, 24 Января
Коронавирус. Заражено: 343 387 829 человек. В России: 10 987 774. В Татарстане: 44 859. В Челнах: 5 871
Новости
Подробно


«Это только симптомы»

19.09.2013, 18:24

65 % тендеров муниципального заказа были признаны в 2012 году несостоявшимися. Желающих участвовать в конкурсах становится все меньше и меньше, сообщил неделю назад Василь Шайхразиев на заседании комиссии по противодействию коррупции. Чтобы выяснить причину падения интереса к госзакупкам мэр велел пообщаться с бизнесом: «Если есть необходимость, организуем встречу и «круглый стол» с предпринимателями, которые участвовали и высказывали эти недовольства. Мы не можем допускать таких показателей, иначе бизнес перестанет нам доверять». Чиновники речь мэра вняли и собрали «круглый стол». Правда, эксперт CHELNY-BIZ Максим Федоров, депутат Горсовета, совладелец компании «Конкор Оптика», уже высказал мнение, что проблему таким образом не решить и «посиделки» подобного формата бесполезны. 

Для обсуждения проблемы в отдел по поддержке и развитию предпринимательства пригласили владельцев мебельных фабрик (из ассоциации при ТПП), швейных предприятий, медицинских клиник и других. Некоторые из них, правда, так и не поняли, почему они оказались в числе участников.

- Зачем меня пригласили? - сказала Лилия Васильева, владелец клиники «Ликон плюс». - Нам нет необходимости участвовать в торгах. У нас лаборатории быстрее сделают анализы, за один день, а не за 3-4 дня, как это бывает по заказу. Кровь столько дней держать нельзя - это здоровье.

Тем не менее, несколько причин сложившейся ситуации все же озвучили на совещании. Одной из главных бизнес считает демпинг цен: стоимость лота падает в ходе аукциона до минимума, что, само собой, не может вызывать интереса у поставщиков. Бывают даже случаи, когда цена снижается до 60%.

- Самый основной критерий в конкурсах – это цена. Бюджет от этого выигрывает, а предприниматели – наоборот. Не выигрывают и школьники за партой, которым поставили некачественную мебель. Наша ассоциация мебельщиков подготовила для мэра города письмо, чтобы для школ, садиков и других муниципальных организаций поставлялась сертификационная продукция. Сейчас этого не требуют, и каждый может поставлять все, что угодно, - говорит Накип Галимов, генеральный директор фабрики «Ак Барс».


Кроме того, неудобной, по словам предпринимателей, является и система оплаты заказов. Аванс по условиям контракта не предусмотрен, перечисления производятся с отсрочкой. 

- Когда сумма заказа составляет до 10 миллионов – это еще проще, а когда выше – выполнить его малый бизнес не сможет, - добавляет Накип Галимов, генеральный директор фабрики «Ак Барс».

Некоторые заявки, как объясняют предприниматели, сложно победить еще и потому, что в документации все заранее запутано. Заказчик не разъясняет, какой продукт ему нужен и нет даже расчетной цены. В то время как поставщик должен знать это с точностью «до миллиметра».

Предприниматели, участвующие в торгах утверждают, что большинство конкурсов выигрывают иногородние компании, и о какой поддержке местного бизнеса тогда может идти речь? В свою очередь, Азамат Вильданов, начальник отдела муниципального заказа утверждает обратное – 80% заказов забирают местные поставщики. Тем не менее, челнинцы призывают организаторов торгов присмотреться к составу участников и конечному победителю: мол, были случаи когда заказчик получал некачественный товар из Китая.

- В Китае закупаются халаты для сотрудников, их привозят в Москву и поставляют к нам в город два раза в год, по три миллиона каждая поставка. В то время как мы могли бы предложить качественные халаты, которых бы хватало на год, - жалуется участница «круглого стола».

В итоге собравшиеся пришли к мнению, что необходимо более тщательно изучить потребности заказчика, проанализировать все заказы и провести для предпринимателей обучающие семинары.  

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Максим Федоров, депутат Горсовета, председатель постоянной комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению:

- Первая из причин -  закрытость информации. При желании, ее найти можно, но она не такая доступная. Власти заинтересованы, чтобы максимальное количество предпринимателей участвовало, вследствие этого будет максимально выгодная цена приобретения. Чем больше игроков, тем больше шансов опустить цену. С точки зрения заказчика этого аукциона, у них дилемма – хотят купить по меньшей цене, но и в качестве не потерять.

В моей практике очень часто встречается, что госучреждения покупают ту или иную продукцию, а уж потом проводится конкурс. И всем, кто заявился как конкуренты, звонят, уговаривают не участвовать и даже угрожают.

Василь Гаязович спросил – почему бизнес не идёт? А не идёт он потому, что на самом деле никто не хочет разбираться. Всех всё устраивает. Собрали совещание – перед началом совещания даже цели не поставили собрались поболтать, но ничего не решили, проблем не выявили. Послушали друг друга и не более того. Создали видимость, что что-то начали делать. Но каждый шаг должен приносить результат, а видимость можно создавать годами. По факту, мы ничего не можем сделать. Пока какие-то кардинальные изменения не будут внесены в 94-й закон ФЗ, текущую ситуацию тяжело переломить.

У всех муниципальных заказчиков на аукционе цель - не обеспечить конкурентную борьбу среди предпринимателей, а получить то, что они хотят. Не для кого не секрет, что в России существует система откатов. Очень уж много народу хвастается, что выиграли тот или иной заказ, озвучивают суммы. Доказательств нет, но все об этом знают. С этим тоже никто не борется.

Какие могут быть вопросы к агентству муниципального заказа? Это процедурная компания, агенты, которые проводят аукцион или помогают оформить какие-то документы. Проблема заключается в формировании заказа и желании заказчика, чтобы победил тот, кто ему нужен. То, что бизнес не идёт участвовать - это только симптомы.

По факту, исполком организовал это совещание с агентством мунзаказа, перевел «стрелки» на агентство и отчитался – «мы что-то начали делать». А результат-то где? И ещё – кого пригласили на это совещание? Я вот тоже предприниматель, я ничего об этом не знал. А может и вовсе надо пригласить тех, кто ни разу не участвовал? Потому что тем, кто участвовал, уже ничего объяснять не надо, они и так всё знают. Провели собрание с предпринимателями города в зале 800... У нас в городе несколько тысяч предпринимателей, а собрали от силы 200 человек. О какой эффективности может идти речь?

Юлия Зайнуллина, Анастасия Карабанова