, 29 Мая
Новости
Подробно


«Весь город на велосипеды посадили, займемся трамваем»

17.09.2013, 15:17

Василь Шайхразиев всерьез думает о популяризации трамвая, причем не только среди рядовых граждан, но и чиновников, а также топ-менеджмента предприятий города. В ближайшие годы мэр намерен изменить транспортную логистику Набережных Челнов. На реализацию идеи город просит открыть кредитную линию на несколько сотен миллионов рублей. 

 «КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ НУЖНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ»

- В Цюрихе самым идеальным транспортом считается трамвай, и все управленцы ездят только на нем. И мы доживем до этого времени. Весь город на велосипеды пересадили, сейчас займемся трамваем.

Шайхразиев говорил об этом на встрече с представителями Европейского Банка Реконструкции и Развития.  ЕБРР готов рассмотреть возможность предоставления Набережным Челнам долгосрочного кредита в размере 800 миллионов рублей сроком на 10 лет.

Как сообщил Василь Шайхразиев, принято решение о передаче ООО «Электротранспорт» с баланса ОАО «КАМАЗ» в муниципальную собственность. На сегодняшний день утверждается форма передачи.

- У КАМАЗа есть еще определенное количество непрофильных активов, которые сегодня используются для сотрудников предприятия. Мы всегда находим взаимопонимание, последнее, что мы забрали на безвозмездной основе - это ДК «КАМАЗ». И вот одним из следующих переговорных моментов является передача ООО «Электротранспорт».

Говоря об этом, градоначальник признался, что разговоры о переходе «Электротранспорта» в муниципальную собственность поднимались еще года три назад. Однако это было «преждевременным» и вопрос сняли с рассмотрения.

- КАМАЗ как предприятие, входящее в мировую систему автопрома, само собой начинает работать по законам мировой экономики, в которой говорится, что непрофильные активы не нужны и как можно быстрее от них нужно избавляться. Нужно заниматься тем, что ты умеешь делать. У предприятия встал вопрос, что делать с непрофильным активом. С одной стороны, хороший хозяин сказал бы продать: выставляем на аукцион, находим самого крупного покупателя, продаем и возмещаем убытки, получаем деньги. Но КАМАЗ всегда чувствует за собой социальную ответственность и так не поступает. Когда появляются объекты, которые хотя бы мало-мальски имеют значение для жизнедеятельности города, предприятие сначала обращается к нам. Так же было с «Электротранспортом».

«10 ЛЕТ – АБСОЛЮТНО АКТУАЛЬНО, НО ЕСЛИ 15, БЫЛО БЫ ВООБЩЕ ЧУДНО»

Проект, благодаря которому будет возможно соединить старую часть города с новой, проложив12 километровтрамвайных путей, уже готов. Приступить к его реализации планируют в ближайшее время.

- На строительство линии нам понадобится до полутора лет. То есть мы открываем транш и только по мере необходимости получаем деньги. Из 800 миллионов рублей 450 пойдут на строительство ветки, 350 -  на приобретение подвижного состава.

По словам Шайхразиева, строительство трамвайной ветки будет вестись в три этапа.

- Сегодня нам нужно около 200 миллионов, через полгода около 100, а еще месяца через три -  150. К этому моменту мы построим ветку, и встанет вопрос о покупке подвижного состава.  Вторая часть может даже отпасть, возможно, понадобится не 350, а всего 10 миллионов. Транш открыт, и по мере необходимости берем средства. 10 лет – абсолютно актуально, но если 15, было бы вообще чудно… Если у нас сделка состоится и вы скажете, что до трех лет не надо будет платить процентную ставку, а у нас доходная составляющая будет позволять, мы начнем выплачивать. И у вас за это не должно быть штрафных санкций. Три года нам лишних денег не нужно. Если у нас кредит будет на 10 лет, но мы сможем закрыть за 8 лет при появлении дополнительных доходов или инвестора, мы бы просили не облагать это штрафами, как делают многие банки.

Что касается ЕБРР, минимальный объем финансирования банка составляет 350 миллионов рублей, льготный период - до 3-х лет. Возврат основной суммы должен осуществляться ежеквартально равными долями в дни уплаты процентов после окончания льготного периода.

Возвращать кредит город планирует несколькими путями, один из них – средства, поученные с пассажирских перевозок. При этом власти уверяют, что кредит не отразится на стоимости проезда.  Кроме того, власти не исключают возможности получить часть средств из федерального и республиканского бюджетов.

- Любые попытки поднять тариф не допустим, в конечном итоге мы можем потерять даже тех пассажиров, которые были у нас. Они просто пересядут на автобусы. Второй источник – это муниципалитет, в какой форме -  это другое дело: то ли это за счет допдоходов, то ли за счет включения в бюджетную программу.  Может, мы сможем войти в субсидирование республиканской или федеральной программы.

Окончательное решение еще не принято, власти города уже имеют несколько предварительных соглашений с несколькими банками. В ближайшие дни на тему модернизации трамвайной инфраструктуры власти города намерены пообщаться с представителями Сбербанка России.

- То, что мы проект осуществим в жизнь, абсолютно нет сомнений. Мы хотим как можно быстрее определиться. Если даже на первичном уровне гарантии муниципалитета не будет хватать, мы обратимся к республике, чтобы она, исходя из долгосрочного проекта, тоже в определенной степени смогла участвовать в этом. Мы все-таки полумиллионный город, второй по численности, который показывает очень серьезную динамику. А отсутствие трамвайных путей для нас оборачивается определенными сложностями.

Лилия Хамитова

Видео