Еще новости
Подробно


Почему разработчик секретного броневика КАМАЗ отказался от Госпремии СССР

17.02.2024, 14:54

В 1980-х годах автогигант начал секретные разработки первого бронированного грузовика КАМАЗ. Срочные работы были вызваны дефицитом спецавтомобилей в СССР. О том, как автогигант экстренно приступил к разработке спецмашин после крупного ЧП с грузом алмазов, Chelny-biz.ru сообщал ранее. Разработчик автомобиля Юрий Бабиков рассказал, что броневик получил индекс КАМАЗ-5915, но дальше вокруг новой разработки развернулась борьба на самых высоких уровнях.

«До выхода первых двух опытных КАМАЗ-5915 оставалось всего две недели, как из цеха попросили дать необходимые документы и спросили, куда направить снабженца за сигнально-громкоговорящими установками СГУ-60, которыми должны оснащаться автомобили, - приводит воспоминания Бабикова блог музея «КАМАЗа».- Это оборудование выпускалось тогда специальными предприятиями и строго фондировалось, как, впрочем, и все в социалистическом хозяйстве. Я составил письмо на имя главного конструктора с просьбой утвердить приложенные документы. Однако через сутки секретарь вернула мне все бумаги с приколотым листочком, на котором главный конструктор вопрошал: «Что это за автомобиль? И для чего нужна такая установка?» Вот тебе раз! Две машины по министерскому плану на выходе из экспериментального цеха, только маячки с мигалками поставить осталось, а главный конструктор в полном неведении – что это за машины изготовлены? Я собрал все бумаги, министерский план НИОКР, техзадание от заказчиков и снова отправил на подпись. Через сутки получил утверждающую визу. Да лучше бы и не спрашивали. Барун В.Н (первый главный конструктор «КАМАЗа»). засуетился, стал по нескольку раз на дню бывать в опытном производстве, давать нелепые указания, что только вносили сумятицу в работу и порождали ненужные напряжения. Например, отделку одной из машин он приказал изготовить в «представительском» варианте: поверх практичной обивки стен и кресел из прочной автомобильной кожи, наложить обивку из пыльного капровелюра, а окраску фургонов алюминиевой краской содрать и всю поверхность металла покрыть вручную «морозным» узором. Рабочие смеялись, плевались, но делали.

Дело в том, что красивым и блестящим алюминий становится только после анодирования и специального лакового покрытия. Такого оборудования в цехе не было, и поэтому серые поверхности панелей решили просто покрасить алюминиевой краской. Оба автомобиля сдавались межведомственной комиссии из представителей трех министерств на специальной площадке Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) в Москве. От министерства автомобильной промышленности был заместитель министра Башинджагян.

Этот руководитель отличался особой тягой говорить только на «матерном диалекте», поэтому раздражался, если в качестве секретаря для стенограммы совещаний присылали женщину. Это его смущало, он терялся, и не мог говорить, как привык. Сначала он осмотрел обычную машину. Забрался в отсек охраны по вертикальной лесенке подножки, отметив, что для его возраста и комплекции все же тяжеловато будет. Тщательно все осмотрел, подергал, одобрительно крякая, посидел в креслах охраны, откинувшись в них, что даже для его роста при столкновении голова цела останется. Потом, чуть пригнувшись, ходил по грузовому отсеку, проверяя рукой на прочность силовой набор панелей, и говорил двум «замам» министерств-заказчиков: «Вот, а вы сомневались, - теперь везите свои семь тонн золота или чего там у вас еще, куда угодно. Хоть к черту на рога! Такой фургон из самосвального профиля ничем не разбить, и груз, и охрана всегда в нем целы будут!» Когда он подошел к «представительской» машине, то сразу громко зарычал: «Какой это дурак приказал всю машину «морозом» покрыть?! А капровелюр здесь на х…? Вон та машина, машина, как машина, – скромная «рабочая лошадка», и искожа в салоне к месту, очень практичная, - всегда протереть, помыть можно, а здесь что? Пылью дышать? Какой же идиот все это повесил? Ободрать потом!»

Барун поначалу все перед ним суетился, заискивающе давая какие-то пояснения, а тут пропал! Я оглянулся, поискав его взглядом, а он за спины спрятался, а потом и вовсе ушел. Обе машины ушли на приемочные испытания. Через две недели мы с начальником отдела самосвалов Виктором Васиным и главным конструктором по автомобилям Рамилем Азаматовым поехали в Москву для участия в комиссии по испытаниям нашего спецавтомобиля. Сидим, внимательно слушаем, я делаю записи, а один из заместителей министров заказчика вдруг и говорит: «Что вы там все пишете? Все равно протокол испытаний будет утвержден в любом случае. Позавчера принято постановление Совета министров СССР о начале серийного производства спецавтомобиля КАМАЗ-5915. Вот оно. А вот вам бланки стандартных форм на оформление Госпремии СССР в области науки и техники за 1985 год. Впишите в них фамилии, которые считаете нужными.

Мы быстро заполнили графы, куда вписали мою фамилию, как главного конструктора машины, Виктора Васильевича, как начальника отдела, непосредственно руководившего работами, и Азаматова, имевшего хоть какое-то отношение к программе. Азаматов потребовал внести и фамилию Баруна, как главного конструктора «КАМАЗа». Внесли.

После совещания Азаматов побежал на совещание к министру. Нас взять отказался, хотя мы требовали, предчувствуя неладное, и мы направились в гостиницу. Азаматов появился к вечеру, сообщив, что министр только что принял решение о серийном производстве машины, но само ее производство передадут с «КАМАЗа» на Ворошиловградский завод прицепов. Нас с Васиным словно пыльным мешком по голове ударили. Начали наступать на Азаматова, требуя объяснений: «Как же можно? Почему Вы ничего не сказали? Почему хотя бы полгода сроку не добавили на освоение и подготовку производства? Машина сырая, не готова к серии. Изготовлены только опытные образцы по документации с литерой «Э» (экспериментальная). Конструкторские решения, реализованные в опытных образцах, принимались в вынужденной обстановке форсированных сроков, и годны лишь для экспериментального производства, и для серии неприемлемы. Конструкторская и технологическая проработка серийной модели абсолютно не проводилась. Для серийного фургона требуется доработка и освоение производства нескольких единиц новых профилей, не характерных для самосвальной конструкции. Это все требует дополнительного времени».

Вот так, в одночасье, перед нами сверкнула победа, которую тут же отобрали, да еще «крючок» забросили, чтоб все остальное отобрать. Логика проста: «Госпремию взяли? Взяли. Теперь, как авторы, сопровождайте свою машину до уровня серийного производства. И все остальное отдайте, и мозги ваши тоже». Теперь думать нужно, как выйти из положения, чтобы нас постоянно под «чужого дядю» не стелили. Разбитые, приехали домой. Ничего не решается. Завод самосвалов в Нефтекамске в позу встал – будем или стальной вариант кузова выпускать, либо алюминиевый. Оба сразу никак не получится. А наше начальство по алюминию вообще молчок. Меня дергать начинают - отдавай документацию Ворошиловграду. Я ее забрал и домой унес. Она же в КБ техдокументации не передавалась. Написал письмо в ЦК КПСС с просьбой разобраться в неправильном решении министра и отменить его. Приехала комиссия ЦК. Все им рассказали, пояснили и объяснили, что такое решение фактически ставит крест на разработках и уничтожает и спецмашину, и программу самосвалов с алюминиевыми кузовами. Ну и что? Говорят, стране нужна машина, и приказ министра никто отменять не будет. Отдай чертежи. Хорошо, отдам. Я все опасности и негативные последствия решения объяснил, моя совесть чиста.

Но мы все прекрасно понимаем, что простой передачей чертежей проблему не решить. Машина не доработана, в Ворошиловграде ничего дорабатываться не будет, а пускать в серию сырую машину - преступление. Поэтому, как главный конструктор КАМАЗа-5915 я официально отказался от авторства на конструкцию и, следовательно, от Госпремии. Вскоре приехала делегация из Ворошиловграда, и им были переданы все подлинники чертежей. И все фонды на алюминий тоже Ворошиловград забрал, чтобы выпускать сырую машину. А я ушел из управления с конструкторской работы».

Почему разработчик секретного броневика КАМАЗ отказался от Госпремии СССР

Почему разработчик секретного броневика КАМАЗ отказался от Госпремии СССР

Почему разработчик секретного броневика КАМАЗ отказался от Госпремии СССР

Почему разработчик секретного броневика КАМАЗ отказался от Госпремии СССР

Фото: музей «КАМАЗа»

Комментарии
19.02.2024, 10:16

Легендарный Рамиль Абреевич Азаматов! 30 лет его не видел!