Сеть «Эссен» не закрывается, не банкротится и не уходит с рынка. С таким заявлением выступили руководители компании, чтобы прояснить, наконец, ситуацию вокруг своих магазинов. Одни уже перестали работать в январе, другим - сотрудники и клиенты прочат скорое закрытие. Гендиректор торговой сети Азамат Ахмадуллин объясняет происходящее «пересмотром бизнес-модели» и планирует «запуск по-новому там, где это будет возможно». Между тем в «Эссен Продакшн АГ», которому принадлежат все помещения, отмечают, что сам формат гипермаркетов переживает кризис (не только в регионах, но и у федералов). Люди возвращаются в магазины у дома.
«ПРИОСТАНОВИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕСКОЛЬКО МАГАЗИНОВ, КОТОРЫЕ ДЕМОНСТРИРОВАЛИ МИНУСОВУЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ»
Сообщения о закрытии магазинов «Эссен» в Татарстане и за его пределами стали появляться в первые дни нового года. В Йошкар-Оле, Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Чистополе, Зеленодольске, Кукморе, Лениногорске, на Высокой Горе. Официальных объявлений компания «Оптовик», которой принадлежит сеть, не делала, распространилась версия, что «Эссен» не выдержал конкуренции с федеральными ритейлерами и до конца января свернется полностью. На официальном сайте еще значатся все 30 магазинов: 22 гипермаркета, один супермаркет «Эссен Green», три универсама «Эссен Плюс» и четыре «Эссен Экспресс». В Набережных Челнах продолжают работать три магазина: на проспекте Яшьлек, в поселке ГЭС и 30-м комплексе.
- В настоящий момент о том, чтобы покинуть рынок, речи не идет. Часть магазинов в Набережных Челнах, других городах и регионах продолжают работать в обычном режиме, - сообщил Chelny-biz.ru генеральный директор ООО «Оптовик» Азамат Ахмадуллин. - Приостановили торговую деятельность несколько магазинов, которые демонстрировали минусовую рентабельность. Сейчас мы ведем работы по пересмотру бизнес-модели этих магазинов для запуска их по-новому там, где это будет возможно.
Ахмадуллин опровергает обсуждаемую информацию о банкротстве:
- Нет, предприятие не имеет признаков банкротства. В данный момент работает 10 гипермаркетов с годовым оборотом от 350 до 600 млн рублей.
Неопределенность ситуации наибольшее беспокойство вызывала у сотрудников и поставщиков «Эссена». Последние сообщали о задолженностях ритейлера перед ними. Немало исков и в картотеке Арбитражного суда. Гендиректор сети предпочитает называть происходящее «заминкой».
- При приостановке торговой деятельности некоторых наших магазинов финансовый оборот компании уменьшился. Но в связи с наличием первоочередных обязательных платежей, например, налогов, приходится расставлять приоритеты, - пояснил Азамат Ахмадуллин. - В связи с этим происходят некоторые заминки перед поставщиками. Но выплаты поставщикам идут.
По персоналу пока вопрос тоже открыт. В ряде городов сотрудники магазинов жаловались на сокращения. Судя по публикациям в соцсетях и СМИ, людям предлагали написать заявление по собственному желанию, а несогласных увольняли за прогулы. В Чистополе и Высокогорском районе в ситуацию вмешалась прокуратура. Надзорное ведомство обратилось в суд, чтобы восстановить на работе уволенных с нарушениями.
- В магазинах, в которых была приостановлена торговая деятельность, компания предлагает сотрудникам различные варианты, предусмотренные нормой закона, - говорит гендиректор ООО «Оптовик». - Персоналу было предложено перемещение внутри компании. Не все на это готовы, не всем это удобно. При желании некоторых сотрудников покинуть компанию по возможности осуществлялось содействие в поиске работы в других компаниях. Наиболее продуктивно в этом направлении у нас сложилось сотрудничество с «Магнитом» и Х5 Retail.
Отметим, что, по данным официального сайта, в 2019 году в сети работало 3500 человек.
«МЫ РАЗРАБОТАЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ СЕТЕВЫМ, ОН БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН БОЛЕЕ ЧЕМ В СЕМИ НАШИХ ОБЪЕКТАХ»
Большая часть торговых центров, в которых находились магазины «Эссен», принадлежит АО «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева и Вадима Махеева. «Эссены» занимали около 70 тыс. кв. м из общего банка торговой недвижимости в 217 тыс. кв. м.
- Значение ООО «Оптовик» как арендатора для нас не ключевое – на данный момент он занимает меньше трети площадей АО «Эссен Продакшн», - отмечает директор по девелопменту и эксплуатации АО «Эссен Продакшн АГ» (Эссен Девелопмент) Елена Стрюкова. - Компания строит еще 100 тысяч метров торговых площадей в Набережных Челнах и городах Башкирии. Также имеет существенный земельный фонд в Татарстане и других регионах России. Мы занимаемся девелоперской деятельностью более 10 лет, всю принадлежащую нам торговую площадь мы построили и эксплуатируем собственными силами. Компания имеет налаженные деловые связи с крупнейшими федеральными и региональными арендаторами – мы эффективно работаем с такими крупнейшими игроками рынка торговой недвижимости, как «Детский мир», Decathlon, «Спортмастер», «Бургер Кинг», H&M, Adidas, Х5 Retail, «МВидео», «Магнит» и другие.
По словам Елены Стрюковой, по освобождаемым «Оптовиком» площадям и новым зданиям ведутся переговоры с крупными ритейлерами. Есть договоренности с компаниями Х5 Retail, Л’Этуаль, DNS, «Детский мир», «Впрок».
- На данный момент мы можем говорить о высокой востребованности наших торговых площадей. По мнению экспертов по брокериджу, с которыми мы сотрудничаем, это связано с особенностью нашего позиционирования – семейные торговые центры в небольших городах, - поясняет топ-менеджер «Эссен Девелопмент». - В связи с оптимизацией арендаторов на уже имеющихся площадях прогнозируется увеличение доходности на 170 млн рублей в год.
Тем не менее, перед девелопером стоит задача, как минимум, не потерять трафик торговых центров, который прежде обеспечивался гипермаркетами «Эссен».
- Продуктовые гипермаркеты для семейных торговых центров очень долго были магнитом, который притягивал большое количество посетителей. Но с 2016 года популярность продуктовых гипермаркетов как формата резко сократилась, - констатирует Елена Стрюкова. - Потребительское поведение изменилось, и люди предпочитают посещать магазины у дома. Это видно по отчетам даже таких крупнейших компаний, как «Лента», «Ашан» и Metro. У нас и других девелоперов в этот момент возникает вопрос: а тогда что вместо такого объекта, как продуктовый гипермаркет, будет привлекать посетителей? Размышляя на эту тему, мы разработали проект, который будет сетевым, он будет реализован более чем в семи наших объектах в разных городах республики Татарстан и не только. В тех городах, в которых мы планируем его реализовать, на данный момент аналогов ему нет. Но мы пока об этом заявлять не будем. Будем готовы говорить об этом ближе к марту.
«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЕТИ ДАЮТ ПО ТЫСЯЧЕ ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР. НИ ОДНА РЕГИОНАЛЬНАЯ НЕ МОЖЕТ ПЕРЕБИТЬ ЭТУ СТАВКУ»
ООО «Оптовик» было учреждено в 2003 году елабужскими бизнесменами Леонидом Барышевым и Вадимом Махеевым, основателями АО «Эссен Продакшн АГ». Торговая сеть развивалась в Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Башкортостане, Марий-Эл и Кировской области.
В 2018 году собственники сменились. Совладельцами стали бывший елабужский фермер-предприниматель Андрей Родионов (51,1%) и воронежское ООО «РДК» (48,9%) Руслана Чурляева. У Барышева и Светланы Махеевой некоторое время еще оставались мизерные доли в компании, но сейчас они полностью вышли из состава учредителей. Новым гендиректором вместе Вадима Махеева стал Азамат Ахмадуллин.
Практически сразу новые собственники продали исконно челнинскую сеть супермаркетов «Камилла» (около 60 магазинов), которая в свое время была поглощена «Оптовиком», но продолжала работать под старым брендом. Ахмадуллин объяснял решение необходимостью «сконцентрировать ресурсы на сети гипермаркетов «Эссен» как на более прибыльной части бизнеса».
- Предложение покупателя в несколько раз превосходит по прибыльности наши прогнозы по «Камилле», - отмечал гендиректор «Оптовика». В итоге большая часть помещений досталась краснодарскому ритейлеру «Магнит».
Леонид Барышев, кстати, буквально на днях комментировал газете «Ъ» ситуацию в ритейле и отметил, что местные компании не выдерживают конкуренции с федеральными игроками:
- Количество региональных сетей сокращается, развиваются только федеральные. Лидируют «Пятерочка» и «Магнит».
Поскольку крупные сети готовы платить больше (примерно на 20%), им отдают предпочтение владельцы недвижимости.
- При заходе на рынок федеральные сети дают по 1 тысяче рублей за квадратный метр. Правда потом снижают до 600 или выплачивают до 4% от оборота, но ни одна региональная сеть не может перебить эту ставку, - считает Барышев. В качестве примера он привел закрывший «Эссен». - Мы с 1 января подняли им аренду на 7%: на 5% из-за инфляции и на 2% из-за роста налога на недвижимость. Эти площади займут федеральные игроки, что принесет нам дополнительно 170 млн рублей.
Лилия Павлова
Фото: stroi-pod.ru, kazanfirst.ru, retail.ru, inplacers.ru, Реальное время, 2gis.com
Гульзада
житель
Продавец
Ярослава
Земляк
Андрей
Вальдемар