С Камой всегда были связаны экономические, продовольственные, бытовые и другие интересы челнинцев. Участок Нижней Камы был удобен для развития судоходства. Ширина реки была от 200 до 500 сажень, глубина – 60 и более футов. Затруднения доставляли мели и перекаты – Тихогорский сбег и перекат, Тарловский перевал, перевал в Челнинской горе, Челнинские осередки и другие.
Наиболее интенсивным движение судов по Каме стало в середине 18-го века – тогда активно развивалась горная промышленность на Урале. Через низовья реки (вниз и вверх по Волге) в 1812-м году проследовало более пяти млн пудов груза: железо, чугун, сталь, медь, чугунные пушки и ядра, гвозди, ружья и другое. Позднее место в речном грузопотоке заняли хлебные грузы – их направляли для снабжения рабочих горнозаводских предприятий в Нижний Новгород, Рыбинск, Саратовскую и Астраханскую губернии и так далее. Именно хлебные перевозки поспособствовали появлению и развитию множества пристаней, в том числе в Чистополе, Елабуге, Бетьках. Челнинцы нанимались матросами, бурлаками – за навигацию последние получали по восемь-девять рублей.
В 1817-м году крупный уральский промышленник В. А. Всеволожский, по поручению которого построили два парохода, решил отправиться в Москву с Усть-Пожевской пристани вниз по Каме, затем – по Волге в Казань. Всеволожский поехал в Москву, а пароходы отправились в обратный путь. Ледостав вынудил встать их на зимовку недалеко от Бережных Челнов. Транспорт примерз ко дну реки, а по весне их залило по палубу и повредило льдами, пишет в своей книге «История Набережных Челнов и региона Восточное Закамье» Владимир Ермаков.
Фото: ВК /Набережные Челны. История. Фото и Кинохроника
Оставьте первый комментарий