В горсуде стартовал процесс по уголовному делу компании «РенБизнесАвто», которая продавала КАМАЗы с фальшивыми движками. Накануне в рамках заседания начался допрос потерпевших, которых насчитывается порядка 100. В суд явились только двое, при этом один из них заявил, что ущерба его компании нет. Его показания особенно порадовали адвокатов, но не гособвинителей. Другой потерпевший приехал из Тюмени и сообщил, что его КАМАЗы простаивают, поскольку ГИБДД наложила запрет. Подробнее о том, как предприниматели, якобы сами того не понимая, попали в «криминальную схему» РБА и как занимались перекупом – в материале Chelny-biz.ru.
«КОЛХОЗ, КУДА БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЭТА ТЕХНИКА, КО МНЕ С ПРЕТЕНЗИЯМИ НЕ ОБРАЩАЛСЯ. СООТВЕТСТВЕННО, УЩЕРБ МНЕ НЕ ПРИЧИНЕН»
В городском суде началось рассмотрение громкого уголовного дела о «криминальной схеме» в «РенБизнесАвто». На скамье подсудимых вместе с известными в автограде предпринимателями - отцом и сыном Рафилем и Ренатом Габделхаковыми - оказались экс-глава кировского ГИБДД Александр Плотников и двое его подчиненных. Их судят за махинации с тяжелой техникой – КАМАЗами с «липовыми» движками.
По версии следствия, примерно в 2014-2017 годах компания РБА закупила 279 двигателей второго экологического класса. В России такие «движки» запрещены для эксплуатации. Правоохранители считают, что некая преступная группа, куда входили владельцы РБА, подделала паспорта, завысив класс до Евро-4, и выставила на продажу. Техника чудным образом прошла госрегистрацию в ГИБДД Кировской области и была успешно реализована. При этом не был оплачен утилизационный сбор. По последним данным, ущерб покупателям составил почти миллиард рублей, точнее - 837 млн.
Следствие считает, что в незаконный оборот «липовая» техника попала благодаря экс-начальнику кировской ГИБДД. Александр Плотников был якобы в теме - он обеспечил регистрацию тех самых 279 грузовиков. В злоупотреблении должностными полномочиями обвиняются и двое его коллег. На первом процессе адвокаты Плотникова заявили ходатайство о передаче дела в Киров: мол, оно не подсудно челнинскому суду. Но поскольку предполагаемого лидера ОПС Ильдара Саитова будут судить в Челнах, в ходатайстве отказано.
Самого Саитова, владельца ТД «Авто», судят отдельно от других: мужчина частично признал вину, подписал досудебное соглашение и дал разоблачающие показания. Саитов не признает лидерство в ОПС. По версии следствия, именно он приезжал в Киров договариваться с Плотниковым, чтобы зарегистрировать фальшивые «движки». Следствие полагает, что Саитов, «имея организаторские способности и волевые качества», придумал мошенническую схему.
Пока часть подсудимых отрицает свою причастность к криминальной схеме с КАМАЗами, неоднозначные мнения высказали и потерпевшие, явившиеся на процесс. Накануне их пришло всего двое, хотя по делу проходит более 100 человек. Первым суд допросил Рамиля Ахкиямова, гендиректора челнинской компании «РегионТрансСнаб».
Мужчина рассказал, что приобрел два КАМАЗа в 2016 году у «РенБизнесАвто». Автомобили были куплены для последующей перепродажи для СХПК «Кызыл юл» по их предварительному заказу. Стоимость каждой машины составила 2,3 млн рублей. Оплату «РегионТрансСнаб» провел безналичным расчетом. По словам Ахкиямова, он не знал, что двигатель не соответствует четвертому классу. А если бы знал, то покупать не стал.
– Какого характера ущерб вам причинен? – поинтересовался адвокат одного из подсудимых Рамиль Шарипов.
– Колхоз, куда была поставлена эта техника, ко мне с претензиями не обращался. Соответственно, ущерб мне не причинен, – обозначил Ахкиямов. По его словам, следствие у него запросило все бухгалтерские документы, он их предоставил, и потом его признали потерпевшим. С заявлением в правоохранительные органы организация не обращалась.
– Можно ли сказать, что инициатива шла от следственного комитета? – допытывали адвокаты. Потерпевший затруднился ответить на этот вопрос.
– Вы оформили КАМАЗы, согласно договору купли-продажи? – уточнил судья Агля Сахипов.
По словам потерпевшего, «РегонТрансСнаб» перепродал автомашины «Кызыл юл». Организация машины на себя не оформляли.
– Мы торгующая компания, можно перепродать без постановки на учет, – отметил потерпевший.
По словам участников процесса, такая картина складывается и по остальным, так называемым «потерпевшим», которые особо не стремятся бежать в суд, потому как реальный ущерб им не причинен.
– Если бы в документах было указано, что автомобиль не четвертого экологического класса, вы бы смогли купить-продать его? – уточнил по окончании допроса потерпевшего один из гособвинителей Евгений Лизунов.
– Для нас решающим фактором была цена, – сказал потерпевший.
– Когда покупали машину, вы знали, к какому именно экологическому классу относится двигатель? – включился судья.
– Я не специалист в этом, – отметил Ахкиямов. По его словам, он не смог бы визуально отличить.
«КАМАЗЫ РАБОТАЛИ. СЕЙЧАС ОНИ СТОЯТ НА СТОЯНКЕ, ПОТОМУ ЧТО ПРИШЕЛ ЗАПРЕТ ОТ ГИБДД»
Совсем иная ситуация у другого потерпевшего, который приехал на процесс из Тюменской области. Сергей Захаров является генеральным директором АО «Заводоуковский Машиностроительный завод». В 2016 году предприятием было принято решение отправить в командировку людей для поиска необходимых автомашин.
– Они нашли торговый дом «Авто». Визуально осмотрели машины. О том, что двигатели не соответствуют экологическому классу, не знали, устроила цена, заключили договор. Перечислили за оба КАМАЗа деньги, – рассказал суду потерпевший. - Один из них обошелся заводу в 2,2 млн рублей, второй в 2,5 млн.
– Почему вы решили приобрести технику именно у этой организации? – поинтересовался судья. По словам Захарова, их также привлекла сравнительно низкая цена. - При осмотре техники у вашего представителя были какие-то претензии?
– Визуально они ничего не выявили. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Сейчас они стоят на стоянке, потому что пришел запрет от ГИБДД.
По словам потерпевшего, техника эксплуатировалась на протяжении почти двух лет. Пока не пришло уведомление от местного ГИБДД. Захаров попросил либо вернуть деньги, либо заменить двигатель на четвертый экологический класс. Сумму ущерба потерпевший оценил в 1,6 млн рублей.
– Вы эксплуатировали технику несоответствующего класса двигателя, а по документам она проходила как четвертый класс. Вы просите доукомплектовать двигатель, тогда какое-нибудь переоформление потребуется? Специалисты, что скажете? – поинтересовался судья.
На вопрос председательствующего отреагировал экс-глава ГИБДД Александр Плотников. По его словам, переоформление не нужно. Он также успел высказаться, что по линии ГИБДД не проверяют, к какому экологическому классу автомобили относятся.
– С двигателем четвертого класса здесь машины не могут работать, – выразилась адвокат Плотникова. – Солярка не подходит для этого класса.
Однако потерпевший Сергей Захаров отметил, что у них в эксплуатации имеются порядка 40 КАМАЗов с двигателями именно этого экологического класса.
– Работают в условиях крайнего Севера, также в Татарстане, Башкирии и в Краснодарском крае. Температура везде разная: от –40 до +40 градусов, прекрасно себя показывают, – выразился Захаров.
На этом заседание было завершено, судебное разбирательство продолжится позже. В суде ожидают остальных потерпевших, но явятся ли они, большой вопрос. Подсудимые и их адвокаты от комментариев пока отказываются.
Напомним, компания «РенБизнесАвто» стала фигурантом уголовного дела о мошенничестве с КАМАЗами в Кировской области в октябре 2017 года. Тогда в офисе организации прошли обыски. Следователи обнаружили коррупционные связи. В итоге следы привели к сотрудникам ГИБДД, с помощью которых грузовики легализовались. Автомобили продавались по всей России. Покупатели, которые не знали о начинке грузовиков, оказались в числе потерпевших. Масштабы мошенничества вскрывались постепенно во время проверок автомобилей ГИБДД в разных регионах страны.
В деле «РенБизнесАвто» проскочила история с так называемыми «решалами». В августе прошлого года приговор прозвучал в отношении казанского бизнесмена Ирека Маннанова, который за 100 млн рублей предлагал решить вопрос о прекращении уголовного дела на собственников «РенБизнесАвто». За покушение на мошенничество в особо крупном размере его приговорили к четырем годам условно. Вместе с Маннановым на скамье подсудимых оказались еще четверо татарстанских и московских бизнесменов, которым вменили посредничество во взяточничестве. Вину подсудимые признали. Все четверо получили по пять лет условного срока, но в итоге Верховный суд РТ данное решение отменил и отправил всех в колонию.
Уже в сентябре того же года реальные сроки получила и вторая группа «решал», которые также пытались заработать на уголовном деле компании «РенБизнесАвто». Челнинский суд отправил в колонию 46-летнего Илшата Гильмутдинова и 34-летнего Руслана Исрафилова. Оба обвинялись в мошенничестве (ч. 4 статьи 159 УК РФ). По материалам дела, в январе 2016 года Гильмутдинов узнал о проводимой правоохранительными органами проверке в ООО «РенБизнесАвто». Мужчина сообщил совладельцу ГК РБА Рафилю Габделхакову, что может помочь с прекращением проверки и предложил передать через знакомых неким должностным лицам 15 млн рублей. Габделхаков-старший согласился и в условленное время привез деньги на парковку ТЦ «Мегастрой». Уже в 2017 году Гильмутдинову и Исрафилову стало известно о возбуждении уголовного дела на владельцев РБА. Они вновь связались с Габделхаковым и обещали прекратить дело за взятку в 25 млн. Бизнесмен заявил в УФСБ Татарстана, что с него требуют деньги. 10 ноября 2017 года Габделхаков под контролем сотрудников ФСБ по требованию Гильмутдинова перечислил сумму на счет ООО «Спецпартнер» в банке ВТБ 24 часть предполагаемой взятки в размере 450 тыс. рублей. В тот же день возле «Мегастроя» Гильмутдинова задержали.
«РенБизнесАвто» работает на рынке грузовых автомобилей КАМАЗ более 10 лет. Основной род деятельности – продажа на территории России автомобилей и спецтехники, выпускаемых ОАО «КАМАЗ». Кроме того, «РенБизнесАвто» занимается ремонт автомобилей КАМАЗ.
Олеся Аверьянова
ильдус