«Несмотря на финансовые трудности, ни один объект из программы не исключен», – подчеркнул во время утреннего объезда дорог мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Дорожники сегодня работают на шести ключевых точках – это и капитальный ремонт, и строительство. Так, в этом году улично-дорожная сеть автограда должна пополниться новыми километрами асфальта в продолжение улицы Раскольникова, а также Машиностроительной и Залесного проспекта. Продолжает преображаться Старосармановская, чего добивались предприятия БСИ. Здесь мэр потребовал от них ответных действий – привести в порядок прилегающие территории, а не быть «филиалами городской свалки». Многострадальная улица Шамиля Усманова близится к завершению – еще один участок сдадут в этом году. В идеале – продолжить ее в следующем, но пока власти не торопятся строить планы. Программа 2021 года, отметил мэр, будет напряженная. Традиция получать по два с лишним миллиарда на дороги, может прерваться из-за последствий «коронакризиса».
«У НЕКОТОРЫХ – ОБРАЗЦОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ, У НЕКОТОРЫХ – НЕБОЛЬШИЕ ФИЛИАЛЫ ГОРОДСКОЙ СВАЛКИ. БЕЗОБРАЗНО СОДЕРЖАТ!»
На Старосармановской улице сегодня работы ведутся от Дорожной до Народной, где расположен КБК. Дорога станет шире более чем в два раза – будет по две полосы в обе стороны с разделительным ограждением, плюс тротуар шириной 1,5 метра на всем протяжении. То есть до КБК теперь можно будет дойти пешком. Из 2,15 км на 1,5 км уже выполнено бетонное основание. По правой стороне строится переходно-скоростная полоса. Эти работы будут завершены к середине июля. Верхние слои асфальтобетонного покрытия планируется выполнить в 20-х числах августа. Освещение установят по левой стороне дороги из-за плотной придорожной инфраструктуры справа. «Мечта автомобилиста», – оценил общий вид будущей дороги Наиль Магдеев.
– Участок, как обычно, непростой. 50 точек пересечения с коммуникациями, – рассказал мэру руководитель компании «РБР-16» Тагир Сунгатуллин. – Не обошлось без «археологических находок». Мы обнаружили камеру КБК с тремя водоводами серьезного диаметра. Эта камера не была обозначена в документации даже у самого предприятия. Такие отклонения от проекта здесь, на Старосармановской улице, уже не в первый раз. Все-таки стройка была в ударные 70-е годы, многие вещи делись очень быстро, что-то могло быть упущено и не нанесено на чертежи.
Кроме того, строители нашли старый коллектор, который давно не использовался, он позволит обустроить ливневку. Сейчас его приводят в порядок, и по правой стороне проезжей части будет запущен 21 дождеприемный колодец. Вода будет частично собираться в камере, которую «РБР-16» построил рамках первого этапа в том году.
На пересечении с улицей Полиграфической, где скапливаются пробки в часы пик, установят светофор. А чуть дальше, через 300 метров от ремонтируемого участка, на юго-восточных «воротах в город», задумано кольцо – оно будет строиться в следующем году по программе реконструкции, сообщил Сунгатуллин. Дорога имеет большое значение для города, заметил он – вдоль Старосармановской стоят такие предприятия как «РариТЭК», «Вогопромгаз», «Камдорстрой» и др.
– Надо всех поочередно приглашать. У некоторых – образцовая территория (как «РариТЭК»), у некоторых – небольшие филиалы городской свалки, – заметил мэр руководителю исполкома Фариду Салахову, его заму Илье Зуеву и начальнику управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салавату Ситдикову. – Ничего ждать не надо. Надо встретиться с каждым собственником, проговорить. У них есть уникальная возможность, чтобы заасфальтировать территорию около себя. Безобразно содержат! Посмотрите. Надо с руководителями обсудить, на партнерских отношениях вначале. Попросить, предупредить. Надо хотя бы траву выкосить. Мы красоту наводим, дорогу делаем, а иждивенческие настроения у придорожного сервиса еще есть, все чего-то ждут, – мэр обратил внимание на контейнеры под общей вывеской «Металлопрокат». – Такого не должно быть! Это что такое? Грязно, неухожено. Если мы приводим в порядок городскую территорию, все должно быть гармонично. Никто в стороне не должен оставаться. Всем приятно передвигаться по хорошей дороге. Но ты и у себя порядок должен навести! Нужны архитектурные решения – должны быть архитектурные решения. Вот «РариТЭК» – достаточно авторитетная организация, и руководитель такой же. Заправка «Автодорстрой» – тоже нужно посмотреть, что можно благоустроить. Не самая бедная организация. Как пример – заправки «Татнефти»: цветы, деревья, благоустройство, брусчатка. Разве может такая территория быть у автозаправочной станции? Наверное, когда-то был цветник…
Тагир Сунгатуллин заметил, что с ремонтом дороги проходимость заправки и других объектов придорожного сервиса увеличится, и кое-кто из собственников уже планирует реконструкцию. Владельцы кафе «Хабиб», например, планируют демонтировать старое здание и построить новое, глубже.
– У них должен быть формат «МакАвто» – когда проезжающая фура заехала, водитель что-то взял, не выходя из машины, и уехал, – привел пример строитель.
– Мы, по сути, им дополнительных клиентов приводим, – поддержал мэр.
Было много вопросов с землей, признал подрядчик. Граница с Тукаевским районом проходит «причудливо», многие собственники придорожной инфраструктуры владеют участками, которые должны быть отнесены к дороге. Но взаимопонимание находится, заверил руководитель.
«ПАНДЕМИЯ ЗАКОНЧИТСЯ, А ТАКИЕ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В СЕЗОН. ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС ОСТАНОВИМСЯ…»
К концу близится ремонт улицы Машиностроительной от проспекта Хасана Туфана до проспекта Яшьлек – покрытие выполнено, остался 141 знак, 111 опор освещения с учетом кольца, разметка. Сумма контракта 283 млн, освоено 83%. Трест «Камдорстрой» сдаст объект к началу августа и уже сегодня приступает к новому строительству – продолжению улицы до Залесного проспекта и далее до улицы 40 лет Победы. Сумма контракта – 142 млн.
– Сегодня приступаем, начинаем заводить технику, – доложил мэру заместитель начальника по производству Андрей Филиппов. – От кольца пойдем прямо до Залесного проспекта, там строится новое кольцо, и дорога соединяется с улицей 40 лет Победы. Это порядка 700 метров продолжения Машиностроительной и еще 670 метров Залесного проспекта. Две полосы туда, две обратно, с разделительной полосой, с освещением, дождеприемным коллектором, знаками, благоустройством – все предусмотрено.
Новая дорога пересекает трамвайные пути, и остановки будут перенесены. Существующая со стороны производственных баз останется как местный проезд, проспект пройдет параллельно.
– В поле уходим, – показал мэр перспективу. – Для нового микрорайона строим новую дорогу, как мы в позапрошлом году сделали с улицей 40 лет Победы. Все грамотно должно получиться. Не верится, да? И по 40 лет Победы не верилось. Вроде куда идем? В поле! Дело за малым – начать и закончить. Җомга көнне Аллага тапшырып, эшне башлыйбыз.
Неподалеку, также на Залесном проспекте, работает МУП «ПАД». За предприятием 2,8 км автодороги, плюс строительство 4,1 км тротуаров. Здесь устанавливают 100 новых опор освещения, 10 остановок, шесть ИДН, один светофор, 261 дорожный знак. Завершат к 15 июля при сроке 1 ноября. Сумма контракта – 154,25 млн.
– Зарплату вовремя платите? – уточнил Магдеев у и.о. директора МУПа Марата Анисимова.
– Да, в коллективе все нормально, не жалуются, Наиль Гамбарович, – отчитался тот.
За муниципальным предприятием также очередной участок на улице Шамиля Усманова – 1,8 км от проспекта Вахитова до улицы Татарстан. Буквально год назад на предыдущем участке (от Хасана Туфана до Вахитова) о готовности объекта мэру докладывал сити-менеджер Фарид Салахов. Сумма контракта в этом году – 200 млн. Здесь устанавливают 157 опор освещения, 10 пешеходных переходов, 10 ИДН, 60 ливнеприемников, тротуары и 250 новых парковочных мест. Срок по контракту – 1 ноября. Мэр поручил ускориться и в августе-сентябре завершить работы.
– Долгожданный объект, – заметил мэр. – Ежегодно мы берем и ремонтируем определенные участки улицы Шамиля Усманова с учетом того, что наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Продолжение следует.
Осталось отремонтировать от Хасана Туфана до Академика Королева, подсказали градоначальнику.
- У нас пока нет плана на 2021 год, загадывать сейчас очень трудно из-за отсутствия финансовых ресурсов на всех уровнях, – констатировал Наиль Магдеев. – Республиканский бюджет, вы слышали, за пять месяцев недобрал 32 млрд рублей. Как это аукнется – вы все понимаете, часть программ могут быть не профинансированы. Но пока республика не это не идет. Как будем жить в 21-м году, какая будет ситуация по коронавирусу – знает один Всевышний. У нас многие предприятия общепита до сих пор не работают, до сих пор не открыты торговые центры – там большое количество работников. С их заработка уплачивается НДФЛ. У нас сегодня по пяти месяцам минус 200 с лишним млн по сравнению с прошлым годом. В этих условиях что лучше – экономику сохранить, работая со всеми мерами предосторожности, или полностью все остановить? Мы выбрали первый вариант.
При этом не заглохла ни одна стройка, заметил мэр.
– Хорошо это или плохо? Пандемия коронавируса закончится, а такие работы выполняются в сезон. Если мы сейчас остановимся хотя бы на месяц в плане дорожных, строительных работ… В ноябре–декабре асфальт ведь не укладывают. Поэтому мы идем на определенные издержки с учетом мер предосторожности не останавливаем работу. Нам нужно к 1 сентября, например, три детских сада ввести. Но мы просим строителей, чтобы средства индивидуальной защиты применялись.
«ПРОГРАММА, Я ДУМАЮ, БУДЕТ НАПРЯЖЕННАЯ С УЧЕТОМ НЕИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ»
Объезд завершился на улице Раскольникова. Сейчас работы ведутся на участке от проспекта Дружбы Нардов до Беляева. Стоимость – 124,7 млн, подрядчик – «Камдорстрой». Как сообщил заместитель начальника Фарид Якупов, основные работы выполнены. Остались тротуары по обе стороны дороги, частично – освещение и разметка со знаками. Срок по контракту в октябре, завершить работы планируют в августе. Вместе с тем завершается обустройство нового перекрестка в районе въезда в Чаллы Яр. Там пока не запущен светофор и не установлены 12 дополнительных дорожных знаков, которые нужны в связи с изменением схемы движения.
Мэр проинспектировал и продолжение улицы в сторону Элеваторной горы. Протяженность новой дороги – 2,3 км. Это порядка 500 м по Раскольникова, асфальт ляжет до Портовой и далее до кольца на пересечении Карьерной и Нариманова, где также идут работы. Толщина бетонного основания – 26 см, плюс три слоя асфальта – 21 см. Сумма контракта – 345 млн.
После строительства новой дороги необходимо будет решать проблему в районе моста на улице Титова, он узкий, как и сама улица – полоса туда, полоса обратно. Есть коридор, чтобы расширить, отметил Магдеев: «Будем думать». Но это уже проект не ближайших лет.
Мэр напомнил, что с 2015 года город ежегодно получает более 2 млрд на дороги. И в этом году общая сумма средств, выделяемых из всех уровней бюджета, – порядка 2,2 млрд рублей.
– Несмотря на определенные финансовые трудности в этом году ни один объект из программы не исключен. Неоспоримый факт – дороги в Набережных Челнах стали лучше. Но работы еще много, капитальных, энергоемких, финансово затратных проектов достаточно, мы этими вопросами занимаемся. Дороги – это лицо города.
Тем не менее, пока перспективы в связи с кризисом довольно туманные. Из ранее озвученных проектов на 21-й год пока в планах две развязки второго уровня на первой дороге (в районе Орловского кольца и на пересечении со Старосармановской) и первый этап по продолжению Московского проспекта. По развязкам – идут подготовительные работы, решаются вопросы с отводом земли, завершается проектирование.
– По Московскому проспекту работы планируются на 2021 год. Все, что было необходимо в части выкупа земельных участков, – выполнено. За земли рассчитались, там никаких вопросов нет. Есть земли дальше, но пока мы говорим о первом этапе. Для того чтобы приступить к нему, сегодня возможности есть. Посмотрим, что будет в 2021 году, и с учетом наших финансовых возможностей будем формировать программу. Программа, я думаю, будет напряженная с учетом неисполнения доходной части бюджетов, – резюмировал Наиль Магдеев.
Раушания
Челнинец
Не из мэрии
Рушан.
Раушания
гость
Алекс
Артур
Раушания