«Идеальный шторм» сложился для небольшого сухогруза «Аякс» в городе на Каме. Судно скромно пришвартовалось из Перми к затопленному причалу в Челнах несколько лет назад. Сейчас же оно оказалось в эпицентре скандала, который спровоцировали планы властей – начать благоустройство набережной. На корабле давно базируются туристы старой советской закалки, а по ночам здесь устраивают неформальные тусовки. Соседи, это жители поселка Чаллы Яр и ЖК «Парус», заявили, что молодежь собирается неадекватная – «бухает и курит наркотики». Жарки спор случился на прошлой неделе, когда обсуждали планы по реконструкции «косы».
Откуда взялся «Аякс», что происходит на корабле и как теперь быть городу, когда судно закрывает потребность неформальной молодежи, но она не всем нравится? Chelny-biz.ru собрал мнения общественников и представителей бизнеса, которые тоже работают по соседству с жилыми домами.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ «АЯКС»
«ТЕ, КТО ДАВНО ЖИВЕТ В ЧЕЛНАХ, ЗНАЮТ, ЧТО ТУТ ВСЕГДА БЫЛА ПРИСТАНЬ, ОТКУДА ВСЕГДА ОТХОДИЛИ НЕБОЛЬШИЕ ПРОГУЛОЧНЫЕ ТЕПЛОХОДЫ»
Сухогруз «Аякс» в 2016 году приобрели супруги Елена и Михаил Борисовы, местные жители. Владел судном бизнесмен из Перми. Он решил, что плавучий склад ему больше не нужен и выставил на продажу. После сделки «Аякс» совершил последний рейс и причалил в Набережные Челны – его поставили на межнавигационный отстой напротив поселка Чаллы Яр.
– Инициатором покупки был мой супруг. У нас на тот момент образовалась определенная сумма денег. По тем временам это была дорогая покупка даже по стоимости металлолома. На эти деньги можно было купить крохотную квартирку в Челнах, - рассказала Chelny-biz.ru владелица Елена Борисова. - Точка, на которой сейчас стоит судно, тогда было обозначено на карте причалов. Те, кто давно живет в Челнах, знают, что тут всегда была пристань, откуда отходили небольшие прогулочные теплоходы. Тогда оно было на ходу. Единственное, что мы понимали тогда: у нас недостаточно средств для того, чтобы привести его в порядок. Почему стало стационарным объектом? Чтобы ходить на нем по рекам, необходимо проходить техобслуживание и проверку технического состояния. Мы эти проверки не проходили. Но мы и не выходим на открытую воду.
Судно, таким образом, стоит на полузатопленном причале уже несколько лет. За это время объект не раз становился предметом разбирательств с надзорными ведомствами. В феврале 2017 года на нем произошел пожар - огонь вспыхнул в корме, горела деревянная обшивка. Пламя заметили жители поселка Чаллы Яр, вызвали спецслужбы и даже доставили пожарных до места происшествия на снегоходе. Тогда возбудили уголовное дело по подозрению в поджоге. После этого об «Аяксе» узнал весь город и на владельцев посыпались претензии.
– Мы получили несколько исков от природоохранной прокуратуры. В нем акцентировали внимание на том, что судно якобы очень вредное. При наших сильных ветрах и волнах его может выбросить на берег, что причинит вред окружающим людям, животным и т.д. Но трудно представить, чтобы такое случилось. Да и вокруг ничего такого нет, чему можно было бы нанести вред. Оно у нас расчалено на три якоря. Там есть своя команда, которая следит за состоянием. Был ветер – делали перетяжки заново, что-то добавляли. Даже если вдруг обнаружатся повреждения на судне, это легко заметить и пресечь. И нам, собственникам, невыгодно, чтобы судно раз - и пропало. Зачем тогда мы его покупали?
Спустя время к объекту подобрался исполком. Начал с доступных рычагов – земли и здания, которое располагается в 20 метрах от судна. Оно, кстати, простояло на этом месте около 30 лет – здесь хранили аппаратуру и проводил мероприятия в холодное время года. Власти сначала отказывали собственникам в аренде, а потом прислали предписание о демонтаже здания - в нем постройку распознали как «незаконно установленный объект», не являющийся капитальным строением. Несмотря на сопротивление владельцев, помещений они все-таки лишились.
– Мы брали землю в аренду, чтобы оправдать существование лодочной станции. Но пару лет назад нам отказали в договоре. Видимо, решили, что если не мытьем, так катаньем. Начали ссылаться на долги за аренду, оказалось, что задолженность составляет буквально пару рублей, потом нашли еще какие-то суммы. Мы подали заявление в прокуратуру - там сказали, что нам не имели право отказывать. Но пока мы разбирались, оказалось, что исполком сдал землю «Горзеленхозу», подвластной городу компании. То есть фактически самому себе. Нас, таким образом, технично отстранили. Потом предъявляли, что мы незаконно бесплатно используем территорию, - пояснила Борисова. - Здания, к сожалению, уже нет. По распоряжению администрации его снесли в начале месяца. Приехали с полицией, сказали, что если мы будем сопротивляться, нас под белы рученьки и… Нам ничего не оставалось, как отступить, вынести свои вещи и отдать здание под снос. Но мы были готовы к такому исходу. Эту постройку в советское время строил отряд МЧС. Документов, естественно, не сохранилось. А для нашего города раз нет документов, то здание построено незаконно. Мы предпринимали несколько попыток отстоять здание, но не получилось. Мы простые люди и не смогли ничего предъявить. Вид здания не очень соответствовал современности, но вот так получилось. Обидно, конечно.
Собственники, кстати, еще до сноса предполагали, что это – первый шаг к устранению самого «Аякса». Такие требования ранее выдвигали и надзорные ведомства, утверждая, что акватория у набережной Табеева - не место для отстоя судов. Владельцы, в целом, не против переехать («наш интерес в том, чтобы судно было на плаву»), но отмечают, что необходимо подходящее место с соответствующей глубиной, коммуникациями, подъездом для пожарной машины и т.д. В качестве варианта ранее предлагали перебросить сухогруз на территорию речпорта на ГЭСе – но вариант не самый лучший, отмечает Борисова. В порту стоят корабли, которые занимаются судоходством, а «Аякс» по факту просто плавучее сооружение. Хотя его можно вообще не трогать, а вписать в инфраструктуру общественного причала, предлагает Борисова.
– Судно – это не бумажка, которую можно просто переложить с места на место. Нам говорят, что оно мешает судоходству, ржавеет. На самом деле причина в другом – мы неудобные. Хотя я не понимаю почему. Во дворах стоит столько брошенных автомобилей, на них не обращают внимание. Но теплоход, который занимает свое крошечное место в Челнах, очень всем мешает. Давайте посмотрим на мировую практику - в Париже жилые дебаркадеры и судна, которые стоят на Сене, никого не шокируют. Там даже проводят коммуникации. У нас тоже раньше были дома на понтонах. Это распространялось повсеместно, но почему-то сейчас об этом забыли… Может быть, наш город через несколько лет встряхнется и вспомнит, что здесь когда-то было место для причала. Тут глубины, к судну можно сколько угодно швартоваться. В Челнах сейчас вообще нет общественных причалов! В других есть платные с охраной и общественные – к ним ты можешь приплыть, высадиться, прогулялся по набережной и т.д. Я понимаю, что там, где причаливают моторные лодки, должны быть условия безопасности, чтобы не было трагичных случаев, где судна могут пересечься с пловцами, например. Но и здесь можно все оборудовать при желании. Но у нас эта сторона не задействована. Обидно, что река недоступна для людей.
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА КОРАБЛЕ
«ДЕЛО НЕ В МУЗЫКАНТАХ, А В КУЛЬТУРЕ. ЭТО В ЦЕЛОМ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ГОРОДА. ПОЭТОМУ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОТТАЛКИВАТЬ ОТ СЕБЯ МОЛОДЕЖЬ»
На «Аяксе» уже несколько лет формируется неформальное общественное пространство «Кораблик», развитием занимается сын Борисовых. Молодежь понемногу приводит в порядок объект. Отремонтировали трюмы (в этом году для оформления привлекали местных художников граффити), провели основательную проводку, планируют заняться внешней обшивкой. На корабле устраивают музыкальные концерты и прочие ивенты. Летом владельцы сдают в прокат доски для сапсерфинга. Выручка идет на ремонтные работы корабля.
Объектом, кстати, ранее интересовался Фонд содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». Общественники включили судно в свою концепцию благоустройства набережной Табеева. Ее в прошлом году представили мэру Наилю Магдееву. Урбанисты тогда особо подчеркивали, что «Аякс» нуждается в реставрации и ремонте. Предполагалось, что после реновации он станет полноценной площадкой для креативной молодежи и точкой притяжения для гостей и жителей. В исполкоме тогда проектом заинтересовались и взяли в разработку, активисты даже встретились с прежним начальником управления по делам молодежи Айзатом Махмутовым.
За благоустройство набережной в итоге взялись казанские архитекторы из HEADS GROUP. Столичная команда устроила общественные обсуждения, где неформальную молодежь жестко раскритиковали жители «Чаллы Яр» и ЖК «Парус» - «курят дурь, бухают и поют нацистские песни». Борисова стоит на своем – дисциплина соблюдается, но невозможно проконтролировать всех.
- Они говорят: «Это наше, а вы тут непонятно чем занимаетесь. Но мы считаем, что берег общий, - говорит Борисова. - В городе мало площадок, где молодежь могла бы собираться и проводить такие мероприятия. У нас есть группа молодых ребят, которые составляют ядро клуба. Понемногу расширяются – новых участников знакомят с правилами, объясняют, что необходимо соблюдать безопасность и учитывать, что судно находится не на острове, а в городе. Занимаются воспитательными моментами. Что касается алкогольных напитков, то ребята в клубе не сторонники этого дела. Иногда приезжают группы из других городов. Люди разные и некоторые, к сожалению, ведут себя не так адекватно. После концертов в контейнерах видно, что да, вино с собой привозили. И немало. Ребята следят, не разрешают проносить алкоголь, но некоторые все-таки умудряются. Обещали проработать этот вопрос. Но, думаю, что дело не в музыкантах, а в культуре. Это в целом проблема нашего города. Поэтому мы не должны отталкивать от себя молодежь.
Помимо творческой молодежи, при «Аяксе» базируется туристический клуб, в который входит около 200 человек. В составе, в основном, люди зрелого возраста. Это опытные туристы и любители. У клуба есть семь парусников - участники сделали их своими руками. Люди ходят в походы на Камчатку, Саяны, на Алтай, Байкал и т.д. Коммерческой составляющей у сообщества нет.
Парусники, кстати, строит и сам Михаил Борисов – у него есть соответствующее образование. Он также является призером соревнований по спортивной гребле, проходивших в СССР. Мужчина как-то выходил на исполком с предложением запустить в Челнах школу гребного спорта, но ему отказали. Еще до обсуждений набережной он рассказал Chelny-biz.ru,6 что опытные туристы готовы взять на себя организацию по обучению гребле, если исполком даст «зеленый свет».
- Это же так здорово! Перед тобой Кама – ты гребешь, наслаждаешься видами. Это очень важно для досуга и здоровья горожан. Хороший пример для других. Надо оставлять места, где люди могли бы заняться плаванием, греблей. Когда мы приехали сюда на «КАМАЗ», на комсомольскую стройку, нам говорили: «Вы строите город! Он будет вашим!». Мы построили, вырастили здесь детей, а нам говорят: «Вы вообще кто? Ваше мнение уже неинтересно». Но мы тоже имеем право на формирование какого-то облика и наполнение нашего города. Наши представления, конечно, могут быть устаревшими, но мы можем их откорректировать. Главное, чтобы Челнам было хорошо.
ЧТО ДУМАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
«НУЖНО ПРИВЕСТИ ЕГО В ПОРЯДОК, УПОРЯДОЧИТЬ И ГЛАВНОЕ – ПОДРУЖИТЬСЯ С СОСЕДЯМИ»
Своим мнением об «Аяксе» и прогнозами на его будущее с Chelny-biz.ru поделились представители творческой и предпринимательской прослойки Челнов:
Айрат Тагиров, владелец пляжа Sundale:
– Я слышал о споре, который возник вокруг «Аякса», знаю, что людей напрягает этот объект, это некрасиво. Нужно как-то уважительно относиться к соседям и дружить с ними. Я всегда прислушиваюсь к тем, кто идет с нами на контакт. Всегда уменьшаю громкость звука, если музыка играет, то не совсем поздно. Вообще, мне кажется, что этот проект интересный. Это что-то необычное, нет похожих вариантов. Все будет завесить от хозяина объекта. Нужно как-то привести его в порядок, упорядочить и главное подружиться с соседями, не напрягать их. Тогда все будет нормально. Я за то, чтобы этот кораблик был.
Артур Королев, предприниматель, шоумен:
– Там живет определенное сообщество, с сообществом необходимо разговаривать и общаться. Существует оно достаточно давно. Единственный момент – оно не было никак интегрировано в какую-то общественную общегородскую жизнь. Они жили своими событиями, мероприятиями, поэтому про этот кораблик мало кто знал. А местным жителям не совсем понятно, что это такое, поэтому к ним возникает много вопросов. Все, что необходимо сделать – провести определенный мастермайндс с активистами, бизнесом и администрацией для того, чтобы понять, как его можно включить в общегородскую среду. Этот объект сам по себе интересный, я такого в принципе нигде не встречал. Вместе с корабликом набережная может заиграть какими-то другими красками. У них, по-моему, даже был какой-то концепт, нужно просто привести кораблик в порядок. Я уверен, что ребята смогут его поддерживать, это получился бы очень классный проект. Я за сохранение, снести всегда просто. А вот как-то додумать, доработать было бы гораздо полезнее для города, у меня такое мнение. Там есть люди, которые занимаются туризмом, я так понимаю, это взрослые, а сын владельца кораблика – музыкой. Кораблик, возможно, представляет достаточно интересную площадку для ивентов, мероприятий, встреч и всего остального в летний период, а для взрослых – это некая отправная точка для тех же самых сапбордов и для остальных видов спорта. Это хорошее место для притяжения, нужно интегрировать его с юридической точки зрения, с экономической – для того, чтобы в город платились налоги и выстроить историю с мероприятиями для того, чтобы это было не для локальной группы, а чтобы была еще и общественная польза для молодежной политики. Там можно собираться, молодежные центры могли бы там что-то организовывать. Если люди там собираются, то нужно это развить и масштабировать. Я понимаю, почему его хотят снести: пока он представляет собой жалкий вид пришвартованного корабля. Его нужно перекрасить, обустроить, сделать комфортную площадку для перемещения, соблюсти меры безопасности и будет очень классный арт-объект, который никто не захочет снести.
Ярослав Гользаузер, основатель, руководитель сети «Школа Рока UndergroundRockSchool»:
– В этом месте проходят концерты, но под наши мероприятия этот объект не подходит, так как нам элементарно не хватает инфраструктуры, нормального туалета и остальных благ. Самое главное – это неудобные подходные и подъездные пути. Мы не можем позволить себе везти людей в такие условия, я не могу привезти ни родителей, ни своих учеников. Все остальные – если их это устраивает, то ради Бога. Если молодежи там нравится, почему кто-то другой должен решать, что этот объект не нужен? Если у кого-то возник вопрос или спор, нужно или не нужно, люди могут вложить свои деньги и сделать что-то другое, что-то лучше. Если они не готовы, то в этом случае нужно либо помочь, либо не мешать. Такой формат мало где вообще есть. Если проект живет несколько лет, и он не загнулся, то это рабочий проект. Значит, он может существовать – все очень просто. То, что не может работать, закрывается само, без участия каких-то «решателей», которые говорят – нужно или не нужно. Я знаю, что там ребята отдыхают, привозят какие-то группы иногородние. Нигде в Челнах такого больше нет, ни на какие другие сцены не привозят. Владельцы могли бы создать подходящие условия для людей. Да, нужно дорабатывать, нужно ставить туалеты, умывальники, но тем не менее сам формат живет же несколько лет. Я не думаю, что кто-то в праве решать за людей, нужно им это или не нужно. Если кому-то не нравится такой способ, создайте свой. Кто-то уже вложил в это средства, выкупил этот корабль, что-то там проводит, везет туда оборудование и так далее. Зачем людям мешать? Я понимаю, если бы там творились какие-то незаконные вещи, тогда да. Но там молодежь отдыхает, слушает музыку. Как может кто-то сказать, что городу это ненужно? Если этот объект убрать, то ребятам будет некуда идти.
Гульзада Рзаева, почетный гражданин города, бывший директор ДК «Энергетик»
- Город каждую копейку тянет на самое нужное, нужно ли сейчас в это время такие вещи вершить (благоустройство набережной – ред.)? Понятно, идет ремонт, облагораживание наших берегов. Но рачительный хозяин сначала думает – это надо первым, это вторым, это третьим. Пир во время чумы тоже не надо устраивать.
Но Челны - мой родной город, я здесь родилась. Поэтому считаю, что к каждому делу надо внимательнее отнестись. Я не говорю откровенно «нет»! Молодежь же говорит – нужно. Они, молодые, все вершат сами. Станет нужен – значит нужен! Берег тоже должен быть интересным, красивым. В 2000 году в Набережных Челнах отмечали 150-летие нашей челнинской пристани. Мы сделали прекрасный праздник на берегу Камы: сюжет закрутился вокруг кораблей, прибывших к нам из других стран. Берег реки все-таки Богом данный для города Набережные Челны. Это благодать. Ее нужно облагораживать. Если молодежи необходим такой формат, то конечно, его нужно учитывать.
У нас была старая пристань, народ вечерами шел к берегу, пароходы встречал. А здесь у молодежи формат иного характера – концерты, мероприятия и т.д. Если очень красиво сделать, это хорошая вещь. Жизнь же продолжается. И пристань нам нужна! А то корабли проплывают мимо, на палубах люди смотрят на наш город и говорят: «О, даже остановиться невозможно! А мы бы посмотрели, что за город!»
На ГЭСе стоял корабль «Североморец». Там была речная школа, столько мальчишек занималось! Мой сын туда ходил. Настолько влюбился, что даже служить пошел в морфлот на Камчатку. «Североморец» тоже нужно было развивать. Он, конечно, от времени износился, его отвезли на ремонт. Вернули и подумали бы, куда поставить, но он нужен. Его ценность, прежде всего, в истории. Он и как музейный экспонат может быть, и как корабль на ходу. Корабля большего размера нам, городу, никогда не достать. Это знаете, сколько денег нужно?! И «Аякс» был бы интересен с этой точки зрения. Выкидывать - это одно. А отнестись по-хозяйски – совсем другое. Надо привести в порядок, вовремя красить, дыры латать и т.д.
Chelny-biz.ru
Елена
Михаил Семенович Борисов
Алон
Вопрос
+++
Михаил
михаил
Артур
Гафур
Михаил
Сергей
Михаил Михайлович
М да
Вы что решили дурака включить
Михаил
Диз
Мира