23:16, 11 Июля
Новости
Подробно

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

11.07.2025, 16:06

«Он спросил: «Есть ли желание?». Я ответил, что да. «Думать время надо?» – я ответил, что нет», – вспоминает свой разговор с прокурором Татарстана Альбертом Суяргуловым Фанис Шайхаттаров. Последний вот уже второй месяц стоит у руля надзорного ведомства Набережных Челнов – второго по численности города в республике и самом крупном надзорном органе страны. Прокурор уже успел выйти в народ, посетив одну из «горячих» точек этого лета – дом внахлест. «Я люблю выезжать на место, видеть, общаться, чтобы пользу приносить обществу, а не для отчетности работать», – говорит он. О проблемах города, специфике работы, планах и любимом хобби Фанис Шайхаттаров рассказал в интервью Chelny-biz.ru.

НАЗНАЧЕНИЕ

«ДОЛГО ШЛИ ПРОВЕРКИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ. ПРОШЕЛ»

– Фанис Ринатович, вы второй месяц руководите самой большой прокуратурой страны. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое будет возможно?

– О том, что приеду сюда в качестве прокурора, раньше не думал. Конечно, после сельских прокуратур – это значительное повышение и большая ответственность. Долго шли проверки при назначении. Прошел. Сейчас собираюсь перевезти семью. Они уже готовы: супруга уволилась, ребенок попрощался со школой.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Насколько я понимаю, семья уже привыкла к переездам – до Набережных Челнов вы занимали аналогичные должности в Камском Устье, Арском районе, в Пестрецах.

– Они, действительно, привыкшие к смене местожительства. У меня ребенок идет в восьмой класс, меняя при этом пятую школу. С первого класса дочка переезжает, всегда видит в этом плюсы: новые друзья, новые интересные места. Супруга говорит: «Куда муж, туда и я».

– Говорят, что вы были единственным, кого «сватали» на эту должность после ухода Артура Абуталипова.

– Он спросил: «Есть ли желание?». Я ответил, что да. «Думать время надо?» – я ответил, что нет. «А как семья?», – спросил он. Ответил, что семья согласие дала, когда замуж выходила (улыбается).

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

«КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ДАЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТЫ ДАЕШЬ ЕМУ ШАНС ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ»

– Как вас принял новый коллектив?

– Очень хорошо. Большинство из них я уже знаю, потому что долго работаю в системе. С кем-то пересекался по работе, с кем-то – по учебе, с кем-то – по спорту. Вот половина коллектива уже знакома. В одной структуре, в одной республике же работаем.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Прокуратура Набережных Челнов считается самой большой в стране, так как здесь нет районных прокуроров, как в Казани. Как вам управляется таким коллективом?

– Да, действительно, речь идет о большом коллективе, перед которым стоит весь спектр ответственности за соблюдение законности в большом городе. Я, как руководитель, придерживаюсь демократической линии построения взаимоотношений. Считаю, что, когда человеку даешь возможность на самостоятельные действия, ты даешь ему шанс для саморазвития. Если каждый шаг контролировать, вмешиваться, он просто замкнется в себе, станет безынициативным. Считаю себя руководителем-наставником.

– Успели наладить контакт с руководством города, другими ведомствами?

– У силовиков есть отдельная планерка утром. Мы встречаемся, обсуждаем проблемы. Там же познакомился со всеми силовыми структурами. Очень сильный, мудрый орган власти. Они профессионалы, приятно с ними иметь дело. Мы уже успели провести совместные совещания почти со всеми силовыми структурами и с органами власти.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– В Челнах вы уже были замечены на одной из самых горячих точек этого лета – в доме внахлест по улице Раскольникова. Планируете ли дальше выходить в народ?

– Конечно! В районах мне приходилось не только дистанционно решать вопросы, отвечать на жалобы, проводить проверку, а самому лично выезжать, собирать население, разъяснять суть вопроса. Делать то, что я люблю – общение с населением. В таком формате люди чувствуют себя более раскованно, а в кабинете они не все могут рассказать, да и время ограничено. Когда ты проблему видишь и оцениваешь своими глазами – это совсем другое.

В Куюках, например, в школе на 1200 мест обучалось вдвое больше детей. По результатам мер прокурорского реагирования был сделан большой пристрой. Сейчас там проблема с детскими садами – сами понимаете, деревня вблизи Казани, всего в 15 километрах от столицы. Поселение расширяется, а инфраструктуры нет. Инфраструктуру должно обеспечивать государство, а оно немного запаздывает. Если такое происходит, прокурор через иск добивается устранения нарушений в работе государственных и муниципальных органов.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Какие еще проблемные объекты Челнов вы для себя уже определили?

– Первая точка, это как раз-таки дом внахлест. Застройщика мы заслушивали и не раз. Проект изначально был таким. Первая организация обанкротилась и не смогла достроить дом, взялась вторая, но поздно – люди уже привыкли комфортно жить, поэтому и произошел спор.

Мы заслушивали застройщика. Было выявлено 17 нарушений (из них семь – грубых): где-то стоянку увеличить, где-то сделать так, чтобы инсталляция не мешала балконам, вопросы были по заезду, детской площадке, мусорным контейнерам. Застройщик все эти нарушения устранил. Самое главное – интересы граждан.

Оснований для приостановления стройки нет. Если мы пойдем в суд с требованием приостановить стройку, то пострадают дольщики – это тоже такие же горожане. Челнинцы – молодцы, быстро подключились. Исполком со своей стороны тоже с ними разговаривал, и застройщик устранил недостатки.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

Вторая точка – жилой комплекс, где произошла усадка домов. Сроки строительства уже прошли. Сейчас назначили новую экспертизу. Пока остановились на том, что до получения ее итогов, дом не будет заселен. Застройщик с жильцами в контакте, помогает, поддерживает. Сильных нареканий со стороны горожан нет. Все ждем результат.

Третья точка – жилой комплекс, по которому сроки сдачи были определены еще в прошлом году. Из-за того, что имелись недостатки, Госстройнадзор не подписывал акты ввода. Застройщику пришлось выйти за рамки сроков и два раза переносить сдачу. А это уже нарушение градостроительного и жилищного законодательства. Поэтому мы тоже отреагировали. Сейчас дома готовы к сдаче, они устранили недостатки.

– Что касается дома внахлест, у многих возник вопрос – возможно ли вести стройку, если она вплотную стоит к заселенному объекту?

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Я в законодательстве не вижу никаких ограничений в этом. Многие дома так строятся. Много таких случаев, когда достроили один корпус, приступили к другому. Стройка огорожена, организована надлежащая охрана, посторонние и дети туда попасть не могут. Самое главное – безопасность.

РАБОТА

«НАДЕЯТЬСЯ НА ТО, ЧТО В ГОРОДЕ ПОЯВЯТСЯ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ, НЕ СТОИТ. ПАРУ РАЗ ПРЕДЛОЖАТ, ПО ЗАКОНУ ПОТОМ МОГУТ ИЗ СПИСКА УБРАТЬ»

– Бывший прокурор Набережных Челнов Артур Абуталипов был первым, кто пошел в суд на долгострой в центре города Дамира Бибишева. Будете ли вы продолжать это дело?

– Действительно, мой предшественник начал эту работу. Считаю, что он поступил правильно, поэтому продолжаем в этом направлении. Жалоб очень много – и граждане, и органы власти давно взяли вопрос на контроль. Я сразу начал изучать все обращения, уже встретился с инициативной группой. Будем идти вместе. Поддержу. Рассмотрение наших исков о признании разрешения на строительство и оспаривание земельного участка на стадии завершения, дальнейшие наши действия будут завесить от принятого судом решения.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Много ли жалоб от многодетных семей Челнов? Они у нас достаточно активные.

– Очень много. Хотелось бы пояснить: вопрос с мертвой точки сдвинулся, на законодательном уровне уже есть решение – если в городе отсутствуют свободные земли, то их можно выделять в районах. Мы сейчас совместно с исполкомом города работаем в этом направлении. Администрация еженедельно отчитывается: сколько людей пришло, сколько взяли участок. Так, по состоянию на 1 июля, например, были приглашены более 700 человек, пришли на осмотр участков более 400, из них выбрали 149.

– Многодетные опасаются, что при отказе они могут лишиться места в очереди.

– У них есть шанс выбрать участок в другом районе. Районы их встречают, показывают и рассказывают, какая будет инфраструктура. Пару раз предложат, по закону потом могут из списка исключить. Раньше в список могли попасть все. Сейчас – только те, кто нуждается. На середину июня в списках на получение земельных участков состоят свыше шести тысяч семей, однако сформированных участков пока, к сожалению, не всем хватает. В этом году постараемся выдать земли хотя бы 2,5 тысячам, которые успеют пройти необходимую процедуру.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Многодетные уже выразили готовность судиться с исполкомом, что земли выделяют не в пригороде...    

– Надеяться на то, что в городе появятся земельные участки для многодетных, не стоит. Они, конечно, вправе не согласиться и обжаловать в судебном порядке действия либо бездействия исполкома, какой будет результат, я сказать не могу. Если будет какое-то нарушение при выделении земельного участка – тогда это прерогатива прокуратуры. Этой зимой, например, три семьи выбрали участок в Тукаевском районе, а там оказалось болото. Пришлось мерами прокурорского реагирования обязать исполком привести массив в соответствие. В итоге город засыпал земельный участок, поднял уровень.

– С какими вопросами чаще обращаются челнинцы в прокуратуру?

– За полгода рассмотрено более четырех тысяч обращений граждан. Основное направление: трудовые права, жилищно-коммунальные, земельные, на действия и бездействия органов службы судебных приставов, следствия и дознания.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– А что с бизнесом? На днях сообщалось, что несколько компаний после вмешательства прокуратуры погасили долги перед налоговой. Имеются ли предприятия, которые задолжали персоналу?

– Да, такие компании, к сожалению, есть. Основных должников по выплате заработной платы сотрудникам сейчас четыре: Набережночелнинский крановый завод (НЧКЗ) погасил 2,5 миллиона рублей после заседания рабочей группы, остаток составляет 20 миллионов. ООО НП «Специнжиниринг» имеет задолженность в 565 тысяч рублей, ООО «ЧелныЛазер» – два миллиона, ООО «Каммонтажстрой» – 19 миллионов. По трем компаниям возбуждены уголовные дела по невыплате заработной платы, руководители должников регулярно заслушиваются в прокуратуре города на заседании рабочей группы.

– Несколько лет назад Челны попали в повестку федеральных СМИ с подростковой преступностью. Какова обстановка сейчас?

– К сожалению, идет рост. Преступлений среди несовершеннолетних было 30, стало 38. Возможно, для такого города это небольшое количество, но 15-ти процентный рост все же считаю значительным. Я заметил, что преступления зачастую совершаются одними и теми же лицами. Значит, необходимо с ними индивидуально поработать. Есть рабочая группа при прокуроре города, куда входят не только правоохранительные и контролирующие органы, но и органы опеки, представители образовательных учреждений. И мы там тоже заслушиваем эти факты, приглашаем самих подростков и родителей, состоявших в группе риска.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

Если есть упущение в воспитании ребенка, родители не справляются, подросток совершает правонарушения, по решению суда его возможно направить в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Это закрытое учреждение, а не лишение свободы по уголовному или арест по административному законодательству. Там идет воспитательный процесс, учеба и быт под четким контролем работников учреждения. Многие из моей практики оттуда возвращаются совсем другими.

ЛИЧНОЕ

«ВОТ СЕМЬЯ ПЕРЕЕДЕТ, И ВМЕСТЕ НАЧНЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ГОРОДОМ. ПОКА Я ВЕСЬ РАБОТЕ»

– Знаю, что вы из семьи строителей, как так получилось, что вы выбрали совсем другую сферу?

– Мой отец хотел, чтобы я стал строителем, был против моего поступления на юрфак. У нас династия строителей. Я и сам на стройке работал, и с домашним хозяйством управлялся. С восьмого класса я в летнем лагере уже не отдыхал – работал на асфальтовом заводе. После десятого класса – на сушильном. В деревне учеба всегда начиналась с 1 октября. 1 сентября мы приходили только на линейку, потому что в колхозе шла уборка урожая. А еще дома скотина: две коровы, два быка, лошадь, овец штук 30, кур и гусей мы уже не считали. Еще умудрялись кроликов держать. В шесть утра подъем, потом нужно идти кормить скотину. В деревне в те времена ни газа, ни централизованной воды не было. При всем при этом мы еще успевали и спортом заниматься: бег, баскетбол, волейбол, борьба, карате.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

Свой трудовой путь в прокуратуре я начал с производственной практики будучи студентом пятого курса. Помню, был 1997-й год, в стране кадровый дефицит. До этого я два года ходил общественным помощником в прокуратуре республики без оплаты. На курсе нас было почти 250 человек и только двое были общественными помощниками. Вот нас двоих и приняли с производственной практики в прокуратуру. Мне предложили поехать в Камское Устье. Там и остался.

– В Камском Устье вы в итоге проработали 20 лет…

– Да, там создал семью, родилось трое детей. Отец в итоге был рад, что я нашел себя (улыбается).

– Прокурором стал и ваш брат.

– Да, сейчас он – прокурор Алексеевского района. Его сын учится на юрфаке, и дочь туда же подала документы. У нас в роду число юристов идет на рост.

– Ваши дети тоже хотят связать жизнь с этой сферой?

– Сыну 24 года, недавно защитил магистерскую диссертацию на юрфаке, хочет идти работать в прокуратуру. Старшая дочь учится на четвертом курсе в КГМУ. Младшая пойдет в восьмой класс, говорит, что хочет стать юристом.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Хотели бы вы, чтобы они пошли по стопам отца?

– Я не настаиваю, даю возможность решать ребенку самому. Сын свой выбор сделал осознанно. Старшей дочери мы с супругой помогли прийти к конкретному выбору, предлагая различные варианты, не настаивая, не навязывая. У младшей пока есть время подумать. Она любит историю, изучает, вопросы мне задает, знания свои проверяет.

– Конкурируете ли вы с братом?

– Нет. Мы советуемся друг с другом. Иногда он звонит, как старшему и более опытному брату. В связи с тем, что он больше работал в сфере уголовно-процессуального законодательства, я с ним советуюсь по линии надзора за следствием и дознанием.

– Успели город посмотреть?

– Не до экскурсии, честно говоря. Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора. Коллектив сплоченный, хороший, очень много опытных, мне нравится. Работу ведут, свое направление знают, но все равно без руководителя было сложновато. Прокурор ведь не только руководитель своего учреждения, но и координатор. У меня координационные функции по борьбе с преступностью руководителей правоохранительных органов.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

Мы же сами планируем свое свободное время, но я запланировал так, что ближайшие две недели пока его не будет. Вот семья переедет, вместе начнем знакомиться с городом. Для меня важно, чтобы мои близкие были рядом со мной. Хочется с кем-то поговорить, отвлечься от работы. Меня домашний уют очень успокаивает.

Но пока я весь в работе, остается время только на ужин и сон. У нас работа такая. Ребята и в субботу, и воскресенье выходят, я тоже прихожу.

– Семья пока в Казани?

– Да, стараюсь чаще ездить к ним. В Камском Устье живет мама супруги, в Дрожжановском районе – моя мама. Их тоже не забываем, навещаем, поддерживаем.

– Заметила, что вы уже привезли все свои награды. Основная их часть связана со спортом. Вы профессионально занимались спортом?

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

– Я со второго по 11-й классы занимался вольной борьбой и корэш. Участвовал в Сабантуях, в районных и республиканских соревнованиях. Занимал призовые места. Когда я был студентом, в моде было карате. Мы усиленно им занимались, а также тяжелой атлетикой. Работая в прокуратуре, участвую на ведомственных спортивных соревнованиях, три года подряд занимал первое место по толканию гири. Люблю волейбол. И сейчас играем. Здесь тоже создал команду с ребятами.

Любимое же хобби – рыбалка. Когда жил в Камском Устье, каждую выходные ездил. Я – зимний рыбак, целыми сутками мог пропадать на льду, а летом рыбачил на лодке со спиннингом. Сейчас все дальше и дальше уезжаю от Камского Устья. Пришлось немного забыть о рыбалке. В Челнах есть Кама, а спиннинг я с собой привез (улыбается).

– Любите свою работу?

– Мой отец, брат – строители, они строили и воочию видели результат своей работы. С гордостью могут говорить: «Это я построил». Наша работа в большей степени проходит в другой плоскости, бумажной. Я же люблю выезжать на место, видеть, общаться, чтобы пользу приносить обществу, а не для отчетности работать. Можно не выходя из кабинета подписывать и направлять много разных документов. Но они не остаются в памяти и не приносят удовлетворения. А когда ты помог хоть одному человеку – значит, не зря выбрал эту профессию.

«Вникаю в работу, проблем хватает. Тем более почти полгода не было прокурора»

Хотелось бы, чтобы проблемы города за его пределы не выходили, чтобы все решалось здесь. Многие первично обращаются в вышестоящие инстанции минуя местные. Хотя они все равно рассматриваются нами, но иногда упускается драгоценное время для положительного решения вопроса. Поэтому нужно стараться всем – чиновникам, надзорным и контролирующим органам, совместно и тщательно рассматривать обращения, разъяснять, решать вопросы оперативно.

Ильнара Миннебаева

Комментарии
11.07.2025, 18:41

Ильназ

Много где жили и впервые были приятно удивлены,что прокурор Пестрецов так часто выезжает к народу . Вот что значит быть на одной волне и СЛУЖИТЬ народу ! Именно за время работы Фаниса Ринатовича наш поселок (Куюки) изменился до неузнаваемости Большой пристрой к школе ДорогаСадикШкольный автобус Была решена проблема водоснабженияНабережные Челны в надежных руках ????????