После бурной реакции населения на провал транспортной реформы чиновники устроили выездное совещание с приглашением СМИ. Выехать в рейд вместе с журналистами поручили Салавату Ситдикову, начальнику управления городского хозяйства и жизнеобеспечения. Маршрут обозначили заранее, время тоже. Делегация проехала в вечерний час-пик по следам жалоб, которые заполонили соцсети. Ситуация на контроле, заверил Ситдиков – на линию выводят дополнительные машины, и параллельно город и перевозчики ищут выход: Николай Тятюшкин подумывает над закупкой МАЗов средней вместимости, а исполком собирает пакеты документов для участия в федеральных и республиканских программах. У города есть 90 дней, чтобы выйти из крутого транспортного пике и провести новый конкурс.
«КОНЕЧНО, ГДЕ-ТО ЕСТЬ ЗАТОРЫ, ПОТОМУ ЧТО АВТОБУСЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ НЕ МОГУТ ВЫВЕЗТИ СРАЗУ ВСЕХ. НО…»
Выездное совещание начали с остановки «Автостанция» на Сидоровке в пятом часу вечера. Затем – поездка по ГЭСу и в Замелекесье, «Пединститут» и далее – в Новый город. Аналогичные выезды исполком проводит ежедневно, рассказал начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салават Ситдиков.
– После того, как в городе перестали ездить большие автобусы, мы начали ежедневно мониторить выход всех автобусов малой вместимости, – отметил он. – Ежедневно утром и вечером мы выезжаем, смотрим, чтобы то количество, которое было заявлено, выезжало, чтобы они были на линии. Также смотрим по социальным сетям, какие жалобы, обращения поступают от жителей, и по этим обращениям тоже выезжаем на указанные точки. Конечно, где-то есть заторы, потому что автобусы малой вместимости не могут вывезти сразу всех. Но мы на эти участки дополнительно добавляем транспорт, если где-то еще остаются бреши. Да, маленькие автобусы выезжают, быстро заполняются, и люди на последующих остановках говорят, что не смогли сесть. Но интервал движения у них очень маленький. И если на первый или второй люди не смогли сесть, то на третий или четвертый сядут. То есть в течение 10 минут пассажиры сели и уехали.
Напомним, что в понедельник с утра жители начали жаловаться в соцсетях на то, что невозможно уехать на работу, что маршрутки ходят переполненные и не справляются с пассажиропотоком. Публиковали фото и видео с остановок, где стояли толпы людей.
Проблемы возникают в основном только в час-пик, заметил чиновник. В другое время нет такого, чтобы автобусы не справлялись. А что касается большого скопления людей на остановках по утрам, то это не только пассажиры, которые пользуются муниципальными маршрутами, это еще и вахтовики, отметил Ситдиков.
Чтобы разгрузить центральные проспекты, в городе дополнительно появился трамвайный маршрут 35А. Он работает в часы-пик утром и вечером. Новый маршрут едет с Сидоровки до кузнечного завода через проспект Сююмбике. Пока не все знают о нем, и вчера, например, пассажиров было мало, а сегодня уже больше, рассказал Ситдиков. Те маршруты, где раньше ездили автобусы только большой вместимости (это, например, 26-й) – по ним полностью закрыли потребность «малой» техникой, увеличили их количество. 65–63-й комплексы также обеспечили транспортом. Пока это маленькие автобусы, но проблема решается, заверил начальник управления.
– По закону мы в течение 90 дней должны объявить новый конкурс. В конкурсной документации указать, что маршруты должны обслуживаться автобусами большой вместимости. Не обязательно большой, – сделал ремарку спикер, – могут и средней, главное – чтобы была доступная среда. На сегодня исполком прорабатывает несколько вопросов. Мы будем участвовать во всех республиканских, федеральных программах по приобретению автобусов. Пока эти моменты в проработке. Есть ООО «Пассажирские перевозки», они готовы работать и планируют участвовать в этих программах. У них в планах закупить автобусы с доступной средой.
Три месяца – это большой срок, признает исполком. Но работа не останавливается. Пока же доступная среда обеспечивается трамваями.
«СЕЙЧАС МЕХАНИЗМ НЕМНОЖКО ИСПОРТИЛСЯ. ЕСЛИ ЧАСЫ ВСТАЛИ, ИХ НУЖНО ЗАПУСКАТЬ. А ПОТОМ ЕЩЕ СТРЕЛКИ ПОДВЕСТИ»
Николай Тятюшкин подтвердил, что компания сейчас рассматривает, в первую очередь, автобусы средней вместимости.
– Мы участвуем в программе, которая предусматривает 60% государственное финансирование, но данный проект только для больших низкополых автобусов на газу. Мы сейчас рассматриваем варианты средней вместимости, также низкополые. Такие производят в Ульяновске, и еще есть минские МАЗы. Мы совместно с заказчиком, то есть с городом, это обсудим. А не так, что мы купили, а они городу не подходят. Такие автобусы я покупал в 2011 году, было две машины. Но тогда они не прижились, пришлось продать. Я думаю, сейчас подошло время. То, что происходит сейчас в городе, – это временное явление. Закупим мы автобусы средней вместимости и уберем эти машины. Пусть горожане не думают, что мы взяли и отняли… Ничего такого.
МАЗ, например, вмещает 72 пассажира, рассказал Тятюшкин. Задняя площадка – низкополая. Там можно разместить и детскую коляску, и инвалидную.
– Сегодня мы вручную регулируем ситуацию, – вернулся руководитель транспортного предприятия к проблеме. – Сказать, что сегодня невозможно уехать… Я лично стоял в 65-м, все было налажено очень хорошо. Автобусы шли на завод полупустые. Можно было свободно доехать, никаких жалоб. В основном все вопросы сняты.
На данный момент компания вывела на маршруты 50 автобусов взамен 190 НЕФАЗов. Николай Тятюшкин отметил, что все 190 сине-рыжих машин МУП «Электротранспорта» никогда не выходили на линию. По его прикидкам, их было прядка 60-ти, поэтому замена вполне адекватная, считает руководитель, с учетом, что ранее курсировавшая техника «Пассажирских перевозок» охватила большую часть маршрутов, с которых ушли большие автобусы. Плюс 10 машин дополнительно панируется пустить на 26-й маршрут.
– Водители изматываются за целый день, делают много кругов, – отметил транспортник. – А с учетом дополнительных машин удастся продлить работу маршрута. Сейчас он сходит с линии уже в районе восьми часов вечера.
Водители МУП «Электротранспорта», кстати, пока не пополнили ряды сотрудников «Пассажирских перевозок». Они еще не уволились с прежнего места работы. Как только получат расчет и заберут трудовые, желающих обещают трудоустроить. Тогда и ситуация в целом улучшится.
– Сейчас механизм немножко испортился. Если часы встали, их нужно запускать. А потом еще стрелки подвести. Например, сейчас мы сняли машины с 22-го, чтобы на 26-й перекинуть. Интервал увеличился. Водители работают на износ, нагрузка на них увеличилась. Дефицит большой. Придут водители – и все наладится. Но такого, чтобы 40 минут не было автобуса, сейчас нет. 40 минут – это же целый круг! Утром, после того как рабочих развозят на заводы, разрыв достигаем максимум 15 минут.
«У НАС ГОРОЖАНЕ ПРИВЫКЛИ, ЧТО СРАЗУ ВЫШЕЛ, СЕЛ И УЕХАЛ. 10 МИНУТ ДЛЯ НИХ – ЭТО ОЧЕНЬ МНОГО»
В Замелекесье одним из основных маршрутов был 26-й. Как рассказал Салават Ситдиков, отсюда было несколько обращений о недоступности среды, но обращений по заторам не поступало. Интервал движения маленький.
Журналисты поинтересовались у чиновника, почему же у города не срослось с большими автобусами.
– Надо, чтобы на этот вопрос ответил директор самого предприятия, – ответил Ситдиков, но все же прокомментировал. – Причин очень много. Все-таки у автобусов большой вместимости должна быть большая заполняемость. Чтобы они были рентабельными, должны быть заполнены не только сидячие места. А для этого нужен был интервал движения побольше. Но у нас горожане привыкли, что сразу вышел, сел и уехал. 10 минут для них – это очень много. Это одна из причин. В других городах интервал больше, приходится ждать.
Эту проблему, отметили журналисты, могло бы решить четкое расписание или табло. Кстати, опыт создания транспортного приложения в городе был. Но, как уточнил Максим Парамонов, это была частная разработка, которая не имеет никакого отношения к исполкому.
– Это было частное лицо, мы ему давали GPS-сигналы, – рассказал Парамонов. – В Казани, например, 2GIS хорошо работает. Мы тоже прорабатываем вопрос. Если будет заинтересованность со стороны таких систем как 2GIS, Яндекс, мы обязательно предоставим GPS-сигналы машин. Или единая диспетчерская служба – тоже хороший вариант, чтобы понимать, где какой автобус находится.
Что касается маршрутной сети, к ней вопросов у города нет. Глобальные изменения пока не планируются. Хотя не и исключено, что будут какие-то для рентабельности предприятия, которое возьмется за перевозки на больших автобусах.
– Есть регламент. Для нашего города с полумиллионным населением допускается до двух пересадок. Даже не одна, а две. У нас все маршруты построены максимально так, чтобы ездить без пересадок, – прокомментировал Максим Парамонов. – В 2015 году круто изменили маршрутную сеть, потом люди долго к этому привыкали, не совсем хорошо было. Она все равно будет корректироваться. Это объективно необходимо. У нас микрорайоны строятся. Яшьлек, Замелекесье. Но мы пока не видим необходимости глобального изменения сети.
Кстати, недавно в городе начал курсировать маршрут №6, который по итогам конкурса обслуживают «Пассажирские перевозки». Во время выездного совещания женщина на остановке в Замелекесье возмутилась, что не может уехать на ГЭС. Тятюшкин рассказал ей про маршрут №6, и тут же машина подъехала
– Не показной! – улыбнулся Тятюшкин. – Это маршрут постоянный, а не показной.
Фактически сегодня компания Тятюшкина осталась в одиночестве на рынке муниципальных перевозок. По итогам конкурса, который исполком провел 31 декабря, автобусные маршруты в Набережных Челнах поделили между собой «Электротранспорт» и «Пассажирские перевозки». Тендер прошел по двум лотам. В лот №1 вошло шесть городских маршрутов: 2, 3, 10, 11, 22 и 26, которые обслуживают большие автобусы. В лот №2 – 11 маршрутов, обслуживаемых автобусами малого класса: 1, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 27, 35, 42, 43. И если частники закупят автобусы побольше и смогут соответствовать требованиям к первому лоту, то они монополизируют рынок.
– Конкуренцию на рынке муниципальных перевозок никто не запрещал, – прокомментировал Chelny-biz.ru Николай Тятюшкин. – Пожалуйста! Согласно федеральному законодательству, каждый, имея лицензию, может подать заявку даже без машин, без техники. В случае выигрыша перевозчику дается три месяца для закупки техники. Закупил – молодец, встаешь на маршруты. Нет – до свидания. Право переходит к следующему участнику.
Тятюшкин сейчас помимо техники ищет место под базу для больших автобусов. «Пассажирские перевозки» планируют решать вопрос совместно с городом. Им нужна большая территория, причем желательно за пределами жилой зоны. Площадки в собственности перевозчика находятся в черте города и не подходят для большой техники.
– Я думаю, дело общее. Мы не рассчитываем на бесплатный участок, но хотя бы по сходной цене. Я не собираюсь на те же грабли наступать, чтобы закупить машины и потом отдавать кому-то их ремонтировать, – заметил руководитель. – Если дадут территорию, мы создадим ремонтную базу.
Анна Перебаскина