«Никто никому ничего поставлять не будет», – повторял кадровикам мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. О том, как предприятия машиностроительного кластера борются с дефицитом рабочих рук – рассказывали накануне ПАО «КАМАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг» и техникумы Набережных Челнов: от дуальной системы обучения до писем в армию в стиле «Твой родной «КАМАЗ»! Целую вечно! Жду тебя!», от индивидуального наставничества до вкладывания денег в ресурсные центры. Первая обещанная еще в конце минувшего года подобная встреча с предприятиями прошла на базе автомеханического техникума имени Л.Б. Васильева. Власти свели лицом к лицу «поставщиков» и «потребителей» кадров. Почему опытные заводчане не торопятся преподавать в системе СПО, зачем кадровикам ночевать в ресурсных центрах, почему несовершеннолетних не пускают на практику «дышать духом завода», а также анекдоты от топ-менеджмента «КАМАЗа» и советы от мэра – в материале Chelny-biz.ru.
«ЕСЛИ ДАЖЕ ИЗ 100 ЧЕЛОВЕК ОДИН ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ, ЭТО УЖЕ БУДЕТ ЗДОРОВО»
В ближайшее время в Челнах должна пройти череда выездных совещаний, посвященных кадровому голоду на предприятиях. Такую работу анонсировал еще в конце минувшего года мэр автограда Наиль Магдеев.
– 2019 год будет непростым. Количество вновь открываемых предприятий меньше не будет, я уверяю вас, поэтому тема востребованности высококвалифицированных работников сама собой не рассосется. Задача органов управления и руководителей бизнеса – этой работой серьезно заниматься. Давайте-ка мы в январе–феврале посоветуемся с руководителями предприятий, как нам дальше выстраивать свою работу с учетом тех ресурсов, которые есть, – предложил он на одном из «деловых понедельников» в декабре.
Первой стала встреча с компаниями машиностроительного кластера. Она прошла в стенах автомеханического техникума имени Л.Б. Васильева, который еще в 2014 году стал ресурсным центром. Ее задача – «сверить часы», как выразился градоначальник, и попытаться найти механизмы и пути решения проблемы.
Подход со стороны образовательной отрасли озвучил начальник профильного управления Винер Харисов. Он сообщил, что уже реализуется дорожная карта по профориентационной работе с детьми – начиная с детского сада и до 11 класса. Для каждой возрастной группы предусмотрены свои мероприятия. Так, для дошколят это занятия, связанные с ознакомлением с профессиями: конструирование, рисование, аппликация, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры и так далее. Основным итоговым мероприятием для дошкольников при выходе из детского сада будет городской чемпионат «БалаSkills». Программа стартовала в Челнах уже в этом году, ее ввели в детсадах распоряжением руководителя исполкома.
– Вы ведь интересуетесь, чем занимались ваши дети в детском саду? Я, например, у своей внучки спрашиваю. Узнайте, совпадает ли это с тем, о чем мы сегодня говорим. Мы были в одном из детских садов, дети там играли в строителей. Каски нацепили пацанам, мастерки дали пластиковые. Это первые профессиональные пробы детей, – заметил Магдеев.
Харисов сообщил, что все условия для реализации программы в садиках города созданы – есть игровые уголки для ролевых игр по разным направлениям (строители, врачи, педагоги и др.).
Свои мероприятия предусмотрены для учеников начальных классов, 5–7-х, 8–9-х и 10–11-х. В их числе занятия в межшкольном учебном комбинате, индивидуальные консультации, тестирование, курсы, анкетирование, профессиональные пробы в ресурсных центрах города, проекты «Билет в будущее», «Мой профессиональный вектор», акция «Работай в Челнах», выставки, экскурсии. Винер Харисов предложил предприятиям подготовить графики – сколько детей и когда они готовы принять на экскурсии.
– Вы слышали? Мы готовы сформировать группы детей, которые придут на ваше предприятие. Вы должны - если считаете, что они вам нужны - принять их, поставить толкового человека, который сможет показать производство и какие есть возможности. Можете чаем напоить, конфет в дорогу купить, – посоветовал мэр представителям компаний. – А как вы хотите привлекать людей, если мы к вам на предприятие их только в 20 лет направим? Первое детское впечатление – самое сильное. Мы все закрыты, у нас на предприятии охрана, пропускной режим… Многие дети не знают, где родители работают, ни разу на предприятии не были. Меня отец все время на работу с собой брал на скважину. Нефтяником работал. Я с детства запах нефти, запах автомобиля прочувствовал и выбрал для себя профессию «инженер-механик». И считаю, что это одна из лучших профессий в мире. Давайте мы ворота своих предприятий откроем. Если даже из 100 человек один заинтересуется, это уже будет здорово.
«ЭТО НАША СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ. ОНА БЫЛА РАНЬШЕ, А ТЕПЕРЬ МЫ ЕЗДИМ ЗА ГРАНИЦУ УЧИТЬСЯ ЭТОМУ»
Свои возможности представили машиностроителям ресурсные центры города. Директор КГАМТ Фарит Залакаев отметил, что создание таких центров, позволило сократить разрыв между требованиями работодателей и теми, кого готовит техникум. Появились новые образовательные программы по новым специальностям. В рамках целевой программы подготовки кадров заключается трехсторонний договор, учебные планы согласуются с работодателем.
– Мы готовы изменить свои рабочие программы в пределах возможного, чтобы вас это удовлетворяло, – обратился Залакаев к участникам совещания. – Чтобы готовить не просто так кого-то, а то, что вам необходимо.
Так, по договору с ПАО «КАМАЗ» по целевой программе здесь обучаются 54 человека. Предприятие выплачивает стипендию – 2,8 тыс. в месяц, что неплохо для 16-летнего парня, отметил директор. Эти ребята заключили договоры с автомобильным заводом, заводом двигателей, РИЗом и ПРЗ. Кроме того, в рамках проекта по целевому обучению в техникуме создан профориентационный офис. Он участвует в городской программе и организует профпробы школьников, формирует целевые группы для предприятий, сопровождает и трудоустраивает выпускников.
Еще одна фишка, которую реализует автомех, – дуальная форма обучения. Ее техникум практикует с «Форд Соллерс Холдинг». 43 студента двух специальностей закреплены на подразделениях предприятия – на сварке, покраске, сборке кузовов – и параллельно ходят на лекции. 60% времени они проводят на предприятии, 40% посвящают теории.
– Говорят, это немецкая система, но это неправда. Это наша советская система подготовки специалистов, – отметил директор учебного заведения. – Она была раньше, а теперь мы ездим за границу учиться этому.
Из других новшеств – формат итоговой аттестации. Выпускники не могут сейчас просто защитить научную работу и получить диплом. Они сдают демонстрационный экзамен. Ребята должны, например, разобрать и собрать двигатель, найти неисправность в тормозной системе автомобиля и так далее. Предусмотрено шесть модулей.
«МЫ ШУСТРЫЕ БЫЛИ. ЧТОБЫ НЕ ПОПАЛИ В ДРУГОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ОТПРАВЛЯЛИ В ЭТО»
Фарит Залакаев заметил, что техникум открыт для сотрудничества. О такой же открытости заявили его коллеги – представители Набережночелнинского политехнического колледжа и Технического колледжа им. В.Д. Поташова. Айрат Сатретдинов, старший мастер по практике челнинского политеха поднял ряд проблем. Так, у отдельных предприятий, сообщил он, отсутствует возможность принимать несовершеннолетних на практику, в то время как студенты техникума уже со второго курса идут работать. Возникают проблемы с трудоустройством. В частности, на «КАМАЗе». Правда, и те, кто берут несовершеннолетних, делают это на свой страх и риск, выделяют отдельные рабочие места.
– Вот же, могут! Остальные почему не могут? Не надо искать причину, надо просто пойти туда, где берут, и понять, как это у них получается. «Законодательство мешает». Одному через улицу не мешает, а тебе мешает, – обратился Магдеев к Александру Ушенину, заместителю генерального директора ПАО «КАМАЗ» по управлению персоналом. – Ты его на практику привел – он хоть видит процесс со стороны, хотя в нем не участвует. Где-то там на вспомогательных работах пусть будет занят. Он духом завода дышит! Зарплату получает, в столовой ест, вместе со здоровыми мужиками на работу ходит! Если бы я не работал после шестого класса, я бы вам не говорил. Я работал с сельхозтехникой, на стройке работал. Родители так воспитывали. Мы шустрые были. Чтобы не попали в другое заведение, отправляли в это. Поэтому, друзья мои, не ищите причин. Попытайтесь найти возможность устроить ребят до 18 лет к себе в любом качестве.
Как оказалось, «дышать духом завода» – в этом и есть вся загвоздка. На предприятии сделали замеры воздуха и говорят, что на производство детей младше 14 лет приводить нельзя, объяснил Ушенин.
– Мы думали, может, респираторы на них надевать. Потому что очень много заявок на экскурсии, – отметил он. – Мы большое предприятие и стараемся соблюдать трудовое законодательство. Наверное, можно найти места работы для детей до 18 лет. К сожалению, сегодня не все родители готовы отправлять детей работать. Я, например, помню, что я со второго класса мыл полы в классе. Сегодня это запрещено. Многие родители считают, что нельзя детей рано заставлять работать, – сказал Ушенин, но пообещал, что поручит своим сотрудникам проработать вопрос, как можно занять несовершеннолетних.
– Прочитал в СМИ, что одна, один ребенок в 14 лет в день святого Валентина… напилась. То есть напиться 14-летней девчонке можно, а идти на завод вредно? – вставил реплику Наиль Магдеев. – Естественно, должен быть принцип добровольности, должно быть определенное воспитание в семье. Хотя нас не спрашивали. Первую зарплату до сих пор помню, после шестого класса. Я шел домой как будто Берлин взял. 68 рублей 32 копейки. По тем временам большие деньги. И если у молодого человека есть желание работать, я думаю, на предприятии должны создать условия.
«У НАС ЖЕ ИНОГДА ТАК: «ВЫ НАМ КАДРЫ ПОДГОТОВЬТЕ, А МЫ ИХ МОЖЕТ БЫТЬ ВОЗЬМЕМ». ВСЕ, ЗАКОНЧИЛОСЬ ТО ВРЕМЯ!»
Еще одна проблема – вовлечение высококвалифицированных сотрудников предприятий в образовательный процесс. В качестве преподавателей специальных дисциплин или руководителей научных проектов. Однако преподавать опытные заводчане идут неохотно. Об этом подробнее рассказал заместитель директора по учебно-производственной работе технического колледжа им. В.Д. Поташова Ринас Султанов.
– Почему-то у нас реформа образования коснулась вузов, где сегодня неплохие зарплаты, школ, а СПО почему-то выпало из поля зрения, хотя на каждом шагу нужны кадры. Привлечь даже молодого преподавателя очень сложно, – признался 31-летний замдиректора с зарплатой в 30 тысяч рублей.
Преподаватели, заметил он, получают и того меньше. Магдеев предложил использовать финансирование, которое поступает от предприятий в рамках программ целевой подготовки, на повышение зарплаты. Однако, как оказалось, 70% доходов от внебюджетной деятельности и так идет в зарплатный фонд.
В целом колледж сегодня взаимодействует более чем с полусотней предприятий города. Помимо «КАМАЗа» это, например, «КАММИНЗ КАМА», «ЦФ КАМА», «Альфаскан» и другие.
– Это зависит от желания предприятий? – уточнил мэр. – Тех, кто к вам пришел, вы не разворачиваете? Кто к вам не пришел – тот не пришел. Вы ни перед кем дверь не закрыли? – расспрашивал докладчика Магдеев и, услышав «нет», продолжил. – Ты чувствуешь, провокационный вопрос задаю. 50 предприятий, а у нас их в городе сколько? Сразу задумаешься. Я не зря спросил. Дверь в какую сторону открывается – кто-нибудь знает или нет? Если хочешь, чтобы к тебе пришли работать, ты в этом ресурсном центре, образно говоря, должен переночевать. У нас же иногда так: «Вы нам кадры подготовьте, а мы их может быть возьмем». Все, закончилось то время! Есть ресурсные центры, двери открыты. Никто никому ничего поставлять не будет.
Султанов заговорил о еще одной проблеме, которая волнует работодателей, – армия. Специалист устраивается, его «прокачивают», и он уходит на службу. Градоначальник и тут дал совет.
– В армию же тоже можно стипендию посылать. А что вы хотите? Если он отучился, с тобой договорился, ты его по-хорошему проводи, собери ему хороший бритвенный набор, телефон, оплати карточку, чтобы он мог разговаривать, каждый месяц по 100 рублей клади, – наставлял мэр предпринимателей. – Весь год его ведите. Тем более у нас подшефные части есть. Если надо, туда давайте их направлять. А когда вернется – вы его встречайте, как будто он Берлин взял. Ну а как вы хотите? У него соблазнов много! Найдите девчонку, с которой он дружит. Ушел в армию – так надо, чтобы он обратно пришел. Раньше, помните, трудовой коллектив письма писал. Система была выстроена! «Ваня, с днем рождения, твой родной «КАМАЗ»! Целую вечно! Жду тебя!».
Как оказалось, подобная практика на «КАМАЗе» действительно есть и по сей день. В войсковую часть в Марий Эл, где служат ребята из Челнов, ежеквартально выезжают камазовцы с концертами и подарками, проводят ярмарки. А молодежная организация завода двигателей пишет армейцам, поздравляют с днем рождения. Такими стараниями за 2018 год на завод после службы вернулось 17 человек.
«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ПО КРУПИЦАМ СОБИРАТЬ ЭТИ АЛМАЗИКИ, А ПОТОМ ДЕЛАТЬ ИЗ НИХ БРИЛЛИАНТЫ, ТО МЫ ПРОДВИНЕМСЯ ДАЛЬШЕ»
В целом политику «КАМАЗа» по привлечению кадров Александр Ушенин обрисовал одним анекдотом.
– Встречаются два друга на рыбалке. Один говорит: «Жена утром ни разбудит нормально, ни позавтракать не приготовит». Друг ему: «А ты как домой то приходишь?». «По-всякому бывает, когда прихожу, когда приносят». «А ты попробуй по-нормальному». Тот вечером пришел, помылся, побрился, одеколон дорогой, спать легли, все как положено. Просыпается – стол накрыт, шикарный завтрак, рюмочка стоит. Он говорит: «Жена, не понял!». Она в ответ: «Ты ко мне по-человечески, и я к тебе по-человечески». Это я к чему. Не нужно ждать, когда к нам придут студенты, нужно поворачиваться лицом. Мы в последние годы изменили свою политику, повернулись лицом к образованию, – рассказал он.
Под поворачиванием лицом Ушенин подразумевает финансовую помощь учебным заведениям и проведение тематических мероприятий. Автогигант, например, начал со школ – стал проводить дни «КАМАЗа», по 15–16 в год. Формат оценили на российском уровне, присудив первое место за лучший профориентационный проект. Плюс предприятие участвует в софинансировании кванториума. «КАМАЗ» в целом тратит более 9 млн на подбор кадров. Еще один проект, который Ушенин предложил тиражировать, – это инженерная школа на базе СОШ №30.
Эффективны, отметил топ-менеджер автогиганта, и гостевые лекции и экскурсии на предприятия. Причем не только для студентов, но и для преподавателей.
– Они еще думают, что «КАМАЗ» – это кругом грязь, мазут. Мы взяли, собрали преподавателей, провели экскурсию. Совершенно другое впечатление. Мы и завучей школ собирали. Порядка 40 человек. Челюсть у них, извините, тоже слегка отвалилась, когда они увидели, что такое «КАМАЗ» сегодня.
В колледже Поташова предприятие оснастило лабораторию робототехникой. В политехнический колледж закупили металлообрабатывающий станок. Другим заведениям передают другое оборудование, причем не только в Челнах, но и в Мамадыше, Актаныше, Кукморе. Начинают сотрудничество с Тукаевским районом. Кроме того, «КАМАЗ» проводит форум для студентов.
– Если мы будем по крупицам собирать эти алмазики, а потом делать из них бриллианты, то мы продвинемся дальше. По итогам 2018 года 193 челнинских выпускника трудоустроились на «КАМАЗ». В целом их 419, остальные – из близлежащих городов. Мы примерно посчитали наши затраты. На каждого выпускника, который сегодня работает, мы потратили 176 тысяч рублей, вкладывая в образование. Не большие деньги. Но результат – 419 молодых ребят, – подчеркнул Александр Ушенин.
Ford Sollers также поделился своим опытом – как на предприятии реализуется дуальная система обучения, и как с каждым студентом работают отдельные наставники. Они, кстати, предварительно проходят определенное обучение. Также предприятие совместно с техникумом реализует программу переподготовки преподавателей по новым специальностям. Еще один пример профориентационной работы – создание опорных площадок на базе школ, вокруг которых могут объединиться соседние школы. Так, на базе 36-й школы была создана лаборатория, которую снабдили оборудованием по промышленной робототехнике, и соседние теперь могут пользоваться этим оборудованием. Евгений Скрыпников, директор по персоналу «Форд Соллерс Холдинг» предложил мэру поддержать этот опыт, чтобы тиражировать его в городе. Он также предложил городу заявиться в рамках приоритетного национального проекта «Наука», по которому выделено 636 млрд, чтобы совместно создать научно-образовательный центр мирового уровня в Челнах.
– Есть положительный опыт коллег, работающих в сфере подготовки кадров, – резюмировал встречу мэр. – Первое, что бы я сделал на вашем месте, – приехал бы и попросил бы руководителей предприятий все показать. Каждый из вас должен найти индивидуальный подход, готовых рецептов нет. Думаю, каждый для себя определенные выводы должен сделать. Это дорога с двухсторонним движением. Государство большую часть работы делает, должны быть и с вашей стороны встречные шаги. Скажите, что еще нужно сделать.
Провести еще одну встречу, чтобы оценить, какие перемены произошли, Магдеев предложил через полгода. А в ближайшее время пройдут аналогичные встречи со строителями, пищевиками и педработниками.
Анна Перебаскина
Фото: «Комсомольская правда», nabchelny.ru, ТАСС, пресс-служба ПАО «КАМАЗ», pgk63.ru
Максимус
Максимус
Гость
Лилия
Читатель
Сергей
1
КамАЗ