Новости
Подробно

Белый город на Каме, или Как строили Челны

09.08.2025, 08:00

В праздник Дня строителя мы возвращаемся к истокам градостроительной легенды – тем временам, когда на месте современных Набережных Челнов кипела беспрецедентная по масштабам стройка. По воспоминаниям первостроителей, жители готовили еду на кострах прямо у подъездов домов и организовывали концерты на стройплощадках.

1970-е годы стали эпохой смелых решений: был разработан революционный метод строительства, при котором одна бригада выполняла полный цикл работ, а материалы доставлялись по Каме из разных уголков страны.

О том, как в эпоху первостроителей и комсомольских строек «КАМАЗа» возводили первые социальные и культурные объекты: дома, больницы, стадионы – в материале Сhelny-biz.ru.

КАК СТРОИЛИ

Генеральный план Набережных Челнов разработал архитектор Борис Рубаненко. Проект был создан специалистами ЦНИИЭП жилища – Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В те годы город рос стремительными темпами. Особенность строительства заключалась в том, что основные материалы для домов присылали по реке Каме. Московские и ленинградские строительные компании отправляли готовые каркасные конструкции, а здесь уже собирали из них дома. Именно поэтому некоторые районы города, особенно Московский проспект и проспект Мира, напоминают московские улицы. Именно в честь столичных строителей свое название получил один из ключевых проспектов города. В городском музее хранится экспонат – памятный ключ, в знак благодарности московским строителям за возведение первого миллиона квадратных метров жилья в городе.

Строительство Набережных Челнов осуществлялось по принципу комплексного развития территории. Это означало, что каждый район города должен был включать в себя всю необходимую социальную инфраструктуру: зеленые насаждения, детские сады, школы, магазины, медицинские учреждения (как минимум небольшую больницу с отделениями скорой помощи).

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В начальный период развития города строительство шло быстрыми темпами благодаря существенной поддержке из Москвы. В Челны поступало значительное финансирование, что позволяло оперативно возводить новые объекты. Ситуация кардинально изменилась в 1980-х годах. После сдачи первой и второй очереди «КАМАЗа» в 1981-м году прекратилось московское финансирование. Некоторые строительные проекты были заморожены, часть объектов была достроена, другая – осталась незавершенной.

ЗАВОД

История строительства Набережных Челнов началась с создания Завода ячеистых бетонов, который возвели в 1958-м году. Первую продукцию предприятие выпустило в 1962-м. Здесь производили бетон, железобетон, тротуарную плитку, брусчатку, бордюрный камень, силикатный кирпич. Более 50% зданий, возведенных в Набережных Челнах к началу 1990-х годов, было построено из железобетона и газобетона, производимых именно на Заводе ячеистых бетонов. Материалы использовались для облицовки первых городских объектов, включая пешеходный переход на улице Гидростроителей, который был отделан натуральными декоративными материалами, напоминающими мрамор. Для обеспечения работников предприятия жильем был построен поселок ЗЯБ.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В 1964-м году в Челнах создали «Камгэсэнергострой», который занимался возведением производственных зданий, а также выпускал панели для строительства жилья.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Если ЗЯБ специализировался на производстве панелей для пятиэтажных домов, панели для 9-этажек выпускал завод крупнопанельного строительства КПД-240. Местные строители разработали собственные серии домов НЧ и БНЧ. Их можно было монтировать различными способами, как детали конструктора «Лего».

ДОМ

3 октября 1971-м года в Новом городе Набережных Челнов был сдан первый камазовский дом под номером 4/06. В здании разместились три общежития для первых строителей автогиганта. 12 октября в общежитие №2 въехали одни из первых жителей: Валентин Владимиров, электрик жилищно-коммунального управления «КАМАЗа», и Марсель Зарипов, сантехник ЖКУ «КАМАЗ». Однако по официальной версии, первой новостройкой в Новом городе Челнов был дом 2/01 – 12-этажное здание московского типа.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Первые месяцы жизни в новых домах были непростыми. По воспоминаниям Николая Суханова, работавшего мастером в челнинском монтажном управлении, в начале ноября 1971-го года в дома 2/01 и 4/06 еще не было подведено тепло от ТЭЦ. Жители были вынуждены готовить еду на кострах, которые разводили прямо у подъездов своих домов. За первый год строительства в Новом городе было возведено около 100 тыс. «квадратов» жилья.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Нельзя не отметить заслуги легендарного Марата Бибишева, который внес особый вклад в развитие строительной отрасли города. Он предложил поточный метод строительства, который заключался в том, что одна бригада выполняла все работы – от основания до сдачи объекта «под ключ». Это значительно ускорило темпы возведения жилья. Часть зданий использовалась как общежития для приезжих строителей. Некоторые рабочие жили в специально построенных вагончиках. Семейные строители получали жилье в новых домах в первую очередь. Приток населения в город был значительным, поскольку люди приезжали сюда не только для работы, но и за собственным жильем.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Кстати, именно Бибишев стал основоположником внедрения татарского колорита в городскую архитектуру. К примеру, в домах 40-го и 41-го комплексов в облицовке зданий использованы традиционные орнаменты: тюльпаны и лилии.

ШКОЛА

История образования в Набережных Челнах начинается в 60-х годах XIX века, когда появились первые учебные заведения. В те времена система образования была разделена: русские православные обучались при церквях, а мусульмане – при мечетях. Старейшей школой города считается образовательное учреждение имени Димитрова, располагавшаяся в старой части города, на улице Центральная. Рядом с ней находилась Никольская церковь, при которой также велось обучение. Со временем школа расширилась: сначала занятия проводились в бывших купеческих домах, а в 1942-м году было построено каменное здание. До 1978-го года, когда произошло поднятие уровня Камы, историческая часть города выглядела совершенно иначе. Здесь были заливные луга, небольшие дома и бараки. Сегодня правопреемником учебного заведения является современная школа города: школа №1 в 10-м комплексе.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В Новом городе первой стала школа №13, расположенная в районе Бульвара Энтузиастов. Некоторые учреждения, такие как школа №6 на Элеваторной горе, прекратили свое существование. На их месте сейчас располагаются жилые кварталы.

ДОМ КУЛЬТУРЫ

Сначала концерты проводились прямо на стройплощадках под открытым небом – артисты сооружали импровизированные сцены. Закрывая потребность в досуге, для работников ЗЯБ был создан Дом культуры «Строитель», ставший важной частью инфраструктуры возводимого автограда.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Строилось здание по типовому проекту. Позже его перестроили под ночной клуб «Колизей». Сейчас в нем располагается татарский драматический театр. Так, дом культуры, построенный в те годы, прожил три жизни, предлагая самые разные виды досуга.

КИНОТЕАТР

Первым кинотеатром, который был возведен в 1966-м году, стал «Чайка» в поселке ГЭС. Сегодня сохранилось лишь название – на его месте теперь располагается одноименный рынок.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Спустя годы назрела необходимость в строительстве еще одного подобного объекта. Так появился кинотеатр «Чулпан». Его открыли в 1970-м году. В 2005-м году здание бывшего кинотеатра было выделено историко-краеведческому музею, прошла реконструкция. Несмотря на значительные изменения, в здании сохранился небольшой кинозал, где иногда показывают фильмы и транслируют хронику.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В городе также работали другие популярные кинотеатры: «Батыр», «Россия», летние кинотеатры «Гренада» и «Юность». Многие из этих объектов не сохранились до наших дней. Например, «Россия» стала органным залом. Кинотеатры «Гренада» и «Юность» были демонтированы.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

БОЛЬНИЦА

Тукаевская центральная районная больница является одним из первых лечебных учреждений города Набережные Челны. Ее история началась в XIX веке. Сначала это была врачебная амбулатория в селе Набережные Челны. Затем она становится челнинской районной больницей, в 1957-м году – центральной районной больницей, а в 1976-м году – с переименованием района – Тукаевской ЦРБ.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Больница представляла собой многопрофильное медицинское учреждение, которое включало стационар на 175 коек с восемью специализированными отделениями, а также поликлинику с пропускной способностью 200 пациентов в день, женскую и детскую консультации, санитарно-эпидемиологический отдел.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Медицинский персонал насчитывал 189 работников, среди которых было 22 врача. Кроме того, на городских предприятиях функционировали девять здравпунктов под руководством фельдшеров.

УНИВЕРСАМ

Первый универсам самообслуживания в городе появился в 1973-м году в поселке ГЭС. Сейчас на его месте находится торговый центр, который сохранил название. Развитие сети в Новом городе шло параллельно: 105-й универсам в первом комплексе, 110-й универсам (известный как «Октябрьский») на проспекте Мира.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Все три первых универсама имели типовой проект, но 105-й выделялся особенным новшеством – наличием эскалатора.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В середине 80-х годов появление эскалатора в обычном магазине воспринималось челнинцами как настоящая диковинка.

РЕСТОРАН

В 1976-м году в 1-м комплексе Челнов открылся ресторан «Москва», пропитанный западной культурой. Автором проекта выступил архитектор Губаревич. В заведении были просторные залы, белоснежные скатерти на столах, отделка стен панелями под дерево, украшенными панно и мозаикой. Основной зал располагался на первом этаже, по ступеням винтовой лестницы можно было подняться в бар, где регулярно выступали местные артисты и звучала живая музыка.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Престижное заведение стало местом притяжения городской элиты и иностранных гостей. Заведение посещали иностранные делегации и приглашенные на «КАМАЗ» специалисты. Несмотря на высокие цены, ресторан всегда был переполнен. В городе с двумя кинотеатрами и несколькими кафе молодежь отчаянно стремилась попасть в это модное место, ведя настоящую охоту за бронированием столиков.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Социальная значимость ресторана выходила далеко за рамки обычного места общепита. Здесь не только отдыхали, но и завязывали важные знакомства, встречались влиятельные люди города.

В меню присутствовали как традиционные блюда – пельмени, суп с лапшой, треугольники, перемячи, цыпленок табака, так и фирменные котлеты по-киевски. Доступными были и комплексные обеды за 90 копеек и 1 рубль 20 копеек.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Особого внимания заслуживала винная карта, богатая на эксклюзивные позиции. Также челнинцы могли отведать вкус настоящего чешского пива. Еще бар запомнился коктейлем «Северное сияние», который состоял из семи слоев с вареньем. Большой популярностью пользовался фирменный чай с запахом костра.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

В 1990-е годы ресторан прекратил свою работу, а в 2001-м году здание обрело новую жизнь в качестве молодежного центра «Нур».

СТАДИОН

Строительство стадиона «Строитель» началось конце 1970-х годов. До него в городе был временный стадион в районе нынешней улицы Студенческой. Сейчас это место затоплено.

«Строитель» сдали в эксплуатацию в 1979-м году. Именно здесь дислоцировался футбольный клуб «Турбина», представлявший город во Второй лиге Чемпионата СССР. Вскоре стадион значительно расширился – появился второй ярус на западной трибуне. Это увеличило общую вместимость до 10 тыс. мест.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Спортивная инфраструктура стадиона постоянно совершенствовалась. Были построены специализированные залы для занятий боксом, аэробикой и другими видами спорта.

На стадионе проводили городские праздники (День Победы, Сабантуй, День строителя), спартакиады медицинских работников, республиканские соревнования, выступления известных артистов. Развивались такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, большой теннис, самбо, атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, легкая атлетика. Зимой стадион превращался в каток для массового катания и тренировок хоккейной команды.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

С 2016-го года стадион «Строитель» пережил масштабную реконструкцию. Установили искусственное покрытие, отремонтировали раздевалки и служебные помещения. Во время ремонта были демонтированы малая трибуна и верхний ярус западной трибуны, что снизило общую вместимость до 2,4 тысяч мест.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Сегодня на стадионе продолжают выступать возрожденная команда «Турбина» и юношеские команды «КАМАЗа» в рамках ЮФЛ.

ПАРК

История первого городского лесопарка началась еще в 1953-м году, когда челнинские школьники высадили первые сосны на его территории. С началом строительства «КАМАЗа» территория впервые подверглась благоустройству. Активное развитие парка началось в 1974–1975 годах, когда здесь появились первые аттракционы: колесо обозрения и цепочная карусель. Уже через несколько лет, в 1977–1978 годах, парк значительно расширился: были построены три новые площадки, установлено 11 механических аттракционов, создан детский городок, на аллеях появились малые архитектурные формы.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

Интересно, что в конце 1970-х годов в парке работал необычный детский аттракцион – автопоезд «камазенок».

К началу 1980-х годов парк столкнулся с серьезной проблемой – сосны начали болеть. Появился сухостой, а в лесопосадке обнаружили гусениц непарного шелкопряда. Для спасения парка были привлечены специалисты Белоусского лесничества и лесного хозяйства Татарской АССР.

Белый город на Каме, или Как строили Челны

На основании их исследований исполком Комсомольского районного Совета народных депутатов города Брежнев принял решение о проведении лечебно-оздоровительных мероприятий с 1 февраля по 1 марта 1984 года.

Материалы и фотографии предоставили историко-краеведческий музей города и блог истории КАМАЗа.

Комментарии
09.08.2025, 10:53

Хочу в Ссср
09.08.2025, 13:30

А я не хочу. И смотреть на эти фото, где стоят унылые одинокие коробки тоже не впечатляет. Все такое стерильное, блеклое, нет ни души, ни жизни. Чисто замятинская антиутопия.
10.08.2025, 15:26

Душа и жизнь была в самих людях, а теперь кругом все ярко, аляписто, веселенько и безвкусно, только в людях ни души, ни сплоченности, ни дружбы и любовь только к деньгам.
11.08.2025, 18:11

эдем

категорически с вами согласен, точнее и не скажешь. посмотрев старые фотографию, как-будто снова вернулся в далекие,теплые, солнечные70-е, завод строили все знаменитые иностранные фирмы, такие как японские Коматсу, Аида, Иши, французы, немцы, американцы, итальянцы...
12.08.2025, 14:38

Прям с языка сняли! Лучше и не скажешь! Теперь есть всё, кроме человечности и души!
09.08.2025, 15:43

Раньше строили профессиональные строители с жизненным опытом, теперь же город утопает после дождя, а день строителя проводит заместитель по строительству без строительного образования!!!! Такой бывает когда на местах свои "бажаи" и "дуслар"
10.08.2025, 06:25

Вот что ты такое говоришь, что раньше, что сейчас, строят одинаково отвратительно.
09.08.2025, 11:11

Дарья

Спасибо за отличную статью! Было бы здорово узнать истинную версию комплексов в городе
09.08.2025, 12:25

Открытие магазина "Океан" , а сверху ресторана "Океан" тоже было событием в своё время
10.08.2025, 11:36

А где сейчас это здание?
18.08.2025, 14:41

Здание на месте - проспект Вахитова, остановка Океан - по направлению к проспекту Мира, там есть все, кроме рыбы :)
09.08.2025, 13:26

в начале ноября 1971-го года в дома 2/01 и 4/06 еще не было подведено тепло от ТЭЦ. Жители были вынуждены готовить еду на кострах, которые разводили прямо у подъездов своих домов. Не очень понятно, как это связано.
10.08.2025, 05:11

Что тут непонятного, еду во все времена готовили на батарее
10.08.2025, 10:45

Андрей

Видимо жили на улице, грелись у костра.
10.08.2025, 14:50

Хочется уточнить:- с подачей тепла готовить еду стали на батареях?)))
11.08.2025, 09:31

Ахахаха
09.08.2025, 15:01

Кто-нибудь знает почему Московский проспект так стрëмно выглядит? Гулять по нему нет никакого желания.
10.08.2025, 14:41

По Сююмбике, Чулману что ли с огромным желанием гуляете?)))
11.08.2025, 18:29

Всяко лучше чем Московский.
11.08.2025, 20:51

Ну конечно, чем лучше то?
09.08.2025, 15:48

ПОходу так быстро строили что ливневку забыли
10.08.2025, 14:42

Были ливневки, потом все похерили с каждым ремонтом дорог.
10.08.2025, 15:25

Дожди и раньше были, но чтобы машины плавали под мостами, при СССР не припомню. Развалили сейчас
11.08.2025, 08:10

Ливневки были на КАЖДОМ проспекте. Потом их стали убирать типа в проект капитального ремонта они не входили. и Все ливневки тупо закопали.
09.08.2025, 18:21

Халида

А мне очень жаль , что не осталось и следа от нашей школы 6 на Элеваторной горе , которую построил мой отец Нуриев Мугтасим Нуриевич , участник ВОВ , который и был первым директором школы и в которой проучились дети и не только с Элеваторной горы. Оч жаль что эту страницу вырвали из истории нашего города и выбросили. А мы ещё живы и помним , правда нас никто не знает и знать не хочет .
11.08.2025, 01:58

Почему никто не хочет знать? Хотим. Напишите здесь в комментариях все что вы помните, мне вот интересно читать. Другие тоже почитают.
11.08.2025, 07:11

Петрофф

Прям он один построил ? Или помогал ему кто ,а ?
09.08.2025, 19:39

Может кто объяснит зачем снесли старую часть города, Красные и Мысовые Челны? Почему не строили сразу в новой части? Жилье выдавали новым горожанам и попадающим под снос. Жили бы и жили горожане в своем частном секторе,может быть быстрее в то время от малосемеек избавились.
12.08.2025, 15:05

Чтобы частники не воровали, их дома тоже снесли, чтобы тоскать некуда было,
18.08.2025, 14:42

фантазер !
09.08.2025, 21:22

Дмитрий

Автозаводец кинотеатр нового города( до батыра), ресторан Дружба ( вход и 1руби 3 руб) город ЖилБульдозерист получал больше министра,,,в новом городе сначала 103 универсам был ( и стекляшка во 2к-се ), Времена и Люди СССР,,,
10.08.2025, 15:00

И на ГЭСе сначала кинотеатр "Огонек" построили, потом уже "Чайку".
11.08.2025, 18:36

Азат

Огонек раньше назывался к-т « Штурм « 1965г
09.08.2025, 21:49

Глядя на то, как сейчас строят - больно от того, что передовой градостроительный проект белого города на Каме, с комплексной застройкой в которой хотя бы логика есть, превращают в античеловечный и уродливый проект. Слишком высокая плотность населения в новых районах, точечная застройка старых делает жизнь в нынешних Набережных Челнах некомфортной.
10.08.2025, 21:13

Пенсионер

Полностью согласен.Вероятно потому ,что коммуникации подводить не нужно ,прибыли больше ,а люди ,перебьются.,электорат ,не люди.
11.08.2025, 05:58

Конечно, куда же лучше заросшие бурьянам огромные поля в центре города
11.08.2025, 08:12

Представьте, лучше!!!!. Лучше бурьян чем пару свечек. Лучше сквер чем уродство в 17-м
11.08.2025, 08:49

Другого применения полям, заросшим бурьяном ,кроме как свечки втыкать нет?
09.08.2025, 22:55

Пенсионерка

СтроилсяГНовый город конечно это коробки с удобствами И в старых городах такие же новые районы
10.08.2025, 06:47

Артур Тагиров

Спасибо музею и ЧелныБиз за очень интересную статью
10.08.2025, 11:33

Тимур

Спасибо за отличную статью
10.08.2025, 12:18

Светлана

Люблю этот город , люди были очень дружные , город где прошли мои студенческие годы в училище искусств , ныне колледж искусств. Конечно это не Москва или Питер , но в нем есть свое очарование.
11.08.2025, 09:04

Люди были дружные, трудолюбивые, ответственные, предприимчивые, добросовестные, сознательные, целеустремленные, энтузиасты и романтики, не боявшиеся трудностей и бытовых нужд.
12.08.2025, 11:29

Ирина

Тоже в свое время училась в училище искусств, и с большим теплом вспоминаю те времена, хотя уже давно и не живу в Челнах, но горячо люблю свой родной город, в котором родилась и провела счастливые годы детства и юности
10.08.2025, 12:45

Отличная статья!
11.08.2025, 06:08

Приезжал знакомый архитектор из Москвы- был шокирован, настолько грамотно распланирована транспортная инфраструктура города в 70-е годы
11.08.2025, 08:13

Город настолько бы грамотно спроектирован, что в одном из комплексов даже построили одну или две кирпичные стены для изменения направления ветра на случай пожара, чтобы ветер не разносил огонь. Это где-то в 29 или 30-м комплексах. Тогда строители учитывали все факторы.
11.08.2025, 18:28

Что-то не заметно этой грамотности. Все на машинах, места нет для парковки, пробки. Дороги рассчитаны на три автомобиля для СССР. Транспортная доступность низкая.
12.08.2025, 14:43

Знакомый архитектор из Москвы поразился работой своего же коллеги из Москвы? Не удивительно.
11.08.2025, 08:33

Hans Zimmer

Еще на Центральной был кинотеатр "Огонек", ранее назывался "Штурм", мой отец крутил там кино, приезжая из Гардалей на моцике...
11.08.2025, 09:51

КСветлана

Шикарная статья и комментарии. Пишите, вспоминайте !! Спасибо.
11.08.2025, 12:26

Спасибо за интересную и познавательную статью!
11.08.2025, 13:09

Ну вот какие 400 лет Челнам?! Притянутая за уши цифра. Всегда гордились тем, что у нас молодой город построенный с основанием Камаза.
11.08.2025, 14:03

Коля Тихонов

Новый город надо было изначально строить как самостоятельный, не связанный со старой частью
11.08.2025, 19:40

В чем проблема, что 400 лет назад на этом месте поселились елабужские крестьяне?
11.08.2025, 21:07

Так и пусть тому поселению отмечают 400-летие, а не Белому автограду на Каме, который строил весь СССР. Одновременная стройка КамАЗа и нового города-это уникальный, беспрецедентный и неповторимый подвиг первостроителей, которым мы должны гордиться, чтить и не предавать забвению. Не нужно историю переделывать, одно подменять другим- поселению- 400 лет, а не молодому городу на Каме.
11.08.2025, 19:38

Изучайте историю. Поселение между Челной и Мелекеской основано именно в 1626 году. И советские люди, построившие КамАЗ, зафиксировали этот исторический факт на стеле при въезде в город со стороны Казани, пока какие-то "реформаторы" из 90-х не модернизировали конструкцию.
11.08.2025, 21:27

Изучите сами историю белого города на Каме. Ни разу, со строительством первого дома в Новом городе и началом строительства завода, не вспоминалась дата 1626 г. и не была она отсчетом даты основания города и каждый год, отмечая День города, эту дату в расчет не брали. Еще пару-тройку лет назад отмечали 92 годовщину города и вдруг кому то торкнуло начать отсчет с переселения каких то крестьян. Поселение пусть ведет отсчет с 1626 г, но не город.
12.08.2025, 14:47

Но мы же с вами прекрасно понимаем, что современным Челнам конечно нет 400 лет! Если говорить именно про город Челны, который одновременно строился с заводом Камаз, то отсчёт будет идти со строительства первого дома, а не с переселения там мамонтов и крестьян.
11.08.2025, 20:55

Побольше бы человеческого фактора в истории нашего города. История города - это прежде всего люди своего времени и не только камни и строительные материалы
16.10.2025, 10:26

Первый Универмаг был рядом с кинотеатров Чайка. Он был построен до 70х годов.