Министр образования Татарстана Рафис Бурганов отправил к Винеру Харисову комиссию, которая будет разбираться в многочисленных школьных конфликтах. Сообщения о ЧП появляются в соцсетях, как новости с фронта, и быстро облетают федеральные СМИ. Только за эту неделю всплыли три случая жестокости в школах – избиение ученика и грубость со стороны учителей. В них разбираются прокуратура и министерство. Последнее шокирующее происшествие – вымогатели изрезали лезвием шестиклассника, требуя деньги. О причинах жестокости детей и учителей, путях решения проблемы и о том, что сказал Бурганов о массовых ЧП в Челнах – в материале Chelny-biz.ru.
«РАСТЕТ ПОКОЛЕНИЕ ЗВЕРЕЙ! БЕЗ ВОСПИТАНИЯ, ПОНЯТИЙ, ОНИ ЖЕ МОГУТ СТАРУШКУ НА УЛИЦЕ ИЗБИТЬ!»
Третий скандал за неделю в сфере образования Набережных Челнов – это уже пугающая статистика. Сначала два конфликта в школьных столовых, а теперь и драка пятиклассников с участием больного ребенка. «Страшно ребенка в школу отправлять», – отмечают родители.
О том, что двое ребят в школе №15 Набережных Челнов «избили и поиздевались над своим одноклассником, который болеет эпилепсией», в соцсетях сегодня написал анонимный пользователь.«Куда смотрят руководство школы, власти, правоохранительные органы??? Я в шоке!!! Как можно избить больного ребенка?! Растет поколение зверей! Без воспитания, понятий, они же могут старушку на улице избить!», – говорится в сообщении, под которым развернулось обсуждение – кого и как необходимо наказать.
Инцидент прокомментировал начальник управления образования и по делам молодежи Винер Харисов. Он подтвердил, что драка действительно была. Это произошло 10 января после уроков между тремя учениками 5 «Г» класса.
«В результате разбирательств установлено, что инициатором драки был сам пострадавший (он обзывал и высмеивал одноклассника за созданный им сайт), – сообщил Харисов и добавил, что документов, подтверждающих диагноз ребенка, в школе нет. – Имеется справка об освобождении с уроков физической культуры на период с 06.09.2017 по 06.12.2017, диагноз эпилепсия поставлен под вопросом. На сегодняшний день документы, подтверждающие диагноз и инвалидность не предоставлены».Все участники конфликта, как отметил чиновник, поставлены на профилактический учет, а их родители привлечены к административной ответственности. С учащимися проведены профилактические беседы, консультация психолога. Кроме того, к ситуации подключилась прокуратура города – стартовала проверка, сообщил старший помощник прокурора Татарстана Руслан Галиев.
Тем временем новость уже облетела региональные и российские СМИ. «Сам виноват: власти Челнов прокомментировали скандал с «избиением эпилептика» – написала «Вечерняя Казань», «Прокуратура проверит факт избиения больного эпилепсией ребенка в Татарстане», – «Известия», «Российские школьники избили пятиклассника с эпилепсией» – Lenta.ru.
Последнее резонансное ЧП недели с участием школьников – нападение на шестиклассника в поселке ГЭС. У стадиона «Строитель» ребенка остановили неизвестные, потребовали денег и нанесли ему на руку 11 порезов лезвием. Школьник рассказал обо всем отцу, который и обратился в отдел полиции. По данному факту проводится проверка.
А в начале недели по СМИ прокатился другой школьный скандал – в сети появилось видео, где видно, как мальчика не пустили в столовую, спровадив его словами: «Ты покупать ничего не будешь... На тебя не накрыли! Развернулся и пошел, говорю! Ты с кем разговариваешь! Развернулся и пошел!».
В новостной ленте всплыло более полусотни заголовков: «Провокация». Учительница объяснила, почему не пустила ученика в столовую» – выдал Life.ru, «Развернулся, пошел»: в Татарстане проверят школу, где в столовую не пустили семиклассника» – Федеральное агентство новостей, «В Татарстане проверят видео с учеником, которого не пустили в столовую» – «Российская газета», «В Набережных Челнах разгорается школьный скандал» – Regnum, «Тебя не накормят!» Учителя в Челнах не пустили школьника в столовую» – РИА Новости, «Министерство, исполком и прокуратура расследуют дело о школьной булочке» – «Казанский репортер» и др.
Как сообщил Винер Харисов, случай произошел 10 января на третьей перемене, когда питаются учащиеся 7 «Б» класса.
«Поведение дежурных администраторов обусловлено тем, что он хотел купить выпечку не для себя, а для старшеклассников. Кроме того, в это время заканчивалась перемена (выпечка в столовой продается в перемену после 4 и 5 уроков). По данному факту организована служебная проверка. С администрацией средней школы №13 проведена беседа о недопущении подобных конфликтных ситуации», – рассказал чиновник.
«А ПОТОМ МЫ УДИВЛЯЕМСЯ ТОМУ, ЧТО ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО. ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО У ВАС ТАКОЙ НАЧАЛЬНИК!»
Минувший год был не менее «богатым» на подобные ЧП. Очередная история о грубом поведении педагогов в Набережных Челнах появилась в соцсетях в конце декабря. Судя по тексту сообщения, учительница школы №19 сначала не пускала ребенка в столовую, а потом якобы так толкнула ученика во время обеда, что он подавился.
«Прежде чем осуждать, поставьте себя на ее место. Это раз. Второе, явно не угодила родителям».
«Я думаю, родители сделали правильно. Не надо ломать психику детей с этого возраста. А если у ребенка дома тоже не все хорошо, а тут еще и в школе добивают. А потом мы удивляемся тому, что у нас дети ведут себя неадекватно. Представьте, что у вас на работе такой начальник!»
Ранее скандал разгорелся вокруг школы №35. Тогда учительница с 15-летним преподавательским стажем приклеила первоклассника скотчем к спинке стула. Со слов одноклассников, причиной стало то, что мальчик «вертелся». Еще одна громкая история произошла в детском саду №67. Девочку с диагнозом ДЦП заведующая попросила не выступать на утреннике, чтобы не портить впечатление от праздника. История закончилась незамедлительным увольнением заведующей.
«ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ГРУБОСТЬ И ПОВЫШЕНИЕ ГОЛОСА НА УЧАЩИХСЯ – НЕПРИЕМЛЕМО»
Ситуация, сложившаяся в Челнах, бурно обсуждается специалистами отрасли. К примеру, воспитатели будущих педагогов ссылаются на должностные инструкции, которые должен выполнять любой учитель.
– Я бы не стал углубляться в психологические аспекты. Решение проблемы, на мой взгляд, лежит в административно-правовой плоскости и никак иначе, – комментирует Игорь Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПУ. – У каждого педагога есть определенные должностные инструкции и требования, которые он должен выполнять. Нравится ему это или нет. Есть профессиональная этика, согласно которой грубость и повышение голоса на учащихся – неприемлемо. Об этом мы рассказываем нашим студентам с первого курса. Что касается детей, то нового с ними ничего не происходит. Возьмите классику детской литературы, ту же самую «Республику ШКИД», «Денискины рассказы». Дети прошлого также дерзили, выносили своих учителей, проделки примерно одинаковые. Единственное – не было таких технических средств. Ну и к тому же, если педагоги знают, что дети их провоцируют, лучше сохранять спокойствие.
– Школа – это отражение сегодняшней действительности, – говорит советник мэра по образованию Файруза Мустафина, бывший ректор НГПУ и многолетний руководитель отрасли образования. – Агрессию, непонимание по отношению друг к другу сегодня мы видим везде в нашем обществе, в большой политике. Страны со странами не могут договориться, руководители государств друг друга не слышат, каждый демонстрирует свою силу. И школа, в конечном итоге, как зеркало всего того, что происходит в обществе.
Файруза Мустафина предлагает оценивать последние ситуации с точки зрения того, кому это нужно:
– Все происходит из-за того, что нет нормальной коммуникации, проблема в общении человека с человеком: родителя с ребенком, учителя с ребенком или учителя с родителем. И даже по последнему случаю в школе №13 меня больше волнует, что послужило смыслом для тех взрослых ребят, которые направили этого мальчика купить булочку, все это засняли и выложили в интернет. Какую цель они перед собой ставили: хотели наказать учителя, испытать мальчика? Я бы разобралась в этом вопросе. События, которые происходят в разных школах, не только в Челнах (ту же Керчь вспомните), все поступки детей – это проблема детства. Мальчик, который был унижен в семье, в школе, потом разрушает социум. Девочка, которая была унижена, она потом разрушает себя. Поскольку современные родители, они сами из 90-х, их дети сейчас ходят в детские сады, конфликтов и там много. Я не беру в пример только Челны, по всей стране так. Проблемы детей – это проблемы взрослых. У детей вообще нет проблем. Если они есть, значит, мы где-то недоработали, мы недодали, мы не объяснили, мы плохо поступили. Это наш образ, наш пример привели к тому, что ребенок поступил плохо по отношению к учителю, к друзьям, – говорит Файруза Мустафина. – Самое главное – родитель и учитель должны изменить себя. Меняя себя, мы поменяем детей.
Мустафина не умаляет ответственности руководства сферы образования:
- Управление образования может что-то поменять и должно – это его задача. Во-первых, есть городской родительский университет. Вторая форма работы - сейчас город продумывает специализированные семинары для классных руководителей. Каждый час ребенка в школе – это его жизнь. Нельзя говорить, что мы в школе ребенка готовим к жизни. Мы его не готовим, это уже его жизнь. Наше управление образования систему воспитательной работы очень часто пересматривает, выстраивает, анализирует. Столько дополнительного образования в городе для того, чтобы дети были заняты. Завтра у нас встреча в управлении образования. Будем обсуждать и советоваться. Главная задача - как сделать более эффективной нашу воспитательную работу.
Региональный координатор партийного проекта «Единой России» «Новая школа» в Татарстане Асия Тимирясова также сегодня прокомментировала инцидент со столовой.
«НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО КОНФЛИКТ С УЧИТЕЛЕМ – ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ КАКОГО-ТО КОНФЛИКТА В СЕМЬЕ. ЭМОЦИИ НАШЛИ ВЫХОД В ШКОЛЕ»
Председатель региональной общественной организации «Союз Отцов» Эдуард Жестков предпочитает не комментировать конкретные случаи, не зная всех деталей, но признает существование самой проблемы. Завтра при участии Союза Отцов в Набережных Челнах состоится конференция психологов системы образования, где будет обсуждаться в том числе влияние семьи и школы на детей.
– Связь между семьей и школой в большинстве учебных заведений слабая, насколько я вижу, – говорит Эдуард Жестков. – Родители считают, что, если отдали ребенка в школу, то она должна заниматься воспитанием. Хотя с возрастом мы понимаем, что в нашем воспитании большую роль играет семья. Она закладывает фундамент, культуру человеческих взаимоотношений, формирует личность ребенка, навыки решения тех или иных ситуаций. Чего греха таить, на собраниях в школах мы часто видим, что многие родители не понимают детей. Почему? Очень сильно разрывают общение соцсети, гаджеты. Многие не понимают, как эффективно провести свободное время с ребенком. Когда распорядок, традиции в семье выстроены, то и отношения выстраиваются.
Жестков обращает внимание на то, что в России один из самых низких в мире показателей эффективного времяпровождения с детьми – буквально несколько минут в день. Между тем, по мнению руководителя Союза Отцов, совместная деятельность в семье формирует эмоциональные связи, положительные образы и уважение к другим людям:
– Надо понимать, что ребенок - не подневольный человек, надо стараться уважать его интересы, и через это показывать уважение к другим людям. А если интересы ребенка попираются, если с его мнением не считаются, то и он будет так выстраивать отношения с окружающими – сверстниками, учителями. Рассчитывать, что ребенок сам до этого дойдет, не стоит. Важен именно родительский пример.
По словам руководителя Союза Отцов, важно научиться решать конфликты в семье:
– Не исключено, что конфликт с учителем – это продолжение какого-то конфликта в семье. Эмоции нашли выход в школе. Я не говорю, что все педагоги, которые допущены к работе с детьми, – специалисты высокой культуры. К сожалению, это не так. Нельзя исключать фактор педагогической некомпетентности.
- Это проблема системная, проблема не только школы, – говорит о жестокости в школах известный психотерапевт, психодиагност Марина Гаралева, руководитель тренингового центра «Академия делового роста». – Это проблема обучения и воспитания в нашей стране. Есть наука педагогика. А то, что творится в институтах и в школах, с моей точки зрения, не совсем правильно.
Психотерапевт обращает внимание на серьезное изменение ценностей в российском обществе:
– Есть понятия «ценностный план», «ценности», на которые ориентируется ребенок и которые ему в процессе воспитания прививают взрослые. Не укради, будь вежливым, заботься, береги жизнь ближнего и т.д. Сценарий жизни нам пишут значимые люди (родители, воспитатели), прививая определенные ценности. То, что сейчас творится с ценностным планом в нашей стране – это ужасно. Если ты не соответствуешь критериям успеха, или ты какой-то не такой, то тебя начинают обижать, выдавливать из общества.
Причины детской агрессии Марина Гаралева видит и в информационном поле, наполненном насилием, и в состоянии педагогов, чье поведение считывают дети, и в ценностях нынешнего поколения родителей, выросших в 90-е.
– В 90-е годы дети видели, что каждый выживал, как мог. И заложился принцип: побеждает тот, кто сильнее. Это принцип звериный, не человеческий. Соответственно, люди позволяют себе избивать человека, который не похож на других. Печально все это, – говорит специалист.
Марина Гаралева считает, что в школах должны работать психотерапевты, причем, и с детьми, и с педагогами, и с родителями:
– Если учитель агрессирует, кричит, то нужно думать, сколько накопилось в этом бедном педагоге стрессов! Какое напряжение должно быть у него, чтобы так реагировать! Человек кричит не потому, что у него цветочки в душе, а потому что у него внутренняя боль. Все, что внутри у педагога, выливается во внешнее поведение. А ребенок становится триггерным спусковым механизмом для агрессии.
«Я БЫ НЕ ДАВАЛ ОЦЕНКУ ЭТИМ СОБЫТИЯМ, ПОКА НЕ БУДУТ ПЕРЕПРОВЕЕНЫ ВСЕ ФАКТЫ»
Министерство образования республики не могло не отреагировать на участившиеся ЧП в челнинских школах. Сегодня вечером стало известно, что глава ведомства Рафис Бурганов направил в автоград целую комиссию, которая должна будет разобраться в ситуации.
- Молодежь и родительское сообщество очень быстро реагируют на различные события. Но я бы хотел немного охладить пыл, чтобы мы смогли спокойно разобраться, дать правильные оценки. Сегодня я бы не давал оценку этим событиям, пока не будут перепроверены все факты, выслушаны все стороны, – сказал министр образования и науки РТ, отвечая на вопрос ИА «Татар-информ». - Я направил во главе со своим заместителем эту группу в Челны, чтобы вместе с нашими коллегами из муниципалитета разобрали ситуации, поняли, в чем причины, есть ли в них системность и в решении проблем, которые были выявлены в результате этих событий.
Решения по случившемуся в министерстве будут принимать после вердикта комиссии.
- Мы за то, чтобы не тушить «пожары», а предотвращать возможность их появления. Понятно, что все ситуации наперед предугадать не сможем, но наш общий подход – совместно с коллегами разбираться, слушать все стороны. Для нас нет категории, которой бы мы не могли предъявить свои претензии, будь то ученик, родитель, учитель. Но в то же время каждый из них имеет право на то, чтобы его мнение было выслушано, обсуждено, а после приняты некоторые общие подходы, которые позволили бы нам в дальнейшем предотвратить появление этих негативных явлений.
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, РИА Новости, tatngpi, progorod62.ru, Татар-информ, utalents.ru, nashichelny.ru, detki.guru, bobr.by, pikabu.ru
Горожанин
Ветеран педагогического труда
горожанин
педагог
Дима
Карен
Лена
ипташ
Lana