, 25 Октября
$ 76,4667
€ 90,4142
Предложения банков
Коронавирус. Заражено: 42 009 491 человек. В России: 1 480 646. В Татарстане: 8 042. В Челнах: 884
Новости
Подробно


«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

28.09.2020, 12:23

Появившаяся на днях информация о том, что «КАМАЗ» работает над компактным городским электрокаром, порядком взбудоражила общественность. Перспективную новинку уже успели окрестить преемником «Оки» и даже «прописать» на площадях бывшего ЗМА, где малолитражками занимались почти 20 лет. Каковы реальные перспективы этого проекта, как Минобр вложил в питерский электрокар 150 млн, и причем здесь «КАМАЗ» - изучил Chelny-biz.ru.

«НОВАЯ «ОКА» БУДЕТ ЧЕТЫРЕХМЕСТНЫМ ТРЕХДВЕРНЫМ ХЕТЧБЭКОМ»

Проект малогабаритного городского электромобиля уже третий год зреет в «Центре компьютерного инжиниринга» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – ключевого структурного подразделения Центра НТИ СПбПУ. Более того, государство вложило в него 150 млн рублей, еще 67 млн должно было поступить от спонсоров проекта.

Информация о «преемнике знаменитой «Оки»», который разрабатывается при участии «КАМАЗа» и якобы готовится к запуску, разлетелась в СМИ в конце прошлой недели.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

«Новая «Ока» будет четырехместным трехдверным хетчбэком. Машинка получит мощное несущее основание (фактически раму), на котором будет покоиться легкий трубчатый каркас, обшитый пластиковыми панелями, – так описал разработку портал «АвтоВзгляд». – А самое главное – будущий городской автомобильчик будет чисто электрическим! Батареи разместят внутри того самого несущего основания».

Однако конкретики о том, когда машина выйдет на рынок, нет. «По нашим прогнозам, чтобы поставить электромобиль на конвейер, потребуется 3—4 года, - полагает «АвтоВзгляд». - Правда, самого конвейера пока нет: «КАМАЗу» придется либо купить какие-либо производственные мощности, либо — построить целый завод».

Как выяснил Chelny-biz.ru, Санкт-Петербургский Политех реализует проект «Создание «Умного» Цифрового Двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня». Он работает по заказу Министерства науки и высшего образования РФ рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». СПбПУ выиграл конкурс и получил бюджетное финансирование - 150 млн рублей на 2018-2020 годы (по 50 млн в год). В документации проекта указано, что вуз также привлекает 67,23 млн внебюджетных средств. Госпрограмма предполагает участие в том числе индустриальных партнеров. Причем объем их софинансирования должен составлять не менее 50% от общего объема внебюджетных средств.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

Был ли «КАМАЗ» тем самым партнером и сколько вложил, не раскрывается.

«УЖЕ СЕЙЧАС МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ШАГ ВПЕРЕДИ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ»

Вообще челнинский автогигант и СПбПУ в 2018 году подписали соглашение о партнерстве в области создания модульной платформы автобуса, электробуса, троллейбуса. Его цель – инновационная универсальная платформы для нового модельного ряда пассажирского транспорта средней, большой и особо большой вместимости с различными типами двигателей (дизельным, газовым, электрическим, гибридным).

В начале сентября 2020 года камазовская делегация во главе с гендиректором Сергеем Когогиным побывала в университете. Составила план-график работ по проекту «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса», а также оценила промежуточные итоги экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля. По второму проекту вуз отчитался о выполнении двух из четырех этапов. Оставшиеся должны завершиться до конца 2020 года.

Университет работает в формате «умного» цифрового двойника, что позволяет сокращать трудозатраты на разработку реального электромобиля не менее чем на 30% и более чем вдвое сократить длительность работ по выпуску серийного образца, отметил руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® Алексей Боровков.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

Заместитель гендиректора по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров отметил интерес к проекту:

- Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля – одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы. Мы уверены, что компактный городской автомобиль с минималистичным интерьером по доступной цене будет интересен, в первую очередь, молодым людям до 35 лет, которые смогут оценить динамику и энергоэкономичность продукта.

Камазовцам продемонстрировали экстерьер и интерьер экспериментального образца с использованием технологии виртуальной реальности.

- Компания заинтересована в успешной реализации проектов и выхода продуктов на этап прохождения испытаний и серийную сборку. Мы находимся в постоянном поиске решений, которые позволяют компании занимать лидерские позиции на рынке, – подчеркнул по итогам встречи Сергей Когогин, обобщая оба проекта. - Партнерство открывает перед нами новые перспективы в создании инновационной техники. Наша задача – выпустить на рынок продукт, который будет востребован не только сегодня, но и в будущем. Уже сейчас мы должны быть на шаг впереди мировых лидеров.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

«СОЛЛЕРС» ТОЧНО НЕ БУДЕМ ПОКУПАТЬ»

Надо заметить, общественность в Челнах идею быстро приняла. Производство легковых автомобилей городу - не в новинку. Почти 20 лет выпуском малогабаритных авто занимался Завод малолитражных автомобилей, дочернее предприятие «КАМАЗа». Следующие 12 лет - компания «Соллерс». После закрытия завода Ford Sollers в Челнах высвободились специалисты и производственные площади. Напомним, они выставлены на продажу.

Разговоры о том, выкупит ли «КАМАЗ» площади бывшей «дочки», в городе не прекращаются. Но автогигант до сих пор публично интереса к ним не проявлял. Речь о покупке пустующего завода не идет, ответил Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы компании Олег Афанасьев:

- «Соллерс» точно не будем покупать.

Перспективы самого нового проекта Афанасьев комментирует так:

- Легковой электромобиль - не более чем одно из направлений научно-исследовательской деятельности, среди которых наиболее важными и первостепенными для нас являются разработки в области грузового и пассажирского электротранспорта. Вопрос производства легковых автомобилей на «КАМАЗе» в настоящий момент не рассматривается.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

Руководитель пресс-службы отметил, что распространившиеся в сети фотографии не являются окончательным образом перспективного легкового электромобиля.

Глава компании Сергей Когогин в различных выступлениях не раз подчеркивал, что у «КАМАЗа» широкий спектр научных исследований на перспективу, поскольку не известно, какая тема и когда выстрелит. Этот тезис он недавно повторил относительно электротранспорта.

- Приведу простой пример: когда наша служба развития выкатила первый концепт, даже не макет, а просто на бумаге концепт электробуса, в нашей стране вообще не было оснований заниматься этой темой. Я считаю и члены правления, кто считает инвестиционный бюджет, при обсуждении мы решили и сейчас так делаем, что должно быть место для фантазии, - заявил Когогин в интервью ТНВ. - Да, наша компания каждый год тратит достаточно много денег, когда мы проверяем какие-то концепты. Ну кто бы мог подумать, что электробус, о котором я говорю, за короткое время станет серийным продуктом. Мы же не могли знать, когда начали заниматься темой, что это выстрелит, сегодня этот выстрел — уровень технической разработки. В принципе, он сегодня соответствует самым высоким мировым требованиям.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

Гендиректор автогиганта отметил, что сегодня в России нет спроса на электромобили в коммерческом транспорте. Но в Европе и Северной Америке с 2025 года нормативные требования «будут настолько высоки, что там места для классической формулы дизельного двигателя почти не останется».

- Все занимаются разработками электрического транспорта. Мое мнение - мы не должны отставать от технического прогресса, мы должны работать, - обозначил Когогин. - Как это произойдет через четыре - пять лет, сказать сложно. И все равно мир придет к этому, потому что мы будем заботиться, думать об экологии, очень серьезно. Очевидно, что без электрического транспорта проблему отрицательного воздействия на окружающую среду автомобилями решить будет крайне сложно. Ну вот мы и занимаемся этим, это уже не является макетом, это в принципе рабочий прототип, который в ближайшее время выйдет в испытание, его начнут катать, проверять его функционирование.

33 ГОДА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ: ОТ ЗМА ДО FORD SOLLERS

«Окушка» оставила заметный след в истории Набережных Челнов. В 1987 году в Набережных Челнах был основан Завод малолитражных автомобилей как дочернее предприятие «КАМАЗа».

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

Модель «Оки» появилась в середине 1980-х годов. Ее, по планам Минавтопрома СССР, предполагалось выпускать небольшими партиями - всего 50 тыс. единиц в год: по 20 тысяч на Волжском и Камском автозаводах и 10 тысяч - в Серпухове. Над автомобилем работали несколько заводов. «КАМАЗ» также подключился к разработке. В 1988 году в Набережных Челнах началась опытная сборка машин, которые первоначально назывались «Кама». Массовый выпуск ВАЗ-1111 «Кама» (почти копии выпускавшейся «Оки») предполагалось наладить на Елабужском заводе легковых автомобилей (ЕлАЗ), в который в 1988 году был перепрофилирован несостоявшейся Камский тракторно-технический завод. Равный по масштабу АвтоВАЗу, ЕлАЗ должен был производить 900 тысяч в год автомобилей ВАЗ-1111. Но проект не состоялся. В 1995 году АвтоВАЗ передал производство модели ВАЗ-1111 «Ока» в город Серпухов на «СеАЗ» и в Челны на ЗМА.

В 90-е «окушка» стала популярна на внутреннем и внешнем рынках. ЗМА за время существования успел выпустить свыше 330 тысяч автомобилей.

В 2005 году ОАО «ЗМА» вошло в состав автомобилестроительного дивизиона «Северсталь-групп» - ОАО «Северсталь-Авто». Производство микролитражек свернули в 2006 году, началась сборка внедорожников SsangYong Rexton и автомобилей FIAT Albea, FIAT Palio и FIAT Doblo.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

В 2011 году на заводе было создано СП Ford Sollers, которое проработало до начало 2019 года. В марте 2019-го Ford Sollers заявил о реструктуризации бизнеса в России и закрыл производственную площадку в Челнах. Заводы планируется продать.

Имущественный комплекс в Челнах состоит из 39 объектов общей площадью 130,2 тыс. кв. м, включая производственные, складские и административные здания и земельные участки общей площадью 816,8 тыс. кв. м. Цены не озвучиваются. Эксклюзивный брокер - международная консалтинговая компания Knight Frank - ожидает, что предложение вызовет интерес на рынке. При этом не факт, что предприятиям удастся сохранить автомобильный профиль.

- В соответствии с нашим опытом мы рассчитываем на инвесторов, которые после приобретения будут сдавать эти объекты недвижимости в аренду, - комментировал ранее гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.

Параллельно на аукцион выставлено движимое имущество заводов в Набережных Челнах и во Всеволожске. Более 100 лотов оценены в 69 млн.

«Мы решили, что должно быть место для фантазии»

С момента закрытия челнинского завода потенциальными покупателями назывались разные международные автопроизводители, но ни один из этих вариантов пока не подтвердился.

Лилия Павлова

Фото: fea.ru, Вести КАМАЗа, АвтоВзгляд, vesti.ru