05:56, 22 Ноября
Новости
Подробно

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

01.11.2024, 10:22

«Географически Элеваторная Гора – это центральная часть города, его историческое начало. И такое место не имеет права оставаться Богом и властями забытой территорией», - уверена Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника. Речь идет о месте, куда в 1626 году переселились, тогда еще в Мысовые Челны, елабужские крестьяне. Эта дата теперь берется за основу при подсчете возраста города. 

На днях Chelny-biz.ru встретился с Гульзадой Руденко и научным сотрудником Ленаром Мифтаховым здесь, на Горе, и узнал много интересного. Например, что где-то на землях местных жителей и бизнесменов могут располагаться останки Ногайской крепости, а жизнь на территории Челнов, возможно, и вовсе зародилась раньше - в 14-м веке. «При этом об истории ныне не существующих Мысовых Челнов, как выяснилось, мало кто знает», - делится Мифтахов. Интересно, что параллельно с Мысовыми Челнами существовали Бережные Челны, и это тоже отдельная история.

Подробнее о спорах вокруг даты и этих двух поселениях, о недооцененной Элеваторной Горе – в материале Сhelny-biz.ru.

ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭЛЕВАТОРНАЯ ГОРА

«ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ИНТЕРЕСНОГО МАТЕРИАЛА МОЖНО ЗДЕСЬ ПОДНЯТЬ»

-  Географически – это центральная часть Набережных Челнов, одно из мест, откуда Челны начинались исторически, - рассказывает Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника о значимости Элеваторной Горы в истории города. – По какой-то иронии судьбы именно это место остается сегодня одной из «забытых» в современной истории города территорий. А ведь именно здесь некогда археологами были найдены датирующие предметы, формирующие поселенческую структуру булгарской эпохи 13-14-го веков, кроме того, как они утверждают, в этих местах в 17-м веке располагалось крупное фортификационное сооружение – Ногайская крепость.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

Руденко рассказывает, что в современной науке есть целый ряд возможностей, позволяющих исследовать поверхности земли, делать их топосъемку (лидарную съемку): геофизическими методами, на электромагнитной основе, при помощи эхолокации и сейсморадарным способом. И эти возможности можно и нужно использовать. Однако зависит это, в первую очередь, от мотивации руководства города: процесс этот не быстрый и, безусловно, недешевый.

- Если уважаемый мэр города Наиль Гамбарович Магдеев этим займется так же щепетильно, как занимается многими вопросами в городе – это возымеет мощный эффект. Точно так же, как 24 года назад решил привести в нормативное состояние историческую часть Елабуги тогдашний мэр соседнего города Ильшат Рафкатович Гафуров, - уверена она. - У мэра есть шанс остаться в памяти челнинцев человеком, который поднял огромный исторический пласт на муниципальном и государственном уровне, что ранее делали исключительно на любительском, локальном уровне. Были два известных краеведа – Анатолий Дубровский и Владимир Ермаков, которые внесли вклад в изучение истории Набережных Челнов и нижнего Закамья. А сегодня в городе исследователей нашей локальной идентичности, на мой взгляд, не так много. В отличие от топографических и археологических исследований, для научно-исследовательской, краеведческой работы средств необходимо гораздо меньше: главное – поддерживать  людей, которым это действительно интересно. Найдутся и краеведы, и волонтеры, и ученые, но важно правильно поставить перед ними задачи, сроки, обозначить мотивацию и немного поощрить их, по сути, подвижнический труд. И уже потом можно подключать профессиональных археологов – в нашей Республике Татарстан существует замечательный Институт археологии, которому по плечу любые задачи. Тем более что первые археологические исследования уже проводились в конце 2000-х годов.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

Сейчас на Элеваторной Горе еще осталось небольшое количество домов, выстроенных после появления на территории элеватора Стахеевых в 1914-м году. Сохранился сам элеватор, есть Музей истории хлеба, рядом Центр культуры «Кызыл Тау», единственный в городе памятник Ленину – есть что посмотреть и чем заняться. А вот автобусы, так уж сложилось, ходят редко, и таксисты часто отказывают в поездках, зная про печальное состояние, а иногда и полное отсутствие дорог. Остается ходить пешком, но и здесь не все просто. Существующие через протекающую здесь речку Мелекеску мосты периодически ломаются и длительно ремонтируются.

Ленар Мифтахов, научный сотрудник музея-заповедника, который вместе с Гульзадой Руденко пришел на встречу с Сhelny-biz.ru, рассказывает: сегодня в Челнах всего два объекта культурного наследия – это Орловская и Боровецкая церкви, но зданий, имеющих историко-культурное значение, гораздо больше. Они расположены главным образом на Центральной улице и на Элеваторной Горе. И если на Центральной удалось навести элементарный порядок, то эта территория, имеющая серьезный туристический потенциал, находится в безобразном состоянии. Старые деревянные дома 19-го и начала 20-го веков, которые могли бы стать украшением города, изо дня в день продолжают ветшать.  

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

ЧТО СЧИТАТЬ ДАТОЙ ОСНОВАНИЯ

«В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УТВЕРДИЛИСЬ ДВЕ ДАТЫ»

Ленар Мифтахов подтверждает: одна из проблем Набережных Челнов заключается в том, что история города практически не изучена. По крайней мере, если сравнивать с Казанью и Елабугой, то знаний в этой области здесь гораздо меньше. Ученый считает, что уровень челнинского краеведения находится на крайне низком уровне, и если бы не покойные профессиональный историк Владимир Ермаков и краевед-любитель Анатолий Дубровский, то знания о прошлом города и вовсе были бы скудными. Но что такое две яркие личности на город-полумиллионник с древнейшей историей?

- Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах, а археологов вообще нет. По этой причине знания о прошлом Набережных Челнов фрагментарны и противоречат друг другу, - отметил он.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

Мифтахов пояснил, что в исторической науке в настоящее время утвердилось две даты основания Набережных Челнов: археологическая и источниковедческая. Согласно первой - татарское (булгарское) торгово-ремесленное поселение на территории Набережных Челнов, и в частности, на Элеваторной горе существовало уже в XIV веке, а согласно второй – русские крестьяне в 1626 году были переведены из Елабуги на территорию нынешнего поселка ЗЯБ.

- Не секрет, что после падения Казани татарское население было вытеснено из населенных пунктов, которые размещались на берегах крупных рек. Сколько татарских сел и городов так и осталось лежать в руинах, постепенно поглощаясь землей! В этом смысле Мысовым Челнам повезло. Потому 1626 год – это, безусловно, одна из важнейших дат в истории, поскольку «освоение» русскими людьми этого места вдохнуло новую жизнь в древнейшее поселение Прикамья. Очевидно, что эти две даты скорее дополняют, чем противоречат друг другу, - считает краевед.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

По его словам, эти даты все-таки относятся к истории Мысовых Челнов, что же касается Набережных Челнов, то их основали, где-то в середине XVII века. А потому нелишнем будет разобраться в местной географии.

- Мысовые Челны – это нынешние Красные Челны, что в поселке ЗЯБ, и Элеваторная Гора, а Бережные (Набережные) Челны – зародились на территории нынешнего поселка ГЭС и длительное время за границы этого поселка не выходили, - пояснил он. - Мысовые Челны являлись волостным центром, под которым были не только Бережные Челны, но и все соседние села и деревни левобережной Камы. Однако благодаря удобной пристани Челны стали важнейшим логистическим центром Прикамья и в итоге выиграли соперничество у Мысовых Челнов. В результате один из этих населенных пунктов стал городом, а другой был ликвидирован.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

Информация о том, что речь действительно идет о разных населенных пунктах, имеется в справочной литературе и географических картах, которые были изданы в XIX – первой половине ХХ веков. Например, согласно «Списку населенных мест Уфимской губернии по сведениям 1870 года», в Мысовых Челнах проживало 1037 мужчин и 997 женщин, а в Бережных Челнах 326 мужчин и 394 женщины. На карте Мензелинского уезда 1912 года также указаны два населенных пункта, находящихся по соседству: Бережные Челны и Мысовые Челны. На карте Татарстана 1930 года указаны город Челны и село Мысовые Челны, правда, картографы по ошибке поменяли их местами.

- Любопытно, что во многих документах и картах 1920-1930 годов, так же, как и на этой карте, у Набережных Челнов отсутствует приставка «Набережные», что говорит о попытке властей переименовать населенный пункт в «город Челны». На карте Татарстана 1934 году городу Челны уже возвращается приставка «Набережные», а Мысовые Челны обозначены под названием Красные Челны, - пояснил Мифтахов.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ УЧЕНЫЕ

«ИДТИ НАДО КАК МИНИМУМ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ»

Краевед Ленар Мифтахов также пояснил, что если Набережные Челны все-таки смогут присвоить себе историю Мысовых Челнов, то надо понимать, что и в ее прошлом масса белых пятен. А история зарождения и развития Набережных Челнов вообще не изучена.

- Для того, чтобы написать адекватную историю города, необходимо приложить массу усилий огромного количества историков, которые занимаются различными дисциплинами. И идти надо как минимум в двух направлениях – провести широкомасштабные археологические работы и работу по выявлению архивных документов. Это связано с тем, что археологические исследования здесь не были доведены до конца, хотя Академия наук Татарстана рекомендовала городским властям продолжить раскопки. Что уж там говорить, если до сих пор властями не поставлена задача найти место, где стояла Ногайская крепость, а фундамент ведь где-то лежит и не исключено, что на незастроенной пока еще территории местных предприятий. Судя по письменным источникам, это самое древнее монументальное сооружение, которое находилось на территории современных Челнов, - отметил он.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

Мифтахов считает, что огромный интерес для воссоздания прошлого как Мысовых, так и Бережных Челнов представляют фонды Поместного приказа (РГАДА, Москва) и Уфимской приказной избы (НА РБ, Уфа).

- Там необходимо как минимум найти информацию о военном гарнизоне, который должен был появиться здесь до прихода крестьян, - поделился он. - Дело в том, что в начале XVII века здесь было неспокойно, и власти не смогли бы без казаков удержать на новом месте крестьян, которые просто разбежались бы. А это значит, что русская страница истории Челнов была открыта еще до 1626 года. И вот когда все это будет изучено, можно будет говорить о дате основания Набережных Челнов, - резюмировал Ленар Мифтахов.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

- В таких делах существуют определенные процедуры. Сначала проводятся исследования, затем ученые делятся своими мыслями на научных конференциях и только после этого профессиональные историки делают свое экспертное заключение о дате основания населенного пункта, а власти принимают решение о проведении соответствующих торжеств. Этого в Набережных Челнах, к сожалению, сделано не было, - отметил научный сотрудник. - Нужно бережно относиться к своему прошлому. Неужели у города нет средств для финансирования исследовательской деятельности? За последние 20 лет городские власти ни копейки не вложили в изучение локальной истории поселения. Что касается конкретных датировок, то необходимо отметить, что челнинский историк и онтолог Рустам Гибадуллин считает, что, если когда-нибудь захотят установить памятник основателям города, он должен нести в себе три важнейшие даты в истории Набережных Челнов: рождения его как булгарского селища, возрождения в виде русского поселения и перерождения в многонациональный современный мегаполис-автогигант.

«Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах»

Безусловно, собеседники издания соглашаются, что дата, которую утвердили буквально на днях указом главы государства – это большое событие. И Гульзада Руденко попросила поздравить горожан через Chelny-biz.ru:

- Как жительница Набережных Челнов, искренне любящая свой город, от всего сердца поздравляю всех горожан со знаковым событием – подписанием указа президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина (№921 от 29.10.2024) о праздновании 400-летия основания города Набережные Челны Республики Татарстан и 50-летия со дня выпуска первого грузового автомобиля «КАМАЗ».

Альфия Андросенко

Комментарии
01.11.2024, 10:43

А вдруг крепость под землями ЗЯБ
01.11.2024, 11:48

а вдруг нет?
02.11.2024, 16:46

И

Тогда он весь в бетоне ???? ЗЯБ-завод ячеистых бетонов ????
01.11.2024, 11:47

Лично участвовал в мероприятии приорученным к 75 летию города Набережные Челны и вот уже скоро мероприятие к 400 летию. Господа чиновники: где моя пенсия за все эти годы??)))
01.11.2024, 13:18

Не Вы один такой, будучи студентами мы готовились торжественно отметить 800 летние Казани в 1977 году. Не прошло и 25 лет, как было объявлено, что Казани уже 1000 лет. Так что долгожителей много
01.11.2024, 15:24

В Елабуге та же история была. В 1980 г. отметили 200-летие, а в 2007 - 1000 лет.
02.11.2024, 14:20

Елабуга и Казань во времена Волжской Булгарии уже существовали, многочисленные исторические писания, как минимум об этом есть, не говоря уже о исторических находках...
02.11.2024, 09:02

уважаемый, ну какая вам пенсия, вы же считать еще не научились. как впрочем и читать. 75-летие города и 400-летия основания - это же разные вещи. учите матчасть. рано еще вам отдыхать, учиться надо.
02.11.2024, 15:06

Трудовую предъявите с записями за 400 лет)))
01.11.2024, 12:11

ночной мэр

все правильно написано. уважения городских властей к истории и к культуре города нет от слова совсем, это самое последнее о чем они думают. по делам их видно все. а еще местные говорят Элеваторская, а не Элеваторная)
02.11.2024, 12:59

от слова чего? ничего
01.11.2024, 12:26

По Ногайскому валу есть публикации ученых еще XiX века, приводятся в книге Ермакова. Сначала надо отпраздновать 400 летие, а потом копать дальше.. и выкопать 600 летие..Вы музей города видели? Там специфическая экспозиция, фрагментарная, Халиков и Шайхразиев таи есть, а Алтынбаева и Магдеева нет...Ну а если серьезно, местный филиал КГУ оставляет удручающее впечатление, Музей хлеба не работает, руководство Элеватора на птсьма и запросы не отвечает, никому ничего не надо...это в Казани 5 млн туристов, а здесь с этим работать не умеют или не хотят...
01.11.2024, 13:52

Житель Автограда

Кто такой Алтынбаев? Секретарь райкома КПСС, который в 90-ые так воспылал неприязнью к своей родной компартии, что, будучи мэром, переименовал проспекты с "неправильными" названиями. А ведь Ленинградский проспект, к примеру, это тоже история Челнов. Этот проспект строили ленинградские строители, в честь их назвали. Кто из молодёжи знает об этом сейчас? А вы давайте, чествуйте Алтынбаева и иже с ним...
01.11.2024, 14:24

проспект назывался не ленинградский а Ленинский
01.11.2024, 15:28

Был Ленинградский проспект, ныне Чулман. А Ленинский - проспект Сююмбике
02.11.2024, 06:30

Прошло всего несколько десятков лет ,а уже не помнят (не знают ) прошлые названия проспектов ,а что будет через сотни лет,вот так и меняют ( переписываю) историю
02.11.2024, 12:36

Александр

А город назывался Брежнев, был построен под руководством дорогого Леонида Ильича. И это другой город, не Набережные Челны. И это - наша История, которую нельзя забывать.
02.11.2024, 14:50

Город был построен как раз как Набережные Челны, при Брежневе Л. И., дорогой вы мой. Потом недолго побыл Брежневом и вернул свое историческое имя.
02.11.2024, 15:19

Житель Автограда

Вы правы, но проблема в том, что советскую историю сейчас не любят вспоминать. Нынешние Набережные Челны всем обязаны советской истории, и Леониду Ильичу в какой-то степени тоже. Иначе был бы здесь сейчас заброшенный райцентр деревенского типа, с забытыми пенсионерами, без железной дороги и аэропорта.
01.11.2024, 14:30

Иже с ним, это доктора Гафурова? Я излагаю факты, а не прославляю кого-то из вождей. Вы давно в музеях были? Обращались с запросами в фонды и архивы? Вы не знаете, что творится в филиале КФУ, где сократили целые факультеты и уволили сотни ученых и молодежь вынуждена уезжать в столицы, мыкаться по съемным углам, а родители надрываться, чтобы заплатить за учебу и безумную цену за аренду квартир? Культура и наука всегда финансировались по остаточному принципу и двигались вперед силами подвижников и энтузиастов. В музей хлеба я обращался, как и в музей МВД, запросы проигнорировали. Ничего справился без них. Недавно чиновников осовободили от административной ответственности за неисполнение спущенных сверху показателей, если они не профинансированы вышестоящими бюджетами. Алтынбаев, как и все мэры, даже Вася-миллион, знатный землемэр, оставили свое историческое наследие. Со знаком плюс или минус оценят потомки.
02.11.2024, 15:14

Житель Автограда

В том, о чём вы пишете, есть немалая заслуга бывших партруководителей, переобувшихся в полёте и приземлившихся в креслах мэров. Знать о них конечно, нужно, но что там в музее города представлено, что пишут в мемуарах? Крайне редко упоминают неблаговидные дела, больше курят фимиам. Вот и вы пишете о "наследии". Наследили они знатно, но кто решится представить всю картину объективно? Музейные работники? Не смешите... И как же будут оценивать потомки, объективно? От таких музейных экспозиций больше вреда, примерно как от наглядной агитации советских времен, которую всерьёз мало кто воспринимал.
08.11.2024, 17:24

Семен Семеныч Горбунков

Факультеты никуда не исчезли в институте, переименовали в школы, высшая техническая, экономическая, передовая вообще в деньгах купается. Бюджетных мест хватает и стоящих ученых не так мало осталось. Общежития с евроремонтом реальным, учись не хочу. Так что если вы так же и в истории разбираетесь, как в городских событиях, лучше закройте поддувало.
08.11.2024, 18:42

Николай

Вот сразу видно современную научную интеллигенцию филиала КФУ))) Сколько у вас там кандидатов и докторов исторических наук, специалистов по истории до XX века осталось? Нисколько? Нисколько.
20.11.2024, 16:47

Семен Семеныч Горбунков

Загляните на страничку кафедры социально-гуманитарных наук НЧИ и найдете там не одного и не двух, а побольше людей с историческим образованием и даже учёными степенями. Так что интеллигенция - она и есть интеллигенция. А вас господин хороший, как в классике - поздравляем соврамши!
12.11.2024, 13:24

Я там преподавал пару лет чисто из "из любви к искусству". Мою кафедру сливали и "укрупняли" 2 раза. Отделение вообще расформировали, а множество штатных клеток преподавателей сократили. Здание в 5 к-се Нового города "продали" - это бывшая "вспомогательная" школа для детей с задержками в развитии - видимо по замыслу местный "Храм науки". Сотни совместителей уволили, поэтому не надо тиражировать фейки и оскорблять ученых, которые не купили свои дипломы. Если бы к вам приехала ревизия, из КРУ Минфина и Счетной палаты, например, пикантных подробностей было бы больше. У КФУ вместо главного здания в 11 комплексе пустырь, а около 80% молодежи продолжает уезжать из города на протяжении десятилетий.
20.11.2024, 17:08

Семен Семеныч Горбунков

Продажа и покупка зданий, переформатирование кафедр никакого отношения к науке не имеют, и настоящему ученому это никак не мешает. Поинтересуйтесь, в каких условиях Лев Гумилев работал над своими историческими трудами, может что-то поймете. Наукой не занимаются чуть-чуть, "пару лет". Сотни совместителей никогда не делают погоды в храме науки, он держится на подвижниках, которые никуда не бегут. И таких немало сейчас в НЧИ. Да, были варварские сокращения 2018 года - заслуга бывшего директора, но это удар не по совместителям, а по штатным работникам прежде всего, попытка развалить вуз. И, несмотря на это, держимся и наукой занимаемся. А вы обижайтесь дальше, на обиженных, сами знаете, воду возят. Справимся без вашей помощи.
01.11.2024, 12:32

ПЬЕР ДУНН

Объясню логику руководства, по которой им копать в сторону реальной истории города крайне невыгодно. Вот только недавно на официальном уровне утвердили красивую круглую дату 400 лет. И сейчас под неё ожидается крупное финансирование, которое уже распределено на три года вперед в правильные руки и карманы. А что если сейчас эти историки накопают дополнительных сведений, и выяснится, что Челнам не 400 лет, а целых 666? Как под такой возраст финансирование выбивать? И потом ещё 34 года ждать до следующей возможности. Никак нет, живём здесь и сейчас, поэтому 400 лет, твёрдо и чётко. Поэтому, пока все деньги на этом проекте не будут освоены, о продолжении серьезных исследований и речи быть не может. Только силами энтузиастов, с внезапным появлением бюрократических препятствий в процессе
01.11.2024, 13:55

Исследовать можно, но по тихому, без кликушества о датах основания. Ведь 666 - тоже не предел, да и некругло как то. Вдруг ещё найдем, старше любимой Казани окажутся наши древние Челны. Поэтому как в анекдоте - есть такие танки, летают, но низко-низко.
01.11.2024, 13:56

Галия

Где такую книжечку можно прочесть, что на фото? Ведь, правда интересно!
01.11.2024, 15:29

В библиотеке...
01.11.2024, 20:57

Дал комментарий с предложением изменить слово освоены на присвоены, но у редактора не хватило чувство юмора, не понял иронию.
02.11.2024, 09:05

то, что делает Магдеев ни в какие карманы не утекает. Московский проспект разве утек? или 10 школ? А может театры утекли? Брешите Вы, господин ПЕТР ДУНИН - у нас в стране нет иностранщины.
02.11.2024, 19:26

Конечно, там же всё копеечка в копеечку. А плитку пять раз на площади Азатлык перекладывали только за первые два года - это другое, да? А автополив, на который копеечки были предусмотрены, сделали через несколько лет с дополнительным (тоже, конечно, ни грошика мимо) финансированием. Вы можете сколько угодно закрывать на это глаза, но, пожалуйста, не вините тех, кто хорошо видит.
03.11.2024, 13:48

Ставшее системным "возрождение" общественного транспорта забыли упомянуть.
01.11.2024, 12:39

Спасибо за статью
01.11.2024, 13:45

Destiny’s Child

ох как интересно! на какой земле мы оказывается живем! надо же ребята копать! это же история драгоценная. может и мамонтов найдем сдем?
02.11.2024, 08:51

Зубы мамонта находят до сих пор...
07.11.2024, 19:16

Надо внимательно рассмотреть найденные зубы! Уверен, там найдутся следы врачевания древних стоматологов! А это совсем другой уровень! Можно замахнуться на нобелевскую премию! Думаю найдется "ученый", который разовьет эту тему!
08.11.2024, 15:33

Мамонтов итак находили. Помню я был в школьном музее где мне показывали останки мамонта.
01.11.2024, 13:59

Деньги выделенные на 400летие пустить на исследования!!! Показушный праздник устроят, он кроме чиновников никому не нужен.
02.11.2024, 09:06

нам бумажки не к чему, нам спортинвые объекты для детей нужны, концертный зал нужен. Вот наш ответ! реальность нужна лучше, как в свое время в Казани в порядок дороги привели. Грех жаловаться на наше руководство города и республики в целом! У нас жить в Татарстане - это топ.
02.11.2024, 11:18

Жить в Татарстане это топ говорите? В чём этот топ? В том, что у нас цены на всё и на услуги в разы дороже, чем в других регионах и республиках? Квартплата, плата за сад и остальное - всё дороже? В сад ребенок не ходит, а всё равно плати - где ещё такое идиотство есть? Даже в Челнах подарки на новый год детям собирают деньги с родителей, а в остальных городах администрация города дает бесплатно. Позор это, а вы гордитесь пустым пиаром!
01.11.2024, 14:04

А памятник Ленину есть еще на территории сносимого завода ЗЯБ.
01.11.2024, 14:12

Все города празднуют юбилеи, и мы 400-летие
02.11.2024, 09:06

ряд городов празднует и более мелкие даты. и ничего. Гордится надо своим городом.
01.11.2024, 14:13

Андрей

Город основан как Комсомольская стройка! Молодой. Хватит всякие деревни сюда плюсовать обесценивая трудовой подвиг
02.11.2024, 09:07

какой же вы недалекий челвоек, это же инвестиции в новые объекты для людей. для тех, кто строил КАМАЗ.
01.11.2024, 15:35

Fidelio

Руденко напоминает издалека Гульзаду Рзаеву, с которой поздоровался только что в Энергетике, сжала левый кулак, еще долго могу давить в этой жизни говорит ! Вот такие у нас местные пассионарии и раньше таких было много, чтобы шальных людей с хлебных мест гонять. Пусть здесь и на древних картах не нашли очередные Ошель и Джукетау, но местные фанаты историки, краеведы, археологи должны изучить до конца неизведанные культурные слои, не оставив белых пятен в истории города...
01.11.2024, 19:21

Там такие дворцы стоят давно и строятся ещё прям на склоне реки, а вы тут попрошайничайте, прост обратитесь историки через газету к уважаемым людям.
01.11.2024, 21:32

При Алтынбаеве город был сказочным,чистым и красивым.А сейчас кишлак азиатский-не пройти не проехать.Детишкам играть негде.Везде свечки стоят.
02.11.2024, 09:08

да-да и шапки с голов сдирали на улицах, и зарплату не платили, и долго еще потом Челны были в опале у руководства республики, что ничего не строили и денег не давали. Забыли об этом?
02.11.2024, 11:09

При Алтынбаеве простой народ голодал в прямом смысле этого слова и я это помню, хоть ребенком была. Зато город украшал роскошно на новый год. Был самый пик преступности, группировки процветали и воровали простой народ и убивали. Был случай, когда женщина прыгнула с балкона из-за того что нечем кормить своих детей. На заводах зарплату задерживали, давали товаром, делай что хочешь... Было, было...
02.11.2024, 15:26

Не только украшали, но и спаивали. На каждом шагу стояли пенсионерки с водкой.
02.11.2024, 17:43

То есть 90 -х и целого поколения в истории города не было... не смешите
02.11.2024, 19:29

На украшение он собирал с местного бизнеса, что никому не нравилось. Но и денег федеральных ему никто не давал и многие, чей бизнес раскрутился и сейчас вносит существенный вклад в налоги, собираемые городом, тогда только начинали.
05.11.2024, 14:54

Вот за это и благодарны ему, едешь по стране городам темень везде унылость кругом,вьезжаешь в челны, лас вегас прост, настроение вверх.
08.11.2024, 17:16

Какое отношение нынешнее городское освещение и световые эффекты могут иметь к мэру начала 90-х?? Тогда эффекты такие еще не придумали. На Новый год обычные гирлянды из лампочек накаливания везде горели, а в обычные дни темные улицы нечищеные зимой и летом. Шапки меховые на резинках кто помнит, чтоб не сорвали?
02.11.2024, 15:23

Ну вы и наивны! Был бы спрос на свечки в то время, подсуетились бы и тогда. Ещё и жестче бы влезали в застройку, с бандитскими наездами на недовольных.
02.11.2024, 01:03

Булат

Пора уходить от куцых дат омерзительного царизма и коммунистов, которые уверяли, что до них ничего не было... Было! Всегда! Татаро-Булгарские Идель и Чулман - это средоточие древнейших городов. А если говорить о городских поселениях прошлого - то это не менее 2000 лет. Как Ананьинское городище!
02.11.2024, 09:33

Булат

Тезка, про историю согласен. Да тут только такое дело, что всё основывается на доказанных фактах. Нашли древние массовые могилы - доказали поселение. Нашли посвежее - не дошли до истоков.
02.11.2024, 15:31

Руслан

Начинать разговор про историю с того, что цари и коммунисты омерзительны были, по меньшей мере неумно. А древние булгары, ногайцы, скифы и прочие были светочи разума и добродетели? Чушь то не несите, сохой на козе пахали, бортничали, до ульев не додумавшись, но при этом "горожане". Во насмешили-то!
02.11.2024, 19:05

Точно! Скоро Булат повзрослеет и все силы и мозги приложит для того, чтобы докопаться до подтверждения того, что на земле от Волги до Енисея пару тысяч лет назад уже были города-миллионники с развитой системой жизнедеятельности, общественным транспортом и прочими прелестями оседлой, а не кочевой жизни!
02.11.2024, 10:29

Например, Чебоксары недавно отметили 555 лет, и мы свои 400 лет отметим
02.11.2024, 12:43

Ну да, ну да. Древние укры Черное море выкопали, а древние булгары Каму и Элеваторную гору насыпали. Так и напишем 10 000 летнюю историю Челнов, чего мелочиться то.) А то какие то реальные крестьяне лапотные из Елабуги, и всего то 400 лет. Скучно. А тут какой простор для фантазии и древнюю историю можно придумать и какого-нибудь мифического хана и памятник ему посреди города поставить.
02.11.2024, 14:34

Обыдны да? не русские крестьяне все таки основали получается
02.11.2024, 17:43

конечно не русские аул основали! русские пришли и город построили!
05.11.2024, 09:48

Речь о дате основания и кто основал. Поспрашивай пол и фундамент Боровецкой церкви из каких камней выложен?
05.11.2024, 10:33

и из каких же камней? В XVIII веке Боровецкое являлось уже селом. В нем имелась деревянная церковь. Позднее в с. Боровецком была построена каменная Вознесенская церковь в 1828 году при финансировании Стахеева.
05.11.2024, 15:22

Из татарских могильных камней, арабская вязь..500и более летними. в 2000годах пол залили бетоном, фунамент прикрыли. В Булгаре все видно, съездите
05.11.2024, 21:55

При чем здесь Булгар и Орловская церковь? И пол бетоном, видимо, на твоих глазах заливали? Если ты не знал, то сообщаю, что осквернение могил никак не вяжется с традициями и образом жизни Православных... не хочу приводить примеры обратного, но отголоски актанышского скандала слышны до сих пор.
08.11.2024, 07:44

не вяжется с традициями и образом жизни Православных...говоришь В Боровецкой церкви залили бетоном все, стыдно понимаю..В Булгаре фундаменте церкви видны могильные камни с арабской вязью
06.11.2024, 12:12

Шумбай

Глупый ты видно, малай. Пятисотлетние обиды будем припоминать друг другу, никогда мира не будет. Сейчас нужно праведно жить и пример показывать добрыми делами.
06.11.2024, 17:53

глупый не я, а те люди, которые одну религию возносят выше другой! ... и делают это в республиканском масштабе!
07.11.2024, 15:11

Шумбай

Такие люди неправы. Но ты, споря с ними, опускаешься ещё ниже. Возноси свою веру добрым делом, а не пустым спором. Алга!
07.11.2024, 15:38

Папа римский Иоанн Павел II, который попросил у мусульман прощения за злодеяния, учиненные христианами в эпоху Крестовых походов.
07.11.2024, 19:27

К чему это? Какое отношение Папа Римский имеет к Православным?
07.11.2024, 21:04

Мягкое с теплым не путай!
20.11.2024, 17:10

А у православных и мусульман СССР просил прощения за злодеяния католиков в фашистской форме (1941-45 гг.)?
05.11.2024, 21:36

ты еще скажи, что эти камни сюда Тамерлан притащил!
02.11.2024, 15:32

Житель Автограда

Хорошо подытожили!
02.11.2024, 14:23

А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего на Шекспира?! Надо доказать что Адам и Ева жили в Набережных Челнах.
03.11.2024, 05:03

Вот это правильно ,про Адама и Еву, и не бог выгнал из рая за грехи ,а коммунисты ,,и набережные Челны в наказание разрушили.
14.11.2024, 01:18

Ой насмешнили, ей богу ????????
02.11.2024, 16:34

Лилия

В архиве профессора Ермакова В.В должно быть много информации, может его студенты откликнутся
04.11.2024, 18:10

Ермакова нет уже лет 10 как, студенты его давно разбрелись уже
08.11.2024, 15:29

Преподаватель

В ближайшее время в НЧИ КФУ пройдёт очередная научная конференция "Ермаковские чтения", приходите и посмотрите, разбрёлся ли институт или работает. В том числе и ученики Ермакова.
08.11.2024, 17:07

6 декабря, милости просим!
08.11.2024, 18:38

Николай

Бред не несите. В КФУ давно учеников Ермакова нет, статей по истории несколько штук на вашей конференции. Историков настоящих в КФУ давно разогнали. И конференция эта с научной точки зрения - просто ноль. Видел я ваши прошлые сборники для галочки - сплошная экономика и филология.
02.11.2024, 16:42

Раушания

Вот это- Статья ! Я Всех комментаторов - Зауважала!!! Юмор ! Похожа на передачу- " Дежурный по стране" М. Жванецкого !!!
02.11.2024, 20:28

LeON

Если Челнам будет 400 лет,то мне стукнет 258.Придётся напиться.
14.11.2024, 01:19

Я с вами) отметим наше сказочное долголетие!
02.11.2024, 22:41

Илфат

Вот сейчас многие нации претендуют на прародителей человечества: и кыргызы, и казахи, а уж про украинцев я промолчу, те и Луну создали, когда копали Чёрное море и откидывали землю вверх. И ведь никто не может подумать, что человечество зародилось на месте нынешней Элеваторной горы, простыми детьми космоса - Адамом Шакировым и Евой Ивановой. Но кому нужна такая правда?
03.11.2024, 09:46

Раушания

Начинать копать и выяснять, что было и как было, никто не выделить такие деньги, сказали же " мужики на лаптях"! Ни тогда и НЕ сейчас- это никого не волнует! Также думаю, почему препятствуют , подземном парковкам- 3 и - 4 этажа и заложить подземные коммуникации, без дальнейших перекапывания и провести трубопровод тепловых сетей и водоснабжения современными трубами , т.е .в подземных коллекторах?! Получается - " Мы легких путей НЕ ищем"!!!
03.11.2024, 14:08

Начался слет на дележку шкуры не убитого медведя.
08.11.2024, 15:30

Если бы медведя. Судя по заявлениям некоторых комментаторов, делят скорее шкуру молодого дермантина. Такие знатоки истории, куда там!
05.11.2024, 23:29

Переехал из Челнов в один из старейших Российских городов, с реальной, а не притянутой за уши, более чем тысячелетней историей. Вижу как здесь люди относятся к своему городу, как проблемы горожан решает руководство, которое озабочено не набиванием карманов и рейтингами, а решением реальных задач по обеспечению безопасности горожан с гораздо меньшим, чем в Челнах, бюджетом. И все это без показухи, без фанфар и хвалебных песен в свою честь. Я люблю Челны, я там вырос, в отличии от нынешних мэра, РИКа и их друганов-однокишлачников, которые оккупировали Челны с единственной целью - освоить бюджет и набить карманы. Но я поражен разницей в подходах к управлению городом и доступностью представителей власти.
06.11.2024, 12:16

Шумбай

Большой аул, большой, твоя правда. Мало толку от того. Шау-шулы базар, и все.
07.11.2024, 10:14

Игорь

Ленар Мифтахов, которого в в статье ошибочно или умышленно назвали научным работником, не имеет профильного образования, как он может работать в музее? он просто энтузиаст-одиночка
08.11.2024, 15:36

Руслан

На своём огороде каждый суслик - агроном. Без обид, но данный товарищ скорее похож на одного из шукшинских чудиков, которые объясняли всем встречным устройство общества (в нашем случае - историю), не имея ни систематического образования, ни опыта работы в нужной сфере. Ну и получали снисходительные усмешки, а то и более весомые аргументы в ход шли.
08.11.2024, 15:45

Точно, помню такого в фильме "Елки-палки" Никоненко классно изобразил. Учиться не хотел сам, вот другим объяснять запросто.
08.11.2024, 16:38

Не перевелись еще чудики, в историю забрались, сейчас всем академикам баки забьют. Подход простой, было селище (займище, торжище, гульбище) и всё тут! Просто не нашли пока, но это неважно))
08.11.2024, 17:06

Сходство определенно есть
08.11.2024, 16:35

Любитель истории

Энтузиаст, который говорит о необходимости широкомасштабных раскопок, не имея на то научного обоснования - скорее авантюрист, Остап Бендер с идеей Нью-Васюков. Чего проще - получи профильное образование, проведи научный поиск, защити одну-две диссертации и подавай на грант в области истории. Получишь финансирование и сам распорядишься, какие исследования проводить. Ах, сложно и долго?! А вот так, мил-человек, наука и движется реальная. И профессор Ермаков шел к своим выводам по шажочку, через статьи, диссертации, выступления, дискуссии и прочее. Все остальное, с энтузиазмом выдаваемое на публику, является демагогией, к науке отношения не имеющей.
14.11.2024, 12:56

Ильфат Сабиров

Все забыли что Ленар Мифтахов входил в команду мэра Гафурова??????? возглавлял радио АкБит и выпускал газету "Хорошая". Все знают где сейчас мэр Гафуров?