Появившаяся на днях информация о том, что «КАМАЗ» работает над компактным городским электрокаром, порядком взбудоражила общественность. Перспективную новинку уже успели окрестить преемником «Оки» и даже «прописать» на площадях бывшего ЗМА, где малолитражками занимались почти 20 лет. Каковы реальные перспективы этого проекта, как Минобр вложил в питерский электрокар 150 млн, и причем здесь «КАМАЗ» - изучил Chelny-biz.ru.
«НОВАЯ «ОКА» БУДЕТ ЧЕТЫРЕХМЕСТНЫМ ТРЕХДВЕРНЫМ ХЕТЧБЭКОМ»
Проект малогабаритного городского электромобиля уже третий год зреет в «Центре компьютерного инжиниринга» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – ключевого структурного подразделения Центра НТИ СПбПУ. Более того, государство вложило в него 150 млн рублей, еще 67 млн должно было поступить от спонсоров проекта.
Информация о «преемнике знаменитой «Оки»», который разрабатывается при участии «КАМАЗа» и якобы готовится к запуску, разлетелась в СМИ в конце прошлой недели.
«Новая «Ока» будет четырехместным трехдверным хетчбэком. Машинка получит мощное несущее основание (фактически раму), на котором будет покоиться легкий трубчатый каркас, обшитый пластиковыми панелями, – так описал разработку портал «АвтоВзгляд». – А самое главное – будущий городской автомобильчик будет чисто электрическим! Батареи разместят внутри того самого несущего основания».
Однако конкретики о том, когда машина выйдет на рынок, нет. «По нашим прогнозам, чтобы поставить электромобиль на конвейер, потребуется 3—4 года, - полагает «АвтоВзгляд». - Правда, самого конвейера пока нет: «КАМАЗу» придется либо купить какие-либо производственные мощности, либо — построить целый завод».
Как выяснил Chelny-biz.ru, Санкт-Петербургский Политех реализует проект «Создание «Умного» Цифрового Двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня». Он работает по заказу Министерства науки и высшего образования РФ рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». СПбПУ выиграл конкурс и получил бюджетное финансирование - 150 млн рублей на 2018-2020 годы (по 50 млн в год). В документации проекта указано, что вуз также привлекает 67,23 млн внебюджетных средств. Госпрограмма предполагает участие в том числе индустриальных партнеров. Причем объем их софинансирования должен составлять не менее 50% от общего объема внебюджетных средств.
Был ли «КАМАЗ» тем самым партнером и сколько вложил, не раскрывается.
«УЖЕ СЕЙЧАС МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ШАГ ВПЕРЕДИ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ»
Вообще челнинский автогигант и СПбПУ в 2018 году подписали соглашение о партнерстве в области создания модульной платформы автобуса, электробуса, троллейбуса. Его цель – инновационная универсальная платформы для нового модельного ряда пассажирского транспорта средней, большой и особо большой вместимости с различными типами двигателей (дизельным, газовым, электрическим, гибридным).
В начале сентября 2020 года камазовская делегация во главе с гендиректором Сергеем Когогиным побывала в университете. Составила план-график работ по проекту «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса», а также оценила промежуточные итоги экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля. По второму проекту вуз отчитался о выполнении двух из четырех этапов. Оставшиеся должны завершиться до конца 2020 года.
Университет работает в формате «умного» цифрового двойника, что позволяет сокращать трудозатраты на разработку реального электромобиля не менее чем на 30% и более чем вдвое сократить длительность работ по выпуску серийного образца, отметил руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® Алексей Боровков.
Заместитель гендиректора по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров отметил интерес к проекту:
- Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля – одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы. Мы уверены, что компактный городской автомобиль с минималистичным интерьером по доступной цене будет интересен, в первую очередь, молодым людям до 35 лет, которые смогут оценить динамику и энергоэкономичность продукта.
Камазовцам продемонстрировали экстерьер и интерьер экспериментального образца с использованием технологии виртуальной реальности.
- Компания заинтересована в успешной реализации проектов и выхода продуктов на этап прохождения испытаний и серийную сборку. Мы находимся в постоянном поиске решений, которые позволяют компании занимать лидерские позиции на рынке, – подчеркнул по итогам встречи Сергей Когогин, обобщая оба проекта. - Партнерство открывает перед нами новые перспективы в создании инновационной техники. Наша задача – выпустить на рынок продукт, который будет востребован не только сегодня, но и в будущем. Уже сейчас мы должны быть на шаг впереди мировых лидеров.
«СОЛЛЕРС» ТОЧНО НЕ БУДЕМ ПОКУПАТЬ»
Надо заметить, общественность в Челнах идею быстро приняла. Производство легковых автомобилей городу - не в новинку. Почти 20 лет выпуском малогабаритных авто занимался Завод малолитражных автомобилей, дочернее предприятие «КАМАЗа». Следующие 12 лет - компания «Соллерс». После закрытия завода Ford Sollers в Челнах высвободились специалисты и производственные площади. Напомним, они выставлены на продажу.
Разговоры о том, выкупит ли «КАМАЗ» площади бывшей «дочки», в городе не прекращаются. Но автогигант до сих пор публично интереса к ним не проявлял. Речь о покупке пустующего завода не идет, ответил Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы компании Олег Афанасьев:
- «Соллерс» точно не будем покупать.
Перспективы самого нового проекта Афанасьев комментирует так:
- Легковой электромобиль - не более чем одно из направлений научно-исследовательской деятельности, среди которых наиболее важными и первостепенными для нас являются разработки в области грузового и пассажирского электротранспорта. Вопрос производства легковых автомобилей на «КАМАЗе» в настоящий момент не рассматривается.
Руководитель пресс-службы отметил, что распространившиеся в сети фотографии не являются окончательным образом перспективного легкового электромобиля.
Глава компании Сергей Когогин в различных выступлениях не раз подчеркивал, что у «КАМАЗа» широкий спектр научных исследований на перспективу, поскольку не известно, какая тема и когда выстрелит. Этот тезис он недавно повторил относительно электротранспорта.
- Приведу простой пример: когда наша служба развития выкатила первый концепт, даже не макет, а просто на бумаге концепт электробуса, в нашей стране вообще не было оснований заниматься этой темой. Я считаю и члены правления, кто считает инвестиционный бюджет, при обсуждении мы решили и сейчас так делаем, что должно быть место для фантазии, - заявил Когогин в интервью ТНВ. - Да, наша компания каждый год тратит достаточно много денег, когда мы проверяем какие-то концепты. Ну кто бы мог подумать, что электробус, о котором я говорю, за короткое время станет серийным продуктом. Мы же не могли знать, когда начали заниматься темой, что это выстрелит, сегодня этот выстрел — уровень технической разработки. В принципе, он сегодня соответствует самым высоким мировым требованиям.
Гендиректор автогиганта отметил, что сегодня в России нет спроса на электромобили в коммерческом транспорте. Но в Европе и Северной Америке с 2025 года нормативные требования «будут настолько высоки, что там места для классической формулы дизельного двигателя почти не останется».
- Все занимаются разработками электрического транспорта. Мое мнение - мы не должны отставать от технического прогресса, мы должны работать, - обозначил Когогин. - Как это произойдет через четыре - пять лет, сказать сложно. И все равно мир придет к этому, потому что мы будем заботиться, думать об экологии, очень серьезно. Очевидно, что без электрического транспорта проблему отрицательного воздействия на окружающую среду автомобилями решить будет крайне сложно. Ну вот мы и занимаемся этим, это уже не является макетом, это в принципе рабочий прототип, который в ближайшее время выйдет в испытание, его начнут катать, проверять его функционирование.
33 ГОДА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ: ОТ ЗМА ДО FORD SOLLERS
«Окушка» оставила заметный след в истории Набережных Челнов. В 1987 году в Набережных Челнах был основан Завод малолитражных автомобилей как дочернее предприятие «КАМАЗа».
Модель «Оки» появилась в середине 1980-х годов. Ее, по планам Минавтопрома СССР, предполагалось выпускать небольшими партиями - всего 50 тыс. единиц в год: по 20 тысяч на Волжском и Камском автозаводах и 10 тысяч - в Серпухове. Над автомобилем работали несколько заводов. «КАМАЗ» также подключился к разработке. В 1988 году в Набережных Челнах началась опытная сборка машин, которые первоначально назывались «Кама». Массовый выпуск ВАЗ-1111 «Кама» (почти копии выпускавшейся «Оки») предполагалось наладить на Елабужском заводе легковых автомобилей (ЕлАЗ), в который в 1988 году был перепрофилирован несостоявшейся Камский тракторно-технический завод. Равный по масштабу АвтоВАЗу, ЕлАЗ должен был производить 900 тысяч в год автомобилей ВАЗ-1111. Но проект не состоялся. В 1995 году АвтоВАЗ передал производство модели ВАЗ-1111 «Ока» в город Серпухов на «СеАЗ» и в Челны на ЗМА.
В 90-е «окушка» стала популярна на внутреннем и внешнем рынках. ЗМА за время существования успел выпустить свыше 330 тысяч автомобилей.
В 2005 году ОАО «ЗМА» вошло в состав автомобилестроительного дивизиона «Северсталь-групп» - ОАО «Северсталь-Авто». Производство микролитражек свернули в 2006 году, началась сборка внедорожников SsangYong Rexton и автомобилей FIAT Albea, FIAT Palio и FIAT Doblo.
В 2011 году на заводе было создано СП Ford Sollers, которое проработало до начало 2019 года. В марте 2019-го Ford Sollers заявил о реструктуризации бизнеса в России и закрыл производственную площадку в Челнах. Заводы планируется продать.
Имущественный комплекс в Челнах состоит из 39 объектов общей площадью 130,2 тыс. кв. м, включая производственные, складские и административные здания и земельные участки общей площадью 816,8 тыс. кв. м. Цены не озвучиваются. Эксклюзивный брокер - международная консалтинговая компания Knight Frank - ожидает, что предложение вызовет интерес на рынке. При этом не факт, что предприятиям удастся сохранить автомобильный профиль.
- В соответствии с нашим опытом мы рассчитываем на инвесторов, которые после приобретения будут сдавать эти объекты недвижимости в аренду, - комментировал ранее гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.
Параллельно на аукцион выставлено движимое имущество заводов в Набережных Челнах и во Всеволожске. Более 100 лотов оценены в 69 млн.
С момента закрытия челнинского завода потенциальными покупателями назывались разные международные автопроизводители, но ни один из этих вариантов пока не подтвердился.
Лилия Павлова
Фото: fea.ru, Вести КАМАЗа, АвтоВзгляд, vesti.ru
Ждун
Солнышко