Челнинские випы достали из закромов своего разума светлые воспоминания о школьной поре. Известные в городе люди рассказали Chelny-biz.ru о том, как избавлялись от дневника, чтобы родители не «спалили» «двойку», как были против комсомола настолько, что пришлось покинуть стены школы и как получали зарплату за примерную учебу.
Начало учебного года – лучшее время для того, чтобы вспомнить былое. Кто из спикеров оставил свое хулиганство в прошлом и вырос приличным человеком, а кто мечтал стать вторым Индианой Джонсом и отыскать священный грааль? Какой любимец публики в детстве протирал коленки, вытанцовывая брейк-данс под музыкальный хит Freestyler и кто сводил с ума девчонок своей игрой на гитаре? Обо всем этом и не только в материале Chelny-biz.ru.
ЭДУАРД ФАТТАХОВ
ТАНЦЕВАЛ БРЕЙК-ДАНС, ЧАСТО ХУЛИГАНИЛ
Будущий руководитель местного отделения ПФР, а после – глава Центрального района, был постоянным гостем кабинета директора – уж больно часто хулиганил. Родители Фаттахова даже решили завести «дневник поведения», в котором каждый учитель отмечал, как мальчик ведет себя на уроке. «Документ» давал свои плоды, на время утихомирив шалунишку.
– Поведение у меня было, как у любого мальчишки, не очень хорошее. Мы любили драться, бегать по школе, хулиганить. По этому поводу родителей часто вызывали в школу, – рассказывает Фаттахов. – Мы хулиганили не потому, что хотели навредить, а потому что мы – мальчишки. Учителя относились с пониманием. Для того, чтобы меня дисциплинировать, даже назначали командиром пионерского отряда.
Хотя, нужно отдать должное, учился Эдуард Фаттахов на твердую четверку. Особенная любовь проявилась к математике – даже самые сложные задачки он щелках как орешки, защищал честь школы на олимпиадах, а все упражнения в учебнике самостоятельно решал еще задолго до прохождения классом учебной программы.
– Математика была в удовольствие. Очень нравилось решать задачи. Помогал одноклассникам, – вспоминает глава района.
После девятого класса Фаттахов пошел туда, где цифры: отучился на бухгалтера в торговом техникуме, а после получил две «вышки». В ИЭУП отучился по специальности «Финансы и кредит», в КГУ получил профессию юриста. Кстати, оба учебных заведения проводили Фаттахова с красным дипломом.
В школьные годы будущий глава Центрального района всерьез увлекался танцами. В танцевальную группу его привело желание научиться брейк-дансу (нужно отметить, что это закрепило авторитет Фаттахова среди сверстников, которые то и дело просили научить танцевать).
ВАДИМ МАТЮШИН
ВЫКИНУЛ ДНЕВНИК В ПОДВАЛ, МЕЧТАЛ О ЮРФАКЕ
Вадим Матюшин, директор 42-й школы, так вдохновился преподаванием своего учителя истории, что в будущем сам решил связать свою жизнь с этим предметом. Желанию исследовать события и факты поспособствовала и родословная – дедушка Матюшина был директором школы и историком. Однако у юного Вадима появился соблазн связать свою жизнь с Фемидой – все мечты о преподавании затмила идея поступить на юридический факультет. Но тут судьба все-таки внесла свои правки, и он не смог поступить на юрфак. Целый год после своего школьного выпуска он учился на подготовительных курсах в филиале Казанского педагогического университета. Там-то он и остановил свой взор на педагогической деятельности и попрощался с мыслью поступать на юрфак.
В свои школьные годы будущий педагог хулиганил, как и все мальчишки, один раз и вовсе схлопотал двойку. Чтобы как-то замести следы, он избавился от дневника, выкинув его в подвал…
– В свое время я был немножко хулиганом, но учился я, конечно, хорошо – был твердым ударником. Но, однажды, в начальной школе мне поставили оценку «два», по-моему, даже за поведение, не помню уже… Я шел домой и думал: ругать же будут за нее! И я выкинул свой дневник в подвал. Придя домой, мама и папа, естественно, вечером попросили показать оценки, и мне пришлось сказать, что я шел мимо подвала и дневник у меня просто выпал, – поделился директор 42 школы Вадим Матюшин. – Но, конечно, мне никто не поверил. Потом нам с папой пришлось его оттуда доставать. Мы даже попросили сантехника открыть доступ. Мы его оттуда достали, и там конечно же виднелась эта двойка. Но, правда, меня не сильно ругали, объяснили тогда, что кроме хороших оценок бывают в жизни и плохие. Что это не трагедия. Просто нужно ее потом исправлять.
Самым нелюбимым предметом стало рисование, Вадим Матюшин отметил, что рисовать не умел, но придумал «бартер»: он помогал с математикой соседу, а тот, в свою очередь, «подтянул» по художественному мастерству.
ОЛЕГ АФАНАСЬЕВ
СМЕНИЛ БОЛЬШЕ ПЯТИ ШКОЛ, ПОПАЛ В ХУЛИГАНСКУЮ КОМПАНИЮ
Олег Афанасьев, руководитель пресс-службы «КАМАЗа», в школе, как оказалось, не пылал любовью к русскому языку и литературе, но в итоге связал свою жизнь с журналистикой и PR. Он учился на «четверки» и «пятерки», даже хулиганская компания, в которую попал в старших классах, не дала ему скатиться к «тройкам».
– Я учился достаточно хорошо, круглым отличником никогда не был, но закончил школу без троек, – рассказал Афанасьев. – Поскольку я родился в семье военнослужащего, мне пришлось сменить много школ. В первый класс пошел в городе Кяхта на границе с Монголией и уже в октябре уехал с родителями в Чехословакию, где учился в советской школе в военном городке. Потом я сменил еще не менее пяти школ. Окончил учебу уже в Москве, в школе №230. Что больше всего поражало – куда бы я ни приехал, везде была одна и та же программа, и я легко вливался в учебу, ничего не пропуская. Из предметов больше всего тяготел к точным наукам – математике, а потом алгебре и геометрии. По ним у меня были «пятерки». С меньшей любовью, как это ни странно, относился к русскому языку и литературе. Эти предметы мне казались не столь интересными, и я в них не очень преуспевал, хотя до четверок дотягивал. Кто знал, что они станут для меня основными? – улыбается руководитель пресс-службы.
В старших классах у Афанасьева проснулась любовь к географии и истории, которой он увлекается и по сей день. Любимых учителей у него не было – частые смены школ просто не давали к кому-то привязаться. Но самым запоминающимся педагогом стал Петр Сергеевич из московской школы. Его знал и побаивался весь район за счет его крутого нрава, и…своеобразных методов работы. Зато результаты по физике были в школе просто феноменальные.
– Как-то, когда наш класс был дежурным, Петр Сергеевич поставил меня перед входом с табличкой: «Вытри ноги у порога 6–10 раз». Он ратовал за порядок, его подход был своеобразным, но эффективным. По крайней мере, никто не жаловался.
Школа, кстати, была не в самом благополучном (в те годы) районе Москвы. Так что под конец учебы Олег Афанасьев, который до этого сидел за партой с детьми военных, увидел-таки, какой может быть реальная жизнь. Он попал в хулиганскую компанию, с которой гулял по стройкам и играл в хоккей.
– Я органично вписывался, хотя не отличался хулиганскими выходками. У меня была самая трезвая голова в нашей компании, и я старался сдерживать необузданные поступки товарищей. Меня даже в комсомол принимали, чтобы я мог как-то повлиять на своих друзей, – смеется Афанасьев.
А потом он поступил в Суворовское училище. Но это другая история.
ФАРИД САЛАХОВ
ЗАКОНЧИЛ ДЕТСАД ЭКСТЕРНОМ, ИГРАЛ НА БАС-ГИТАРЕ
Фарид Салахов, руководитель исполкома Набережных Челнов, так сильно рвался пойти в первый класс, чтобы примерить форму и проникнуться романтикой школьных коридоров, что уговорил родителей экстерном закончить детсад. Так, школа №1 в Буинске приняла в ряды первоклассников шестилетнего, самого младшего, будущего чиновника. Правда, свой самый первый в жизни звонок он все-таки пропустил.
– Мне предстоял последний год в детском саду и где-то через неделю после Дня знаний я узнал, что девочка из моей группы пошла в школу. Мне тоже захотелось. Я подумал: «Как так?! Что это я отстаю?». Вот только девочке той семь лет исполнилось уже через месяц, а мне только в январе будет. Как бы то ни было, я подошел к маме, сказал, что готов учиться и пошел в первый класс. Это произошло где-то в десятых числах сентября, то есть торжественной линейки у меня не было.
Несмотря на то, что Фарид Салахов был самым младшим в классе, самым низкорослым его назвать было сложно, вскоре он не только догнал своих одноклассников, но и перегнал их. Будущий сити-менеджер проучился в этой школе до 11-го класса, разбавляя свои учебные будни игрой на бас-гитаре: он числился в составе музыкальной группы. Компания собралась не только талантливая, но и мастеровитая – ребята самостоятельно отремонтировали старую аппаратуру. Помимо любви к музыке Салахов испытывал и любовь ко сцене – он участвовал в КВН, а команда соревновалась с другими командами школ Буинска.
Возвращаясь к теме учебы, чиновник вспомнил, что ему нравились точные науки – алгебра и геометрия, которые, во многом, полюбились Фариду Салахову благодаря учителю. Галина Назмеева, как он говорит, была настоящим профессионалом, хорошо знала свой предмет и могла им увлечь.
– Я любил алгебру, геометрию и историю – и точные науки, и естественные. Нелюбимых предметов, наверное, не было, – попытался припомнить сити-менеджер. – Может, что-то давалось тяжелее, например, химия. Но как без нее?
Добрые воспоминания Салахова оставил и их классный руководитель – Светлана Победимская. Она вела ребят с пятого по 11-й класс. Это был ее первый выпуск, и она постаралась устроить им по-настоящему насыщенные школьные годы: организовывала поездки в Казань и в Санкт-Петербург, водила подопечных в столичный цирк, в театр и так далее.
– Так же у всех было. Она вложила в нас много сил. Верила, что у нас все получится, – говорит Фарид Салахов. – Класс у нас был очень дружный. В этом году исполнилось 20 лет, как мы выпустились. Встречались с одноклассниками, вспоминали... Хорошее было время.
СЕРГЕЙ ЕРЕТНОВ
ОТКАЗАЛСЯ ИЗУЧАТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЗАСИЖИВАЛСЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Трудно представить Сергея Еретнова, чей образ неразделим с образом оппозиционера с рупором в руках, постояльцем школьной библиотеки. Несмотря на то, что школа не выпустила будущего депутата с золотой медалью, напротив, он был не лучшим учеником в классе, на задних партах Еретнов не пакостничал и не срывал уроки, как остальные представители «галерок», а спокойно читал. Среди любимых предметов экс-депутат горсовета припомнил историю, к нелюбимым записал английский язык. И то только потому, что не видел смысла тратить учебное время на то, что нельзя было в то время применить в дальнейшем. Железный занавес только-только начал спадать, иностранной литературы для самообразования еще не было, а о выезде заграницу и вовсе можно было только мечтать.
– Меня учительница на урок английского языка не допускала два года – восьмой и девятый классы. Все потому, что я спросил, а для чего нам его вообще надо учить? Книг тогда не было, кроме школьных учебников, фильмов и журналов в продаже тоже не найти, заграницу не пускали. Учительница выгнала меня из класса, сказала больше не приходить. Два года я не изучал этот предмет, мне в конце года просто ставили «тройку» и все, – поделился с Chelny-biz.ru Сергей Еретнов.
Оппозиционная натура Сергея Еретнова начала пробиваться наружу уже к девятому классу – именно тогда он не «подружился» с комсомолом, куда его так рьяно пытались зазвать.
– Мы единственные (три одноклассника) из всего города, кто отказался вступать в комсомол. Сначала на нас никакого внимания не обращали, потом, когда в девятый класс перешли и все в школе оказались комсомольцами, кроме нас, то начали «пропесочивать», потом пугать отчислением, потом уговаривать вступить, а потом и вовсе говорили «вы просто придите, ответьте на два заранее заученных вопроса и все», лишь бы не портить статистику. Само руководство комсомола превратило все это в фарс. Когда это все достаточно динамично происходило на наших глазах, мы окончательно отказались вступать в комсомол. Попытка любыми способами – от угроз до уговоров – сделало бессмысленным само вступление в комсомол вообще. Поэтому меня и выгнали с 10 класса, – продолжил Еретнов.
Несмотря на это, он отзывается о своей школьной поре с теплотой, помнит и любит своих учителей и одноклассников.
– Я до сих пор очень благодарен Михаилу Степанову, бывшему директору 15-й школы, я считаю его выдающимся человеком, он был одним из самых уважаемых в городе людей. Он, когда я не попал в 10-й класс, лично устроил меня в училище при заводе ПРЗ. Туда можно было поступить только после 10 класса, а меня приняли после девятого. Он же договорился о том, чтобы я учился в вечерней школе, которую я позднее закончил. Я получил четвертый разряд слесаря, это в те времена было очень неплохо. В благодарность я тоже потом начал помогать школе: спортивный инвентарь покупал, оплачивал какие-то поездки, всегда шел навстречу.
ИЛЬГАМ ТУХФАТУЛЛИН
УЧИЛ ХИМИЮ НА АНГЛИЙСКОМ, ЧУТЬ НЕ СТАЛ ТУРЕЦКИМ ЭКОНОМИСТОМ
Ильгам Тухфатуллин, директор школы № 39, который с восьмого по 12-й класс жил и учился в татарско-турецком лицее (в то время был интернатом), донес до нынешних времен много школьных воспоминаний. Так как мальчишки жили в стенах учреждения с понедельника по пятницу, яркая жизнь била ключом практически круглосуточно: это и бои на подушках, и футбольные матчи, и комендантский час, которого в обычных школах никак не встретить. Но больше всего Тухфатуллину запомнилась столовая и необычный поднос, который будто сошел с глянцевых журналов про бытовую утварь.
– Надо понимать, что мы были растущими организмами. Кушать хотелось постоянно, поэтому самым популярным местом у нас была столовая, – рассказал Ильгам Тухфатуллин. – У нас не было возможности прийти домой покушать вкусняшки, поэтому все, что давали в столовой, мы брали с добавочкой. У нас были такие интересные железные подносы. Тарелок не было, были подносы с углублениями: на одном подносе помещался суп, второе, салат, столовые приборы и подстаканник. Вот этот поднос, наверное, и запомнился на всю жизнь. Такого я больше нигде не видел.
Самым любимым предметом у будущего директора школы были география, история и английский. Как и все пацаны, он любил погонять в футбол на физкультуре. Сложнее всего давалась химия, которая далеко не у всех усваивается на родном языке. А в лицее изучать химические элементы и обсуждать таблицу Менделеева было принято исключительно на английском языке, что прибавляло сложности к и без того практически невыполнимой миссии.
– Это была достаточно необычная школа. Потому что такие предметы как физика, химия, математика и биология преподавались на английском языке, – продолжил Тухфатуллин. – Историю и географию изучали на турецком, то, что касается именно турецкой истории. Параллельно такие предметы, как математика, углубляли на русском языке. Очень интересно было.
Являясь полиглотом по призванию, Тухфатуллин заимел планы переехать в Турцию и продолжить учебу на экономическом факультете уже на заморской земле. Но как бы не манила турецкая романтика и не зазывала пахлава, будущий директор остался в Челнах и обосновался на педагогическом факультете, решив продолжить династию учителей – родители тоже преподавали.
– По окончанию 12 класса (у них было 12) мы могли попробовать поступить в Турцию. Я туда поступил на экономический. Но связывать свою жизнь с экономикой, в общем-то, я не совсем хотел. Поступил туда, но в итоге не уехал, а остался здесь. Учился в челнинском филиале КГПУ. Помню, наш классный руководитель как-то сказал: «Оставайся, из тебя должен получиться педагог». Так и получилось.
ЛЕНАР АХМЕТЗЯНОВ
СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДАЛИСТ, ЗАНИМАЛСЯ ГИМНАСТИКОЙ
Серебряная медаль висит на груди главного юриста исполкома – Ленара Ахметзянова. До золота ему не хватило чуть-чуть – немного не дотянул по русскому и литературе.
Начальные классы будущий чиновник отучился городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа. Ахметзянов так же, как и его коллега по цеху Фарид Салахов, не захотел засиживаться в детском садике и вступил на школьную территорию уже в шесть лет. За все время, которое он посвятил себя этой прекрасной поре, он успел попробовать себя в футболе, гимнастике и боксе. В средних классах хорошие оценки родители стимулировали рублем – «премия» выдавалась за каждую «пятерку» и «четверку». Расчет производился по итогам месяца.
– Было интересно так учиться, соревновались с братом, кто больше заработает. В старших классах выплаты прекратились, но хорошо учиться я не перестал, – рассказывает Ахметзянов. – Помню, как была с нами строга в плане учебы наша мама. Из-за ошибки мне приходилось переписывать всю тетрадь. Брату тоже доставалось, – с улыбкой вспоминает школьные годы Ленар Ахметязнов. – В старших классах, когда готовился к экзаменам, я много читал. Помню, как под конец 11-го класса родители были удивлены, узнав, что я иду на медаль.
Строгостью отличался и классный руководитель-учитель физики, у которого Ахметзянов как-то подряд «словил» шесть «двоек».
– Тогда я отрицал его подход к обучению, не соглашался с его мнением. За это и ставились такие оценки. Спустя годы я понимаю, что он был прав. Оценки я в итоге исправил: годовая была «пятерка». А физика стала одним из любимых предметов, – заключил Ахметзянов.
С особой любовью юрист вспоминает одноклассников – встречи с ними ежегодно проходят уже на протяжение 19 лет.
ЖАННА ХАЛИУЛЛИНА
УЧИЛАСЬ В СПОРТИВНОМ КЛАССЕ, ДОБИЛАСЬ «ПЯТЕРКИ» ПО МАТЕМАТИКЕ
Заместитель гендиректора «КАМАЗа» по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению Жанна Халиуллина училась в спортивном классе с пятого по 11-й и играла в волейбол (хотя могла бы и танцевать), а после школы поступила на физмат несмотря на то, что учительница по математике настойчиво ставила ей «четверки». Ученице все-таки удалось подобрать шифр к неприступному сердцу преподавателя своим упорством. В итоге в дневнике красовалась заслуженная «пятерка».
– Я пробовала себя и в легкой атлетике, и в гимнастике, в четвертом классе ходила одновременно кружков, наверное, на пять. Так вышло, что меня отобрали в спортивный класс в гимназии. Тогда я начала заниматься волейболом. Хотела еще и танцами, но моя мудрая мама настояла на том, чтобы выбрать что-то одно, – вспоминает топ-менеджер «КАМАЗа».
В шестом классе она увлеклась математикой, поняла, что хорошо дружит с числами и формулами и ей это интересно. Но учительница почему-то оценивала подопечную на «4», что бы та ни делала.
– Мне было очень обидно, я приходила домой и делилась с мамой: «Как же так? Она решила, что я не заслуживаю оценку выше». На что моя мудрая мама ответила: «Жанна, ты не должна думать, что учитель занижает оценку. Она оценивает тебя так, как ты смогла себя проявить. Если это «четверка», значит, что-то ты могла сделать не так». Мама не пошла разбираться с учителем за меня, не сказала «не обращай внимания». Она посоветовала проанализировать ситуацию и найти «ключик». И действительно, к девятому классу у меня была твердая «пятерка» по математике. В 10–11-м классах у меня все было отлично с этим предметом, и в итоге я поступила на физико-математический факультет в Поморский государственный педуниверситет. Это был хороший жизненный урок, которому я учила и своих детей: если что-то не получается, надо поговорить, выстроить отношения, а не допускать конфликт.
Спортивный класс не только развивал будущего руководителя физически, но и научил, что такое командный дух.
– Мы были вместе практически постоянно – и на уроках, и на тренировках шесть дней в неделю (а во время сборов и по два раза в день!), и в спортивных лагерях. У нас были веселые молодые тренеры. Они учили нас работать в команде, договариваться, поддерживать друг друга.
Был и хороший урок, который научил Жанну Халиуллину рассчитывать на себя, а не надеяться на других. Урок из тех, что тренируют характер.
– Ни у кого не было сомнений, что мы поступим в любой вуз. Тренеры говорили нам, что спортсмены нужны везде. Мы учились хорошо, но целенаправленной подготовки к экзаменам не было. А когда речь зашла о поступлении, тренеры куда-то пропали... Тогда в университете на физмате добавили информатику, и на традиционно невостребованное направление образовался большой конкурс 15 человек на место. Я не училась в профильном классе, и передо мной стояла задача подготовиться так, чтобы поступить. Характер и воля к победе, которые были заложены спортом, пригодились. Я села за учебники, два месяца интенсивно готовилась и сдала экзамен на пять баллов. Когда хочешь добиться чего-то, упираешься рогом и делаешь.
Chelny-biz.ru
Раушания