«Самое важное – продать вовремя, на пике своей стоимости», – так в Челнах обсуждают возможную сделку владельца местной торговой сети «Тэмле» Рината Сулейманова с федеральными ритейлерами. Информацию о продаже сети магазинов преподносят как факт источники, близкие к руководству компании. Они указывают на рост числа новых магазинов, что является одним из поводов поднять цену, а следовательно и «звоночком» к предстоящей сделке. Сам Сулейманов слухи отрицает, а открытие новых точек объясняет благоприятной для себя ситуацией на рынке и потребностью в магазинах его формата в небольших городах и райцентрах. Тем временем федералы показывают агрессивную игру на рынке Татарстана, громко заявляя о планах по расширению своих сетей. Накроет ли Челны «Пятерочками» и «Магнитами», придет ли в город дочка METRO «Фасоль», и будет ли «Тэмле» сдавать позиции – в материале Chelny-biz.ru
«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЕТИ ДАВЯТ ПО ЦЕНАМ И ПО КОЛИЧЕСТВУ МАГАЗИНОВ. Я ДУМАЮ, ЧТО ПОДОБНАЯ УЧЕСТЬ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЖДЕТ ВСЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ»
Информацию о продаже федералам сети «Тэмле» сообщили Chelny-biz.ru источники, близкие к руководству компании. Вероятным покупателем называют X5 Retail Group. Такой вариант развития событий вполне возможен, учитывая, что опыт в Челнах уже был. В 2011 году ритейлер X5 заключил крупную сделку с компанией бизнесмена Руслана Зарипова ООО «ТК ПиК», которой принадлежала сеть «Народный». Тогда состоялась продажа 24 магазинов.
Сейчас X5 Retail Group заявляет, что планирует удвоить в Татарстане количество супермаркетов «Перекресток». Основные города для развития – это Казань и Набережные Челны. Об этом рассказала Юлия Лазарева, директор по развитию торговой сети. Сколько именно в автограде будет открыто магазинов, не сообщается. На данный момент супермаркетов «Перекресток» в Набережных Челнах два – в ТК «Торговый квартал» и ТРЦ Sunrise City. Компания Х5 Retail Group также представлена в Челнах более чем 50-ю «Пятерочками» и гипермаркетом «Карусель».
Как отмечает бизнесмен Денис Нитенко, запустивший в 2017 году в здание своего ночного клуба как раз магазин «Пятерочка» X5 Retail Group, сейчас идет укрупнение сетей, и продажа «Тэмле» вполне вписывается в этот процесс.
– Федеральные сети давят по ценам и по количеству магазинов. Я думаю, что подобная учесть рано или поздно ждет все региональные сети. Поэтому для них самое важное – вовремя продаться, на пике своей стоимости, – считает гендиректор ООО «Деловой Центр Форт Диалог». – Думаю, что в городе останутся нишевые магазины у дома, специализированные магазины, например, с экологической фермерской продукцией, и две-три федеральной сети. Так происходит во всех более-менее развитых странах. У нас на самом деле рынок не очень концентрирован сейчас. Очень много региональных сетей. Есть оценка, что у нас на долю федеральных сетей приходится всего 30% розницы. В развитых странах – это 70%. Консолидация будет продолжаться. Это неизбежно.
Среди других возможных покупателей сети «Тэмле» называется ближайший конкурент Х5 – «Магнит», которому сейчас необходимо реабилитироваться, ведь в феврале 2018 года, как сообщает «РБК», компания X5 Retail Group обошла «Магнит» по капитализации впервые за семь лет. Последние два года в целом оказались не самыми простыми для «Магнита». По итогам 2016-го сеть впервые сократила прибыль и потеряла лидерство на рынке по выручке, уступив его X5. В 2017-м чистая прибыль компании снизилась на 8,5%. А недавние новости о продаже 29,1% акций ее основателем Сергеем Галицким ВТБ всколыхнули федеральный рынок ретейла и дали повод говорить о предстоящих масштабных переменах.
Кроме того, у Metro Cash and Carry большие планы на развитие своей сети в Татарстане. Как стало известно сегодня, компания до 2020 года откроет в республике 150 магазинов формата «у дома». Речь идет о дочернем бренде «Фасоль».
«ОНИ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ ПОМЕЩЕНИЙ И АГРЕССИВНО ИХ ЗАНИМАЮТ, ЧЕГО НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ У МЕСТНЫХ СЕТЕЙ»
Денис Нитенко отмечает агрессивную экспансию федеральных сетей и пассивность местных компаний. В поисках арендаторов на бывший BubBleGum он обращался, прежде всего, к местным ритейлерам, однако «особого энтузиазма это не вызвало».
– «Пятерочка» вышла на меня сама. Они более профессионально и агрессивно себя ведут. Может быть, это из-за того, что у них ресурсы совершенно другие, относительно неограниченные по сравнению с региональными, – говорит бизнесмен. – Они находятся в постоянном поиске помещений и агрессивно их занимают, чего не наблюдается у местных сетей в силу разных причин. Думаю, что у наших меньше управленческих компетенций, ну и финансовых ресурсов. Я считаю, что если «Тэмле» дают нормальную цену, то самое время продать магазины за хорошие деньги.
О том, что челнинскую сеть могут выкупить, говорит и руководитель сети «Впрок» Дмитрий Калачев.
– Я знаю по своим каналам, что «Тэмле» постоянно ведет переговоры о продаже и с «Магнитом», и с X5 Retai lGroup, а может, еще с кем-то. Но говорить о том, что они реально готовы что-то продать, не могу, – рассказал Дмитрий Калачев. – Насколько я знаю, там не так все плохо, чтобы они пытались продать свою компанию прямо так лихорадочно. Вполне возможно, что инициатором выступает сам «Магнит» или X5 Retail Group, но не могут договориться об условиях. Поэтому по поведению, вряд ли, можно оценить, готовят ли проект к продаже или нет. То, что ведутся переговоры, не значит, что окончательное решение уже принято.
При этом, как считает Калачев, продавать розничный проект очень сложно. Как правило, магазин покупается в пустом состоянии и без товара, торгового оборудования. Соответственно продать сеть целиком в таких условиях нереально.
– Если X5 будет приобретать «Тэмле», то они будут ставить собственные магазины «Пятерочка» со своей матрицей, со своими стандартами, правилами. Им, скорее всего, не подойдет ни оборудование, которое использует «Тэмле», ни фирменный стиль компании. Надо будет делать ремонт, перекрашивать стены, входную группу. Им в принципе магазин «Тэмле», вряд ли, интересен именно как «Тэмле», – рассуждает Калачев. – Им может быть интересна площадь, помещение. Возможно, разговор идет не о покупке сети, а о покупке права аренды на помещения. Соответственно, если он продаст права аренды на все свои помещения, то останется с товаром, который как-то надо реализовывать. Можно продавать отдельные точки, если будут хорошие предложения. Здесь больше вопросов, чем ответов. Я не исключаю, что такие переговоры могут вестись, но думаю, что никакие документы еще не подписаны.
«МНЕ В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ ЕЖЕГОДНО ПОСТУПАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПРОДАЖЕ. НО МЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ИХ НЕ РАССМАТРИВАЕМ»
Юрлицо «Тэмле» ООО «ТД Дуслык», по данным системы «Контур фокус», было образовано летом 2005 года. Уставный капитал – 300 тыс. рублей. Учредителем с 2010 года выступает Альбина Сулейманова. Ринат Сулейманов значится директором. По данным на конец 2016 года, баланс компании составлял 998,8 млн, выручка – 2,7 млрд, чистая прибыль – 11,6 млн.
Сегодня в разговоре с Chelny-biz.ru Сулейманов опроверг информацию о планах по продаже магазинов, что было вполне ожидаемо услышать от собственника.
– Мне в течение пяти лет ежегодно поступают предложения о продаже сети. Но мы на сегодняшний день их не рассматриваем. Сегодня сеть продолжает жить под названием «Тэмле». Мы пока не планируем идти в сторону продажи. Мне еще хочется в моей жизни поработать собственником сети, – признался бизнесмен. – Если бизнес хотят выкупить, значит, он хороший. Я радуюсь, что веду такой бизнес, который кто-то хочет купить. Я думаю, покупатель не будет приобретать то, что нехорошо выглядит или не имеет успеха. Поэтому то, что к нам обращаются с такими предложениями, радует. А что дальше… Наш бизнес – это люди, которые работают с нами, наши покупатели. У них все-таки должно быть какое-то разнообразие. Нельзя же иметь одни и те же магазины справа, слева, сбоку – на каждом углу. Выбор все равно должно быть. Я склоняюсь к тому, что сегодня мы должны предоставить этот выбор.
На сайте компании указано, что она начала свою деятельность еще в декабре 1995 года и прошла путь от мелкооптового розничного магазина «Олимп» до большой торговой базы со складскими площадями более 10 тыс. кв.м. и своей розничной сетью. На данный момент в Набережных Челнах работает 21 магазин «Тэмле». Пять открыто в Альметьевске, четыре – в Чистополи, три – в Нижнекамске, два – в Лениногорске. По одному в Заинске, Азнакаево, Бугульме, Арске, Мензелинске. Сеть осваивает и населенные пункты поменьше, она представлена в поселках городского типа Актюбинский и Мактама, в селах Поисево, Черемшан, Сарманово и Новое Алимово. Это в общей сложности 46 магазинов, в девяти из которых имеется собственное производство.
Ринат Сулейманов объяснил открытие новых магазинов потребностью в них, но никак не желанием поднять цену сети перед продажей.
– Мы сейчас открываемся в основном в регионе, вне Набережных Челнов. Потребность в открытии магазинов есть в связи с тем, что сегодня закрываются традиционные точки, им на смену приходят федеральные «Пятерочки» и «Магниты». В районах, в райцентрах есть потребность в магазинах нашего формата, потому что наш ассортимент немного отличается от ассортимента тех же «Пятерочек» и «Магнитов», – говорит владелец сети. – Мы делаем упор на собственное производство, чего не делают ни те, ни другие, мы делаем упор на местных производителей, чего они опять же не делают. Поэтому покупатели идут к нам с большой охотой, и когда мы открываемся, это приветствуется и администрацией районов, и местными жителями, – подчеркнул бизнесмен, заметив, что у конкурентов дела идут не так гладко. – Одна из последних новостей рынка ретейла – продажа доли в 29% собственника «Магнита». Это связано как раз с тем, что внутренняя рентабельность магазинов сети не очень хорошая. Они сейчас прикладывают большие усилия и большие инвестиции в ребрендинг магазинов. Ну, а для нас это очень удобно. Мы достаточно хорошо себя чувствуем.
Пять заработали в минувшем году: два в Набережных Челнах, под одному в Мамадыше, Актаныше и Альметьевске. Один магазин в Челнах открылся на самом выезде из города, на Старосармановском тракте в районе БСИ. Второй – в жилом комплексе «Солнечный парк». «Тэмле» был там и раньше, но после закрылся, чтобы полностью изменить формат. Как рассказывал тогда Chelny-biz.ru Ринат Сулейманов, он сделал ставку на собственное производство:
– Это магазин, куда можно прийти или где можно заказать (по телефону или через сайт) обед, который потом доставят в течение получаса. Этот магазин больше для офисных работников, которые не имеют возможность выходить на обед или не хотят, и могут сделать заказ.
По словам топ-менеджера компании, магазин в «Солнечном парке» – первый такого формата, но точно не последний. Он заверил, что компания планирует серьезно работать в этом направлении и открываться в Челнах и в целом в регионе. А если формат «зайдет», то «запускать по два магазина в месяц вполне реально».
Chelny-biz.ru
Местный олигарх
Яков
Якоа
лена
.
Лилия
Наталья
1
Родной