Строительство Набережных Челнов и «КАМАЗа», ни для кого не секрет, начиналось в чистом поле. Chelny-biz.ru вспомнил, как дорожники прокладывали первую автодорогу, главную артерию, которая вела к автозаводу, и трамвайные пути. Как в молодом городе появлялись первые комплекса – плиты для них поставляли по Каме, а в возведении многоэтажек помогали заводчане, и как строился ТЭЦ.
О лосях на стройплощадках, ключевых моментах масштабной стройки и трудностях того периода – по мотивам архивных публикаций музея КАМАЗа.
13 декабря 1969-го года на строительстве Камского автозавода был вынут первый ковш земли, а уже 16 февраля 1976-го года с главного сборочного конвейера сошел первый автомобиль КАМАЗ. За каких-то шесть с небольшим лет на огромных площадях были возведены основные заводские корпуса. Первенцем стал ремонтно-инструментальный завод (РИЗ). Вслед за ним – кузнечный завод.
В начале 1970-х годов на строительстве «КАМАЗа» было задействовано огромное количество различной техники. В 1973-м году здесь работало около шести тыс. грузовиков ЗИЛ, МАЗ, КРАЗ, БЕЛАЗ.
Константин Альчиков, легендарный бригадир плотников-бетонщиков СМУ-3 «Автозаводстроя», вспоминал о своей встрече с лосем на строительной площадке ПРЗ весной 1971-го года. Сохатый появился ранним утром, внимательно смотрел на рабочих, но убежал, испугавшись звука техники.
«А ведь появление этого доброго животного рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой», – позже вспоминал Альчиков.
На всесоюзную ударную комсомольскую стройку приезжали со всего Союза. Как писала «Советская Татария» в июле 1972-го, средний возраст строителей составлял 23,5 года. Тем не менее проблема кадров в начале 1970-х годов была актуальной. Острая нехватка в то время была в специалистах среднего звена и руководителях – главных механиках, энергетиках, инженерах. Отделы кадров подразделений автогиганта находились на улице Гидростроителей.
Поздней осенью 1969-го года с отсыпки первых кубометров грунта началась серьезная работа по строительству дороги, ведущей от города к строительной площадке Камского автомобильного завода. Сегодня она известна челнинцам как автодорога №1. Она нужна была для того, чтобы бесперебойно и в необходимом количестве завозить материалы на площадку строящегося «КАМАЗа».
Проект автодороги разработали сотрудники московского института «Промтрасниипроект». Согласно проекту, автодорога №1 представляла собой 10-километровую бетонную автостраду с двухсторонним движением и двумя мостами. Каждая лента автодороги была длиной по 7,5 километров, а между ними – зеленая 12-метровая разделительная полоса, которая до сегодняшнего момента уже не сохранилась. Вело работы СУ – 852 треста «Каздорстрой».
К весне 1970-го года автодорога №1 соединила Альметьевское шоссе от юго-западной части города с Орловской временной дорогой. В октябре 1970-го года автодорога №1 была сдана в эксплуатацию. По ней проехали первые машины.
Интересно, что при строительстве камазовских автодорог вместо известкового щебня в ее основание клали дорогой гранитный щебень. Дорога могла выдерживать не только малотоннажные грузовики, но и «Ураганы» – советские полноприводные четырехосные тяжелые грузовые автомобили Минского автомобильного завода.
Наряду с автодорогой №1 строились и другие камазовские дороги: временные и постоянные. Их было несколько десятков. Каждая имела свой номер. В октябре 1971-го года было открыто движение по дороге №1, №4 и №11 общей протяженностью 15,5 километров.
Параллельно заводу строились Набережные Челны. 17 февраля 1971-го года в автограде было начато строительство Нового города. Почти одновременно возводились дома 2/01, 2/02, 2/17, 4/08, 4/06, 4/10, 4/11, 4/12 и 4/13. Дома 2/01 и 2/02 строили московские строители, дом 2/17 – ленинградские. Первые панели прибывали в Набережные Челны по Каме.
Во времена строительства «КАМАЗа» и города заводчане несколько раз оказывали помощь строителям. В декабре 1974-го, например, работников подразделений «КАМАЗа» направили на завершение строительства объектов жилья в 26-м комплексе.
В феврале 1971-го года строители Волгоградского «Мостопоезда-480» начали возведение моста через Мелекеску. Его проект создали сотрудники Воронежского «Гипрокоммундортранс».
26 февраля 1976-го года состоялся пуск первого агрегата водозаборных сооружений «Белоус», первом звене в технологической цепочке водоподготовки «КАМАЗа» и Набережных Челнов. Водозабор сразу же строился не только для нужд завода и города, но и для водоснабжения Нижнекамска, Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево, Заинска и Бугульмы. Проектная мощность уникального гидротехнического сооружения на Каме составляла 1,2 млн кубических метров воды в сутки. Первоначально для подачи речной воды сначала была предусмотрена плавучая насосная станция, которая начала работать весной 1972-го года. Основное ее предназначение было подача воды на ТЭЦ «КАМАЗа». Производительность плавучей насосной станции была 17 тыс. кубических метров воды в сутки.
25 декабря 1971-го года из аэропорта «Бегишево» был выполнен первый технический рейс на самолете АН-24. Этот день считается днем рождения аэропорта.
29 сентября 1972-го года вышел приказ №310 «О создании трамвайного управления КАМАЗа». Этот день считается днем рождения трамвайного управления. Проектирование первого трамвайного маршрута выполнили воронежцы. Его длина составила 15 км. Маршрут первого городского трамвая начинается от проектируемого железнодорожного вокзала рядом с железнодорожным шоссе до площадки автозавода.
«Советская Татария» тогда писала, что первое трамвайное сообщение Челны-автозавод будет открыто к концу 1971-го года. Но реалии были таковы, что весь 1971, 1972 и 1973 годы в Набережных Челнах укладывали пути и строили вагонное депо. Первый трамвай по маршруту «Депо-Сидоровка» был пущен лишь 8 октября 1973-го года.
31 декабря 1972-го года в Набережных Челнах был сдан в эксплуатацию новый хлебозавод №1, рассчитанный на выпуск 140 тонн хлеба в сутки. Вместе с хлебозаводом заработал и Набережночелнинский мясокомбинат, способный за смену обработать 60 тонн мяса, выпустить пять тонн колбасы и 3,5 тонны полуфабрикатов.
12 января 1973-го года по магистральному газопроводу Альметьевск – Набережные Челны началась прокачка попутного газа. До этого газ в город привозили «челночными» рейсами – двумя цистернами четыре раза в неделю.
30 июля 1973-го года вышел приказ №178 по Министерству автомобильной промышленности СССР об организации Камского автомеханического техникума. В первый же год была намечена подготовка по 10 специальностям в соответствии с профилями заводов «КАМАЗа».
6 ноября 1973-го года открыл свои двери ДК «Энергетик». В тот день в большом зале дворца культуры, вмещающем 800 человек, прошло торжественное мероприятие, посвященное 56 годовщине Великого Октября. На протяжении многих лет большой зал ДК «Энергетик» был местом проведения различных мероприятий от концерта эстрадных звезд до проведения партийных конференций «КАМАЗа» и «КамГэс».
ТЭЦ «КАМАЗа» (Набережночелнинская ТЭЦ) в свое время строилась как основной источник питания и теплоснабжения заводов. Первые рабочие чертежи теплоэлектроцентрали появились в ноябре-декабре 1969-го года. Газета «Советская Татария от 13 декабря 1971-го года писала, что для оперативного решения вопросов в Набережных Челнах работает группа рабочего проектирования.
По мотивам публикаций музея КАМАЗа
Фото: музей КАМАЗа
Юлия
Раушания
Юлия
Мансур
Раушания
Раир
Живой