, 27 Сентября
Новости
Подробно


«Все деньги, которые мы зарабатываем, остаются в коллективе. Это политика КБК со времен Титова»

19.05.2016, 16:04

Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова к своему 35-летию, которое будет отмечать в июне, подходит с впечатляющими результатами. Вопреки кризису рост производства и продаж на 10%, чистой прибыли – на полмиллиарда рублей. Заказов так много, что комбинат впервые начинает докупать сырье для картонной упаковки на других предприятиях. Гендиректор КБК Андрей Фомичёв в интервью Chelny-biz.ru рассказал о том, как удается проводить масштабную модернизацию без кредитов (это принципиальная позиция народного предприятия), как комбинат выиграл от антисанкций и запрета на экспорт макулатуры.

«ПО НАЛОГОВЫМ ОТЧИСЛЕНИЯМ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО РАБОТНИКА МЫ В ГОРОДЕ ПЕРВЫЕ»

– Андрей Геннадьевич, как оценивать дату 35 лет для предприятия? Возраст, по меркам человека, зрелый. Как измерить значение КБК для экономики города и республики? Народное предприятие, одно из немногих в стране...

– Это молодое предприятие, становление еще идет. По форме собственности КБК – первое в России и пока единственное в республике народное предприятие. При этом мы – первое в Татарстане предприятие целлюлозно-бумажной промышленности. Мы не варим целлюлозу – мы выпускаем бумажную продукцию: бумагу, картон, упаковку. Думаю, для республики и города важно иметь хотя бы одно такое предприятие.

За все время своей работы комбинат показывает хорошие результаты и динамику. Да,в нашей отрасли появилось и турецкое предприятие в Елабуге «Хаят Кимья», которое выпускает туалетную бумагу, и в Казани есть несколько производителей туалетной бумаги. Но все-таки наши мощности, наш потенциал выше, чем у этих компаний. Мы гордимся своей продукцией – результатом своего труда.

Для Набережных Челнов мы, действительно, второе градообразующее предприятие. По объемам производства, с точки зрения налогового обеспечения, мы серьезно разнимся с тем же «КАМАЗом». Но по налоговым отчислениям в расчете на одного сотрудника мы в городе первые. У нас высокие показатели выработки на одного работника.

Сегодня наш комбинат входит в десятку ведущих предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России. Мы занимаем восьмое-девятое место в отрасли по объемам производства, обороту и реализации продукции. Выше нас уже не отдельные предприятия, а целые холдинги.

– Завершился первый квартал 2016 года. Какова динамика производства, продаж по сравнению с прошлым годом?

– Мы отработали первый квартал успешно. Рост объемов производства и реализации продукции составил практически 10%. Рост производительности труда – около 10%. К тому же, мы увеличили численность коллектива на 21 человека. Так что, у нас хорошие экономические результаты.

– А в целом отрасль показывает рост?

– Да, это общая тенденция. Немного хуже обстоят дела у производителей обоев, тетрадей, газетной бумаги, и тут все понятно. Есть ряд объективных причин, почему падает производство газетной бумаги. Спрос на печатные издания снижается во всем мире, реклама уходит в Интернет.

«ВСЕМ НУЖНА УПАКОВКА. СПРОС ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОС»

– Как ощущают себя ваши основные потребители?

– Сегодня основные наши потребители – это предприятия пищевой промышленности и производители бытовой химии. Когда два года назад ввели санкции против России, а в ответ – антисанкции в отношении импортных товаров, мы сразу почувствовали последствия на себе.На полках магазинов стало появляться больше товаров отечественного производства. Так и должно быть. Всем нужна упаковка, спрос на нее значительно вырос.

– Из четырех видов продукции КБК (гофрокартон, туалетная бумага, ролевая продукция, потребительская упаковка) по каким наблюдается наибольший рост продаж?

– По всем четырем направлениям. Посмотрим, как пойдут продажи у открывшегося недавно в Набережных Челнах завода Haier. Китайская компания заказала нам упаковку для холодильников. Первую партию мы уже отправили. Если у них все нормально получится, тогда ожидаем роста спроса на упаковку для их продукции.

– В прошлом году вы отмечали успех на рынке ролевой продукции (картона и бумаги в рулонах). Тенденция сохраняется?

– Ролевая продукция – это сырье для дальнейшей переработки. Наша компания выстроена так, что мы закупаем сырье (макулатуру, целлюлозу) и вырабатываем ролевую продукцию, а уже потом перерабатываем ее в упаковку. При этом в стране много предприятий, выпускающих упаковку, но не имеющих своего производства ролевой продукции, вот они и покупают ее у нас. Кстати, сегодня мы не продаем ее в таких объемах, как полгода назад. Самим перестает хватать в связи с ростом переработки. Сейчас задумываемся о дополнительной закупке ролевой продукции других производителей, поскольку потребности самого КБК выросли, и планируем вложить инвестиции в оборудование для увеличения объемов выпуска ролевой продукции.

– В Набережных Челнах создана территория опережающего развития (ТОР), ожидается приток инвесторов – ваших потенциальных клиентов. Вы с ними уже устанавливаете контакты?

– Мы готовы всем пойти навстречу и предложить свой товар– упаковку. Готовы помогать тем, кто действительно создает материальные ценности и выпускает товары народного потребления. Если у нас будут свободные объемы, в первую очередь будем изыскивать возможность обеспечивать упаковкой местных товаропроизводителей.

– А сами рассматриваете возможность вступления в ТОР?

– Нет, не планируем.

«ПАДЕНИЕ СТОИМОСТИ МАКУЛАТУРЫ КОМПЕНСИРОВАЛО РОСТ ЦЕН НА ДРУГИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

– Главным сырьем для вас является макулатура. До 18 апреля, в течение четырех месяцев, в России действовал запрет на экспорт макулатуры. Как он сказался на работе комбината?

– Только положительно, потому что цена на макулатуру в стране упала на 35%. То есть ее стало в России много, и она подешевела. После того, как отменили запрет, мы ожидаем обратный процесс – рост цен на макулатуру.

– Это приведет к удорожанию продукции КБК?

– В первое время – да. В структуре себестоимости нашей продукции макулатура составляет 50%, остальное – это энергоносители, вода, газ, содержание, амортизация. Надо учитывать, что и топливо подорожало, и грузоперевозки. Падение стоимости макулатуры несколько компенсировало рост цен на другие составляющие себестоимости. Если сейчас цены на макулатуру пойдут вверх, что мы и ожидаем, то она съест ту компенсацию, которую мы имели за счет снижения. Соответственно, через какое-то время мы вновь встанем перед вопросом об увеличении цен на нашу продукцию. Плюс в июле вновь подорожают энергоносители.

– Вы всегда подчеркиваете демократичность продукции КБК. В кризис это неоспоримое преимущество для потребителя, который старается экономить…

– Мы не ставим своей целью зарабатывать какую-то сверхприбыль. Но для того, чтобы сохранить рентабельность предприятия (а она нужна для дальнейшего развития), мы вынуждены будем повышать цены на свою продукцию –туалетную бумагу и упаковку. А нам бы не хотелось этого делать.

«У НАС КАЖДЫЙ РАБОТНИК –АКЦИОНЕР»

– Российский бизнес ощущает нехватку заемного капитала и его дороговизну. КБК никогда не берет кредиты. Как вам удается обходиться без заемных средств?

– Да, мы не берем кредиты. Все деньги, которые зарабатываем, остаются в коллективе. Это политика предприятия со времен первого генерального директора Сергея Павловича Титова. Все заработанные средства остаются внутри компании, у нас же каждый работник – акционер. Что такое взять кредит под 20% при рентабельности в 15%? Один раз стоит взять – и всю оставшуюся жизнь будешь работать на банкиров. А как тогда развиваться?

– Комбинат в последние годы активно модернизируется. Насколько уже обновили производство?

– Практически на каждом из наших направлений идет постоянный процесс модернизации. Нужно учитывать и то, что мы вынуждены направлять много средств на поддержание комбината, потому что идет физический износ основных фондов, сооружений, коммуникаций.

В этом году мы вкладываем серьезные инвестиции в гофропроизводство – в автоматизацию упаковочных процессов. Идут работы по модернизации производства на бумажной фабрике. Готовимся к реализации большого проекта на очистных сооружениях – это биологическая очистка для исполнения законодательства по качественным сбросам воды в районные очистные сооружения. Планируем увеличить мощности по выпуску ролевой продукции на картонной фабрике. Все это без увеличения площадей, численности работников, только за счет внедрения современных технологических процессов.

– Оборудование приобретаете импортное?

– К сожалению, только импортное. В России раньше были хорошие заводы, выпускавшие оборудование для нашей отрасли – «Ижтяжбуммаш», «Петрозаводскмаш»… Сейчас все закупаем в Италии, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Оборудование с учетом курсовой разницы существенно подорожало. Проблема в том, что содержание данного оборудования требует обеспечения импортными запасными частями и расходными материалами. Финансовая нагрузка на предприятие выросла.

«НА КБК ОДНА ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ ЗАРПЛАТ НЕ ТОЛЬКО В ГОРОДЕ, НО И РЕСПУБЛИКЕ»

– У комбината огромная социальная нагрузка, от которой вы не отказываетесь. Антикризисная программа предприятия предполагает сокращение социальных расходов?

– Социальная нагрузка у нас была, есть и будет всегда. Кроме содержания профилактория, базы отдыха, Детского дворца культуры мы проводим медосмотры, обучаем людей, оказываем поддержку молодым работникам в решении жилищного вопроса и так далее. А что касается кризиса, у меня такое чувство, что мы каждый год живем в кризисе. Наша программа действий при любой экономической ситуации неизменна: на комбинате ведется постоянная работа по снижению необоснованных затрат, увеличению производительности труда и качества выпускаемой продукции.

– В текущей ситуации удается индексировать зарплаты?

– Да. Вы знаете, что на КБК одна из самых высоких зарплат не только в городе, но и в республике. Дело в том, что у нас не наемные работники, каждый сотрудник – акционер. Соответственно, он получает доходы по акциям.

– Поэтому вы стараетесь не принимать людей со стороны, а брать членов семей работников, создавая трудовые династии?

– Да, если дети наших работников обладают необходимым образованием, навыками, то это является их преимуществом при отборе кандидатов. Но, конечно, прежде всего, мы заинтересованы в специалистах. Сейчас заключаем договора с ведущими профильными российскими вузами для обучения группы детей работников комбината. В списке вузов – Санкт-Петербургский и Пермский политехнические университеты, Уральский и Нижегородский технические университеты. В этом году запланирован первый набор. Кандидаты уже определены – это выпускники школ, имеющие хорошие результаты в учебе и желающие связать свое будущее с нашей отраслью. Ведь одно из условий –отработать на комбинате пять лет.

– В марте вы стали депутатом Госсовета РТ. По итогам голосования у вас был очень высокий показатель – 87%. Сами как оцениваете эту победу?

– Это очень значимое для предприятия и коллектива событие, которое еще раз говорит о том, что статус нашего комбината довольно высок и пользуется уважением, прежде всего, у жителей города. А я как руководитель представляю именно предприятие.

Для справки:

Выручка ЗАОр «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова» по итогам 2015 года составила 8,2 млрд рублей (6,6 млрд в 2014-м). Чистая прибыль, согласно годовому отчету комбината по МСФО, выросла с 815 млн до 1,2 млрд. Валовая прибыль – 2,2 млрд рублей, прибыль от продажи продукции – 1,5 млрд.

За год комбинат перечислил 1,5 млрд рублей в качестве налогов и сборов, из них 81,3 млн – в городской бюджет, 58,8 млн – на охрану окружающей среды.

Персонал комбината – 1722 человека. Просроченной задолженности по зарплате работникам, поставщикам и подрядчикам, а также по платежам в бюджет и внебюджетные фонды нет.

Chelny-biz.ru