Новости
Подробно


«Время раздачи номеров мобильных осталось в прошлом. На сайты инвесторы тоже мало клюют»

25.05.2016, 09:17

С размахом провели Набережные Челны III Международную научно-практическую конференцию «Партнерство для развития кластеров», которая завершилась накануне. Мэры российских городов (далеко не 300, как было заявлено), десятки федеральных и республиканских чиновников, главы крупных компаний, 15 круглых столов и семинаров, богатый прием и закрытые званые ужины в «Батыре» – словом, моногород, висящий в «красной зоне» как наиболее депрессивный, показал, как оборачивать в свою пользу даже экономические кризисы. На круглых столах участники обсуждали, как развивать кластеры, работать с Фондом развития моногородов, как проверять надежность инвесторов, что делать, если в регионе создано слишком много - и ТОР, и промпарки, и ОЭЗ, которые конкурируют за одних и тех же резидентов. Мэр Челнов на встрече рассказывал о связях с руководством республики, а мэр Тольятти вдохновлял историей о дворнике Microsoft. Кстати, большинство известных методов привлечения инвесторов, по словам экспертов, уже перестали работать. 

«ЕСЛИ ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕСЬ НА ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, НО ОНИ РАБОТАЮТ НА ГОРОД – ТО, КОЛЛЕГИ, ПЛАТИТЕ САМИ»

«Механизмы стратегического развития и государственной поддержки моногородов» обсуждали на одноименном семинаре. Модератором выступила заместитель председателя «Внешэкономбанка», руководитель рабочей группы правительства России по модернизации моногородов Ирина Макиева. Основная цель была – узнать, какие меры поддержки работают, а какие пока хромают. Главы городов интересующие вопросы могли задавать как напрямую, так и онлайн на специально созданной странице «ВКонтакте».

– Нужно, чтобы наши моногорода не только выживали, но и процветали, – отметила, открывая обсуждение, Макиева. – Я получила списки участников и к большому удовольствию вижу, что их больше, чем заявилось. Наверное, узнать, как получить деньги из федерального бюджета важнее, чем слушать международный опыт. Хотя, это тоже важно.

На мероприятии присутствовали представители таких моногородов, как Верхняя Тура, Каспийск, Верхняя Салда, Верхняя Пышма, а также всех моногородов Татарстана. Напомним, их в республике семь: Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Елабуга, Чистополь, Менделеевск и Камские Поляны.

О том, на что могут рассчитывать сегодня моногорода, рассказал Илья Кривогов, гендиректор НКО «Фонд развитие моногородов». Основная цель фонда – создание в городах с наиболее сложной социально-экономической ситуацией рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием. Всего в России насчитывается 319 моногородов, но работа фонда сконцентрирована на помощи самым тяжелым, относящимся к первой категории.

С ними ФРМ работает по трем основным направлениям: создание инфраструктуры для новых проектов (к примеру, в Челнах ведется строительство инфраструктуры в промзоне, завершить работы планируют в июне), привлечение инвестиций и возможное финансирование проектов, обучение управленческих команд. К слову, на сегодня фонд уже обучил семь команд. В ближайшее время с азами привлечения финансирования ознакомят 20 команд, еще часть – в сентябре. Как уточнила Макиева, основная задача – подготовить управленческие команды всех 319 городов, процесс этот, по ее мнению, может затянуться до 2017 года.


Ирина Макиева (слева)


– Какие меры поддержки и в каком объеме можно все-таки получить? – обобщая информацию, озвученную Кривоговым, продолжила Макиева. – Субсидии на «инженерку» 95/5 (Фонд развития моногородов может финансировать до 95% стоимости объектов, остальные 5% – субъект РФ – ред.). Если вы, например, заявляетесь на очистные сооружения, но они работают на город, а не на инвестиционный проект, то, коллеги, платите за это сами. Это ваши полномочия. Если половина ваших очистных сооружений заводится на инвестиционный проект, тогда финансирование составит 50/50. Если инвестпроекты будут использовать очистные сооружения на 80% и выше, тогда софинансирование составит 95/5. То есть за счет Фонда решить проблему ЖКХ не удастся, если у вас нет задачи привести новых инвесторов и создать новые рабочие места. Этот вопрос по другому адресу.

Кроме того, Ирина Макиева проинформировала присутствующих о закреплении за 11 моногородами трех линейных менеджеров, которые помогут в формировании программ развития, привлечении федеральных средств и частных инвестиций. В частности, в обязанности менеджеров будет входить консультирование местных и региональных властей. Впрочем, татарстанским городам кураторов не назначили, это пока пилотный проект. Если он удастся, тогда практику проектного офиса распространят на все 319 моногородов.

«НАМ ПОВЕЗЛО, ЧТО МИНИСТР ЭКОНОМИКИ ЗАКРЕПЛЕН ЗА ЧЕЛНАМИ»

Наиль Магдеев заметил, что у Челнов уже есть ценный куратор - министр экономики РТ Артем Здунов. Он также рассказал, что из 14 программ поддержки, предлагаемых правительством РФ, автоград участвует в восьми. Для модернизации экономики в городе, по словам мэра, сделан акцент на поддержке промышленных парков. Как успешный пример – работа КИП «Мастер». В последнее время в Челнах появился частный, а также два муниципальных промпарка, которые предоставляют бизнесу различные преференции.

– Развитие малого бизнеса мы видим в том, что необходимо и дальше развивать промышленные парки в Челнах. Такую задачу поставил президент республики. Сегодня малый бизнес занимает в городе более 30% ВРП (160 млрд рублей по итогам 2015 года). 30% – это не мало, - отметил Наиль Магдеев. - 50 тысяч человек трудится в сфере малого бизнеса, еще 50 тысяч – на «КАМАЗе». Поэтому, если мы поддерживаем «КАМАЗ» (50 тыс. населения города), то, естественно, мы как муниципальная власть поддерживаем и вторую половину. Мы считаем, что это правильно.

Кроме того, мэр рассказал, как Челны проводят работу по пустующим площадкам города. Всего, по его словам, сформировано 84 таких территорий, они разбиты на три категории: «зеленую», «желтую» и «красную» зоны в зависимости наличия необходимой инфраструктуры.

– Несмотря на определенные трудности, количество предприятий малого бизнеса не уменьшается, а растет. Да, есть те, которые закрываются, но их меньше, чем открывающихся, – констатировал Магдеев. – Понятно, что есть трудности. Я вам, коллеги, радужную картинку не рисую. Но мы пытаемся решать ее с органами республиканской власти. Работаю я напрямую с президентом, председателем правительства и министром экономики… Нам повезло, что министр экономики РТ Артем Алексеевич Здунов закреплен за Челнами. Это касается и политических вопросов, и экономических. Он в теме. Неизвестно, где он больше живет и работает (в Челнах или в Казани – ред.), но вот наш город работает так. Наверное, не все идеально, но что-то получается.

«ПРЕДСТАВЬТЕ, КЕМ БЫ ВЫ СТАЛИ, ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛ КОМПЬЮТЕР!» – «НАВЕРНОЕ, ДВОРНИКОМ MICROSOFT»

Мэр Тольятти, с которым Челны заключили партнерское соглашение, Сергей Андреев рассказал коллегам о созданном в городе технопарке «Жигулевская долина». Он поддерживает проекты и компании, работающие в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. Технопарк сейчас насчитывает 173 резидента, из которых только единицы связаны с градообразующим предприятием «АвтоВАЗом». Завершил свое выступление Андреев весьма оригинально, рассказав аудитории историю.


Сергей Андреев


– Она должна всех вдохновить, – анонсировал мэр Тольятти. – Приходит человек устраиваться дворником в компанию Microsoft. Прошел небольшой тест, заполнил анкету. Ему говорят: «Вы приняты, оставьте ваш электронный адрес». Тот отвечает, мол, у меня и компьютера-то нет, тем более электронного адреса. Ему отказали в работе: « В таком случае мы не можем взять вас на работу, поскольку виртуально вы не существуете». Растерянный человек выходит на улицу, в кармане немного «зелени». Купил помидоры. Начинает ходить по домам и предлагать товар, и меньше чем за два часа ему удается удвоить капитал. Через какое-то время купил машину, потом грузовик, потом открыл магазин. Спустя 5 лет решил застраховать свою жизнь. Страховой агент просит его оставить электронный адрес, на который можно было бы отправить информацию. На что коммерсант, как и несколько лет назад, отвечает, что у него нет ни электронного адреса, ни даже компьютера. «Вы такой богатый человек и не имеет электронного адреса?! Вы только представьте себе, кем бы вы стали, если бы у вас был компьютер!», – восклицает агент. Поразмыслив, коммерсант отвечает: «Наверное, дворником Microsoft». Трудности позволяют по-другому понять жизнь, – завершил выступление мэр Тольятти.

«ПРОСТО ПИСАТЬ ПИСЬМА ИНВЕСТОРУ, МОЛ, ПРИХОДИТЕ К НАМ – СЕЙЧАС ЭТИМ УЖЕ НИКОГО НЕ УДИВИШЬ»

Почти после часа беседы президиум начал отвечать на вопросы присутствующих. Так, Ирина Макиева, комментируя один из них, посоветовала главам городов проверять всех инвесторов, потому что за «красивой презентацией порой бывает непонимание самого проекта», к тому же, не у всех даже есть стартовый капитал.

Представители Володарского района Нижегородской области пожаловались на строящуюся в 40 км от градообразующего предприятия (птицефабрики «Сеймовская») еще одной аналогичной птицефермы. По словам автора вопроса, есть информация, что это объект финансируется за счет средств, выделяемых на развитие моногородов.

– Как быть? – вопрошал выступающий. – Потому что предприятия очень близко находятся друг к другу.

– Нельзя запретить инвестору строить. Вы не можете подойти и сказать: «Ты здесь не строй, потому что загубишь другую птицефабрику». Они обе будут страдать, – заметила Макиева. – Когда он придет за кредитом (а такой проект довольно дорогой), инвестиционное менеджеры будут сканировать территорию, где будет реализоваться проект. Если рядом в 100 км находится такая же фабрика, думаю, что инвестиционные менеджеры дадут отрицательное решение. По крайней мере, у нас в банке на это смотрят и не поддерживают проект, который начинает конкурировать с уже существующими.

Параллельно с вопросами из зала Макиева отвечала на сообщения, поступавшие в чат. Один из них касался работы с инвесторами.

– Инвесторы мне лично пишут на электронную почту и с удовольствием, потому что они приходят с деньгами. А вам они не будут писать так, потому что это вы должны их подманить, ­- ответила Ирина Макиева. ­- Просто писать письма, мол, приходите к нам на территорию – сейчас этим уже никого не удивишь. И раздавать номер своего мобильного телефона потенциальным инвесторам, тоже, знаете, неправильно. Время раздачи номеров мобильных телефонов осталось в прошлом. Сайт – на это дело инвесторы тоже мало клюют. Думаю, что можно поработать с общественным мнением… Я считаю, что основную роль в привлечении инвесторов играют не налоговые льготы, а активность жизненной позиции и качество команды. Если вам инвестор верит, он к вам придет.

«ОЭЗ ИЛИ ТОР – КАЖДАЯ КОМПАНИЯ САМА ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ»

На круглом столе, посвященном ОЭЗ, ТОР и промышленным паркам, обсуждали проблемы их создания и сосуществования. Как быть, если в одном регионе бизнесу предлагается много вариантов. Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев пояснил, в чем преимущества особой экономической зоны перед территорией опережающего развития, и дал понять, что Челны и «Алабуга» – партнеры, а не конкуренты.


Тимур Шагивалеев (справа)


– Мы как патриоты республики всегда позитивно относимся к созданию новых возможностей для развития бизнеса. Поэтому Набережные Челны для нас – абсолютно партнерский город, потому что свыше 50% сотрудников «Алабуги» – это жители Челнов. Соответственно, мы тоже являемся одним из инструментов диверсификации моногорода, – сказал гендиректор ОЭЗ. – Хорошо, что есть и такой инструмент, и такой. У хирурга в наборе есть разные инструменты, он действует исходя из ситуации.

Но между двумя структурами есть и разница, исходя из которой компании выбирают: нужна им свободная таможенная зона в ОЭЗ или действующая в ТОР система поддержки и льгот по социальным платежам.

– Каждая компания сама принимает решение – что важнее для нее в бизнес-плане: доля платежей в социальные фонды либо возможность сэкономить на импортной пошлине, – подчеркнул Тимур Шагивалеев. – Мы считаем, что наличие в республике разных институтов развития позволяет улучшить качество услуг для клиентов – резидентов ОЭЗ и ТОСЭР.

Дмитрий Богданов


Дмитрий Богданов, руководитель департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти, где также была создана ТОР и действует ОЭЗ, подтвердил слова Шагивалеева.

– Самое важно, в чем отличие ОЭЗ от ТОР – это особые таможенные режимы, – пояснил он. – ТОР – это более гибкий и широкий инструмент, это быстрый запуск, минимальный пороговый вход по инвестициям, возможность использовать готовые объекты. Это проекты, которые рассчитаны на предприятия малого и среднего бизнеса. Крупные проекты целесообразнее реализовывать в особых экономических зонах, там более удобные условия.

Участники международной конференции в течение двух дней могли в формальной и неформальной обстановке обсуждать развитие кластеров и моногородов. Благо, организаторы не поскупились на расходы.

Chelny-biz.ru

Комментарии
25.05.2016, 09:27

А зачем меру охранник?
25.05.2016, 09:59

Затем
25.05.2016, 09:35

И что
25.05.2016, 14:49

Сумку насить