Новости
Подробно


Продавцы воздуха-2

10.04.2013, 18:22

На одном из ближайших заседаний в горсовете едва ли не главным вопросом на повестке дня станет вопрос о наружной рекламе. Готовятся два новых проекта – один со стороны депутатов, другой со стороны исполкома. Тем временем игроки челнинского рекламного рынка рассказывают о новых подробностях взаимоотношений с МУП ««Управление территориального планирования, рекламы и городского дизайна»: принудительное размещение предвыборных баннеров «Единой России», давление и ущемление прав одних рекламщиков в угоду другим.


«Кому-то – запрет, кому-то – зелёный свет»

Александр Полухин возглавляет «Управление территориального планирования, рекламы и городского дизайна» с 2006 года. За это время структура несколько раз меняла организационно-правовую форму, превращаясь из МАУ в МУП. За счёт этого, по мнению депутатов горсовета, её деятельность не поддавалась никакому контролю. На последнем заседании постоянной комиссии председатель контрольно-счетной палаты Татьяна Шливе смогла предоставить отчёт о деятельности МУП только за последние 9 месяцев.

На Александра Полухина неоднократно пытались завести уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». По данным следствия, с апреля по октябрь 2011 он незаконно брал с предпринимателей деньги за выдачу разрешений на производство земляных работ, хотя по закону такие услуги должны предоставляться безвозмездно. За счёт этого, за полгода в МУП поступило свыше 1,6 миллиона рублей.

В данный момент «дело Полухина» находится на рассмотрении у прокурора республики, а МУП тем временем продолжает работать в прежнем режиме.

Продавцы воздуха-2

 - На каждую конструкцию мы оформляли специальный паспорт, к которому прилагалось разрешение, подписанное заместителем мэра по строительству Рафаром Шакировым, - говорит руководитель «Реклама-Центр» Фанис Харисов. - Но сам он, конечно, в это дело не вникал, просто подписывал то, что ему приносил Полухин. А у Полухина были лазейки, которые позволяли установить новые конструкции под предлогом, например, переноса старых. Так рекламных щитов в городе становилось всё больше и больше. Пока не поднялся шум, этот человек контролировал всё, вплоть до освещения рекламных конструкций, хотя это было уже вне его компетенции.

Рекламщики отмечают, что директор МУП отличался весьма «избирательным» отношением к предпринимателям. Благодаря его стараниям, ушли из бизнеса такие старые компании как «Элиф», «Онегин» и «София-С». К другим организациям Полухин относился менее строго, считают участники рынка: так, все рекламные конструкции на мостах города принадлежат одной компании – «Интермедиасервис». Эта же фирма заведует баннерами с надписью «Афиша» на остановках, на которых размещается в чистом виде реклама, а вовсе не список мероприятий на выходные. «Интермедиасервис», якобы, заключил договор с исполкомом. Но ответ на официальный запрос депутата Сергея Еретнова показал – никакого соглашения нет.

 - Я сам потерял несколько конструкций, - говорит Фанис Харисов. - Когда в позапрошлом году ремонтировали дорогу на проспекте Мира, Полухин написал нам предписание на демонтаж почти 30 конструкций. Хотя реконструкция дороги таких мер вовсе не требовала. Он просто хотел, пользуясь случаем, убрать конкурентов для «своих».

«Своим» же Александр Полухин предоставляет возможность оформить сцены во время общегородских мероприятий, печатать праздничные плакаты. Делается это без тендеров, исключительно на усмотрение руководителя МУП.

 

«Серая касса мэрии»

Депутат Сергей Еретнов подчёркивает – при создании нового проекта по наружной рекламе горсовет будет настаивать на строгом ограничении количества рекламных мест – чтобы у чиновников не было возможности кому-то что-то отдать на своё усмотрение.  

 - Фактически, те «договоры аренды воздуха», которые сейчас существуют, недействительны с точки зрения федерального закона о рекламе. Не говоря уже о штрафах, которые МУП взимал с предпринимателей, - говорит Сергей Еретнов. – Возникает вопрос - как исполком вообще отдал хозяйствующему субъекты право на представление административных штрафов? В законе о рекламе чёрным по белому написано: все нарушения, связанные с рекламной деятельностью, относятся исключительно к ведению федеральной антимонопольной службы.

Продавцы воздуха-2

По словам Еретнова, в новом регламенте, подготовленном депутатами, количество рекламных мест будет согласовываться только городским советом. Помимо этого, будет принят технический регламент, определены формат и размеры рекламных конструкций. Сергей Еретнов обещает - если регламент исполкома не будет соответствовать требованиям, через комиссию депутатов он не пройдёт.

- В данном случае Полухин – это серая касса мэрии. Как инструмент управления он очень удобен для любого руководителя, - говорит депутат. - Скажем, нужно срочно купить подарки ветеранам. Чтобы выделить средства из бюджета, необходимо провести тендер на подарки – это занимает время. А тут можно просто позвонить господину Полухину и сказать, чтобы он купил бабушке телевизор и списал средства с хозяйствующего субъекта. Но тут ведь непонятно – действительно ли телевизоры покупаются на эти деньги?

 

«Во время выборов мы вынуждены бесплатно вешать плакаты «Единой России»

По мнению некоторых представителей рекламного рынка, желание властей контролировать щиты связано прежде всего с выборами. Ведь если конструкции будут принадлежать частникам, они смогут отдать их в аренду представителям любых партий, и реклама «Единой России» может потеряться на фоне той же КПРФ. Кто платит, тот и заказывает.

 - Во время выборов мы вынуждены бесплатно вешать плакаты «Единой России» на своих щитах. Нам просто приносят список, где указано, на какой конструкции что должно висеть. Если не выполнишь – будут проблемы, - говорит Фанис Харисов. - Ситуация сложилась так, что мы полностью зависим от Полухина, приходится ему подчиняться.

Продавцы воздуха-2

Господин Полухин вообще известен своими нестандартными решениями. Например, все рекламщики города запомнили апрель 2010 года, когда он обратился с письмом к рекламным компаниям, в котором предложил «в связи со знаменательным событием — Днем Победы» изготовить за свой счет георгиевские ленточки и украсить ими все рекламные щиты города. Предполагалось, что ленточки должны провисеть до 9 Мая. Однако, это вызвало возмущение рекламщиков, некоторые заявили о миллионных убытках. В результате исполком Набережных Челнов вскоре распорядился снять ленточки с билбордов. Но Полухин, как утверждает Харисов, и сейчас заставляет по праздникам вешать городские плакаты - не взирая на договоры, в принудительном порядке.

 - Полухин – человек мэра, ему доверили этот пост, - говорит Фанис Харисов. – То, что на него никак не могут завести дело, вполне объяснимо - он пользуется административным ресурсом. В мэрии своих не сдают – есть множество таких примеров. Да и боятся огласки – он же начнёт рассказывать, куда эти деньги девал.

 

«Бездействие привело к потере 60 миллионов рублей»

Сейчас в Челнах насчитывается 600 рекламных конструкций, средняя площадь каждой из которых 18 кв.м. Аренда одного квадратного метра обходится в 60 рублей. В месяц город собирает со всех конструкций 648 тысяч рублей, а за год - 7 миллионов 776 тысяч. Таким образом, один рекламный щит в год обходится в среднем в 12 тысяч 960 рублей – казалось бы, маленькая сумма, и причин для возмущения нет. За эту сумму рекламщики сдают свои площади, и за месяц вся арендная плата окупается.

- Но допустим, что меня интересует конкретный щит. Я буду арендовать одну сторону за 15 тысяч рублей, - рассуждает депутат Сергей Еретнов. – Договор аренды заключается на пять лет – следовательно, выйдет 900 тысяч. Не проще ли взять кредит, выкупить этот щит на аукционе за 500 тысяч и выплачивать проценты? Выйдут те же 900 тысяч. А теперь посчитаем – в городе всего 600 рекламных конструкций, одна сторона которых будет приносить в бюджет города 500 тысяч рублей в год. Получается, если сложить прибыль от всех щитов, за год выйдет 300 миллионов рублей, а за пять лет –1,5 миллиарда. И это только сторона «А», а у щита есть еще и сторона «Б».

В мае прошлого года Фархад Латыпов обещал закрыть МУП Полухина, и уже в июне начать проводить аукционы. Прошёл год, но обещание руководитель исполкома так и не выполнил.

 - Если верить подсчётам, действия Латыпова, а вернее его бездействие, привело к потере для города в размере 60 миллионов рублей, - констатирует Сергей Еретнов.

 

«Челны – это другое государство»

Аукционы на размещение рекламных конструкций уже прошли в Казани. Этот город вообще прославился своим рекламным рынком - в 2008 году в Казани ассоциация рекламщиков доказала незаконность ежемесячных платежей и через суд добились возвращения 2 миллионов 700 тысяч рублей из муниципального бюджета.

Перед началом Универсиады в столицу Татарстана потянулись федеральные игроки - при этом во время аукционов земельные участки объединялись в очень большие лоты, что сразу же исключило участие мелких фирм. Как говорится, у любой медали есть и обратная сторона.

 - В Казани люди до сих пор судятся из-за торгов, - говорит Радик Аглямов, председатель юго-восточной ассоциации рекламных агентств Татарстана. - Сейчас на щитах в Казани почти невозможно встретить местные компании. У людей был стабильный бизнес, они не отказывались платить налоги – а теперь федералы вышвырнули их из этого бизнеса. Везде говорится о поддержке малого и среднего предпринимательства, а на самом деле крупные компании просто вытесняют более мелкие. У кого больше денег, тот и прав.

Продавцы воздуха-2

В Альметьевске торги и вовсе прошли с нарушениями. Щиты там выставлялись как часть муниципальной собственности, в то время как находились в собственности частной. Договоры аренды просто передали из палаты земельных и имущественных отношений в департамент рекламы, а тот, в свою очередь, провёл аукцион. Предприниматели обратились в прокуратуру, и решения торгов обнулили.

 - В этих торгах выиграли преимущественно крупные казанские фирмы. За одно место они давали по 300-400 тысяч рублей. Местным игрокам почти ничего не досталось, - говорит Радик Аглямов. - Мы обсудили эту проблему с руководством города и решили, что нужно проводить не торги, а конкурсы. Ведь, если так продолжалось бы и дальше, местные компании просто исчезли бы с рынка. Власти вроде бы согласились. Сейчас ждём решения горсовета об изменении правил. 

Что касается Челнов, то из неофициальных бесед с представителями рекламного бизнеса выясняется неожиданный факт – большую часть рекламщиков в целом устраивает та система, которая сложилась в городе за последние годы. Им на руку то, что новых конструкций почти не устанавливается, а паритет сил, сложившийся годами, сохраняется. Если рынок начнут «раскачивать», это им только повредит. Как сказал один из бизнесменов: «Челны, по сравнению с Казанью, – это другое государство».

 

«Палка о двух концах»

 - В начале 2000-х администрация города попросила привести рекламные конструкции в соответствие со стандартами форм и размеров. Все рекламщики тогда переустановили, перенесли и переставили огромное количество щитов и понесли большие затраты, - рассказывает директор ООО «ГРЭМ» Виктор Мороз. - Всё, что не соответствовало стандартам, нам пришлось снести. К тому же, в 2006-2007 годах была проделана огромная работа для того, чтобы осветить конструкции, было сделано множество дорогостоящих проколов под дорогами. У всех рекламщиков есть договоры с «Татэнергосбытом» и «Горсветом». Если начнут проводить аукционы, эти договоры будут расторгнуты, в городе воцарится хаос. Сейчас власти уделяют наружной рекламе огромное внимание: какие-то неполадки устраняются у нас в течение суток, быстрее, чем в той же Казани. Всё это – благодаря службе Полухина. Поэтому, наружная реклама - это палка о двух концах.

Так что же является меньшим злом – сомнительная и бесконтрольная деятельность МУП или риск на торгах? Бесспорно, проведение аукционов поможет снизить коррупционную составляющую - решение больше не будет зависеть от одного человека. С другой стороны, на челнинский рынок придут крупные федеральные игроки и буквально «задушат» местные предприятия.

Продавцы воздуха-2

- Я надеюсь, что МУП расформируют, - говорит Фанис Харисов. – Скорее всего, эта структура станет одним из отделов департамента инвестиций, строительства и архитектуры. В любом случае, управление не должно существовать в таком виде, в каком существует сейчас. Коррупция – самая большая наша беда, и если одним таким чиновником будет меньше – это уже хорошо.

Сам же Александр Полухин комментировать ситуацию отказался. Замдиректора управления территориального планирования, рекламы и городского дизайна Ольга Клонцак сказала только, что «детального и предметного разговора на эту тему не получится».

 - Сейчас это будет выглядеть так, как будто Александр Александрович должен оправдываться, - сказала она. – Устав нашей организации бы подготовлен исполнительным комитетом, и без его ведома мы ничего не делали и ничего от себя не добавляли. Если нас решат закрыть – то закроют, но никаких комментариев по этому поводу мы не имеем права давать. Мы – зависимые люди.

 

Анастасия Карабанова

 

Фото: CHELNY-BIZ, БИЗНЕС-Online

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии

Оставьте первый комментарий