Еще новости
Подробно

Николаев: последний «Шелковый путь» мог закончиться летальным исходом

03.08.2024, 11:40

Эдуард Николаев, руководитель команды «КАМАЗ-мастер», в интервью изданию «Чемпионат.com» рассказал, что инцидент с белорусским гонщиком Сергеем Вязовичем мог закончиться летальным исходом. Экипажи на последнем ралли «Шелковый путь» чудом избежали лобового столкновения. Ниже – фрагмент интервью, где Николаев подробно описывает, что произошло в тот день. 

— Если продолжать разговор о Вязовиче: у вас с ним был опаснейший эпизод, когда вы чуть не столкнулись лоб в лоб…
— Нас уберёг бог. Могло все закончиться трагично. Столкновение в ралли лоб в лоб зачастую заканчивается трагическим исходом. И у нашего грузовика была скорость 80 км/ч, и у «МАЗа», хоть Сергей и говорит, что ехал медленно, но мы посмотрели его телеметрию: скорость была такая же.

В этой ситуации вопрос к организаторам. Организаторской красной лентой была ошибочно перекрыта правильная дорога. Это точно не зрители натянули, лента была на специальных колышках. Не знаю, почему так получилось. Когда экипаж видит перетянутую ленту, то всегда знает: там что-то не то. Эту ленту видели и мы, и ехавший впереди Вязович. Раз перекрыто, значит, какая-то нестандартная ситуация, которая могла произойти буквально час назад — организаторы могут такое сделать. Они делают все, чтобы не произошло какого-то ЧП. Но в этом случае, видимо, просто была неправильная установка.

Вправо вела дорожка, где была точка, а пришлось поехать вокруг — поэтому Вязович не взял точку. Он понял, что точка не берётся, и развернулся, поехав в лоб каналу. Он знал, что я тоже, скорее всего, поеду по той дороге. Действительно, мы тоже увидели ленту и продолжили ехать левее, по основной дороге.

Сергей включил сигнал alarm — но этот сигнал не берется за 2-3 км, мы услышали звук уже практически в момент, когда уходили от столкновения. Сергей полностью был прижат слева, у него был бруствер, так что всё зависело от нашего экипажа. А мне повезло, что справа не было никакого большого дерева, только маленькие елочки.

Только после этого эпизода Женя Яковлев сказал, что мы не взяли точку. Мы поняли, где точка, проехали по перекрытой дороге уже с другой стороны, развернулись и вернулись на трек. А Сергей доехал обратно до места перекрытия дорожки и помог остальным, прорубив эту ленту. К счастью, он успел сделать это до третьего участника, а иначе все бы поехали левее, и там уже 100% кто-то потом бы столкнулся.

Одно обидно: сначала судьи сказали, что вернут время нам обоим, но вернули только Вязовичу 2 минуты 10 секунд. Сказали, что он сделал правильно, поехав обратно, и что он не ехал в лоб каналу, хотя он в лоб ехал. При этом, по мнению судей, в лоб каналу поехали якобы мы, поэтому нам время не вернули. Долго разбирались… Ну, судьи всегда правы — раз приняли такое решение, то мы уже не стали опротестовывать. Но ситуация не очень приятная: по сути, все зависело только от нас, мы предотвратили аварию, а получается, словно еще и правила нарушали. Все-таки считаю, что время должны были вернуть обоим.

— Что бы вы сделали на месте Вязовича? Точку брать надо, но вы понимаете, что вам навстречу, скорее всего, понесется следующий грузовик.
— Я бы ехал в разы медленнее, прямо крался. Мне кажется, это единственное, что Сергей сделал неправильно: он ехал слишком быстро. А так — другого варианта нет.

— Нельзя было не взять точку и потом оспорить штраф — мол, ну вы же сами перегородили трассу?
— Это ты должен быть настолько уверен, что отсудишь! Не помню, какой был штраф за эту точку, но, допустим, 15 минут — это очень много. Так что, когда спортсмен понимает, что уехал не так далеко, он всегда пытается все-таки взять точку.

Да, при возвращении была опасность лобового сопротивления, но напрямую к точке было не проехать из-за деревьев. Так что на месте Вязовича я бы, наверное, поехал так же, только скорость держал бы ниже.

— Прикидывали, к каким последствиям могла привести авария?
— Я думаю, к летальному исходу. Даже с учетом того, что у нас обоих капотные грузовики. Удар бы был очень сильным. Да, ремни безопасности, система HANS как-то сработали бы, но… Не хотелось бы про это говорить, однако я не собираюсь смягчать, что мы обошлись бы просто ушибами. Могло все закончиться печально. После такого могли бы и гонку остановить. Неизвестно, какой бы тут получился удар. Кстати, на самом деле касание было: когда помыли машины, то на обеих увидели следы. Это же мгновение, никто даже не успел ничего почувствовать.

— Как профессиональный гонщик воспринимает подобные эпизоды? Потом наступает какой-то период рефлексии или просто оставляете опаснейший момент позади?
— Были размышления, конечно. У меня в карьере происходили разные ситуации: где-то с гор вниз уезжали, но нам везло… Конечно, ты задумываешься об опасности, однако гонка продолжается, мы приехали на неё за результатом. Так что сойти или вбить в голову, что дальше я не могу ехать — это не по-нашему. Нужно было взять себя в руки.

У меня механиком сидел молодой пилот Дмитрий Авдеев. Он, наверное, подумал — куда я сел и нужно ли мне дальше этим заниматься! Он даже сказал: «Эдуард, спасибо, что смогли отрулить, что мы живы». Наверное, подиум немного его успокоил.

Знаете, говорят — ну, «КАМАЗ» вечно побеждает в ралли-рейдах. Вот мы хотим сделать ролик, показывающий, с чем сталкивается команда на пути к победе. Это не только красивые фотографии и прыжки-полёты. Бывают и вот такие моменты, их очень много. Иногда будет полезно показывать такой ролик и публике, и своему коллективу — не все же выезжают на гонки, не каждого посадишь в кабину. Профессиональный спорт очень опасен, и об этом тоже правильно говорить.

Фото: «КАМАЗ-мастер»

Комментарии

Оставьте первый комментарий