Новости
Подробно


«Стандартная схема «сцена, шарики, салют» уже не отвечает потребностям современности»

24.08.2017, 18:12

«Фестиваль не ради галочки» – такой провела в Набережных Челнах молодая команда организаторов, которая уже получила поддержку помощника президента РТ Наталии Фишман. Формат оказался совершенно новым для города, получил свою порцию скепсиса и положительных отзывов. В противовес стандартным схемам городских мероприятий «Сказки на Каме» сыпали оригинальными решениями и даже замахнулись на статус Дня города, а вернее, Дня горожанина. Как говорит соорганизатор «Сказок» Виктория Штанке, его главное отличие – это смыслы… Какие именно, она рассказала Chelny-biz.ru. Накануне масштабного, недельного, празднования Дня республики и Дня города инициатор «перезагрузки в культуре» рассуждает об иных потребностях современного поколения, о том, как в Челнах создавать пространства для нового, кто из бизнесменов в тренде, и объясняет, почему для «Сказок» пришлось строить геокупол на набережной.

«НЕ ПРОСТО «ЧТО УМЕЕМ, ТО ПОКАЗЫВАЕМ», ЭТО НЕ МЕРОПРИЯТИЕ РАДИ МЕРОПРИЯТИЯ. МЫ ВЕЗДЕ ИСКАЛИ НОВОЕ»

– «Новый формат» – это словосочетание много раз звучало в отношении ваших «Сказок на Каме». В чем все-таки отличие того, что делаете вы, от привычных городских концертов и фестивалей?

– Прежде всего, это смысл и содержание. Чаще всего на мероприятиях просто показывают динамичный сценарий. Как правило, это сбор готовых вещей для развлечения публики. А здесь был вложен определенный смысл в каждое действие. Потому что мы хотим, чтобы этот город стал другим. Мы хотим понимать, за что его любить, в чем его особенности, о чем он, кто такой горожанин, и какова его роль здесь.

– Что вы вкладывали в «Сказки», чего хотели добиться?

– Цель можно обозначить глобально – культурная перезагрузка города. Мы ставили задачу сделать фестиваль, вовлекая в его подготовку жителей, городские сообщества, муниципальные структуры, бизнес еще на этапе разработки смыслов и идей. Поэтому фестиваль стал итогом работы нескольких лабораторий: инженерных решений, уличного театра, челнинского дизайна, современного плаката, нового краеведения... Не просто «что умеем, то показываем». Это не мероприятие ради мероприятия. Мы везде искали новое.

Центральной объединяющей темой работы всех лабораторий был город. С разных сторон: наша история, ощущения, ассоциации, городские легенды, смыслы, наше прошлое и будущее. С точки зрения самого праздника – не стандартный набор «сцена, шарики, салют», не формат «мы развлекаем – вы радуетесь», а мероприятие с большим включением людей в процесс, с переосмыслением. Как можно изменить дворовое пространство своими силами? Как из тех предметов, что меня окружают, создать нечто красивое и стильное? Как театр может существовать вне театрального пространства, и как он может исследовать жизнь города? И зачем?

– Цель «культурная перезагрузка города» довольно абстрактная… Она достигнута?

– Удался фестиваль или нет, с точки зрения долгосрочных целей – покажет время. Цель подразумевает, что те сообщества, связи между ними и новые смыслы, которые сформировались во время подготовки, должны раскрыться и развиваться дальше. Можно сказать, что семена посажены. Что еще я хотела получить от этого дня (и получила) – это другое ощущение людей. Они не просто пришли поглазеть, что там покажут, от нечего делать (хотя были и такие), люди уловили это ощущение – что это нечто совершенно иное, что радость можно получать от чего-то другого. Если какая-то часть участников почувствует эту разницу, то цель достигнута. За этот день, что мы провели на набережной, что-то действительно изменилось. Для города это действительно новый формат. По задумке, по идее, по реализации – это новая планка, новый ракурс.

– Новый альтернативный вариант празднования Дня города, например?

– Скорее, не Дня города, а Дня горожанина. С точки зрения человека. Фестиваль этот для людей и делается руками людей. Не так, что кто-то приходит и дает нам сценарий. Мы ищем смыслы и идеи и воплощаем их стараниями большой команды. В организаторах и фонд «Солнце внутри», и ПМК «Эверест», и больничные клоуны из АНО «Союз добрых сердец», а также театры, художники, музыканты. Это про «сделаем вместе», «поделимся ресурсами», «возьмем на себя ответственность», «придумаем, как и зачем». Поэтому, скорее да, это День горожанина, который по-другому смотрит на свое пребывание здесь.

– Вы не столкнулись с противостоянием во время подготовки к фестивалю? Со стороны администрации или каких-то организаций, которые могли ревностно отнестись к тому, что вы задумали?

– Были скептики и разные мнения насчет фестиваля. Некоторые организации относились так, что «вот, нам нечего делать», и мы решили провести какое-то очередное мероприятие. И если не из-за денег (т.к. тут их нет), то значит, пропиариться. Но надо сказать, что люди изменили свое мнение. Было очевидно, что это фестиваль не ради галочки. Но в целом идея воспринималась положительно, и нам верили и старались помочь.

«ЕСЛИ ЗДЕСЬ НЕ БУДЕТ ЗАКРЫВАТЬСЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ЛЮДИ БУДУТ УЕЗЖАТЬ ТУДА, ГДЕ ЭТО ЕСТЬ»

– Уличные театры, выступления клоунов на открытых площадках, концерты под мостами и пианино на улице – это скорее столичные тенденции. Готов ли местный зритель к такому?

– Был такой момент на фестивале – люди сели прямо на асфальт, чтобы посмотреть спектакль. Взяли и сели. Дело в том, что как такового зрительного зала не было на площадке. И когда мы готовились к мероприятию, думали, что было бы здорово, если бы люди просто сели вокруг, но не думали, что это произойдет. Потому что это не Питер, не Москва. У нас это не принято. А во время спектакля это случилось. Начали, конечно, дети, за ними и взрослые. Они расселись полукругом и смотрели уличный театр в таком европейском формате. Это произошло само собой, так что…

– Почему сейчас такой формат стал возможен? Что меняется в городе?

– Мне кажется, вообще дух меняется. Человек начинает понимать, что он ответственен за происходящее вокруг него, и вместе с тем растет его потребность в самореализации и в так называемом «третьем месте». Первое место – это дом, второе – работа. А третье – это там, где мы отдыхаем, где можем раскрыть себя, свой потенциал. Те же общественные пространства. Если раньше это было не так важно, то теперь для современного человека это становится критичным, и на это нельзя закрывать глаза. Есть потребность городов 21-го века в чем-то новом. Раньше было достаточно, чтобы было чисто, спокойно, безопасно, тепло. Это требования к городам прошлого века. Сейчас, конечно, хотелось бы, чтобы и этот набор выполнялся, но потребность в творческой самореализации, качественной окружающей среде тоже выходит на первые позиции. Не просто «дайте мне работу с хорошей зарплатой», нет! Если таких мест и таких возможностей не будет, если здесь не будет закрываться эта потребность, люди будут уезжать туда, где это есть.

– Сейчас в Челнах у нас появляются благоустроенные территории, парки, скверы. По-вашему, это реально будет способствовать тому, чтобы человек остался в Челнах и реализовал свой потенциал здесь?

– Работа по благоустройству общественных пространств, конечно, очень помогает. Это важный момент. Пространство меняется, люди приходят туда, проводят время. Но хотелось бы еще, чтобы оно наполнялось смыслами. И надо думать, как это делать. Мы не зря выбрали набережную Тукая для фестиваля «Сказки на Каме». Нам хотелось устроить тест-драйв новому общественному пространству. Если провести хорошее масштабное мероприятие, как людям будет там?

– Вы сейчас активно взаимодействуете с командой помощника президента Наталии Фишман, которая курирует парки и скверы. Как вы нашли друг друга?

– На самом деле они сами ищут подобные сообщества в городе, которые объединяют вокруг себя человеческий капитал, нестандартные проекты, решения. Мы помогали с поиском городских сообществ и экспертов для участия в общественных обсуждениях. Потихоньку начали дружить с «Проектной группой 8», поняли, что у нас много общего. И теперь стараемся взаимодействовать в своих проектах.

«ЕСЛИ ЭТО «СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА» ВЫВЕСКИ, МЕРОПРИЯТИЯ, АФИШИ, ТО СРАЗУ ВЫЗЫВАЕТ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ВСЕ СКУЧНО»

– Заметно (даже по вашему фестивалю), что в городе активизировалась творческая молодежь. Художники, дизайнеры, фотографы, актеры… Что вдруг произошло? Долгое время город как будто спал.

– Сложный вопрос. Проблема тянется еще с постсоветского времени, когда распался Союз, и пропали ориентиры. Сейчас мы начинаем вырабатывать новые смыслы. В СССР были свои смыслы, была определенная идеология. А потом все рухнуло, ничего не осталось и пришлось нахватывать все подряд, не разбираясь. Сейчас это поколение потихоньку уходит, восстанавливается другое, которое этого в принципе не видело и в другое время уже живет. В век развитых информационных технологий. Они видят мир другим и действуют исходя из этого.

– И какие у молодых горожан запросы к окружающей реальности, к культурным событиям?

– Уровень запросов, естественно, повысился, ведь молодежь видит, что где-то по-другому. Мы не в закрытом городе живем, где нет коммуникаций с внешним миром. Они видят, что можно что-то делать на другом уровне. Это транслируется во всех медиа: тот же дизайн, современные форматы, некие визуальные коды. Естественно, они хотят видеть это и здесь. Почему для этого нужно уезжать в другой город? А если это «советского образца» вывески, мероприятия, афиши, то вызывает ощущение, что все скучно, не интересно. Мне вот пишут, что «Сказки на Каме» были нужны городу, а кому-то лично были важны. Они стали показателем того, что мы можем здесь, в Набережных Челнах, сами делать эту новую реальность. А не так, что ты живешь в этом городе и должен смириться или придется уехать.

– Придется?

– Не все хотят уезжать. У нас была встреча с ребятами до 15 лет. Они сами говорили про город, про культуру, говорили, что родители настраивают их, чтобы они уезжали, и что им самим этого не хочется. Им хочется, чтобы здесь были современные мероприятия, культурные издания, которые о них расскажут. Они не покупаются на стандартную фразу о том, что «у нас в городе много интересных мероприятий». Подростка трудно обмануть, он видит формат и понимает, интересное и современное это мероприятие или нет. Ребятам важно, чтобы здесь были созданы условия. Но они и сами понимают, и родители им транслируют: «Нужно преуспеть в жизни, поэтому уезжай». Это реальный посыл. Его невозможно скрывать. 70% выпускников уезжают. А на вопрос: «Вернешься ли, когда получишь диплом?» – многие отвечают: «Надеюсь, что нет».

– Насколько мероприятия, которые сейчас проводятся в городе, соответствуют запросу в том числе молодого поколения? Этот формат, на ваш взгляд, устарел?

– Стандартная схема «сцена, шарики, салют» (это, кстати, не наша придумка, это распространенное выражение) уже не удовлетворяет никаким потребностям современности. «Будет праздник – значит, на сцену надо кого-то привезти, давайте звезду пригласим, она будет петь, люди придут, а еще шарики и салют в конце» – так оно и выходит. Каждое само по себе не плохо, просто, если это центральная тема и больше ничего нет, нет какого-то смысла, тогда это плохо.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ТЯНЕТСЯ ТУДА, ГДЕ ИНТЕРЕСНО, ГДЕ ЕСТЬ ИДЕЯ, МЫСЛЬ, ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»

– Неординарных людей сейчас в городе объединяет культурно-образовательная платформа «Метро». Почему такая же тусовка не могла бы собраться в любом другом молодежном центре?

– Могла или не могла – это из другой области вопрос. Но «Метро» – это не молодежный центр. Это современное общественное пространство, место объединения людей, создающих уникальные проекты и события, преобразующие город, точка формирования, накопления и развития человеческого капитала. Может быть, сложно сформулировано, но все это правда и отражает суть. Каждый проект должен быть нестандартным, уникальным, дерзким, таким, что гордость берет за него. И все они направлены на улучшение пространства вокруг. И это действительно живая коммуникационная площадка, где собираются люди… иного плана. Человеческий капитал тянется туда, где интересно, где есть идея, мысль, вектор развития. Зачастую подход к реализации проектов в госорганизациях бывает формализованным. У нас же есть место хаотичности. Потому что если мы ее уберем, мы потеряем и себя, и людей. Потому что творчество сложно поставить в рамки. Как только начинает превалировать формализм, отчетность, подсчет показателей, то все – смерть! То, что делает художник, часто бывает странно и непонятно. И надо довериться. А эффект часто бывает глобальный, необычный и отложенный во времени.

– У вас нет бюджетного финансирования. Откуда берутся деньги на современную культуру?

– Некоторые мероприятия мы делаем платными, за счет этого окупаем свои расходы. На какие-то мероприятия мы ищем спонсоров и партнеров. Но мы стараемся делать это именно взаимовыгодным сотрудничеством. Поиск спонсоров – это всегда сложный вопрос, всегда с боем, но мы рады, что в этот раз, на «Сказках», нас поддержали сразу несколько компаний: 2GIS, RBR 16, RU-Drive, «Формула цвета», «Кориб», «Ремдизель», КБК, мебельная фабрика «Идея комфорта», Mugenov и многие другие. Партнерство с «Леруа Мерлен», к примеру, было всем на руку. Геокупол, на который они выделили материалы, стал одним из центральных арт-объектов фестиваля.

– Это еще один пример нестандартного подхода?

– Геокупол – это идея лаборатории инженерных решений в рамках подготовки к «Сказкам на Каме». Дело в том, что в ходе реконструкции набережной сцену установили, а навес нет, хотя в проекте он был. А раз навеса нет, оборудование никто не даст, потому что погодные условия могут быстро измениться. И тогда надо было сделать выбор.

Можно было поставить сборную сцену рядом с существующей (потому что электричество проведено туда) и перекрыть проход для людей. Но, во-первых, это дорого (а бюджет у нас был очень ограниченный, собирали мы его всем миром), а, во-вторых, мягко говоря, странно, ведь сцена есть. Поэтому мы решили придумать навес. Он должен быть устойчивым, безопасным, но еще и эстетичным. Нельзя поставить какой-то ярмарочный шатер аляпистый, когда речь идет о современном мероприятии. Придумали геокупол. Он быстро строится и не требует больших затрат. А так как бюджет на него предусмотрен не был вовсе, мы пошли к потенциальному партнеру – «Леруа Мерлен» – где очень положительно отнеслись к этой затее, предоставили все материалы и даже участвовали в постройке. В итоге купол стал центральной фигурой самого мероприятия. Большинство фотографий, особенно вечерних, когда задействовали свет, были с ним. А музыканты, которые приезжали из Казани, сказали, что сцена шикарная, что ночью она смотрелась как космический корабль. Мы сами очень довольны, что показали хороший уровень. Лаборатория инженерных решений продолжит свою работу на базе КОП «Метро». А вопросы к сцене, конечно, остаются…

– У вас в «Метро» сейчас развернулся масштабный ремонт. На какие средства?

– Это программа «Пять шагов благоустройства» в моногородах. В рамках программы выделено 9,6 млн на реконструкцию законсервированных помещений, в которых мы сейчас базируемся. Это небольшая сумма с учетом того, что это не пригодные для нахождения людей складские помещения. Там нужно полностью менять все коммуникации, демонтировать часть стен, менять кровлю, приводить все в порядок. У нас сейчас 120 квадратных метров, по плану будет 400. Благодаря этому мы сможем вернуть свои проекты, которые были заморожены после переезда с территории в 9/12, и запустить новые.

– То есть ваш формат получил поддержку на республиканском уровне?

– Да, мы – второй шаг этой программы – «Будущее есть».

Фото: Андрей Веретенников, Валентина Дудниченко, Рустам Иманаев, Резеда Микульская

Анна Перебаскина

Комментарии
24.08.2017, 19:26

МЕТРО

Хоть бы слово про Нур написали...ведь КОП МЕТРО там обитает, в Нуре работают очень хорошие люди и им тоже можно выразить слова благодарности.
24.08.2017, 22:02

Ну что за бред? Вы наверное работаете в управлении молодежи, где всё ещё мыслят уровнем подростковых клубов в жилых домах.. вы себя слышите? Не о Нуре речь. Спасибо Вике и тем ребятам, которые пытаются изменить этот город!
25.08.2017, 12:13

сам ты бред.
24.08.2017, 22:06

Илья

Вот пожалуйста пример как надо работать. А в исполкоме у нас что? Люблю тебя мой край родной. Или как там называются мероприятия для людей старшего поколения? Все что они могли это придумать клоунов и артистов на КАМАЗ ах разъезжающих. Вроде креативно но потом чиновники дали задний ход, опровергает исполком, как будто пресса напутал что то.. а я порадовался. И зря. Так что люблю тебя мой край родной
25.08.2017, 06:19

Не нужно быть категоричными! В городе нужна разнообразная культура, одно другое не исключает. Вам такая, другим - Майдан, старшему поколению - душевные праздники во дворах, чтобы далеко не ходить. Кому "Край родной", кому другое. Та же Москва разве отказалась от масштабных шоу?! Надо сочетать все
25.08.2017, 08:46

Марк

Абсолютно поддерживаю! Фестиваль получился-что надо.Вообще жизнь на месте не стоит- и низкий поклон людям, ДЕЛАЮЩИМ жизнь веселее, умнее, удобнее и красивее...
25.08.2017, 08:09

Апостол Петр

Виктория, между прочим, не всех помощников в организации озвучила, я считаю. это раз. два - хорошо, что появляются альтернативные мероприятия, но зачем же остальные "топить"? как-то это не очень верно, это два. три - Илье: никто задний ход не давал, это челны.биз ошибся и раздул странную историю. клоуны на камазах интересная фишка, почему бы и нет? четыре: я был на сказках и хочу сказать - это получилась история для "своих". пришли все знакомцы, порадовались тому, какие они неформальные и молодцы, но в целом люди не очень поняли, что же это было - это было видно по отсутствующим глазам мимопроходящих. итог: хорошо что сделали, и хорошо сделали мероприятие, молодцы. но разбрасываться такими словами, как: я живу в деревне, и хочу, чтобы город поднялся из говна, но вот администрация ничего для этого не делает, а нам вот это надо, - как-то некрасиво. никто же не запрещает двигать культуру в массы разными способами...
25.08.2017, 13:21

Альберт

Полностью поддерживаю. День молодёжи, День строителя - в этом году собрали рекордное в истории число гостей/зрителей, а потому говорить, что схема "сцена, шарики, салют" не работает - это, мягко говоря, глупо. Хорошо, что делаете что-то своё, и желаю найти вам своего потребителя (зрителя, слушателя, нового единомышленника), но неправильно это - принижать чужие труды, усилия тех, кто был задействован в подготовке общегородских праздников на Майдане (многие из которых, между прочим, тоже совсем не за деньги). Они тоже молодцы и достойны, как минимум, уважения. Я был, что называется за кулисами - да, многое в организации оставляет желать лучшего, есть недочёты - но, в целом, данное направление имеет право на жизнь и не надо его заменять чем-то другим (тем более, как отметили многие комментаторы, не очень понятным для многих челнинцев действом).
25.08.2017, 09:10

Согласна с Петром

согласна что есть это направление в городе, и это мероприятие их же и объединило, а в целом горожане не поняли... возможно не готовы..., надо чаще проводить мероприятия нацеленные вытащить людей из домов, из близлежащих деревень... на примере спасской ярмарки можно увидеть... А Вике спасибо за альтруизм и активность!
25.08.2017, 09:48

Вика - большой энтузиаст и альтруист. Очень хочется пожелать ей успехов и больше помощников и единомышленников.
25.08.2017, 10:11

Что вы сравниваете организаторов( кто лучше или хуже может сделать) при чем тут кто -кому благодарен или нет. Была сама на Сказках -молодцы ребята.Вика, вы молодчина и ваша команда тоже или единомышленники ка угодно, тоже молодцы.Главное что это было подано как День горожанина. Умные люди поймут разницу.Это было обращение организаторов лично к каждому человеку, к его стрункам внутренним , к его возможно не реальзованным мечтам ... Праздники города должны быть и день горожанина тоже.Мы же не безликая масса , свазанная понятием ГОРОД.И еще перечитайте интервью с Викой внимательно. Она говорила про отложенный эффект, про желание подросток остаться в городе, который мы взрослые на самом деле превращаем в страшилку, уговаривая своих детей и внуков уехать за лучшей жизнью, а знаете почему? Потому что не довольны своей жизнью .И Вика как мне кажется сделала важный шаг, чтобы начать общаться с горожанами на том , языке , который помогает понять индивидуальность одних и не бояться показать себя., таким какой я есть, а не таким как хочет видеть меня система.
25.08.2017, 14:45

Альберт

Опять 25! Да, поймите вы, что уезжают из города не потому что тут не умеют праздники проводить, или проводят не те, или мало и т.п. А из-за общего качества жизни - не от плохорганизованных праздников бегут, а от плохоорганизованной повседневной жизни (комфортность проживания, достаток/зарплата, возможности профессионального развития, перспективы - в том числе, для потомства и т.д.). Праздников в году пусть даже будет 55, а что делать, как жить в остальные 310 дней в году? - вот что людей волнует.
31.08.2017, 10:12

Уезжают тупо из-за зарплат, все.
25.08.2017, 20:36

Владимир

Огромная Благодарность МЕТРО! Люди Неравнодушные и Талантливые! Это Наши Замечательные Дети! Это Наше Будущее! Или небудущее.... Могут подмять всех АКТИВНЫХ и Неравнодушных! То Печаль. Формализма в городе - немеряно! Причины - понятны В Казани Мэр - молодой, активный.... Удачи, МЕТРО!
25.08.2017, 23:59

Мейджик

Не надоели случайно,фразы:
26.08.2017, 20:38

"В Казани мэр - молодой, активный", а в Челнах мэр поддержал ту же Вику, включив Ее Метро в программу 5 шагов, благодаря которой и будет ремонт. Это не манна небесная на неё упала, а понимание важности подобной работы со стороны руководства города.
28.08.2017, 13:06

Саша

Каждый делает, как может и спасибо всем, кто делает.
29.08.2017, 14:52

молодой

вика молодец спору нет,но самое интересное она свободная от всего-ни планов отчетов ходить по любому приказу мэрии делать массовку или махать флагами ,быстро заставлять ребят участвовать в любых бредовых или нет массовых проектах так как город приказывает.все перейдут как вика и кто будет махать флагами...