После бурной реакции населения на провал транспортной реформы чиновники устроили выездное совещание с приглашением СМИ. Выехать в рейд вместе с журналистами поручили Салавату Ситдикову, начальнику управления городского хозяйства и жизнеобеспечения. Маршрут обозначили заранее, время тоже. Делегация проехала в вечерний час-пик по следам жалоб, которые заполонили соцсети. Ситуация на контроле, заверил Ситдиков – на линию выводят дополнительные машины, и параллельно город и перевозчики ищут выход: Николай Тятюшкин подумывает над закупкой МАЗов средней вместимости, а исполком собирает пакеты документов для участия в федеральных и республиканских программах. У города есть 90 дней, чтобы выйти из крутого транспортного пике и провести новый конкурс.
«КОНЕЧНО, ГДЕ-ТО ЕСТЬ ЗАТОРЫ, ПОТОМУ ЧТО АВТОБУСЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ НЕ МОГУТ ВЫВЕЗТИ СРАЗУ ВСЕХ. НО…»
Выездное совещание начали с остановки «Автостанция» на Сидоровке в пятом часу вечера. Затем – поездка по ГЭСу и в Замелекесье, «Пединститут» и далее – в Новый город. Аналогичные выезды исполком проводит ежедневно, рассказал начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салават Ситдиков.
– После того, как в городе перестали ездить большие автобусы, мы начали ежедневно мониторить выход всех автобусов малой вместимости, – отметил он. – Ежедневно утром и вечером мы выезжаем, смотрим, чтобы то количество, которое было заявлено, выезжало, чтобы они были на линии. Также смотрим по социальным сетям, какие жалобы, обращения поступают от жителей, и по этим обращениям тоже выезжаем на указанные точки. Конечно, где-то есть заторы, потому что автобусы малой вместимости не могут вывезти сразу всех. Но мы на эти участки дополнительно добавляем транспорт, если где-то еще остаются бреши. Да, маленькие автобусы выезжают, быстро заполняются, и люди на последующих остановках говорят, что не смогли сесть. Но интервал движения у них очень маленький. И если на первый или второй люди не смогли сесть, то на третий или четвертый сядут. То есть в течение 10 минут пассажиры сели и уехали.
Напомним, что в понедельник с утра жители начали жаловаться в соцсетях на то, что невозможно уехать на работу, что маршрутки ходят переполненные и не справляются с пассажиропотоком. Публиковали фото и видео с остановок, где стояли толпы людей.
Проблемы возникают в основном только в час-пик, заметил чиновник. В другое время нет такого, чтобы автобусы не справлялись. А что касается большого скопления людей на остановках по утрам, то это не только пассажиры, которые пользуются муниципальными маршрутами, это еще и вахтовики, отметил Ситдиков.
Чтобы разгрузить центральные проспекты, в городе дополнительно появился трамвайный маршрут 35А. Он работает в часы-пик утром и вечером. Новый маршрут едет с Сидоровки до кузнечного завода через проспект Сююмбике. Пока не все знают о нем, и вчера, например, пассажиров было мало, а сегодня уже больше, рассказал Ситдиков. Те маршруты, где раньше ездили автобусы только большой вместимости (это, например, 26-й) – по ним полностью закрыли потребность «малой» техникой, увеличили их количество. 65–63-й комплексы также обеспечили транспортом. Пока это маленькие автобусы, но проблема решается, заверил начальник управления.
– По закону мы в течение 90 дней должны объявить новый конкурс. В конкурсной документации указать, что маршруты должны обслуживаться автобусами большой вместимости. Не обязательно большой, – сделал ремарку спикер, – могут и средней, главное – чтобы была доступная среда. На сегодня исполком прорабатывает несколько вопросов. Мы будем участвовать во всех республиканских, федеральных программах по приобретению автобусов. Пока эти моменты в проработке. Есть ООО «Пассажирские перевозки», они готовы работать и планируют участвовать в этих программах. У них в планах закупить автобусы с доступной средой.
Три месяца – это большой срок, признает исполком. Но работа не останавливается. Пока же доступная среда обеспечивается трамваями.
«СЕЙЧАС МЕХАНИЗМ НЕМНОЖКО ИСПОРТИЛСЯ. ЕСЛИ ЧАСЫ ВСТАЛИ, ИХ НУЖНО ЗАПУСКАТЬ. А ПОТОМ ЕЩЕ СТРЕЛКИ ПОДВЕСТИ»
Николай Тятюшкин подтвердил, что компания сейчас рассматривает, в первую очередь, автобусы средней вместимости.
– Мы участвуем в программе, которая предусматривает 60% государственное финансирование, но данный проект только для больших низкополых автобусов на газу. Мы сейчас рассматриваем варианты средней вместимости, также низкополые. Такие производят в Ульяновске, и еще есть минские МАЗы. Мы совместно с заказчиком, то есть с городом, это обсудим. А не так, что мы купили, а они городу не подходят. Такие автобусы я покупал в 2011 году, было две машины. Но тогда они не прижились, пришлось продать. Я думаю, сейчас подошло время. То, что происходит сейчас в городе, – это временное явление. Закупим мы автобусы средней вместимости и уберем эти машины. Пусть горожане не думают, что мы взяли и отняли… Ничего такого.
МАЗ, например, вмещает 72 пассажира, рассказал Тятюшкин. Задняя площадка – низкополая. Там можно разместить и детскую коляску, и инвалидную.
– Сегодня мы вручную регулируем ситуацию, – вернулся руководитель транспортного предприятия к проблеме. – Сказать, что сегодня невозможно уехать… Я лично стоял в 65-м, все было налажено очень хорошо. Автобусы шли на завод полупустые. Можно было свободно доехать, никаких жалоб. В основном все вопросы сняты.
На данный момент компания вывела на маршруты 50 автобусов взамен 190 НЕФАЗов. Николай Тятюшкин отметил, что все 190 сине-рыжих машин МУП «Электротранспорта» никогда не выходили на линию. По его прикидкам, их было прядка 60-ти, поэтому замена вполне адекватная, считает руководитель, с учетом, что ранее курсировавшая техника «Пассажирских перевозок» охватила большую часть маршрутов, с которых ушли большие автобусы. Плюс 10 машин дополнительно панируется пустить на 26-й маршрут.
– Водители изматываются за целый день, делают много кругов, – отметил транспортник. – А с учетом дополнительных машин удастся продлить работу маршрута. Сейчас он сходит с линии уже в районе восьми часов вечера.
Водители МУП «Электротранспорта», кстати, пока не пополнили ряды сотрудников «Пассажирских перевозок». Они еще не уволились с прежнего места работы. Как только получат расчет и заберут трудовые, желающих обещают трудоустроить. Тогда и ситуация в целом улучшится.
– Сейчас механизм немножко испортился. Если часы встали, их нужно запускать. А потом еще стрелки подвести. Например, сейчас мы сняли машины с 22-го, чтобы на 26-й перекинуть. Интервал увеличился. Водители работают на износ, нагрузка на них увеличилась. Дефицит большой. Придут водители – и все наладится. Но такого, чтобы 40 минут не было автобуса, сейчас нет. 40 минут – это же целый круг! Утром, после того как рабочих развозят на заводы, разрыв достигаем максимум 15 минут.
«У НАС ГОРОЖАНЕ ПРИВЫКЛИ, ЧТО СРАЗУ ВЫШЕЛ, СЕЛ И УЕХАЛ. 10 МИНУТ ДЛЯ НИХ – ЭТО ОЧЕНЬ МНОГО»
В Замелекесье одним из основных маршрутов был 26-й. Как рассказал Салават Ситдиков, отсюда было несколько обращений о недоступности среды, но обращений по заторам не поступало. Интервал движения маленький.
Журналисты поинтересовались у чиновника, почему же у города не срослось с большими автобусами.
– Надо, чтобы на этот вопрос ответил директор самого предприятия, – ответил Ситдиков, но все же прокомментировал. – Причин очень много. Все-таки у автобусов большой вместимости должна быть большая заполняемость. Чтобы они были рентабельными, должны быть заполнены не только сидячие места. А для этого нужен был интервал движения побольше. Но у нас горожане привыкли, что сразу вышел, сел и уехал. 10 минут для них – это очень много. Это одна из причин. В других городах интервал больше, приходится ждать.
Эту проблему, отметили журналисты, могло бы решить четкое расписание или табло. Кстати, опыт создания транспортного приложения в городе был. Но, как уточнил Максим Парамонов, это была частная разработка, которая не имеет никакого отношения к исполкому.
– Это было частное лицо, мы ему давали GPS-сигналы, – рассказал Парамонов. – В Казани, например, 2GIS хорошо работает. Мы тоже прорабатываем вопрос. Если будет заинтересованность со стороны таких систем как 2GIS, Яндекс, мы обязательно предоставим GPS-сигналы машин. Или единая диспетчерская служба – тоже хороший вариант, чтобы понимать, где какой автобус находится.
Что касается маршрутной сети, к ней вопросов у города нет. Глобальные изменения пока не планируются. Хотя не и исключено, что будут какие-то для рентабельности предприятия, которое возьмется за перевозки на больших автобусах.
– Есть регламент. Для нашего города с полумиллионным населением допускается до двух пересадок. Даже не одна, а две. У нас все маршруты построены максимально так, чтобы ездить без пересадок, – прокомментировал Максим Парамонов. – В 2015 году круто изменили маршрутную сеть, потом люди долго к этому привыкали, не совсем хорошо было. Она все равно будет корректироваться. Это объективно необходимо. У нас микрорайоны строятся. Яшьлек, Замелекесье. Но мы пока не видим необходимости глобального изменения сети.
Кстати, недавно в городе начал курсировать маршрут №6, который по итогам конкурса обслуживают «Пассажирские перевозки». Во время выездного совещания женщина на остановке в Замелекесье возмутилась, что не может уехать на ГЭС. Тятюшкин рассказал ей про маршрут №6, и тут же машина подъехала
– Не показной! – улыбнулся Тятюшкин. – Это маршрут постоянный, а не показной.
Фактически сегодня компания Тятюшкина осталась в одиночестве на рынке муниципальных перевозок. По итогам конкурса, который исполком провел 31 декабря, автобусные маршруты в Набережных Челнах поделили между собой «Электротранспорт» и «Пассажирские перевозки». Тендер прошел по двум лотам. В лот №1 вошло шесть городских маршрутов: 2, 3, 10, 11, 22 и 26, которые обслуживают большие автобусы. В лот №2 – 11 маршрутов, обслуживаемых автобусами малого класса: 1, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 27, 35, 42, 43. И если частники закупят автобусы побольше и смогут соответствовать требованиям к первому лоту, то они монополизируют рынок.
– Конкуренцию на рынке муниципальных перевозок никто не запрещал, – прокомментировал Chelny-biz.ru Николай Тятюшкин. – Пожалуйста! Согласно федеральному законодательству, каждый, имея лицензию, может подать заявку даже без машин, без техники. В случае выигрыша перевозчику дается три месяца для закупки техники. Закупил – молодец, встаешь на маршруты. Нет – до свидания. Право переходит к следующему участнику.
Тятюшкин сейчас помимо техники ищет место под базу для больших автобусов. «Пассажирские перевозки» планируют решать вопрос совместно с городом. Им нужна большая территория, причем желательно за пределами жилой зоны. Площадки в собственности перевозчика находятся в черте города и не подходят для большой техники.
– Я думаю, дело общее. Мы не рассчитываем на бесплатный участок, но хотя бы по сходной цене. Я не собираюсь на те же грабли наступать, чтобы закупить машины и потом отдавать кому-то их ремонтировать, – заметил руководитель. – Если дадут территорию, мы создадим ремонтную базу.
Анна Перебаскина
Житель города
Житель города
Пешеход
Лена
Марта
Солнышко
Гость
Надежда
Пенсионер
Challenger
Дмитрий
Надежда
Лана
всезнайка
вася
Challenger
катя
катя
катя
123