Небольшая березовая роща – 45 соток за металлическим забором – третий год будоражит деревню Азьмушкино рядом с Набережными Челнами. Участок находится в аренде у двух бывших предпринимателей, но часть жителей требует снести забор и открыть территорию для всех. Арендаторы уверяют, что доступ и сейчас есть, но делать в роще просто нечего. Они показали Chelny-biz.ru, что сегодня происходит на участке, как соседи заваливают его мусором и жалобами. «Это не парк! А если снесут забор, будет бардак», – считает и глава поселения. Но у районных властей мнение другое – команда Фаила Камаева хочет участок забрать. А основание для изъятия нашли в документах времен главы Тагира Харматуллина.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
«ЭТА ТЕРРИТОРИЯ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ»
Страсти кипят вокруг лесопосадки, огороженной высоким забором. Березы несколько десятилетий назад высаживали ученики и педагоги местной школы. Деревья выросли. Выпускники тоже – многим уже под 70.
В 1992 году администрация района передала участок сельсовету в бессрочное пользование. А в 2007 году бывший глава Тагир Харматуллин отдал землю в аренду на 49 лет двум местным жителям. 45 соток и сегодня находятся в руках физических лиц – бывших предпринимателей Дмитрия Леонтьева и Рифа Сибагатуллина. Назначение осталось прежним – размещение лесопосадки. Соседний с рощей участок принадлежит Леонтьеву, он здесь живет и присматривает за зеленой зоной.
Конфликт начался в 2019 году с подачи жителя Азьмушкино, активиста ОНФ Наиля Назарова. Как рассказывают местные, мужчина стал активно жаловаться в инстанции на захват березовой рощи – высокий забор, запертые калитки и замок.
– В деревне Азьмушкино участки, обнесенные забором, фактически считаются частью лесопосадки. Нужно проверить законность их отмежевания и отделения от общественной поселковой лесопосадки, сравнить нынешние границы с генпланом предыдущего периода. Эта территория относится к пришкольному участку и должна использоваться как общественная, – заявлял Назаров.
Начались проверки районной прокуратуры, природоохранной прокуратуры, Минэкологии. Они и сегодня работают по многочисленным обращениям. На участок то и дело приходят ревизоры.
Прокуратура района нашла ошибку в документах времен Харматуллина, и на этом основании исполком решил разорвать договор аренды и забрать землю обратно. Выяснилось, что в объявлении о предоставлении участка (в газете «Светлый путь» от 2007 года) указано, что земля сдается в аренду на три года. А в реестровом деле и в договоре стоит срок 49 лет. Поэтому органы считают публикацию «поддельной», что дает повод для оспаривания.
Дмитрий Леонтьев уже получил уведомление от властей о расторжении договора в одностороннем порядке. Арендатор не согласен, рассчитывает на урегулирование, но готов и на суд, если дело до того дойдет.
ЧТО ГОВОРИТ АРЕНДАТОР
«НИКТО ИМ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ЗАХОДИТЬ! Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ПИЛИ, ДЕРЕВЬЯ РУБИЛИ»
Chelny-biz.ru побывал в Азьмушкино и осмотрел спорную посадку. Плотные ряды деревьев, заснеженная на тот момент территория, несколько дорожек наискосок и стол со скамейками в середине – парком участок не назовешь, сквером – можно.
– Я этот участок не использую, – рассказывает арендатор Дмитрий Леонтьев. – В 2005 году я купил участок соседний, начал строиться. Здесь, в роще, были горы мусора и какие-то скамейки. Постоянно происходили пьянки. Люди жарили шашлыки, рубили деревья. Я взял участок в аренду, чтобы порядок навести. Тогда за раз четыре КАМАЗа мусора вывез! Бутылки, пакеты, мешки, одежда всякая. Все вычистил. Прежний председатель сельсовета Асия Абузаровна мне тогда сказала: «Наконец-то, у этой земли хозяин будет, а то замучились уже».
Территория осталась открытой, местные жители продолжали приходить. Кто за березовыми вениками, кто выпить, кто за дровами. В 2008 году одного пенсионера осудили за самовольную вырубку двух берез. Леонтьев говорит, что поставить забор ему посоветовали экологи и администрация после того, как в 2010 году оштрафовали за мусор, который сбрасывали посторонние. Его до сих пор подкидывают.
– Березовая роща старая. Когда-то ее сажали школьники. Вот они и переживают. Летом приходили выпускники на встречу, посидели, детство вспоминали. Никто же им не запрещает заходить! – заверяет Дмитрий Леонтьев. – Я против того, чтобы пили, рубили деревья, елки топтали, мусор выкидывали.
Сначала у арендаторов лесопосадки начался конфликт с ближайшим соседом, потом подключился экоактивист ОНФ Наиль Назаров.
– Он представляется от имени общества, хотя не имеет на то права, – считает Леонтьев. – Недавно пришли агрессивно настроенные местные жители. Я им показал, рассказал. Женщина одна была, бабушка 70-ти лет, говорит: «Да, теперь я вижу, какая ситуация. А по деревне совсем другие слухи ходят». Говорят, что я захватчик, огородил, один пользуюсь. Хотя если бы не огородил, здесь бы все вырубили. Посмотрите за забором. Видите березы? Нет. А они там раньше были. Калитка забора открыта. Сюда можно попасть.
Этой зимой на участке была выездная прокурорская проверка. По словам арендатора, инспектирующие не попали на территорию, потому что калитка была занесена снегом. И на том основании, что нет доступа госорганам, в исполком направили представление. Власти отреагировали и направили требование о расторжении договора в связи с нарушением условий.
– По факту нарушений нет – калитка открыта, – говорит Леонтьев, показывая на металлическую дверь, которая ведет в тупиковый переулок. – Мы направили ответ на претензию. Если дело дойдет до суда, то будем судиться. Мы закон не нарушаем. Посадку содержим. Если я уберу забор, что здесь будет? Все ляжет на плечи самого исполкома Тукаевского района, потому что земля принадлежит ему. Она выведена из состава Азьмушкинского поселения. Расторгнут договор, а что дальше? Возьмет другой арендатор? Будет он ухаживать? На это нужны время и деньги. Мне кажется, кто-то в своих корыстных интересах пытается расшатать ситуацию.
ЧТО ДУМАЮТ МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ
«ЕСЛИ ЗАБОР УБЕРУТ, ТАМ БУДЕТ БАРДАК. ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДНА СВАЛКА»
– Я придерживаюсь позиции, чтобы у территории был хозяин, – прокомментировал Chelny-biz.ru глава Азьмушкинского поселения Рамиль Адиев. – Определенные лица (не знаю, кто это) хотят, чтобы арендаторы отказались от участка. Якобы они туда будут ходить, типа это парк. Но это не парк! Там густо посаженная березовая роща. Она маленькая. Деревья уже в возрасте. Они через некоторое время начнут падать. Сейчас арендаторы за порядком следят. Гнилые, высохшие деревья убирают, за свой счет сажают новые. Ни у кого денег не просят. Участок чистый. А раньше, говорят, был бардак. Со стороны арендаторов нарушений нет. Капитальных строений нет, порядок поддерживается. Да, есть забор, но он установлен по предписанию экологов. Жители деревни ко мне с жалобами не обращаются, пишет их только один человек.
Рамиль Адиев обращает внимание, что изначально березовая роща оказалась в разных руках. Один из соседей Леонтьева на своем участке деревья спилил, построил дом. Остальные участки вокруг рощи плотно застроены. Глава считает, что территорию можно проверить на предмет самозахвата.
– Исполком района хочет расторгнуть договор в одностороннем порядке, поскольку прокуратура выявила нарушения при выделении участка. Если забор уберут, и арендаторы откажутся от территории, там будет бардак. Появится еще одна свалка мусора, – убежден Рамиль Адиев. – Никто там гулять не будет. К роще есть единственный узкий проезд – тупиковый. А парковая зона должна быть открыта с четырех сторон. Детям там негде гулять. Чтобы организовать игровую зону, придется большую часть деревьев вырубить.
Глава поселения предлагает жителям организовать общественное пространство на другой стороне села. Самостоятельно – силами людей и поселения – поскольку Азьмушкино, вряд ли, попадет в республиканскую программу благоустройства. Поскольку в ней уже участвует поселок Новый из этого же поселения – там создали Парк влюбленных. На второй проект средств сейчас нет.
Лилия Павлова
Карлсон
Гость
азгам
Марат
ВАМ
Константин
Константин