«Географически Элеваторная Гора – это центральная часть города, его историческое начало. И такое место не имеет права оставаться Богом и властями забытой территорией», - уверена Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника. Речь идет о месте, куда в 1626 году переселились, тогда еще в Мысовые Челны, елабужские крестьяне. Эта дата теперь берется за основу при подсчете возраста города.
На днях Chelny-biz.ru встретился с Гульзадой Руденко и научным сотрудником Ленаром Мифтаховым здесь, на Горе, и узнал много интересного. Например, что где-то на землях местных жителей и бизнесменов могут располагаться останки Ногайской крепости, а жизнь на территории Челнов, возможно, и вовсе зародилась раньше - в 14-м веке. «При этом об истории ныне не существующих Мысовых Челнов, как выяснилось, мало кто знает», - делится Мифтахов. Интересно, что параллельно с Мысовыми Челнами существовали Бережные Челны, и это тоже отдельная история.
Подробнее о спорах вокруг даты и этих двух поселениях, о недооцененной Элеваторной Горе – в материале Сhelny-biz.ru.
ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭЛЕВАТОРНАЯ ГОРА
«ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ИНТЕРЕСНОГО МАТЕРИАЛА МОЖНО ЗДЕСЬ ПОДНЯТЬ»
- Географически – это центральная часть Набережных Челнов, одно из мест, откуда Челны начинались исторически, - рассказывает Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника о значимости Элеваторной Горы в истории города. – По какой-то иронии судьбы именно это место остается сегодня одной из «забытых» в современной истории города территорий. А ведь именно здесь некогда археологами были найдены датирующие предметы, формирующие поселенческую структуру булгарской эпохи 13-14-го веков, кроме того, как они утверждают, в этих местах в 17-м веке располагалось крупное фортификационное сооружение – Ногайская крепость.
Руденко рассказывает, что в современной науке есть целый ряд возможностей, позволяющих исследовать поверхности земли, делать их топосъемку (лидарную съемку): геофизическими методами, на электромагнитной основе, при помощи эхолокации и сейсморадарным способом. И эти возможности можно и нужно использовать. Однако зависит это, в первую очередь, от мотивации руководства города: процесс этот не быстрый и, безусловно, недешевый.
- Если уважаемый мэр города Наиль Гамбарович Магдеев этим займется так же щепетильно, как занимается многими вопросами в городе – это возымеет мощный эффект. Точно так же, как 24 года назад решил привести в нормативное состояние историческую часть Елабуги тогдашний мэр соседнего города Ильшат Рафкатович Гафуров, - уверена она. - У мэра есть шанс остаться в памяти челнинцев человеком, который поднял огромный исторический пласт на муниципальном и государственном уровне, что ранее делали исключительно на любительском, локальном уровне. Были два известных краеведа – Анатолий Дубровский и Владимир Ермаков, которые внесли вклад в изучение истории Набережных Челнов и нижнего Закамья. А сегодня в городе исследователей нашей локальной идентичности, на мой взгляд, не так много. В отличие от топографических и археологических исследований, для научно-исследовательской, краеведческой работы средств необходимо гораздо меньше: главное – поддерживать людей, которым это действительно интересно. Найдутся и краеведы, и волонтеры, и ученые, но важно правильно поставить перед ними задачи, сроки, обозначить мотивацию и немного поощрить их, по сути, подвижнический труд. И уже потом можно подключать профессиональных археологов – в нашей Республике Татарстан существует замечательный Институт археологии, которому по плечу любые задачи. Тем более что первые археологические исследования уже проводились в конце 2000-х годов.
Сейчас на Элеваторной Горе еще осталось небольшое количество домов, выстроенных после появления на территории элеватора Стахеевых в 1914-м году. Сохранился сам элеватор, есть Музей истории хлеба, рядом Центр культуры «Кызыл Тау», единственный в городе памятник Ленину – есть что посмотреть и чем заняться. А вот автобусы, так уж сложилось, ходят редко, и таксисты часто отказывают в поездках, зная про печальное состояние, а иногда и полное отсутствие дорог. Остается ходить пешком, но и здесь не все просто. Существующие через протекающую здесь речку Мелекеску мосты периодически ломаются и длительно ремонтируются.
Ленар Мифтахов, научный сотрудник музея-заповедника, который вместе с Гульзадой Руденко пришел на встречу с Сhelny-biz.ru, рассказывает: сегодня в Челнах всего два объекта культурного наследия – это Орловская и Боровецкая церкви, но зданий, имеющих историко-культурное значение, гораздо больше. Они расположены главным образом на Центральной улице и на Элеваторной Горе. И если на Центральной удалось навести элементарный порядок, то эта территория, имеющая серьезный туристический потенциал, находится в безобразном состоянии. Старые деревянные дома 19-го и начала 20-го веков, которые могли бы стать украшением города, изо дня в день продолжают ветшать.
ЧТО СЧИТАТЬ ДАТОЙ ОСНОВАНИЯ
«В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УТВЕРДИЛИСЬ ДВЕ ДАТЫ»
Ленар Мифтахов подтверждает: одна из проблем Набережных Челнов заключается в том, что история города практически не изучена. По крайней мере, если сравнивать с Казанью и Елабугой, то знаний в этой области здесь гораздо меньше. Ученый считает, что уровень челнинского краеведения находится на крайне низком уровне, и если бы не покойные профессиональный историк Владимир Ермаков и краевед-любитель Анатолий Дубровский, то знания о прошлом города и вовсе были бы скудными. Но что такое две яркие личности на город-полумиллионник с древнейшей историей?
- Казалось бы, здесь и сейчас есть профессиональные историки, но пишут они о чем угодно, но только не о Челнах, а археологов вообще нет. По этой причине знания о прошлом Набережных Челнов фрагментарны и противоречат друг другу, - отметил он.
Мифтахов пояснил, что в исторической науке в настоящее время утвердилось две даты основания Набережных Челнов: археологическая и источниковедческая. Согласно первой - татарское (булгарское) торгово-ремесленное поселение на территории Набережных Челнов, и в частности, на Элеваторной горе существовало уже в XIV веке, а согласно второй – русские крестьяне в 1626 году были переведены из Елабуги на территорию нынешнего поселка ЗЯБ.
- Не секрет, что после падения Казани татарское население было вытеснено из населенных пунктов, которые размещались на берегах крупных рек. Сколько татарских сел и городов так и осталось лежать в руинах, постепенно поглощаясь землей! В этом смысле Мысовым Челнам повезло. Потому 1626 год – это, безусловно, одна из важнейших дат в истории, поскольку «освоение» русскими людьми этого места вдохнуло новую жизнь в древнейшее поселение Прикамья. Очевидно, что эти две даты скорее дополняют, чем противоречат друг другу, - считает краевед.
По его словам, эти даты все-таки относятся к истории Мысовых Челнов, что же касается Набережных Челнов, то их основали, где-то в середине XVII века. А потому нелишнем будет разобраться в местной географии.
- Мысовые Челны – это нынешние Красные Челны, что в поселке ЗЯБ, и Элеваторная Гора, а Бережные (Набережные) Челны – зародились на территории нынешнего поселка ГЭС и длительное время за границы этого поселка не выходили, - пояснил он. - Мысовые Челны являлись волостным центром, под которым были не только Бережные Челны, но и все соседние села и деревни левобережной Камы. Однако благодаря удобной пристани Челны стали важнейшим логистическим центром Прикамья и в итоге выиграли соперничество у Мысовых Челнов. В результате один из этих населенных пунктов стал городом, а другой был ликвидирован.
Информация о том, что речь действительно идет о разных населенных пунктах, имеется в справочной литературе и географических картах, которые были изданы в XIX – первой половине ХХ веков. Например, согласно «Списку населенных мест Уфимской губернии по сведениям 1870 года», в Мысовых Челнах проживало 1037 мужчин и 997 женщин, а в Бережных Челнах 326 мужчин и 394 женщины. На карте Мензелинского уезда 1912 года также указаны два населенных пункта, находящихся по соседству: Бережные Челны и Мысовые Челны. На карте Татарстана 1930 года указаны город Челны и село Мысовые Челны, правда, картографы по ошибке поменяли их местами.
- Любопытно, что во многих документах и картах 1920-1930 годов, так же, как и на этой карте, у Набережных Челнов отсутствует приставка «Набережные», что говорит о попытке властей переименовать населенный пункт в «город Челны». На карте Татарстана 1934 году городу Челны уже возвращается приставка «Набережные», а Мысовые Челны обозначены под названием Красные Челны, - пояснил Мифтахов.
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ УЧЕНЫЕ
«ИДТИ НАДО КАК МИНИМУМ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ»
Краевед Ленар Мифтахов также пояснил, что если Набережные Челны все-таки смогут присвоить себе историю Мысовых Челнов, то надо понимать, что и в ее прошлом масса белых пятен. А история зарождения и развития Набережных Челнов вообще не изучена.
- Для того, чтобы написать адекватную историю города, необходимо приложить массу усилий огромного количества историков, которые занимаются различными дисциплинами. И идти надо как минимум в двух направлениях – провести широкомасштабные археологические работы и работу по выявлению архивных документов. Это связано с тем, что археологические исследования здесь не были доведены до конца, хотя Академия наук Татарстана рекомендовала городским властям продолжить раскопки. Что уж там говорить, если до сих пор властями не поставлена задача найти место, где стояла Ногайская крепость, а фундамент ведь где-то лежит и не исключено, что на незастроенной пока еще территории местных предприятий. Судя по письменным источникам, это самое древнее монументальное сооружение, которое находилось на территории современных Челнов, - отметил он.
Мифтахов считает, что огромный интерес для воссоздания прошлого как Мысовых, так и Бережных Челнов представляют фонды Поместного приказа (РГАДА, Москва) и Уфимской приказной избы (НА РБ, Уфа).
- Там необходимо как минимум найти информацию о военном гарнизоне, который должен был появиться здесь до прихода крестьян, - поделился он. - Дело в том, что в начале XVII века здесь было неспокойно, и власти не смогли бы без казаков удержать на новом месте крестьян, которые просто разбежались бы. А это значит, что русская страница истории Челнов была открыта еще до 1626 года. И вот когда все это будет изучено, можно будет говорить о дате основания Набережных Челнов, - резюмировал Ленар Мифтахов.
- В таких делах существуют определенные процедуры. Сначала проводятся исследования, затем ученые делятся своими мыслями на научных конференциях и только после этого профессиональные историки делают свое экспертное заключение о дате основания населенного пункта, а власти принимают решение о проведении соответствующих торжеств. Этого в Набережных Челнах, к сожалению, сделано не было, - отметил научный сотрудник. - Нужно бережно относиться к своему прошлому. Неужели у города нет средств для финансирования исследовательской деятельности? За последние 20 лет городские власти ни копейки не вложили в изучение локальной истории поселения. Что касается конкретных датировок, то необходимо отметить, что челнинский историк и онтолог Рустам Гибадуллин считает, что, если когда-нибудь захотят установить памятник основателям города, он должен нести в себе три важнейшие даты в истории Набережных Челнов: рождения его как булгарского селища, возрождения в виде русского поселения и перерождения в многонациональный современный мегаполис-автогигант.
Безусловно, собеседники издания соглашаются, что дата, которую утвердили буквально на днях указом главы государства – это большое событие. И Гульзада Руденко попросила поздравить горожан через Chelny-biz.ru:
- Как жительница Набережных Челнов, искренне любящая свой город, от всего сердца поздравляю всех горожан со знаковым событием – подписанием указа президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина (№921 от 29.10.2024) о праздновании 400-летия основания города Набережные Челны Республики Татарстан и 50-летия со дня выпуска первого грузового автомобиля «КАМАЗ».
Альфия Андросенко
ночной мэр
Житель Автограда
ПЬЕР ДУНН
Галия
Destiny’s Child
Андрей
Fidelio