Житель Нижнекамска устроил судебные разборки с Генпрокуратурой и федеральными министерствами, чтобы получить официальные извинения и компенсацию за уголовное преследование. Оправданный мужчина пошел на принцип, предъявив символические требования - просил один рубль в качестве компенсации морального вреда.
Начал он с иска о реабилитации в связи с противоправным привлечением к уголовной ответственности. Ранее ему вменяли незаконное производство наркотиков. Поводом для обвинения послужили ботанические пристрастия нижнекамца – он выращивал коноплю. Однако количество растений не подпадало под крупный размер, поэтому его оправдали из-за отсутствия состава преступления. Также мужчину обвиняли в нелегальном проникновении в чужое жилище, но уголовное дело прекратили в связи с примирением сторон.
В иске нижнекамец заявил, что в ходе разбирательств он понес «физические и нравственные страдания, приобрел множество неизлечимых заболеваний». Именно поэтому просит взыскать с Минфина РФ компенсацию морального вреда в размере одного рубля, обязать Генпрокуратуру принести ему официальные извинения от лица РФ, а российский Минздрав – восстановить его утраченное здоровье. Также он надеялся покрыть за счет ведомств судебные расходы.
В судебном заседании представитель Генпрокуратуры иск не признал, пояснив, что мужчина уже получал официальные извинения – их принес и.о. прокурора Нижнекамска. Иск не признал и Минздрав. В письменном отзыве ведомство ответило, что в уголовном преследовании истца оно не участвовало, какого-либо вреда здоровью не наносило ни само, ни посредством своих сотрудников. Более того, он не доказал факт расходов, которые якобы понес, восстанавливая здоровье на фоне уголовного дела. В деле были только данные о его инвалидности и заболеваниях, которые он получил еще до обвинений: хронический гастрит, анкилозирующий спондилит, хронический вирусный гепатит С. Суд не нашел причинно-следственной связи между состоянием здоровья и уголовным преследованием.
Федеральное казначейство заняло аналогичную позицию, объяснив, что оправдание нижнекамца не дает ему право на «непосредственное возмещение имущественного вреда». Ведомство напомнило, что и прекращение дела о незаконном проникновении закрыли из-за примирения сторон, что так же не является реабилитирующим основанием.
В итоге суд удовлетворил иск принципиального жителя Нижнекамска лишь частично – в части компенсации морального вреда в размере одного рубля и покрытия судебных расходов. Их ему выплатят из федерального бюджета.
Чужой