, 7 Февраля
Новости
Подробно


«Уверен, что какие-то японцы или голландцы давно бы застроили наши мелководья и болота. Кто мешает?»

25.11.2022, 22:43

В Челнах вот-вот примут новый генеральный план. Это, пожалуй, первый раз, когда общественность так активно участвует в его обсуждении и рвется предотвратить возможно фатальные ошибки. В набат бьет Ильдус Камалов, призывая власти одуматься и не губить перспективы автограда. Ильдус Хабибович – персона в Челнах известная. Бывший депутат, строитель, директор инженерного центра «Синергия» и член градостроительного совета (который, увы, прикрыли). В свои 78 лет он активно участвует в обсуждениях, горячо отстаивая видение развития города. Особенно в отношении прибрежных зон. Камалов убежден, что у города огромный потенциал земли для освоения на ближайшие 15–20 лет и неверные решения могут его угробить. Некоторые задумки специалиста выглядят маловероятными (острова на Каме, мост в Тарловку, новый проспект вокруг Элеваторной Горы). Chelny-biz.ru решил дать читателям возможность самим их оценить. Чего опасается и что предлагает Камалов – издание публикует его материал, присланный в редакцию.

ПРО ПРОБЛЕМЫ

«ПРОСТО УГРОБИЛИ ГОРОД И ОСЛОЖНИЛИ ПЕРСПЕКТИВУ ЕГО РАЗВИТИЯ!»

По воле судьбы, за последние 35 лет мне приходилось участвовать в обсуждении трех последних вариантов генерального плана развития города: в 1987 году, в 2006 году и в последние несколько лет по ходу разработки нового документа, выполняемого студентами КГАСУ под  руководством Александра Дембича.

Руководители города и авторы последних трех генпланов твердят, что у Челнов нет резервных территорий для развития. Это абсолютно не так. Нужно анализировать каждый клочок земли, разрабатывать проекты рационального использования каждого квадратного метра территории. Убежден, что у Челнов огромный потенциал земли для освоения в ближайшие 15–20 лет. В городе игнорировали значительные объемы земельных ресурсов в прибрежной зоне Нижнекамского водохранилища и в долинах малых рек – Мелекесски, Челнинки и Шильны, а также на нижнем бьефе гидроузла, на правом берегу Камы, между поселком Тарловка и плотиной ГЭС.

«Уверен, что какие-то японцы или голландцы давно бы застроили наши мелководья и болота. Кто мешает?»

Безусловно, разработчики генплана и руководители города привыкли иметь для застройки ровные и удобные территории размерами в сотни, а то и тысячи гектаров, и поэтому по привычке они избегали значительных территорий со сложным рельефом, с заболоченными участками прибрежных зон с неустойчивыми крутыми склонами или бывшие карьеры стройматериалов, где требуется проведение комплекса работ по инженерной подготовке.

В Челнах практически все руководители последние 30 лет по сути больше говорили, чем решали вопросы застройки прибрежных зон, а если по правде, бездумно раздавали подавляющую часть земельных ресурсов в прибрежной зоне. Естественно, это было кому-то очень выгодно, но только не горожанам. Они просто угробили город и осложнили перспективу его развития!

«Уверен, что какие-то японцы или голландцы давно бы застроили наши мелководья и болота. Кто мешает?»

Мои неоднократные обращения ко всем руководителям, от Рафгата Алтынбаева до Наиля Магдеева по решению проблем застройки прибрежных зон, где имеется огромный резерв территорий для застройки, результатов не дали. Всем им похоже было как-то выгоднее заниматься точечной застройкой безо всякой науки, без разработки идеологии застройки города. Единственный, кто в этом направлении поддержал меня, – президент республики Рустам Минниханов, который выделил пусть и скромные финансы для разработки Концепции целевой инженерной защиты прибрежных зон от негативного воздействия водохранилища Нижнекамской ГЭС.

Для упорядочивания огромных объемов работы на протяжении 29 км берега вся территория была разбита нами на пять пусковых комплексов. По каждому разработаны мероприятия по реконструкции и инженерной защите берегов, застройке и благоустройству прибрежных зон.

«Уверен, что какие-то японцы или голландцы давно бы застроили наши мелководья и болота. Кто мешает?»

К сожалению, в городе вот уже на протяжении пары десятков лет существует порочная практика привлечения к разработке значимых проектов иногородних проектировщиков (варягов), которые порою абсолютно не знают город и его проблем и путем хитрых манипуляций общественным мнением на так называемых «слушаниях» протаскивают любые проекты без подключения к обсуждению местных архитекторов, хорошо знающих город. Притом мало когда придерживаются канонов действующего генплана.

<…> В настоящее время всплывает еще один абсурдный проект благоустройства территории косы Чаллы Яр без выполнения концепции застройки всей прибрежной зоны. В администрации города, признаться, сегодня нет опытных специалистов-патриотов даже по составлению грамотного технического задания на проектирование. Иногородние специалисты, как правило, с большим гонором и чрезмерной самооценкой совершенно не знают особенностей нашего города и главная их задача – выбивание дорогостоящих заказов и получение прибыли. Кстати, на их объекты, как правило, не жалеют финансирования, и их работа раза в два–три дороже, чем у местных проектных организаций. Почему это так? Неплохо бы, чтобы на этот вопрос ответы получила наша прокуратура. В частности, нам показывают студенческие разработки по генплану города. Трудно оценить их на предусмотренные в договоре 23 млн рублей, поскольку под видом генплана нам уже трижды навязывали какие-то красные квадратики по размещению жилья. Хотя нет ни идеологии развития города с учетом его социально-экономического развития, ни предложений по созданию рабочих мест, по подготовке кадров, по развитию здравоохранения и т.д.

«Уверен, что какие-то японцы или голландцы давно бы застроили наши мелководья и болота. Кто мешает?»

Не решены вопросы обеспечения устойчивости берегов, защиты от подтопления низинных территорий, прогноза устойчивости фундаментов зданий и условий эксплуатации подземных сооружений и коммуникаций. Такая ситуация с инженерной защитой города и послужила поводом для разработки нашей концепции.

ПРО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГИДРОПАРК И «ТРЕТЬЯ ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ В ОБХОД ЭЛЕВАТОРГОЙ ГОРЫ»

По левому берегу Камы на отрезке от устья реки Шильны до Элеваторной Горы затоплено 1216,9 га. По правому берегу от поселка Тарловка до плотины – около 700 га. Здесь сегодня образовались болота и мелководья, пригодные для развития города путем гидронамыва и сухой отсыпки. Здесь можно создать резервные территории.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Вдали от берега, по сути, в геометрическом центре города бездумно и во вред вот уже более 30-ти лет продолжают засыпать бывший Элеваторный карьер стройматериалов самым разнородным грунтом с отходами строительства, ремонтных работ, отходов различных производств и даже бытовым мусором (разбитая мебель, бытовая техника, пластик, стекло, резина и пр.). При принятии мер по инженерной подготовке и вертикальной планировке, эти территории площадью более 500 га могли бы послужить для строительства нового городского центра с высокой архитектурой. Сегодня самые ценные прибрежные земли выделены под частное строительство или же захвачены «генералами песчаных карьеров». Они используют берега для разгрузки инертных стройматериалов и превратили живописные места в зону экологических бедствий. Этот градостроительный бардак не волнует ни руководство города и ни разработчиков Генеральных планов разных лет.

Концепция начинается с реконструкции берегов водных систем.

Так, пусковой комплекс «Комсомольский гидропарк» создается путем объединения устья рек Мелекеска и Челнинка.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Также создается дорога в обход Элеваторной горы с выходом на Казанский тракт в районе плотины. Она станет третьей транспортной артерией, которая разгрузит проспекты Мусы Джалиля, Мира и первую дорогу и решит проблему пробок.

Обследование периметра Элеваторной горы выявило, что на защитных сооружениях сегодня есть разрушения бетонных креплений и пустоты под железобетонными плитами. Есть неустойчивые обваливающиеся участки берега, представляющие угрозу прибрежным строениям. Со стороны реки Челнинки, напротив трамвайного депо, на крутых незащищенных участках берега – свежие оползни. Ситуация требует проведения детальных изысканий, разработки проекта и берегоукрепительных работ. По намывной берегоукрепительной призме Концепция предусматривает транспортную сеть вдоль берега всего водохранилища.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

КАРЬЕР: «ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ВОЗИТЬ СЮДА СО ВСЕГО ГОРОДА СТРОИТЕЛЬНЫЙ МУСОР, НИКОМУ И В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИЛА ИДЕЯ…»

Со стороны завода ЗЯБ разрыты глубокие карьеры, где десятилетия добывали известь и песок. Глубина выработки достигает 40 метров. До сих пор карьер не используется для развития города. По замыслу концептуального предложения, на месте карьеров может быть построен уникальный жилой и общественный комплекс, неповторимый своим ландшафтом и разными уровнями земли. Насыпные разнородные грунты объемом 15–16 млн кубометров нужно снять и перетащить в прибрежную зону для создания резервных территорий для развития города и прокладки прибрежной автодороги в обхват Элеваторной Горы. <…>

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

На этих не уплотненных насыпных грунтах с большим содержанием органики и отходов строительства и ремонта объектов в ближайшие 20–30 лет нельзя будет строить тяжелые сооружения. Если строить, то их фундаменты по стоимости и трудозатратам будут сопоставимы с самими объектами. Удивительно, что никто не предусмотрел сам собой напрашивающийся вариант освоения прибрежной зоны начиная с отметок 72–74 м и далее, террасируя рельеф, поднимаясь на отметки 80–82 м и 90–100 м и выйти на отметку пр. Раскольникова. Вместо такого рационального использования наиболее ценных прибрежных территорий города кто-то лет 30 назад принял абсолютно вредное и разорительное решение под видом рекультивации отсыпать насыпным грунтом существовавшие на протяжении всего берега (начиная от Элеваторной горы до границы Прибрежного парка) многочисленные карьеры. По сути, никакой качественной рекультивации карьеров на практике не было и, в основном, на всем протяжении берега они заваливались чем попало и как попало. <…>  

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Вместо того, чтобы возить сюда со всего города десятки миллионов кубометров строительного мусора, никому и в голову не приходила идея использовать каждый кубометр вскрышных грунтов для ликвидации болот и мелководных участков вдоль берегов рек и тем самым планомерно создавать дополнительные резервные территории для развития города. А не продолжать хныкать, что у города нет свободных земель для освоения.

КАМСКИЙ БЕРЕГ: ОЗЕРО РИЦА, ОСТРОВ САНДАЛИИ И КАРАВЕЛЛА

Концептуальные предложение – создать здесь пусковой комплекс «Камский берег». Это вертикальная планировка прибрежных земель между проспектом Раскольникова и урезом воды с помощью террасной срезки наиболее высоких частей территории и придания склону устойчивого профиля. Резервные грунты же могут использоваться для сухой отсыпки полуострова Каравелла (в районе Чаллы Яр – ред.) для создания дополнительных площадей около 100 га.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

После реконструкции береговой линии и подготовки земельных участков, которые на данный момент не являются селитебными (предназначенными для строительства – ред.), пусковой комплекс с учетом имеющейся застройки получит дополнительные возможности – порядка 283 га. <…> А объездная дорога вдоль прибрежной линии вокруг Элеваторной горы свяжет его с поселком ЗЯБ и ГЭС и сможет вовлечь саму Элеваторную гору в функциональную структуру города.

Вся резервная территория разделена на двенадцать фрагментов с учетом функционального зонирования и существующей застройки. Это, в том числе, полуостров Каравелла (100 га), остров Сандалии (48,5 га), береговая линия Яр Чаллы (17 га), северо-восточный склон Элеваторной Горы (37 га), Элеваторный карьер (29 га), озеро Рица (23 га), жилая застройка между озером и 36-м комплексом (55 га), экстрим парк и элитный жилой комплекс (28 га).

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Так, озеро Рица – зона для отдыха. После очистки и обеспечения проточности озера вокруг него предлагается создать парковую зону для отдыха и развлечений. На данной территории также возможно расположить гостиничный комплекс с развлекательным центром.

За счет рельефного участка карьера предлагается концепция молодежного экстрим-парка, а также закрытого спортивного комплекса для экстремальных видов спорта. По соседству с экстрим парком запроектирован элитный жилой комплекс с бульваром, выходящим на береговую линию.

Остров «Сандалии» практически образуется после реконструкции береговой линии, открытия проймы (что позволит обеспечить проточность воды на данном участке) и намыва островной части. Функциональное значение острова – рекреация и отдых. Связь с островом обеспечит мост по оси проспекта Раиса Беляева. Кроме парково-пляжной зоны на острове предлагается гостинично-молодежный центр «Парус» с яхт-клубом, Комплекс санаторного типа, кемпинговая застройка спортивные сооружения, а также ресторанные и развлекательные комплексы.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

На береговой линия Чаллы Яр предлагается реконструкция и корректировка береговой линии. Она позволит создать резервную территорию порядка 17 га, на которой можно расположить жилой элитный комплекс «Волна» и комплекс уникальных спаренных вилл.

После реконструкции береговой линии предлагается застройка эксклюзивными жилыми домами элитного типа. Угол полуострова представляет собой крупный деловой центр «Каравелла». Это доминанта данного фрагмента. Здесь будут функционировать гостиничный комплекс, офисно-выставочные зоны, торгово-развлекательный комплекс. На выступе полуострова со стороны «Сандалий» – небольшой речной порт для прогулочных яхт и катеров. В бухте полуострова расположена пляжная зона и эллинг для яхт.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

По своему пространственно-композиционному замыслу территория превращается в «Водные врата» города. 

На северо-восточном склоне Элеваторной горы предлагается жилая застройка с домами каскадного типа. <…>

К сожалению, вместо рационального использования прибрежной зоны в развитии города путем реконструкции рельефа, руководители города проигнорировали такой сильнейший фактор, как наличие водохранилища, ограничив город линейкой по проспекту Раскольникова, а все ценнейшие прибрежные территории отдали под уродливую застройку частными домами и тем самым лишили город перспективы строительства набережной с обеспечением высокого эстетического уровня водного фасада города. По правде, об этих проблемах мы ни одного слова не слышали от руководителя группы проектирования нового генплана города Александра Дембича. Хотя что этому удивляться. Кроме попытки размещения жилья в студенческих разработках пока мы ничего не видели. <…>

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

ДЕЛЬТА ШИЛЬНЫ: «ЕДИНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ – НАМЫТЬ ЗАБОЛОЧЕННЫЕ УЧАСТКИ И ОБРАЗОВАТЬ РЕЗЕРВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Заболоченные берега и заросшие мелководья шильнинского залива ждут реконструкции и благоустройства. В заросшей камышом дельте реки Шильна возможно создание резервных территорий до 600–800 га. Здесь ни земли, ни воды. Единственное решение – намыть заболоченные участки и образовать резервные территории для развития города. <…>

Большие заболоченные территории на дельте Шильны ниже Боровецкого моста отданы на откуп частникам, которые кто как может и чем попало засыпают болота и стихийно наступают на резервные территории, рождая уродливые «цыганские поселки» в черте города. Властям города выгоднее распродавать в розницу перспективные территории, чем строить здесь современные жилые районы со всей инфраструктурой и яркой архитектурой ориентировочно на 150 тыс. населения. Благодаря тому, что городские власти всех лет так и не смогли обеспечить грамотную застройку всех без исключения резервных территорий города, уже сегодня весь город Набережные Челны практически окружен и изолирован от воды уродливыми некрасовскими деревнями Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Наши внуки рано или поздно все равно построят мост связывающий город с правым берегом в районе Тарловки. Это будет иметь и стратегическое значение.

Уверен, что какие-то японцы или голландцы давно бы застроили наши мелководья и болота еще круче, чем здесь. А у нас в Челнах, как говорят «мох и болото». Кто мешает?

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

НИЖНИЙ БЬЕФ: «ВСЕ, ЧТО ПРИШЛО В НЕГОДНОСТЬ, ВКЛЮЧАЯ ЗАБРОШЕННЫЕ САДОВОДЧЕСКИЕ УЧАСТКИ, РАЗОБРАТЬ»

На Нижнем бьефе огромная территория – около 1600 га. Однако, прежде чем принимать там градостроительные решения, необходимо в комплексе решить экологические проблемы. Там полно узких стариц, болот и вода в каждом водоеме имеет свою степень загрязнения удобрениями, моющими средствами, ГСМ и их химический состав неприемлем для рекреации. Это зона экологических бедствий.

Как вариант очистки может быть принят вариант обеспечения их проточности за счет сбрасывания в систему водоемов самотеком части воды в период опорожнения шлюзов, поскольку уровень водохранилища на 10 м выше, чем большинство водоемов на нижнем бьефе. Нужно разработать проект очистки воды в Лебяжьем озере площадью в 327 га. Место, где сбрасывается шлам от заводов «КАМАЗа», нужно локализовать. Шламонакопитель можно организовать, построив специальный железобетонный резервуар, как отстойник очистных сооружений. Зачем для этого загрязнять озеро в 327 га? Нужно организовать переработку шлама, там имеется вся таблица Менделеева.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

Далее – провести полную инвентаризацию всех строений на нижнем бьефе. Все, что пришло в негодность, включая заброшенные садоводческие участки, разобрать и постепенно построить нормальный жилой поселок с объектами социально-культурного значения и мелкими предприятиями для обеспечения занятости местного населения. Для разработки концепции освоения территории Нижнего бьефа необходимо объявить конкурс.

ШИШКИНСКИЙ БОР: «РАНО ИЛИ ПОЗДНО БОГАТЫЕ ЛЮДИ БУДУТ ТАМ ОТХВАТЫВАТЬ СЕБЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СВОИХ ЗАМКОВ»

А это та резервная заболоченная и содержащая многочисленные озерки и заливы территория в районе примыкания плотины ГЭС к правому берегу Камы. Рано или поздно отдельные богатые влиятельные люди будут там отхватывать себе земельные участки для строительства своих замков, хоромов, домов рыбака, охотника и далее и коттеджных поселков. Так не лучше ли с самого начала в рамках разрабатываемого генерального плана развития города предусмотреть там строительство городских микрорайонов по заранее разработанным проектам планировки и застройки. Притом концепция не предусматривает какую-либо рубку природного парка, поскольку речь идет о создании на месте многочисленных островков и мелководий дополнительных намывных территорий для строительства живописного, экологически чистого жилого района «Шишкинский Бор» площадью в 208 га, площадью озеленения в 68 га, с общей площадью возводимого жилья около 550 тыс. кв.м. с развитой социально-культурной и научной инфраструктурой.

Фото: предоставлено И.Камаловым
Фото: предоставлено И.Камаловым

В процессе рекогносцировочных исследований мы проплыли по берегам водохранилища где-то 50 км, прошли пешком вдоль берегов более 80 км. Мы нашли около 2050 га резервных территорий для развития города на 36 участках и по ним разработаны проекты планировки. Да, концепция охватывает огромное количество проблем не только по градостроительству или архитектуре, но и по гидротехнике, гидрологии, гидрогеологии, инженерной геологии, экологии, социологии и по каждому направлению можно задавать тысячи вопросов. Если у кого есть какие-то другие варианты решения поднятых проблем, мы будем весьма рады обсудить их.

Не теряйте связь с новостями.
Telegram