, 22 Октября
$ 65,8140
€ 75,3241
Предложения банков
Новости
Подробно


ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

26.07.2018, 12:40

Сегодня в Набережных Челнах открывается новый футбольный сезон. «КАМАЗ» на своей арене принимает принципиального соперника - тольяттинскую «Ладу». В очередном автозаводском дерби букмекеры отдают предпочтение хозяевам, что неудивительно. Челнинский клуб, еще недавно находившийся на грани банкротства, превращается в успешный проект. Впервые за долгое время перед «КАМАЗом» поставлена максимальная задача - выиграть чемпионат. Chelny-biz.ru приводит причины, почему болельщики команды вправе рассчитывать на благоприятный результат.

Команда не разбрасывается деньгами

Два года назад глава города и президент футбольного клуба «КАМАЗ» Наиль Магдеев поставил неудовлетворительную оценку за 8 место команды во второй лиге. Клуб со своей антикризисной стратегией возглавили молодые управленцы и уже могут похвастать результатами. В минувшем сезоне челнинцы остановились в шаге от тройки призеров. На волне успеха сборной России по футболу мэр поставил задачу стать первыми в нынешнем чемпионате. Это автоматически предоставит команде право забраться в более сильную лигу - в ФНЛ, где расходы клубов увеличиваются в разы из-за большего количества участников и частых перелетов, в том числе в города Сибири и Дальнего Востока. Но, видимо, поэтому на встрече с игроками слова «Футбольная национальная лига» и «Первая лига» из уст мэра не звучали. Занявшие первые места команды не обязаны перебираться на ступеньку выше.

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

По данным экспертов Chelny-biz.ru, у «КАМАЗа» даже по меркам второго дивизиона не самый завидный бюджет - в пределах 80 миллионов рублей. Выигравшая последний чемпионат саранская «Мордовия» сделала это со сметой в 200-250 миллионов рублей. При этом «автозаводцы» нанесли поражение лидеру в Саранске, да еще и в момент торжественного открытия к Чемпионату мира нового стадиона. Около 150 миллионов рублей выделяют соседям из нижнекамского «Нефтехимика», оказавшегося в итоге позади челнинцев в турнирной таблице. Для достойного выступления в ФНЛ потребуется не менее 300 миллионов рублей.

Новое руководство ФК «КАМАЗа» утверждает, что оно не собирается разбрасываться деньгами ради сиюминутных результатов. Задача - выстроить клуб с кристально-чистой репутацией, привлечь спонсоров, вернуть болельщиков на стадион, создать в городе эффективную академию подготовки футболистов и показать общественности, что даже небольшие локальные клубы имеют возможность успешно функционировать в России. Могут зарабатывать деньги, а не просто клянчить бюджетные средства, как это делает 90% российских команд. Стать клубом-донором, который будет выращивать собственных воспитанников, и зарабатывать на продаже талантливых игроков.

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

«За те деньги, которые нам предоставляет республика и наши спонсоры, мы пытаемся сделать уникальный для страны футбольный продукт, - говорят в стане «сине-белых». - У наших игроков есть стимул зарабатывать больше и в Челнах. Все просто: есть премиальный фонд - выигрывай и получай дополнительное вознаграждение. Стараемся брать молодых игроков на перспективу. Мы можем накупить известных игроков и ради быстрого результата выйти с ними в ФНЛ, но это неправильный подход».

В «КАМАЗе» не меняют кардинально состав после каждого сезона, а ограничиваются точечными трансферами. При этом конкуренция в клубе растет.

Преданные болельщики

В 2012 году руководство ПАО «КАМАЗ» приняло решение покинуть первую лигу из-за снижения объемов финансирования, и клуб был официально исключен из ФНЛ, а чуть позднее автогигант вовсе отказался выделять средства на содержание профессионального клуба. При этом завод продолжает ежегодно выделять деньги на поддержку детско-юношеского футбола.

Когда появилась реальная угроза исчезновения, в городе прошел митинг в поддержку сохранения команды. Только после этой акции протеста появились сведения о том, что руководство Татарстана готово выделить деньги для спасения ФК «КАМАЗ». Свою лепту внесли и известные болельщики-меценаты.

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

В 90-х «КАМАЗ» был флагманом татарстанского футбола. На матчи высшей лиги собирались не только любители футбола из Челнов. Ради поединков со «Спартаком», с «ЦСКА», с «Зенитом» или с московским «Динамо» в автоград целыми группами приезжали жители Казани, Уфы, Ижевска, Ульяновска и т.д. С вылетом из элитного чемпионата команда стала терять большую армию поклонников. Дело дошло до того, что на матчах «КАМАЗа» не так давно собирались три сотни болельщиков. Новые управленцы решили познакомиться с самыми радикальными фанатами челнинского клуба. Представители ультрас без восторгов приняли молодых функционеров, ранее работавших в казанском «Рубине». Однако взаимная открытость при обсуждении острых вопросов помогла фанатам и руководству клуба наладить полезное сотрудничество. Суппортеры получили возможность устраивать яркие перфомансы на стадионе. Их сектор на «Южной трибуне» на последних матчах забивался под завязку. Для поклонников клуба на льготных условиях выделяются автобусы для посещения выездных матчей. Где бы ни играли «сине-белые», там всегда присутствуют их болельщики. И пусть стадион «КАМАЗ» пока не заполняется даже на половину, но прогресс уже есть. По итогам минувшего сезона челнинский клуб стал лидером по зрительской аудитории в зоне «Урал Поволжье». На футбол вновь стали приходить целыми семьями. Стоимость прохода на матч не превышает 100 рублей. Билеты и абонементы теперь распространяются и среди заводчан, чтобы вернуть на стадион непосредственно камазовцев.

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

«Каждый любитель футбола генерирует еще двух-трех болельщиков. Одному приходить на стадион скучно. Он зовет девушку, родственников, друзей, родителей, поэтому есть все перспективы для дальнейшего повышения посещаемости», - уверены в клубе.

Шумный стадион

После реконструкции стадиона в парке Гренада его вместимость снизилась в два раза, и теперь он рассчитан на 6500 зрителей. Однако благодаря перестройке арена стала комфортнее, а зрительские места за воротами приблизились к игровому полю. Футболисты еще сильнее чувствуют дыхание трибун, заряжаясь дополнительной энергией.

До начала матча болельщиков встречают аниматоры, а в перерыве поединков прямо на поле разыгрываются различные ценные призы: путевки на курорт, велосипеды, мотоблоки и т.д.

Правда, стадиону явно не хватает навесных сооружений, чтобы болельщики могли укрыться в непогоду от осадков и ветра. В будущем козырьки на трибунах собираются установить. Не хватает на арене и мобильных торговых точек, реализующих закуски, различную атрибутику и, главное, - пиво. Отсутствие ячменного напитка на стадионах одна из болезненных проблем для любителей футбола. Только в Англии каждый пришедший болельщик в среднем тратит 5 евро на напитки и закуски, в Германии эта цифра еще выше. У дортмундской «Боруссии» продажи пива составляют 80 000 литров за игру. На территории некоторых современных стадионов насчитывается полсотни кафе и баров.

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

Руководители ФК «КАМАЗ» еще в прошлом году предложили властям установить возле стадиона специальную палатку со столиками и там продавать пиво. Эту зону огородить фан-барьерами. То есть человек может его употреблять только там. Но разрешения так и не было получено – закон запрещает. Усугубляет ситуацию с продажей слабоалкогольного напитка еще и тот момент, что стадион «КАМАЗ» находится в парке.

Не так давно Рустам Минниханов ратовал перед президентом России за то, чтобы вернуть пенный напиток на стадионы страны. «Если мусульмане просят к пиву либерально подойти, посмотрим», - отреагировал Путин.

Создание эффективного центра подготовки юных футболистов

В Челнах осенью планируют открыть общегородской центр резерва, который возьмет на себя весь процесс подготовки будущих игроков, с 7 до 18-летнего возраста. С ребятами будут заниматься разные специалисты. Мальчишек будут учить тренироваться, правильно питаться, соблюдать режим и т.д. Будут развивать в первую очередь технику, а не физическую подготовку, требуя сразу максимальных результатов.

«С 7 лет челнинские пацаны будут носить камазовскую футболку, если даже не станут футболистами, они все равно останутся болельщиками клуба, - уверены в ФК «КАМАЗ». - Челны - моногород, а Казань нет. В автограде проще договориться со школами и детсадами».

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

В то же время в стане «сине-белых» призвали родителей внимательно присмотреться к частным футбольным школам: «Мы готовы сотрудничать с ними, но цели некоторых из них идут вразрез со стратегией ФК «КАМАЗ». Это чистой воды коммерция, они просто зарабатывают, а мы собираемся готовить тактически и технически сильных, мотивированных футболистов, которые в перспективе имеют хорошие шансы стать профессионалами. Для подобной цели надо пройти много этапов. Это долгосрочная стратегия».

Прошедший в России Чемпионат мира еще сильнее подстегнул детей и их родителей заниматься футболом. Для хоккея нужна дорогая амуниция, баскетбол и волейбол требуют высокого роста, поэтому самым доступным вновь остается спорт №1.

Активный маркетинг

«КАМАЗ» - клуб второй лиги, но иной раз заявляет о себе не только на федеральном уровне, но и даже зарубежом. Причем делает это на позитиве, вызывая улыбки болельщиков.

К примеру, вспоминается история с новой эмблемой английского «Лидса», вызвавшая десятки смешных вариаций. Отреагировал на новую эмблему «павлинов» и челнинский клуб, предположивший, что новоявленный логотип похож на игру «Камень – Ножницы – Бумага». Привлекли внимание футбольной общественности и шутливые новости о том, что челнинская команда объявила о подписании контракта с англичанином и решила назвать свой стадион «Ареной Белого медведя».

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

Часто можно увидеть рекламу домашних поединков. Приглашают прийти болельщиков на матчи «КАМАЗа» и известные артисты, спортсмены, журналисты, комментаторы и т.д. На сайте выкладываются не только новости, но и видеорепортажи. Впервые за долгое время возобновился выпуск клубной атрибутики.

В периоды межсезонья футбольный клуб активно организует турниры по боулингу, лазертагу, кулинарные битвы и т.д.

Не забывают в клубе и о «корнях». К 35-летию команды «КАМАЗ» вышел документальный фильм «От станка до еврокубков». Полуторачасовая картина рассказывает о разных поколениях игроков. В фильме можно увидеть уникальные записи былых футбольных матчей. Кадры с Валерием Четвериком, с Виктором Панченко, с Евгением Варломовым, с Русланом Нигматуллиным…

Чтобы укрепить исторические связи между прошлым и настоящим, планируется открыть клубный музей.

Продвижение в Интернете

В апреле нынешнего года стало известно, что ФК «КАМАЗ» стал победителем престижной премии MarSpo в номинации «Лучший сайт». Награду за первое место представителям челниского клуба вручили на арене московского «Спартака». Особое внимание жюри привлекли подразделы сайта fckamaz.ru «Билеты», «СитиКарт» и «ФанАкадемия», которые позволяют болельщикам быть в постоянном контакте с командой, участвовать во всевозможных событиях и покупать билеты и абонементы в режиме он-лайн. Причем конкуренты были серьезные, в том числе новый сайт столичного «Спартака».

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

Организация видеотрансляций домашних матчей - одна из лучших не только во второй лиге, но и по меркам ФНЛ. Задорные ведущие «КАМАЗ TV» постоянно развлекают зрителей новыми видеороликами, выкладывают веселые интервью не только с игроками клуба, но и известными медиа-персонами.

«КАМАЗ» ищет счастья в атаке

Авторитетный в кругах болельщиков Владимир Клонцак-старший не раз признавался лучшим тренером в зоне «Урал-Поволжье», но и этот фактор не уберег его от отставки, когда команда перестала показывать зрелищный футбол. На место Клонцака пришел Евгений Ефремов, и это принесло свои плоды. В последних 11 встречах автозаводцы добились завидных результатов: 9 побед, 1 ничья и лишь 1 поражение.

«Можно об стенку расшибиться, привлекая зрителей, но если на поле не будет интересного зрелища, то вряд ли удастся существенно улучшить ситуацию с посещаемостью», - высказался корреспонденту Chelny-biz.ru один из функционеров клуба.

Руководители ФК «КАМАЗ» считают, что команда в обозримом будущем может одерживать исторические победы, при этом, не выступая в элитном дивизионе российского чемпионата. Цель - выиграть кубок России. В челнинском клубе считают ее адекватной. Недавний успех «Тосно» тому подтверждение.

ФК «КАМАЗ»: семь причин выиграть

Ленар Батыршин