Новости
Подробно


Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

23.08.2022, 17:37

Как городу проектировать, строить и жить – должен регламентировать новый документ, который уже разработали исполнители, но наотрез отказались принимать депутаты Набережных Челнов. «Местные нормативы градостроительного проектирования» оказались…сырые. Накануне на сессии вопрос вычеркнули из повестки, чтобы отправить на доработку. Местные строители не воспринимают всерьез то, что получилось у авторов документа. Что же вышло, и почему оно вызвало такое недоверие – решил подробнее разобрать Chelny-biz.ru.

В нормативах, например, прописывают требования к общегородскому центру, но насколько они применимы к Челнам – большой вопрос. Требуют организовать зеленые зоны в частных секторах, но где взять под них место – не объясняется. В микрорайонах обязывают строить площадки для выгула собак, банно-оздоровительные комплексы, устанавливать мусорные контейнеры определенным образом (которому уже не соответствуют даже самые современные площадки «Нашего двора»)… А местами нормативы вроде как прописаны, но есть условия, при которых они не обязательны. Документ занимательный. Предлагаем ознакомиться с некоторыми тезисами.   

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЦЕНТР

Авторы документа разработали нормативы для трех уровней – «планировочных единиц» – для районов города (Центральный, Автозаводский, Комсомольский), микрорайонов и участков многоквартирного дома. Расписано, какие объекты и в каком количестве должны там быть. Также есть требования для центра города. Причем как для общегородского, так и районного. Обо всем по порядку.

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Так, в общегородском центре должны быть: учреждения культуры и искусства (театры, концертные залы, выставочные центры, музеи регионального значения, спортивно-зрелищные учреждения, библиотеки, цирки, развлекательные центры), учреждения управления (органы государственной власти, деловые учреждения, управления и конторы министерств), а также крупные универсальные и специализированные магазины со сложным ассортиментом товаров. До всех них у горожан должна быть возможность доехать максимум за час. А вот сколько театров, музеев и пр. должно быть в городе – определяет уже другой документ – Стратегия социально-экономического развития. Какую территорию можно обозначить в Челнах «общегородским центром» – не уточняется. Учитывая, что два театра раскиданы от поселка ЗЯБ до парка Прибрежный, а музей и центральная библиотека находятся на ГЭСе, это чересчур сложная задача.  

В центре каждого района должны быть: торговый центр, рыночный комплекс, кинотеатр, спортивный комплекс, лечебно-оздоровительные учреждения, общепит, административные учреждения и коммерческие объекты. Здесь уже могут возникнуть вопросы, допустим, к Комсомольскому району, где нет кинотеатров. Ближайший к старой части города – «Синема парк» в «Торговом квартале». Также в районе обязательно должен быть парк и сад. Парковки, которых должно хватить всем (и местным жителям, и трудовым коллективам), рассчитываются исходя из нормы 400–450 автомобилей на тысячу жителей.

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

В каждом микрорайоне, кстати, тоже нужен свой центр с универсамами, общепитом и учреждениями хозбыта. И люди не должны тратить больше 20-ти минут пешком, чтобы добраться туда. Ну, и, естественно, школы, садики, объекты здравоохранения, проезды, озеленение, парковки...

Еще одно интересное требование – как минимум одна площадка для выгула собак площадью не менее 400 кв.м. на каждый микрорайон. Учитывая, что таких мест в целом по городу можно по пальцам пересчитать, этот пункт станет практически революционным для Челнов, где dog-friendly среда буквально вписывается в официальный городской документ.

Поправка – случаи отклонения от всех перечисленных требований допускаются. Если есть обоснование и пройдены публичные слушания. То есть требования как бы есть, но… 

ЧТО С ЗАСТРОЙКОЙ

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Девелоперы, желающие комплексно застроить пустырь, должны четко следовать требованиям документа. В принципе, большинство из них логичны, некоторые и так реализуются. Допустим, новым микрорайонам нельзя без школ и садиков. Власти Челнов ежегодно рапортуют об их строительстве. Если в микрорайоне предусмотрены отдельно стоящие паркинги, их нужно размещать вдоль дороги и с прямым доступом к ней. Этому требованию, собственно, соответствуют ЖК «Междуречье» с парковкой на Набережночелнинском проспекте или паркинг «Профита» в 14-м комплексе на Беляева. Жители микрорайона должны быть обеспечены магазинами, общепитом и бытовым обслуживанием. Это продуктовые магазины, специализированные, промтовары, рынки, предприятия бытового обслуживания… В том числе, прачечные, химчистки и (внезапно!) банно-оздоровительные комплексы из расчета 5,5 помывочных мест на тысячу жителей. По крайней мере, такое требование прописано в одной из многочисленных таблиц документа.

Если затевается малоэтажная жилая застройка (не выше трех этажей), к ней тоже есть свои требования. Так, доля нежилого фонда здесь не должна превышать 7–10%. Площадь застройки – 60%. 15% – под озеленение. Плотность застройки – 30–35 человек на гектар в индивидуальных домах и 80–110 в блокированной застройке. Нужны широкие улицы по 16 метров и проезды по восемь, плюс обязательны тротуары минимум по полтора метра, что в существующем частном секторе большая редкость. Авторы документа прикидывают, что в одном доме могут жить 3,2 человека. Им отводится не менее одного машиноместа на дом, а для блокированной застройки – не менее одного на блок. В малоэтажке предусматриваются детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора. Жителям должны быть доступны школы и садики. При этом радиус до них может быть увеличен, если для детей и родителей организован транспорт.

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

В среднеэтажной застройке (четыре–восемь этажей) разрешается занять домами 40% территории. Доля нежилого фонда – 20%. Здесь должны быть улицы пошире: городского значения – по 40 метров, районного – по 25, проезды – восьмиметровые.

При многоэтажной застройке документ предусматривает, сколько каких домов можно разместить в новом микрорайоне. Так, дома по 9–18 этажей могут занимать 30% территории, выше – 20%. Плотность населения – 420–450 человек на гектар. Ее, кстати, можно поднять или уменьшить, если речь идет о реконструкции уже существующей застройки, но в пределах 10%. Ширина улиц городского значения должна достигать 70 метров, районного – 40, проездов – 25. Под озеленение отводится 20% территории.

Отдельно авторы прописали требования к участкам новых многоквартирных домов – самая маленькая единица территории. Что здесь нового? В принципе, все очевидно. Должны быть такие подъезды, чтобы могла маневрировать спецтехника. Нельзя сдавать дома без тротуаров, парковок для жителей и гостей (отдельно), озеленения, площадок для детей, спорта, отдыха и мусора. Кстати, у каждой площадки есть норматив – как далеко она должна быть от окон домов. Детская – в 12-ти метрах, спортивная (футбол, волейбол, баскетбол и хоккей) – в 30-ти, для выгула собак – в 40. А мусорные – как минимум в 20-ти метрах от большинства объектов. 

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Есть требования и к автостоянкам. В зависимости от количества мест они должны быть на разном расстоянии от окон домов. Если 10 машин, то минимум 10 метров. До 50-ти машин можно поставить в 15 метрах от окон. А если их свыше 300 – 50 метров. Если стена без окон, норматив меньше.

Для каждого вида застройки рассчитана плотность жилфонда. Для высоток, допустим, 18,5–19,6 тыс. кв.м. на гектар. При этом можно ее и увеличить, если, опять-таки, речь идет о реконструкции. Но в пределах 20% и только если соблюдаются все требования по парковкам, газонам и площадкам.

ГДЕ ГУЛЯТЬ

Помимо образовательных, медучреждений и пр. авторы не забыли и о местах для отдыха горожан. Так, в общегородском центре необходимы парк, сад и сквер соответствующего уровня в 15–20 минутах езды, занимающие 20% территории. Парк и сад – в каждом районе (25% от общей площади). А в микрорайоне – сад, сквер, бульвар или нечто под названием «малый сад» (20%). В частных секторах, кстати, тоже должны быть озелененные площадки, причем 15% от территории. Где такие взять – не уточняется. Но если микрорайон уже примыкает к общегородским озелененным территориям, ему позволяется скинуть 25% минимального размера «зеленого уголка».

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Городской парк, как указано в документе, занимает не менее 15 га, районный – не менее 5 га, сад – 1, сквер не менее 0,3, а малый сад – 0,15 га.

К слову, предусматриваются и другие виды рекреационных зон: пруды, озера и пляжи, наличие которых «необходимо».     

ГДЕ МУСОРИТЬ

Город намерены снабдить контейнерными площадками для твердых коммунальных отходов. О том, что вопрос когда-нибудь должен был появиться в повестке, не было сомнений – городские дворы с каждым годом все больше заполняются крупногабаритным мусором.

Так, прежде всего свободный доступ к ним должен иметь коммунальный транспорт, поэтому ставить их можно только рядом с широкими внутриквартальными дорогами или, если сделать это невозможно, организовать проезд и место для разворота.

Согласно нормативам, это открытая, освещаемая площадка, с зеленью по периметру, и уклоном, чтобы беспрепятственно стекала талая и дождевая вода.

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Наличие контейнеров обязательно. На территории частного сектора или блокированной застройки достаточно одного контейнера на 10–12 домов, для среднеэтажной (4-8 этажей) и многоэтажной (свыше 12 этажей) – один контейнер на подъезд, для многоэтажной (9-12 этажей) – двух на три подъезда.

Для жилых домов без мусоропроводов на один контейнер должно приходится не менее двух «квадратов». На самой площадке не может быть более пяти емкостей.

Мусоросборники должны быть в отдалении от детских/спортивных площадок, зон отдыха как минимум на 20 метров. А от трансформаторных или распределительных подстанций – на шесть метров. Ходить до площадок жителям многоквартирных домов с мусоропроводом придется максимум 100 метров, без – 50 метров. 

ГДЕ ХОРОНИТЬ

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Прежде всего, в Челнах, согласно документу, теперь нельзя размещать новые кладбища в границах города. Выбирать участок тоже придется тщательно – он не может иметь уклон в сторону населенных пунктов, водоемов и потоков грунтовых вод, которые жители используют для питья и в хозяйстве. Землю, к тому же, не должно топить при паводках.

Размер кладбища – не более 40 га. Захоронения должны составлять не менее 65-75% от общей площади объекта. Определены санитарно-защитные зоны: если кладбище достигает 40 га, они составляют 500 метров, менее 20 га – 300 метров. Жилой сектор или бизнес-центр тут тоже не построишь – возведение всех зданий, кроме культовых объектов и похоронных домов, запрещено. Захоронения нельзя устраивать близко к централизованным источникам водоснабжения – не менее тысячи метров.

И ограждать кладбища, согласно нормативам, придется двухметровым забором.  Документ, кстати, предполагает появление не только локаций традиционного и смешанного типа захоронений, но и площадок для кремационных урн.

НА ЧЕМ ЕЗДИТЬ

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Транспортную систему и улично-дорожную сеть необходимо проектировать так, чтобы среднее время поездки от дома до работы у горожан занимало не более часа. Например, жители многоквартирных домов, если они пользуются общественным транспортом, должны доезжать до места труда не более чем за 35 минут, частного сектора - не более 45. Тайминг с незначительной разницей действует и для горожан со своими авто. За расчет пропускной способности улично-дорожной сети принимают 400-450 машин на тысячу жителей.

Город, кстати, настаивает на развитии трамвайной сетки, на которую сейчас приходится 40% доля пассажирских перевозок. Она, утверждается в документе, полноценно заменяет метро и дает возможность для организации скоростного магистрального транспорта. А сам трамвай называют безопасным, экологичным, долговечным. И масштабируемым, потому что есть возможность увеличить провозную способность, нарастив количество вагонов. «В результате чего эффективность каждого поезда растет в 2-3 раза без дополнительного привлечения водителей» - говорится в документе. Сегодня в городе, к слову, действует 11 маршрутов, которые ежегодно катают 19,6 млн человек. А вся трамвайная сеть растягивается на 115 км и почти 200 остановок.

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Рекомендуют развивать трамвайную сеть в районах массового жилищного строительства: Новый город и Замелекесье. В первую очередь предлагается строительство ветки «Сармановский тракт – пр. Фоменко – пр. Казанский» протяженностью 13,5 км со строительством одной тяговой подстанции и здания диспетчерской. Во второй очереди - появление ветки в 15 км «пр. Московский – ул. Ак. Королева – пр. Чулман – пр. Р. Беляева». На третьем этапе готовы проложить ветку в 9 км – «ул. Полякова – пр. Залесный – пос. Подсолнухи».

Чтобы оптимизировать процесс перевозок, власти предлагает разместить в городе транспортно-пересадочные узлы. Это комплексы, которые будут перераспределять пассажиропотоки между несколькими видами транспорта (железнодорожный, автомобильный, рельсовый) и направлениями движения.

ЧТО С ДОСТУПНОЙ СРЕДОЙ

Документ предполагает комплексный подход к организации доступной среды для маломобильных групп населения – это не только инвалиды, но и беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками. Нормативы предлагают учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту зданий.

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Проектировщикам зданий следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, которыми пользуются инвалиды и маломобильные лица. Они должны стыковаться с коммуникациями и остановками городского транспорта.

Авторы документа признают, что местами в городе невозможно организовать нормативный размах тротуаров для того, чтобы маломобильные граждане могли разъехаться. Чтобы решить проблему, предлагают организовать площадки размером не менее 1,6 x 1,6 метров через каждые 60-100 метров пути. Не должно быть крутых съездов - допускается продольный уклон не более 5%, поперечный – не более 2%, около здания – не более 8% и т.д.

У внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения предусматривают пандусы при высоте от 0,14 до 3,0 метров, подъемники при высоте цоколя более 3-х метров. Уклоны наружных и внутренних открытых пандусов (в том числе эвакуационных) не должны быть более 5%.

Парковки для инвалидов около объектов социальной инфраструктуры должны быть не далее 50 метров от входа, а при жилых зданиях – не далее 100 метров.

КУДА ПРЯТАТЬ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ

Бани, паркинги, сады: как и чем предлагают застраивать город

Нормативы призваны навести порядок в инженерных сетях. Вероятно, это необходимо, чтобы решить основную боль обслуживающих организаций и застройщиков - строительство и градостроительные реконструкции либо разрушают сети, либо само их расположение затрудняет возведение новых объектов.

При прокладке коммуникаций строителям советуют ориентировать на генплан и соответствующие схемы по инженерному обеспечению. Все, кроме ливневой канализации, размещать преимущественно вне проезжей части дорог, в пределах красных линий с учетом поперечных профилей улиц и дорог. Так, под тротуарами или разделительными полосами коммуникации можно прокладывать только в коллекторах, каналах или тоннелях. В самих разделительных полосах – размещать только тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию.

На полосе между красной линией и линией застройки размещают газовые низкого давления и кабельные сети. На улицах, где нет разделительных полос, допускается прокладка новых сетей под проезжей частью. Но только в согласовании с городскими службами и заинтересованными эксплуатирующими организациями. Если инженерные коммуникации пересекают проезжую часть, их можно размещать только методами, исключающими вскрытие асфальта.

Chelny-biz.ru

Фото: Валентин Сиваченко, Chelny-biz.ru


Комментарии
23.08.2022, 20:32

это вот сейчас о каком таком изумрудном городе я прочитал
24.08.2022, 22:39

Мечтатели
24.08.2022, 10:28

какой классный проект!!! Примите его пожалуйста! Он для народа!!! Он с продуманной перспективой!!!
24.08.2022, 11:03

Наш Мухосранск уже ни чем не исправить, смиритесь.
24.08.2022, 12:38

Таки езжайте в другой прекрасный город, что ж ты тут маешься, бедолага? Или диван не пускает?!!!
25.08.2022, 17:54

Уже давно переехал и слава богу что уехал с этого мухосранска! У города нет развития!!!
24.08.2022, 12:06

Многих, особенно инвалидов, раздражают всякие ступени, пандусы и прочие препятствия на входах в здания. Нужно обязать всех челнинских застройщиков делать входные группы в один уровень с тротуаром до лифта. У нас в городе, по-моему, только Талан такие дома делает.
24.08.2022, 13:28

Исполкому важно бабло .А бабло застройщикам .приносят человейники в точечной застройке.
24.08.2022, 15:17

У нас половина депутатов строители человечников, инженерных сетей и так далее, не примут они градостроительный план никакой, без плана любое действие уже план !!! Уже сейчас многое не исправить из-за глупого строительства везде и всего
24.08.2022, 16:51

Трамвай — дело хорошее, необходимое, удобное, скорее бы уже реализовали, с верхней части проспекта Чулман невозможно попасть на пр. Мира, только с пересадками
25.08.2022, 14:17

Фантазеры
26.08.2022, 19:25

Если такой проект принять, то "друзьям" мэроисполкомовцам негде будет "втыкать" свои уродливые столбы, называемые жилыми домами. Поэтому весь этот проект- утопия. У нас о людях не собираются думать.
27.08.2022, 14:30

Ой, как красиво рассказали, прямо зачиталась, "жаль только, жить в эту пору прекрасную, уж не придётся ни мне, ни тебе"
29.08.2022, 21:42

Кузя

Про центр города, уже не первый десяток лет читаем планы. А по факту что? К руинам которые окружают мэрию, добавился ржавый долгострой Бибишева, под который кстати вырубили липовую аллею.
18.10.2022, 14:35

Натифов Александр

Исполком и муниципалитеты отмахиваются на замечания про ляпы при обновлении дворовых территорий. Не учитываются мнения представителей организаций инвалидов! Халтура повсюду!