Супруги Заболотские, несмотря на утверждение о невозможности существования частных театров без субсидий и грантов, запускают вторую площадку. Здесь будет зрительный зал на 40 мест и сцена-трансформер. С новым помещением основатели театра «Либерта» рассчитывают закрыть потребность зрителя: за сезон труппа отыграла 229 спектаклей, был регулярный «переаншлаг», за месяц количество показов могло достигать 40 и более. О том, как планируют организовать новое пространство и почему проект поведут на краундфандинговую платформу – в интервью Татьяны Заболотской, руководителя Нового драматического театра «Либерта».
ЧТО БУДЕТ
«НА НАШЕ СЧАСТЬЕ СЪЕХАЛИ СОСЕДИ, И МЫ ВЗЯЛИ В АРЕНДУ ИХ ПОМЕЩЕНИЕ»
- Татьяна, «Либерта» же начиналась с небольших помещений, даже в торговом центре размещались, а теперь вы хотите расшириться до двух сцен?
- Помещение, в котором сейчас находимся, мы взяли шесть лет назад. Да, до этого снимали площадки от 70 до 200 кв.м в разных местах, вплоть до торговых центров. Четыре года кочевали, пока не нашли то, что надо. Но за это время заработали деньги, на которые сделали ремонт, кабинеты, построили сцену. Около 10 лет мы занимались с детьми ДЦП на благотворительной основе. Благодаря сотрудничеству с фондом «Дети ДЦП» у нас появились кресла в зрительном зале, был начальный комплект звуковой и световой аппаратуры. Но основной ремонт делали своими силами. В нынешнее помещение мы въехали как студия. В декабре вышел первый детский спектакль «Огниво», после - спектакль «Контракт». Так родился театр. Пришли на прием к мэру города Наилю Гамбаровичу Магдееву и рассказали о том, что мы есть. Предложили на базе старого здания «Мастеровых» открыть ТЮЗ, четыре года эта идея так или иначе обсуждалась. Но вопрос решился не в нашу пользу. Что ж, город решил так – это их собственность, их право. Сейчас там филармония, однако зал на 120 мест в нерабочем состоянии. Жаль, что, когда-то живой зал сейчас приходит в упадок.
- Что подтолкнуло вас к открытию новой площадки для театра?
- В предыдущий сезон, уже после пандемии, мы нарастили мощности, создали полноценную труппу. В репертуаре театра 17 спектаклей для детей и взрослых, и что очень важно - для подростков. В прошлом сезоне сыграли 229 спектаклей. Мы отменили вечерние студийные занятия по вторникам и четвергам, играли пять-шесть репертуарных спектаклей в неделю. Во время каникул доходило до 43 спектаклей в месяц. Но все равно школы не помещались, просились, а мест не было, поскольку зал вмещает только 70 зрителей. Весь сезон мы играли на переаншлагах, свободных мест не было вообще.
И исходя из этих реалий, мы приняли решение снять дополнительное помещение. На наше счастье съехали соседи и мы взяли в аренду их помещение 200 кв. м. Там тоже высокий потолок, а значит можно использовать это пространство не только под студию, но и в качестве сценической площадки.
- Зрители попросили вас расшириться, и вы намерены привлечь любителей театра к вопросу?
- Да, зрители весь сезон призывали нас расширяться. Ведь зачастую они просто не успевали купить билеты на желаемый спектакль. И вот все так удачно сложилось, и сейчас мы приглашаем наших зрителей принять участие в создании нового пространства. Мы планируем разместить этот проект на краундфандинговой платфоме «Планета.ру», которая воплощает в жизнь творческие идеи, социально значимые проекты и развивает бизнес вместе с единомышленниками. Мы приглашаем к сотрудничеству любителей театра, спонсоров. Может быть, среди наших зрителей есть строители или электрики, или сантехники. Конечно, это будет не безвозмездно: для активных участников мы сделаем капустник, либо подарим сертификат на мастер-класс или предложим билеты на спектакли, памятные подарки. Кто-то может это делать на благотворительной основе. Для того чтобы наш новый дом стал таким же уютным и теплым, необходимо поставить отопление, поменять входную группу, постелить новый пол, покрасить стены, построить репетиционный зал, привести в порядок санузел, организовать сцену, установить свет, вентиляцию. На это нужно, по предварительным подсчетам, порядка 500-600 тысяч рублей. В любом случае, каждый зритель, который покупает билет в театр, уже вносит свой вклад в его существование. И мы благодарны всем, кто с нами был и будет.
КАКИМ БУДЕТ
«ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ БУДЕТ РАССЧИТАН ПРИМЕРНО НА 40 МЕСТ»
- Что планируете делать в новом помещении?
- Мы шутим, что первая площадка будет называться «Классики», а новая «Современники». На ней хотим сделать сцену-трансформер, где стулья могут стоять по-разному, зрители могут сидеть хоть по кругу, с одной или с другой стороны. Зрительный зал будет рассчитан примерно на 40 мест. Сейчас у нас много молодых актеров, которые преподают и ставят спектакли с детьми и взрослыми, прокачивают себя как режиссеры. Здесь у них будет возможность себя проявить. Мы планируем на площадке организовывать концерты, лектории. Есть дети, которые давно занимаются, участвуют в наших репертуарных спектаклях, и когда делают свои работы, показывать их некогда, настолько плотный репертуар стоит. На новой площадке у них будет сцена. Вечная проблема, где хранить декорации, тоже будет решаться за счет нового помещения.
- На какую аудиторию будет рассчитан новый проект?
- Аудитория театра увеличивается в арифметической прогрессии. Если я сама открываю спектакль, всегда спрашиваю, кто у нас впервые, а кто уже приходил: каждый раз 50 на 50. И это прекрасно, люди возвращаются и люди узнают о нас.
Мы любим и уважаем своего зрителя. Не ставим целью самовыразиться, а пытаемся рассказать ту историю, которую написал автор языком театра, конечно, находя какие-то новые формы. Когда дети приходят на постановки по пьесам Островского или Чехова и два часа сидят, не шелохнувшись, это о чем-то говорит. Новая площадка будет открыта для эксперимента. Премьерный спектакль, который выйдет на территории нового проекта – это будет чеховская «Чайка». А там речь как раз о новых формах.
- Сколько человек сейчас в труппе? Какой в целом состав коллектива?
- В труппе работает 13 человек. Всего нас порядка 25 человек с учетом административного состава и педагогов.
Когда мы делаем спектакль, Сергей, который всю жизнь занимался декорациями, он же и режиссер, и сценограф. Я открыла в себе талант художника по костюмам. Ребята - и педагоги, и актеры. Пишут посты в соцсети и ставят декорации. Так что, кто захочет присоединиться к ремонту, иметь возможность трудиться бок о бок с художественным руководителем и любимыми актерами – приглашаем.
У нас есть детские курсы, ребята вырастают, уедут учиться. Вернутся или нет – не знаю. Надеемся. Есть девочка, которая занимается с семи лет, переходит в 9-й класс, уже второй год ведет хореографию в лаборатории. Собирается поступать в театральный и хочет вернуться в родной театр.
НА ЧЬИ СРЕДСТВА БУДЕТ
«КОГДА ГОВОРИЛА О ТОМ, ЧТО МЫ СОЗДАЛИ ТЕАТР БЕЗ ПОДДЕРЖКИ, СУБСИДИЙ, ГРАНТОВ, ВСЕ ОЧЕНЬ УДИВЛЯЛИСЬ»
- «Либерта», насколько я понимаю, один из редких примеров частных театров. Вы существуете без поддержки со стороны государства.
- Знаете, в мае я была на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров в Москве. Когда говорила о том, что мы создали театр в Набережных Челнах без поддержки, субсидий, грантов, все очень удивлялись, потому что почти никто так не работает. У всех есть хотя бы на начальных этапах поддержка в виде субсидий. Так, в Санкт-Петербурге поддержка частных театров поставлена на серьезные рельсы со стороны департамента культуры. Есть научные разработки о том, что культурное учреждение априори не может быть доходным, то есть все театры нуждаются в субсидиях и меценатах. Но у нас студия и театр друг друга поддерживают. Если был бы только один театр, то было бы сложнее создать эту историю, одна студия – тоже. В этом году, например, арендная плата выросла на 30%, сейчас платим за большое помещение порядка 300 тысяч рублей, за новое – 140 тысяч. Почти полмиллиона в месяц за аренду помещений. Но работа кипит, и мы справляемся.
- Спонсоры подключаются к вашим проектам?
- В прошлом году мы сыграли корпоративный спектакль для компании «Татпроф». Они прониклись и оказали спонсорскую помощь, которую мы направили на создание красивой музыкальной сказки «Снежная королева». Это была самая дорогостоящая наша постановка: костюмы, музыку заказывали московскому композитору, покупали программу для видеомейпинга. Результат оправдал все вложения. Пользуясь случаем, еще раз благодарим за поддержку.
Кроме того, был грант президентского фонда «Культурных инициатив», где мы выиграли 3 млн рублей с проектом «Театр для юных зрителей. Центр притяжения». Поставили пьесу Островского «Праздничный сон до обеда», четыре «Неурока литературы», актерские читки, театральный квиз. За это время мы подружились практически со всеми школами. Тогда мы были в тройке лидеров по продаже билетов по «Пушкинской карте».
- В соцсетях вы писали о том, что сейчас театр не реализует билеты по «Пушкинской карте», почему?
- Требования для театров сейчас изменились: по «Пушкинской карте» могут посещать театры, которые организованы НКО, АНО, ООО, либо бюджетной организацией, а мы – ИП. Поэтому было принято решение открыть АНО. Но нужно будет поработать в течение года, чтобы дали возможность участвовать в программе «Пушкинская карта».
Конечно, это неприятное обстоятельство. Ведь по большому счету в проигрыше оказались подростки, которые теперь не всегда смогут прийти на наши спектакли.
По сути, мы выполняем социальный заказ, который сами себе обозначили. За минувший сезон мы сыграли 229 спектаклей, их посмотрели 15000 зрителей.
Конечно, мы хотели бы, чтобы и мэр Набережных Челнов пришел на наш спектакль, и начальник управления культуры. Верим, что это случится.
- Расскажите о творческих планах.
- В минувшем сезоне мы выпустили четыре большие премьеры. В этом будет не меньше. Во всяком случае, это будут спектакли по хорошей драматургии, где можно и плакать, и смеяться, и задуматься о самом важном.
Альфия Андросенко
Татьяна
ПЬЕР ДУНН
ПЬЕР ДУНН
Айгуль
ПЬЕР ДУНН
Анастасия Дубровина
Танзиля
1
2
Раушания
Гульнара