В ближайшие дни депутатам городского совета Набережных Челнов предстоит определить, кто возглавит исполком второго по численности города Татарстана. На конкурс заявились двое: действующий сити-менеджер Фарид Салахов, который руководит исполкомом с 2020-го года, придя на смену Ринату Абдуллину, и главный дорожник – новоиспеченный руководитель Предприятия автомобильных дорог Илья Черкашин. Несмотря на то, что формально конкурс предполагает выбор между двумя кандидатами и исход голосования достаточно предсказуем, в кулуарах обсуждают и возможный уход Салахова с занимаемой должности. Косвенным подтверждением таких разговоров называют отставку двух его ближайших соратников: Марата Анисимова, ранее возглавлявшего ПАД, и Альвира Аглуллина, бывшего директора МУП «Горкоммунхоз». Существует и полярное мнение: их уход мог быть связан с сохранением позиции самого Салахова, а в перспективе ему и вовсе прочат пост мэра города...
КАНДИДАТЫ
Конкурсная комиссия исполкома официально утвердила претендентов на должность главы исполкома Набережных Челнов. Конкуренцию действующему сити-менеджеру Фариду Салахову составит Илья Черкашин, который только на прошлой неделе возглавил Предприятие автомобильных дорог. Впрочем, гадать с исходом конкурса тут не приходится – Салахов на посту с 2020-го года и вряд ли место уйдет новичку.

Фарид Салахов возглавил исполком в 2020-м году, тогда пост досрочно покинул Ринат Абдуллин. В 34 года Салахов стал самым молодым чиновником на этой должности. Окончил КФУ по специальности «юриспруденция» и факультет института транспортных сооружений КГАСУ. В администрацию пришел с Предприятия автомобильных дорог, которое возглавлял на протяжении трех лет. В 2022-м году горсовет продлил его полномочия на три года – до завершения работы действующего депутатского созыва. В качестве технического кандидата на должность РИКа тогда шел Азамат Вильданов, бывший директор МУП «Горзеленхоз».
В своих выступлениях Салахов неоднократно подчеркивал главную цель городской администрации – постоянное повышение качества жизни челнинцев, а ключевыми направлениями работы называл улучшение делового климата, стимулирование конкуренции и создание условий для привлечения инвесторов.

Особое внимание Салахов уделял транспортной сфере. В 2022-м году, в своем выступлении перед депутатами в качестве кандидата на пост, он сообщал о закупке 21 автобуса НЕФАЗ и получении от Москвы 40 автобусов ЛиАЗ, обещая продолжить работу по обновлению общественного автопарка. Тут, к слову, нужно отдать должное: работа в этом направлении действительно при нем вышла на другой уровень. Власти довели количество автобусов большой вместимости до 215 единиц, обустроили мойки для техники, полностью обновили городскую транспортную сеть. Впрочем, не обошлось без конфликтов – челнинцы не сразу поняли смысл смены маршрутов. Салахову тогда в еженедельном режиме лично приходилось выступать перед публикой, на ходу корректируя схему, придуманную московским институтом.
КЕЙСЫ
Салахова нередко характеризовали как руководителя требовательного, но резкого. Однако в последнее время наблюдатели отмечают явную эволюцию его коммуникационного стиля. Эта перемена особенно заметна на публичных мероприятиях, где Салахов в отсутствии мэра регулярно выступает в роли основного спикера. Среди последних таких выходов, к примеру, торжественное открытие дороги после капитального ремонта и поздравление работников дорожной отрасли с профессиональным праздником.
Тем не менее полностью избежать конфликтных ситуаций не удалось. Наиболее заметным стал уход Ильи Зуева, занимавшего пост первого зама Салахова. Гладких взаимоотношений у коллег якобы не случилось. О том, что Зуев готовится покинуть пост, стало понятно на фоне маршрутного кризиса в Челнах, когда в публичное поле с масштабной проблемой неожиданно вышел Фарид Салахов. Сити-менеджер ранее не был замечен в таких частых диалогах с жителями, особенно в ситуации массовой критики населения. Зуев же в начале года покинул пост первого зама, перейдя в аппарат горсовета на должность помощника мэра, а после и вовсе ушел на «КАМАЗ».

Если в транспортной отрасли реализуются масштабные преобразования, то в управлении хоккейным клубом «Челны», где президентом числится Салахов, наблюдается явная нестабильность. За короткий период произошло несколько кадровых ротаций, что, по сути, указывает на отсутствие долгосрочной стратегии развития команды.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Вокруг фигуры Фарида Салахова в последнее время разворачивается немало разговоров и предположений. В кулуарах обсуждают две полярные версии относительно его дальнейшей судьбы. С одной стороны, звучат разговоры о возможном уходе Салахова с поста, который может случиться якобы после Нового года. Косвенным подтверждением этих слухов называют последовательный уход двух его ближайших соратников: Марата Анисимова, ранее возглавлявшего Предприятие автомобильных дорог, и Альвира Аглуллина, бывшего директора МУП «Горкоммунхоз». К слову, оба предприятия в конце прошлого года попали в поле зрения правоохранительных органов. Аглуллин, к примеру, значится фигурантом уголовного дела, в отношении него ранее избирали меру пресечения в виде подписки о невыезде.
С другой стороны, версия об отставке выглядит не слишком убедительной: в следующем году Набережные Челны отметят два крупных юбилея, а смена руководителя в такой период может осложнить подготовку к масштабным мероприятиям. Как принято говорить, «коней на переправе не меняют».

Что касается Альвира Аглуллина, то пока неясно, где именно продолжил деятельность бывший главный пассажироперевозчик – в публичном поле информации про него нет. Вероятно, что он ушел в коммерцию, откуда, собственно, и пришел во власть.
А вот по кандидатуре Марата Анисимова источники издания отмечают, что он может в скором времени присоединиться к команде казанской компании «Волга-Автодор». Такой кадровый шаг вызывает интерес на фоне заметного укрепления позиций казанского подрядчика на строительном рынке автограда. Дело в том, что в текущем году казанцы впервые активно вышли на рынок Набережных Челнов и сумели закрепиться в городе, забрав ряд крупных контрактов на выполнение дорожных работ. Впрочем, на текущий момент ни одна из сторон не дает официальных комментариев по поводу возможного сотрудничества. Марат Анисимов воздерживается от каких-либо заявлений, равно как и Ратмир Нигматуллин, директор «Волга-Автодор». Обе стороны предпочитают не раскрывать детали, не подтверждая и не опровергая слухи о грядущем назначении.

Другие считают, что отставки топ-менеджеров могли быть частью некой кадровой стратегии, призванной сохранить позицию самого Салахова.
– Поэтому они и ушли, чтобы он остался, – намекают источники, связывая это с интересом силовых структур к упомянутым компаниям.
С другой стороны, существует и прямо противоположная точка зрения. Ее сторонники утверждают, что Салахов вполне может отработать полный пятилетний срок на посту руководителя исполкома, а в перспективе претендовать на должность главы города, сменив Наиля Магдеева. В пользу этой версии говорят некоторые факты из биографии чиновника. Так, Фарид Салахов прошел обучение в «Школе мэров» в Москве, что само по себе рассматривается как маркер карьерных амбиций. Более того, по слухам, ему даже поступало предложение занять пост мэра в Бугульме – на место «раскулаченного» Линара Закирова. Однако Салахов, как утверждают источники, отказался от этого варианта, предпочтя остаться в Набережных Челнах. Это решение интерпретируют как свидетельство его намерений закрепиться в городе и выстроить долгосрочную карьеру.

Сессия горсовета, в повестку которой войдет вопрос о выборе руководителя исполкома, назначена на 14 ноября.
Chelny-biz.ru
Ирина