, 1 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 109 864 человека. В России: 9 669 718. В Татарстане: 38 288. В Челнах: 5 216
Новости
Подробно


«Мое мнение – рынок печатных СМИ на издыхании»

31.05.2016, 17:33

В Набережных Челнах за полгода до 15-летия газеты самораспустилась редакция «Автоcity». В своем заявлении представители газеты объясняют решение весьма скупо и загадочно: «из-за особой экономической ситуации». Игроки медиарынка считают, что причина тому – внутренние разногласия коллектива, хотя и экономический кризис со счетов сбрасывать нельзя. Последний год в Челнах был богат на медиазакрытия.

«КАК-ТО УДИВИТЕЛЬНО БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ, ЧТО ОНА ЗАКРЫЛАСЬ»

Сообщение о выходе последнего номера газеты опубликовал у себя на странице «ВКонтакте» врио главного редактора и старожил «Автоcity» Анатолий Гедминас.

«Фотография последнего состава редакции газеты «Автосити». Сегодня нами сдан последний номер. Из-за особой экономической ситуации редакцией принято решение самораспуститься», – объяснил Гедминас.


27 мая редакция сдала в печать последний номер, не написав в самой газете ни слова о закрытии. Впрочем, в разговоре с корреспондентом Chelny-biz.ru теперь уже бывший заместитель главного редактора газеты Гедминас пояснил, что издание не закрылось (принять решение о закрытии может лишь учредитель), просто редакция самостоятельно приняла решение о роспуске команды. Нынешний ее состав просто больше не будет работать над газетой.

– В течение месяца редакция планировала самораспуститься, – рассказал Анатолий Гедминас, весьма загадочно продолжив, – по особой экономической причине (как я и написал). Но озвучивать я ее пока не хочу. Если бы я имел в виду, что экономическая ситуация тяжелая, я бы так и написал.

Можно было бы предположить, что редакция ушла в результате конфликта с учредителем, раз решение о роспуске было принято самими сотрудниками газеты. Однако эти слухи Гедминас опроверг.

– Никакого конфликта у нас не было, – сказал он и добавил, что, скорее всего, новую команду учредитель набирать не будет. – По крайней мере, я об этом ничего не слышал.

Игроки рекламного рынка тоже считают, что причина все же кроется во внутренней ситуации.

– Видимо, была какая-то внутренняя причина, потому что по рынку печатных СМИ ситуация сейчас неплохая, – предположил глава медиахолдинга «Единство» Рамиль Галеев. – Сейчас динамика пошла вверх. После кризиса люди стали возвращаться, размещать рекламу... Как-то удивительно было для меня, что газета закрылась.

«Автоcity» была создана как еженедельная городская газета в декабре 2001 года под копирку «Челны ЛТД» – практически тот же дизайн, формат и наполнение. На протяжении всех 15 лет периодически газете прочили закрытие, дескать, не выдержит конкуренции, но она продолжала выходить. Несколько лет назад издание отказалось от продажи и стало распространяться бесплатно. Тираж (последний заявленный – 59 тысяч экземпляров) выкладывали по стойкам в торговых, деловых, медицинских центрах, в магазинах, автосалонах, на АЗС.

«НА РЫНКЕ, КОНЕЧНО, НЕ ВСЕМ МЕСТА ХВАТАЕТ»

«Автоcity» – уже третья за год бесплатная газета в Челнах, которая остановила выпуск. Летом прошлого года перестала издаваться «Челнинская газета». Директор издания Разин Кашапов объяснял это тем, что проект не успели «раскачать» до кризиса и вывести на самоокупаемость. Не видя смысла вести нерентабельный проект далее, от него просто избавились.

В декабре того же года на фоне экономической нестабильности перестала выходить «Полезная газета». При этом, как сообщали тогда сотрудники издания, в решении немалую роль сыграли «недобросовестные конкуренты, которые воспользовались ситуацией». Последние якобы обзванивали всех рекламодателей и сообщали о том, что через две недели «Полезная газета» закроется. Хотя на тот момент у коллектива не было и мысли о приостановлении деятельности. Компания планировала использовать тайм-аут для погашения дебиторской задолженности и расчета со всеми партнерами и в марте 2016 года выйти в обновленном формате. Однако, судя по всему, о возрождении проекта речи не идет.

Вообще, прошлый год был богат на медиазакрытия. В мае 2015-го, например, владелец холдинга «Единство» Рамиль Галеев прекратил выпуск газеты «Из рук в руки»: издание осталось существовать только в электронном виде. Еще раньше перестало издаваться бизнес-приложение к газете «Вечерние Челны» – Oligarch. Уже весной этого года тяжелая ситуация была в самой «Вечерке» из-за падения объемов продажи рекламы. Даже поговаривали о сокращении персонала. Впрочем, сегодня глава медиахолдинга, в состав которой входит газета, отмечает, что ситуация на рынке вполне стабильна.


Рамиль Галеев


– Рекламный рынок нормально себя чувствует, если хорошо работать, то все в порядке, – говорит Рамиль Галеев. – Конечно, не будет так, как было до снижения цен на нефть. Но сейчас другая обстановка и к ней надо адаптироваться и работать. Но на рынке, конечно, не всем места хватает.

«ЕСЛИ РЫНОК И ДАЛЬШЕ БУДЕТ ПРОСЕДАТЬ, ТО БУДУТ ЗАКРЫВАТЬСЯ ИЗДАНИЯ»

Прогнозировать, кто далее уйдет с рынка печатных СМИ, бывший редактор «Автоcity» Анатолий Гедминас не стал, но отметил, что в целом ситуация сложная как в бесплатных, так и в платных газетах. Все они «худеют», количество полос уменьшается, тиражи падают.

Анатолий Гедминас


– Если посмотреть тиражи, то у всех газет кроме, наверное, единиц, они завышены. У газеты «Капитал – Закамье», насколько я знаю, тираж сертифицирован. Национальная тиражная служба проверяет их. А у остальных реальные тиражи значительно ниже указанных, – считает Анатолий Гедминас. – Мое мнение – рынок печатных СМИ на издыхании. Если не будет какой-то сторонней поддержки. Владельцы газет – они же не только изданием СМИ, как правило, занимаются. Есть обычно какой-то сопутствующий или даже основной бизнес. И если сейчас газеты не получают какую-то внешнюю поддержку от учредителя, то им очень тяжело, и они, как правило, закрываются. Объем рекламы в частных СМИ падает. Да и не только в частных СМИ, реклама везде падает. У людей нет денег, а значит, и у бизнеса нет денег. А если у бизнеса нет денег, значит, начинают экономить. Обычно на рекламе.

Другой представитель медиабизнеса Разин Кашапов, директор журнала «Выбирай» и «Нижнекамской газеты», отмечает, что рекламный рынок города достаточно сильно «просел»: снизились заказы от установщиков окон, дверей, натяжных потолков, которые являются основными рекламодателями бесплатных изданий. Если ситуация продолжит ухудшаться, считает Кашапов, не исключено ближайшее закрытие еще ряда СМИ.

– Рентабельность у заказчиков упала, понятно, что они получают некую прибыль, но она уже не та, которая позволяла бы расширяться, рекламировать себя. Она позволяет лишь покрыть свои расходы, поэтому приходится сворачивать свою деятельность. При этом количество установщиков окон, дверей и потолков сократилось, но все равно работы мало. В первую очередь пострадали они, а это сказывается на газетах. Они показатель того, что кризис не ушел, мы продолжаем проседать. Это показатель всей экономики Челнов, – заключает Кашапов. – Если дела на «КАМАЗе» изменятся в лучшую сторону, и начнется какой-то рост, никто закрываться не будет. Как рост пойдет, так газеты опять будут открываться. Если город выйдет на уровень продаж 2008-2014 годов, например, то того количества газет, которые сейчас в городе есть, будет не хватать. Рынок будет восполняться. Если рынок и дальше будет проседать, то, будут еще закрываться издания. Сейчас все зависит от рынка.

Chelny-biz.ru