужно побеседовать на тему, что конкретно не устраивает жителей и попробовать прийти к общему соглашению. Ни в коем случае не нужно скрываться от соседей. Нужно показать генеральный план, план застройки, сроки реализации, показать значимость объекта, гарантировать чистоту. Бывает, что к нам в отдел обращаются горожане с подобными вопросами. Мы приглашаем обе стороны и всегда приходим к разрешению ситуации. Были случаи, когда жители слышали цоканье каблуков (потому что объект находился на первом этаже дома), провели встречу, решили эту проблему, постелив ковролин. Бывало, что изменяли режим работы до 22.00. часов, для того, чтобы не нарушать покой жителей. Понятно, предприниматель преследует  финансовую выгоду, жильцы же хотят жить спокойно – это можно совместить. Привлекать управляющую компанию, которая там есть, отличный институт – старшие по домам, через них выходить на жителей – доводить, объяснять и дружить.

Общаться с жителями советует и Ольга Никитина, главный архитектор города. Хотя и она, и Радмир Беляев в один голос утверждают: предприниматель прав.

- Если отвод участка произведен законно, все согласования есть, спорить с предпринимателями нет смысла. Но все же застройщику стоит обойти близлежащие дома и уведомить жителей данного микрорайона, что там будет и как, - говорит Ольга Никитина. В большинстве случаев недовольство возникают по причине строительных работ. Нужно попросить извинения за приведенные неудобства – это правильная процедура. Обязательно нужно дать свои контактные телефоны. Чаще всего жалобы идут по причине того, что люди не владеют информацией. Нужно довести до них эти сведения.

В Челнах много домов, территория которых не благоустроена. К сожалению, управляющие компании не всегда в состоянии выполнять подобные работы в достаточном объеме. И вот здесь как раз, за счет инвесторов, полностью можно привести в порядок прилегающую территорию. Будь то ремонт-восстановление, дополнительная комплектация какими-либо другими элементами, пешеходные дорожки, площадки отдыха... Все это можно включить на стадии строительства в требования для застройщика. Это реально, застройщики на это идут. Конечно, это определенные затраты, однако все равно некий перечень работ по благоустройству будет. В принципе, на сегодняшний день инвесторы идут на дополнительные траты. Они понимают, что это делает их объект более привлекательным, работая на их же имидж. Они осознанно идут на это и понимают, что надо дружить с соседями. С митингом выходят тогда, когда не владеют информацией, потому что они представляют себе совсем иное. Поэтому я и предлагаю, когда начинается строительство, ознакомить население с вашими намерениями, с тем, что планируется построить и какие мероприятия по благоустройству прилегающей территории планируется проводить.

Парадокс. Бизнесмены на законных основаниях покупают земельные участки, вкладываются, а потом… в лучшем случае несколько неприятных встреч с «доброжелательными» соседями, в худшем – перепрофилирование и сотни тысяч на ветер. Судя по всему, противостояний будет еще много - жители теперь ну очень активные. Впору задавать им вопрос: разрешите строиться, а точнее – подстроиться?

 

Лилия Хамитова

Комментарии

Оставьте первый комментарий