Еще новости
Подробно

Экс-директор ЗМА Васил Каюмов рассказал, почему не удалось спасти «Оку»

Бывший генеральный директор Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) Васил Каюмов подробно рассказал Сhelny-biz.ru о том, почему предприятие не смогло сохранить производство «Оки» и какие попытки предпринимались, чтобы найти новую модель для выпуска.

– Все началось после ухода Виктора Николаевича Полякова (ред. первый гендиректор ВАЗа): без его поддержки АвтоВАЗ окончательно перестал видеть в нас партнера – мы мешали продажам их основных моделей и «съедали» львиную долю бюджетных средств, предназначенных для поддержки инвалидов, – пояснил Каюмов, – Они называли «Оку» «налогом имени Полякова» и постепенно начали ужимать программы, не думали о развитии.

По словам Каюмова, подходящую модель искали на Volkswagen. Там как раз снимали с производства микроавтобус T4. Покрасочные мощности ЗМА идеально подходили для такой машины, ведь еще на этапе проектирования была заложена возможность работать с кузовами большего размера. Как говорит экс-директор, позднее эту модель передали в Бразилию – вмешались политические обстоятельства.

Потом были поездки в Южную Корею – сначала пытались договориться с Kia о производстве нового автомобиля Picanto, но тогда корейцы, по словам Каюмова, четко дали понять: Россия для них только рынок сбыта, а не площадка для производства.

– Я тогда не сдержался, предупредил: «Все придут, все будут у нас строить машины, вы будете последними». Так и вышло – они действительно пришли последними, – вспоминает Каюмов.

Затем ездили на производство Hyundai, а в Индии встречались с представителями Tata. После на руководство ЗМА вышли представители от SsangYong.

– Мне поручили показать им завод. После экскурсии и неформального общения за ужином они приняли решение о покупке предприятия. В 2005 году сделка была закрыта: три четверти пакета принадлежали «КАМАЗу», четверть – республике. Тогда я перешел на «КАМАЗ» в качестве исполнительного директора, – отметил он.

Что касается возрождения «Оки», Каюмов считает нынешние разговоры о ее возрождении просто маркетинговыми ходами. При этом уверен: компактный автомобиль действительно опередил свое время.

– Сегодня, когда города задыхаются от пробок, а в машинах зачастую едет всего один-два человека, такая модель была бы крайне востребована. Ее нужно было не бросать, а развивать и совершенствовать. Еще при жизни Полякова были разработки у АвтоВАЗа. В 2003-2004 годах «Ока-2» приобретала силуэты, она была четырехдверной с двигателем от «десятки». Потом я увидел олицетворение этой модели в Hyundai Getz, – добавил он.

Накануне в историко-краеведческом музее Челнов открыли новый раздел, посвященный заводу малолитражных автомобилей (ЗМА) и его первому директору Олегу Белоненко. Событие приурочили к годовщине выпуска первого автомобиля «Ока».

Церемония прошла в экспозиционном зале «КАМАЗ и город». На мероприятии собрались бывшие руководители и работники ЗМА, а также те, кто был свидетелем становления и развития предприятия. Ключевым экспонатом стал автомобиль «Ока» – визитная карточка завода. Эту машину соратники Олега Белоненко восстановили и передали в дар музею.

Фото: блог истории «КАМАЗа»

Комментарии
22.12.2025, 11:11

В молодости была у меня Ока! Отличный автомобиль! Только теплые воспоминания !