Новости
Подробно

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

03.11.2023, 09:00
Erid: 4CQwVszH9pUnKckEDTB

Бренд ЗМТ (Завод механических трансмиссий), который многие еще помнят, как КОМ, сегодня на слуху у производителей спецтехники по всей стране. За более чем 30-летнюю историю компания сформировала уникальные компетенции и свой рынок сбыта. Начав с производства коробок отбора мощности, предприятие значительно расширило номенклатуру и продолжает разрабатывать новую продукцию, для которой аналогов в стране зачастую просто нет. Чем интересна работа в ЗМТ, нам рассказали топ-менеджеры компании Роман Маньковский и Александр Фадеев.

КАК НАЧИНАЛСЯ КОМ

«СОБСТВЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ – ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ КОМПАНИИ, КОТОРАЯ АКТУАЛЬНА И СЕГОДНЯ»

– ЗМТ уходит корнями в непростые 90-е. Предприятие, что называется, с историей. Как основатель КОМ, ваш отец Василий Владимирович Маньковский, смог создать и сохранить бизнес?

Роман Маньковский: – Предприятие было создано в сентябре 1990 года. Мой отец работал на «КАМАЗе» во внешнеторговой фирме и получал от клиентов автогиганта запросы на коробки отбора мощности (КОМ). Они приобретали шасси КАМАЗ для выпуска спецтехники, но не могли реализовать свои планы из-за отсутствия этого небольшого агрегата. На тот момент в России не было предприятий, специализирующихся на выпуске КОМ. Василий Владимирович пытался найти завод, который взялся бы за производство по чертежам, которые тогда рассылались без ограничений. Также он обращался к руководителям автогиганта с предложением организовать собственное производство. Ничего из этого не вышло, и тогда он взял все в свои руки. Вместе с товарищами организовал малое предприятие для разработки и производства коробок отбора мощности, и так его и назвал – КОМ.

За это время мы развили значительные компетенции в сфере разработки и производства агрегатов трансмиссии. В нулевых годах начали расширять линейку агрегатов, в номенклатуре появились раздаточные коробки, коробки передач и ведущие мосты. Такое расширение закономерно привело к ребрендингу. В 2009 году мы начали называть наше основное направление Заводом механических трансмиссий – ЗМТ. Однако до сих пор многие в стране помнят нас по старому названию КОМ. Мы сохранили его в качестве названия группы компаний, в которую помимо производства агрегатов сейчас входит литейное производство и производство вездеходов.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

– Кто был первым покупателем?

Роман Маньковский: – Первым заказчиком была челнинская компания «Астейс». Она даже входила в начальный состав учредителей МП «КОМ». Потом были Мотовилихинские заводы (город Пермь), и дальше заказ пошел за заказом. Развитие происходило за счет авансовых платежей. Заказы на изготовление оснастки и деталей размещали на заводах автогиганта. Но в 93 году сгорел завод двигателей, а с ним и все созданные к тому времени запасы. Это было серьезное испытание, нужно было найти нового партнера. Им стал станко-инструментальный завод ПО «ЕлАЗ». С тех самых пор мы плотно сотрудничаем, ЕлАЗ уже много лет является нашим основным покупателем.

– А когда появилась своя площадка? Давно вы здесь, на Элеваторной горе?

Роман Маньковский: – До 2000 года у нас не было своих производственных площадей, все изготавливали по договорам. В 2000-м приобрели в рассрочку эту площадку, бывшую автобусную базу. К тому моменту она была в состоянии полного запустения. В том же году получилось приобрести и бывшую автомобильную базу в городе Богородск (Нижегородская область), такую же заброшенную и тоже в рассрочку на несколько лет.

Если в 90-х Василий Владимирович нарабатывал продуктовую линейку, производственную кооперацию и клиентскую базу, то нулевые были посвящены сбору б/у оборудования со всей страны для оснащения приобретенных площадок. Станки мы приводили в рабочее состояние сами: ремонтировали, давали им вторую, иногда и третью жизнь. Первый новый станок мы купили только в 2012 году. Примечательно, что это был зубошлифовальный станок – ключевой элемент в нашей технологии, от него в значительной степени зависит качество нашей продукции. Сейчас у нас современное, хорошо оснащенное производство.

– Сколько сотрудников начинали КОМ? И когда присоединились вы?

Роман Маньковский: – В первые годы в компании работало всего несколько человек: сам отец, конструктор, несколько менеджеров. Я помогал с самого начала, эпизодически – в качестве разнорабочего. Первая запись в трудовой книжке датирована 1991 годом, когда я еще был учеником средней школы. С появлением компьютеров выполнял всю связанную с ними работу. После окончания Камского политеха по экономической специальности в 1997 году приступил к работе с полной нагрузкой. После получения высшего образования в компанию пришли также и мои сестры Наталья и Надежда. Наталья помогала организовывать финансовую часть, а Надежда решила поддержать любовь отца к конструированию и выбрала квалификацию инженера-конструктора.

Александр Сергеевич с нами с 1999 года. Пришел конструктором, стал любимым учеником Василия Владимировича, а в 2009 году, когда пришло время омолаживать состав руководителей, был назначен главным конструктором. Сейчас он директор по развитию, кроме разработок руководит продажами и закупками.

Александр Фадеев: – 90-е годы – это становление компании, закрепления на рынке. А к моему приходу в начале нулевых как раз начался этап активного развития и роста. В 2000-м здесь работало около 15-ти человек. Из них пять человек, то есть треть, были конструкторами. Собственные разработки – это была одна из ключевых идей при создании компании, которая актуальна и сегодня.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗМТ

«БЛАГОДАРЯ МНОГОЛЕТНЕМУ ОПЫТУ МЫ СОЗДАЕМ ПРОДУКЦИЮ, КОТОРАЯ ЛУЧШЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ АНАЛОГОВ. ЗАЧАСТУЮ ИХ В РОССИИ И ВОВСЕ НЕТ»

– ЗМТ сегодня загружен заказами, предприятие в фазе активного роста. Чем обусловлен этот подъем даже в столь непростых условиях?

Роман Маньковский: – Последние годы вполне можно считать испытанием на прочность. Сначала – ограничения пандемии, сейчас – взрывной рост заказов, приходится преодолевать трудности другого рода. Постоянные разработки новой продукции – основа устойчивости нашего положения на рынке. Но об этом лучше расскажет Александр Сергеевич.

Александр Фадеев: – Мы занимаемся производством изделий собственной разработки, и зачастую являемся единственными производителями определенных видов продукции. Поэтому даже в сложные годы загрузка предприятия была достаточно высокой. Помимо изначального направления агрегатов для автомобильной спецтехники, которого мы придерживаемся все эти десятилетия, за последние годы мы добавили выпуск агрегатов для дорожно-строительной техники. Потребность в этой сфере не меньше, чем в автомобильной – до известных событий она закрывалась за счет импорта. За два года мы разработали и запустили в производство ряд агрегатов для погрузчиков, бульдозеров, грейдеров и прочей техники, обеспечив достойный уровень импортозамещения.

– Почему выбирают вашу компанию?

Роман Маньковский: – Мы обладаем всеми необходимыми компетенциями и технологиями, которые нужны для создания агрегата трансмиссии любой сложности, включая автоматические коробки передач. При этом сроки реализации проектов у нас значительно короче, чем у больших заводов. Если дать проекту зеленый свет, мы можем выпустить новый агрегат за 3–4 месяца с момента согласования технического задания. А благодаря многолетнему опыту мы создаем продукцию, которая лучше и качественнее аналогов. Впрочем, зачастую их в России и вовсе нет.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

Александр Фадеев: – Например, один из наших клиентов – завод «Кургандормаш». Он выпускает дорожно-строительную и коммунальную технику, в том числе малогабаритные подметально-уборочные машины. Они взяли контракт на эти машины, но после начала СВО их итальянский поставщик отказался от сотрудничества, и они оказались в сложной ситуации. Коммерческий директор завода поделился проблемой. Мы на тот момент серийно не выпускали мосты, но знания и компетенции уже имели, и я предложил ему разработать и запустить в производство этот мост. Поначалу он скептически отнесся к идее. Обычно такая работа занимает полтора-два года, а у него контракт горит. Но завод все-таки доверил нам эту работу, и мы смогли разработать, изготовить, испытать и поставить эти мосты на машины за 4,5 месяца с момента первого разговора. Сегодня у нас законтрактовано 120 мостов. И объем увеличивается – техника для уборки городских улиц востребована. Сейчас ведем работу по расширению модельного ряда ведущих мостов.

– Какие еще проекты реализует компания?

Александр Фадеев: – Сегодня у нас в линейке есть ряд разработанных нами агрегатов для привода гидростатики фронтальных погрузчиков. Основным заказчиком является челябинская компания «ДСТ-Урал». Они делают промышленные гусеничные тракторы, бульдозеры, трубоукладчики, сельхозтехнику и другую подобную технику. Мы запустили в серию двухступенчатую синхронизированную коробку передач для погрузчиков грузоподъемностью от пяти тонн. Она приводится двумя гидромоторами и раздает крутящий момент на передний и задний мосты. Сейчас ведем работу над новой коробкой передач для 3,5-тонного погрузчика.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

Роман Маньковский: – Особо хотелось бы отметить проект по производству автоматических гидромеханических коробок передач. Отец мечтал о сложных амбициозных задачах. Это одна из них. Наше стремление наконец совпало с благоприятными обстоятельствами, и в ближайшее время у нас появится первый образец в железе.

Александр Фадеев: – На этот проект мы получили грант Агентства по технологическому развитию. Начали работу в декабре прошлого года, планируем до конца этого года испытать и передать заказчику. Потребность в данных изделиях сегодня в России более тысячи штук в год. Отечественных аналогов нет. Разработка автоматической коробки передач для нас – это переход на новый уровень в производстве агрегатов трансмиссии. В рамках проекта мы создаем современный нагрузочный стенд для ресурсных испытаний.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

В последнее время активизировался интерес к нашим разработкам по раздаточным коробкам, которыми мы начали заниматься еще в 2008 году. Тогда мы начали с коробки серии 1500 для УРАЛАЗа. В последние годы растет популярность коробок серии 2000, самый большой объем забирает УРАЛАЗ для машин по гособоронзаказу. На текущий момент самая мощная наша коробка серии 3000 (входной момент 30 000 Нм) проходит испытания на самосвальном автопоезде ТОНАР-7502, максимальная масса – 198 тонн.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

Мы долго работали с Брянским автомобильным заводом по производству колесных редукторов и раздаточных коробок по их проверенным временем чертежам, постоянно предлагая им новые разработки. Недавно эти усилия привели к долгожданному продолжению – наша раздаточная коробка серии 2000 была применена в новом автомобиле БАЗ-S36A11. Грузовик с колесной формулой 6×6 имеет полную массу 36 тонн и везет 22 тонны.

«Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России – это действительно захватывающая работа»

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

«ЦЕЛЬ БИЗНЕСА – НЕ ТОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ, НО И НАПОЛНЕНИЕ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ»

– Наверняка на фоне такого бурного роста вам понадобится расширение штата сотрудников.

Роман Маньковский: – Существенное расширение штата нам не требуется. Мы постоянно работаем над увеличением производительности труда, один и тот же штат при этом добивается большего и лучшего результата при тех же затратах времени. Но, конечно, мы всегда рады приходу способных и мотивированных сотрудников. Со своей стороны мы предоставляем практически ничем не ограниченные возможности для повышения квалификации.

Когда-то встретилась информация, что максимальное удовольствие человек получает от выполненной сложной задачи. И чем сложнее выполненная задача, тем сильнее удовольствие. Я бы назвал это здоровым удовольствием. Поскольку сложность задач, которые мы перед собой можем поставить, ничем не ограничена, то не ограничено и удовольствие, которое можно получить от их выполнения. Мне нравится смотреть на бизнес как на некий парк развлечений, в котором каждый может отыскать себе аттракцион по душе. Это на самом деле не сложно сделать – достаточно выбрать себе профессию по душе и постоянно искать, как сделать свою работу лучше: быстрее, качественнее, дешевле или просто красивее. Конечно, в этом парке достаточно много условий и условностей. Но совершенно точно цель его существования – не только и не столько скучное зарабатывание денег, а наполнение жизни энергией и хорошим настроением.

Александр Фадеев: – Сегодня мы рассказали о том, чем занимаемся, и мы верим, что амбициозным людям будет интересно у нас работать. Это важно для человека – знать, что ты причастен к уникальным проектам, что, работая здесь, в Челнах, пусть в небольшом, но сплоченном коллективе, ты вносишь свой вклад в развитие промышленности, которая повышает уровень жизни в нашей стране. Это воодушевляет и побуждает ходить на работу.

– Задачи, про которые вы рассказали, способен выполнить только действительно компетентный коллектив.

Александр Фадеев: – Сейчас в России специалистов с такими компетенциями, как у нас, не так много. Нам регулярно приходят заявки на разработку достаточно серьезных изделий. В компании ежегодно реализуется несколько новых проектов. Это вливает живую струю в работу всех отделов – начиная с конструкторов и заканчивая сборщиками готовой продукции. Это позволяет предприятию постоянно развиваться, не застывать и не стоять на одном месте. Мы запускаем проекты, которые не имеют аналогов в России. Это действительно захватывающая работа.

– К слову об интересных проектах, на каком этапе сегодня ваш вездеход «РУСАК»?

Роман Маньковский: – Он долго воплощался в жизнь, сейчас идет процесс коммерциализации разработок. Объем производства стабилизировался, улучшаются показатели вездехода, расширяется «ареал обитания». Вездеходом интересуются транспортные, добывающие компании, геологи, энергетики, военные. Сейчас завершаем заказ на три машины для компании «ТНГ-Групп», головной офис которой находится в Бугульме. Неожиданно получилось помочь землякам, которые ведут бизнес в отдаленных регионах – приятный момент в нашей работе. Возникшие сложности с импортными комплектующими решили, проект развивается, перспектива захватывает. Об этом проекте мы обязательно расскажем более подробно в будущих публикациях.

– Какие условия у вас созданы для сотрудников?

Роман Маньковский: – Группа «КОМ» – это не только интересная работа, но и конкурентная зарплата и доброжелательная атмосфера. Мы гордимся нашим стилем управления, который сформировался за десятилетия работы. На него повлияла культура и характер основателя компании, его можно назвать интеллигентным и интеллектуальным. У нас не в ходу принцип «закрытых кабинетов» – мы слушаем всех сотрудников, открыты к диалогу, принимаем решения, только внимательно изучив и взвесив все выявленные аргументы. Культивируем полное взаимоуважение в коллективе и соблюдение субординации, не допуская при этом грубости и любого проявления высокомерия.

Александр Фадеев: – У нас, к слову, не практикуется такая мера воздействия на сотрудников как депремирование, в отличие от предприятий, которые используют для этого каждый удобный повод. Вместо этого мы стараемся построить работу так, чтобы такие поводы не возникали. Для нас важен человеческий подход, личные обстоятельства сотрудников. Это влияет на их продуктивность и хороший настрой. Поэтому руководство идет навстречу, когда составляется график отпусков, когда маме нужно быть рядом с ребенком или когда сотруднику нужно сходить в больницу. И, конечно, у нас созданы все условия для сотрудников на рабочих местах, есть столовая, работает вахта.

– А есть какие-то внутренние корпоративные традиции?

Роман Маньковский: – В этом году мы возобновили одну хорошую традицию, которая прервалась с пандемией и уходом из жизни Василия Владимировича, – корпоративный Сабантуй. Провели отличный праздник. Это был рабочий день, посвященный «корпоративному слаживанию». Команды соревновались в интеллектуальном квизе и в подвижных квестах, которые требуют повышенного уровня командной работы. В заключение мероприятия был приготовлен и съеден традиционный плов. Мы в прямом смысле воплотили поговорку «на работу как на праздник». Уверен, что частичка непринужденного конструктива, хорошего трудового задора распространится на все остальные рабочие дни года.

– Каких людей вы берете в свою команду?

Роман Маньковский: – Есть две основные составляющие нашей кадровой политики. Во-первых, мы отдаем предпочтение способным, умным, рассудительным людям, которых сами готовы сделать специалистами в нужной нам сфере. Конечно, мы рассматриваем и опытных сотрудников, но это для нас не приоритет. Мы охотно работаем с соискателями, которые хотят развиваться вместе с компанией. Во-вторых, мы принимаем в свою команду людей, которым, прежде всего, интересна работа. Вся наша работа тесно связана с творчеством, и мы поощряем его проявление. В разумных рамках, конечно. Мы творчески подходим и к производству, и к организации внутренних процессов, к повышению производительности труда, и к научной стороне нашей работы. 

– Каковы ближайшие перспективы предприятия? Что ждет ЗМТ и его сотрудников завтра?

Александр Фадеев: – Следующие годы мы видим для ЗМТ прорывными. Это будут годы реализации накопленного нами опыта и полученных компетенций. С учетом наших наработок и потребностей, которые существуют на рынке агрегатов, можно сказать, что мы стоим на пороге нового значительного этапа в истории компании.

Роман Маньковский: – Бурный рост промышленного производства в России открывает перед нами большие возможности. Наша задача – оставаться на гребне этой волны и максимально реализовать потенциал предприятия. В этом году мы стали резидентами новой очереди промпарка «Развитие». В ближайшее годы там будет запущено расширение нашего производства. Хотелось бы здесь выразить благодарность и глубокую признательность руководству города за поддержку производителей. Это большое подспорье для нас – знать и ощущать, что власть заботится о развитии заводов.

Сайт: zmtrus.ru

Телефоны: +7 (8552) 717-441, 717-332

Реклама ООО "ЗМТ", ИНН 5245015500
Комментарии
03.11.2023, 11:53

Богдана

Здорово! Так держать!
03.11.2023, 15:46

Радик

Супер!
03.11.2023, 18:48

Ексадмин

Успехов!
06.11.2023, 14:22

Анатолий

Светлая память великому человеку Василию Владимировичу организатору и вдохновителю. Человеку с большой буквы доброму, внимательному, настоящему другу, как его всем на нехватает.
08.11.2023, 14:53

от души

спасибо редакции за данный материал, приятно читать
08.11.2023, 15:54

Молодцы. Огромное уважение всем работникам и руководству.