Новости
Подробно


Фирма веников не вяжет

11.01.2013, 12:10

Сколько сегодня в Челнах реализуется франчайзинговых проектов, вряд ли кто скажет. Средства массовой информации, автозаправочные станции, кафе, рестораны, магазины, развлекательные заведения – в автограде присутствуют сотни, если не тысячи, федеральных брендов, которые развиваются под так называемым покровительством большого брата. Но судя по всему, пик развития франчайзингового бизнеса в Челнах еще впереди. Что стоит за правом использования торговой марки, и так и ли оно прекрасно? Почему челнинцы все чаще говорят о франчайзинге?

 

«КУПИТЬ ФРАНШИЗУ ДЛЯ НАС БЫЛО «ДЕШЕВЛЕ» И БЫСТРЕЕ»

«Бренд в аренду» - модная тема в автограде: выставки, тематические семинары, банковские продукты. Некоторые опытные бизнесмены уже кусают локти – мол, куда раньше глядели? Тут и рисков меньше, и затраты окупаются быстрее.

- Франчайзинг - это оптимальный вариант для начинающего предпринимателя, - говорит Анастасия Шестиалтынова, директор академии раннего развития «Первые шаги». - В первую очередь потому, что покупка бренда предполагает готовые формы работы, критерии, бизнес-план. Это как уравнение в математике: у тебя есть готовая схема, и ты вставляешь туда свои числа.

Мисс предприниматель-2012 убеждает, что совершила ошибку, начав свой путь в качестве бизнесмена самостоятельно. За годы работы были потеряны и деньги, и время.

- Я развиваю свой собственный бренд, но сейчас уже понимаю, что если бы купила франшизу в свое время, многое сэкономила, - делится бизнес-вумен. – Чтобы достичь успеха, я потратила бы два-три года, а не семь лет.

Фирма веников не вяжет

Поддерживает мнение госпожи Шестиалтыновой и другая бизнес-леди, генеральный директор ООО «Brossko» Алла Семенова. И вряд ли это женская солидарность. Скорее, вывод, сделанный на основе собственного опыта. Гендиректор компании считает, что если у предпринимателя нет «сильного» бизнес-плана и существенного опыта за плечами, то начинать дело не стоит.

- Если у предпринимателя есть оригинальная концепция, хороший опыт в бизнесе и необходимые денежные средства, то можно, конечно, развивать собственный бренд. Важно объективно оценить свои силы и конкуренцию на рынке, - говорит Алла Семенова. – В противном случае лучше купить готовый бренд. Особенно это актуально для общепита и ритейла. Важно грамотно оценить специфику бизнеса.

Фирма веников не вяжет

Предпринимательница Юлия Костюченко в свое время отказалась от «затеи» развивать собственный бренд. Развивающий центр «Маленький Босс» прекратил свое существование, как только его владельцы поняли: детский бизнес требует особого подхода, и чтобы довести его «до ума» потребуется много времени.

- Мы отработали некоторое время, получили опыт, изучили рынок, поняли свои слабые места, а затем сформулировали, каким должен быть наш центр. То, каким мы хотим видеть его, - говорит Юлия Костюченко, директор детского центра раннего развития «Бэби клуб». - Стало ясно, что для достижения этих критериев нам потребуется несколько лет и серьезные инвестиции. Купить франшизу для нас было «дешевле» и быстрее. Считаю, что решение было верным. Благодаря методикам обучения, разработанным «Бэби клубом», мы предлагаем действительно качественный продукт нашим клиентам.

Однако не все так радужно, как хотелось бы. Везде есть свои минусы, и франчайзинг - не исключение. Известный в городе ресторатор, владелец компании «Dolce Vita Group» Евгений Венгер столкнулся с определенными трудностями, когда приобрел франшизу японского ресторана.

- Франчайзинг - это всего лишь 30% от того, что необходимо для успешного развития бизнеса, - рассказал Евгений Венгер порталу предпринимателей в рубрике «Личное дело». - Многое приходится дорабатывать самим, в нашем случае так и было. Изначально мы развивали исключительно собственные проекты: кафе, спорт-бары. Но потом поняли, что хотим другого уровня, более высокого, а учиться было не на чем. Франчайзинг показался нам привлекательным, потому что представляет собой некие стандарты – концепция заведения, кухня и многое другое. Приобрели франшизу японского ресторана и, в принципе, не прогадали. На тот момент «Гин-но Таки» для Челнов был в диковинку. Народ воспринял заведение «на ура», ведь ничего подобного в городе ранее не было. Однако, повторюсь, многое мы дорабатывали сами. Например, делали собственный дизайн интерьера.

Фирма веников не вяжет

Юлия Костюченко согласна: выбор франшизы, а главное, франчайзера, дело серьезное, ведь можно купить и кота в мешке. Основываясь на собственном опыте, бизнес-леди сделала определенные выводы.

- При покупке франшизы важно знать ответ на главный вопрос: что вы получаете, когда платите франчайзеру? Бренд? Бизнес-процессы? Эксклюзивные идеи? В идеале должно совпасть все. Но так бывает не всегда. И нужно, в первую очередь, самому понять, для чего нужна франшиза, и почему вам без нее не обойтись. Мы поняли это в то время, когда у нас был детский развивающий центр «Маленький Босс».

 

«МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК МЫ ПРИШЛИ К ОПТИМАЛЬНОМУ ВАРИАНТУ»

Вслед за покупателями в Челнах появляются и продавцы франшиз. Сосчитать таковых проще, их в разы меньше, но оно и понятно: в автограде не так много брендов, готовых выйти хотя бы на региональный уровень, не то чтобы на федеральный.

Взять, к примеру, Евгения Венгера, который продает франшизу своего самого успешного заведения - «Maximilians». Над концепцией ресторана-пивоварни работала целая команда иностранных специалистов, и выход на федеральный франчайзи-рынок вполне ожидаем.

Фирма веников не вяжет

- Франчайзинг подходит для предпринимателей без большого опыта в бизнесе, для тех, кто начинает с нуля. Далее, если все складывается успешно и бизнес развивается, можно самому начинать развивать собственный бренд. А затем и продавать. Как поступили мы, - говорит Евгений Венгер.

Неожиданно для многих о своем решении сформировать и выставить на продажу франчайзи-пакет заявили и другие предприниматели: владельцы академии раннего развития «Первые шаги», магазинов спецодежды собственного производства «Brossko», автошколы «Позитив», сети фастфудов «Сытный лопс». Их бизнес, возможно, на фоне «Maximilians» Венгера выглядит не столь масштабно. Но тем не менее.

– В данный момент у нас ведется подготовка к продаже собственной франшизы. Методом проб и ошибок мы пришли к оптимальному варианту ведения бизнеса, - рассказывает Анастасия Шестиалтынова, директор академии раннего развития «Первые шаги». - Сейчас у нас все систематизировано, мы уже знаем, как нужно вести свое дело, я долго училась этому. В данный момент у нас уже есть два потенциальных покупателя. Сейчас с ними ведутся переговоры, и заканчивается формирование франчайзингового пакета.

Фирма веников не вяжет

- В республике будем развивать собственную сеть, а за пределами Татарстана продавать франшизу другим предпринимателям, - делится генеральный директор ООО «Brossko» Алла Семенова. – Пока разработка пакета находится в процессе. Сейчас мы оцениваем рынок, изучаем различные варианты, взвешиваем все «за» и «против». Нужно сделать так, чтобы нам было это выгодно. Думаю, соотношение собственных и франчайзинговых магазинов будет примерно 70% на 30%. В данный момент наша марка находится на регистрации в Роспатенте. Как только эта процедура будет закончена, мы начнем продажу франшизы.

Артем Захаров, учредитель «Франчайзинг 5.РФ», компании, которая специализируется, в том числе, на подготовке франчайзинговых пакетов, предостерегает челнинских бизнесменов: чтобы грамотно сформировать франшизу, нужно всерьез поработать. И, естественно, вложиться. К примеру, одна только «упаковка» франшизы обойдется предпринимателю как минимум в 100 тысяч рублей. Можно, естественно, дешевле. Но стоит ли игра свеч?

– Конечно же, сформировать франшизу, а потом искать рынки сбыта, можно и самостоятельно. Но в таком случае можно и насмешить, не думаю, что у ресторатора, например, есть опыт работы в области франчайзинга и он знает все нюансы. Все должно быть серьезно. В крупных городах уже активно пользуются услугами специализированных компаний.

Культуру развития франчайзингового бизнеса, несмотря на его популярность, еще долго будут прививать в Челнах. Местные предприниматели пока предпочитают самостоятельно работать в этом направлении. Без помощников. Возможно, присматриваются. То же самое можно сказать и о покупателях франшизы.

К примеру, в Челнах уже почти год, как Сбербанк презентовал программу «Бизнес-старт», которая позволяет открыть собственное дело по франшизе. На выбор бизнесменам - только аккредитованные бренды, а это значит, что в уровне франчайзера сомневаться не приходится. Но на данный момент из Челнов данной программой никто не воспользовался. Хотя, безусловно, интересующиеся были. Возможно, причина в условиях кредитования. Однако в местном отделении Сбербанка считают иначе.

- Иногда происходит так, что предприниматель заинтересовывается в покупке готового решения по франшизе, но слишком долго решается на сделку. Франшиза уходит в другие руки, уже без нашего участия, - рассказывает Ильдар Джанзаков, заместитель начальника отдела продаж малому бизнесу набережночелнинского филиала ОАО «Сбербанк России». - Я считаю, что для начинающих предпринимателей однозначно лучшее решение – бизнес по готовой франшизе. Это оптимальный вариант для тех, кто еще не имеет всех необходимых навыков для успешного ведения бизнеса и тех, кому нужно надежное и проверенное решение. Тем же, у кого уже есть опыт ведения бизнеса, кто уверен в своих силах, можно создавать и развивать собственное дело.

Не исключено, что аналогичные программы будут разработаны и местными банками (таковых сегодня четыре: Автоградбанк, Акибанк, Камский коммерческий банк и Камский горизонт). Франчайзинг – тема действительно актуальная для автограда, и судя по активности местных банкиров, вряд ли они упустят такую возможность. По крайней мере, предпосылки есть. Местные банки более лояльны к «своим», и вполне мог бы получиться привлекательный бизнесу продукт.   

Франчайзинг, безусловно, не идеальный вариант развития бизнеса. Риски присутствуют в любом случае. Но для тех предпринимателей, у кого нет большого опыта за плечами, покупка бренда может стать хорошим стартом в создании успешного дела. Ясно одно: в Челнах в ближайшее время активизируются предприятия, которые зарабатывают на продажах франшиз, подготовках франчайзи-пакетах и другие. Следите за новостями.

 

Роман Ефремов

Комментарии

Оставьте первый комментарий