Работа и целесообразность существования челнинских МУПов давно вызывает вопросы. Теперь они возникли и у правительства Татарстана. Из 16 муниципальных предприятий Набережных Челнов восемь схлопотали критику от премьер-министра РТ Алексея Песошина за излишнюю закредитованность, три – за убыточность. В наиболее тяжелом финансовом состоянии МУП «ПАД», который лихорадит несмотря на смену директоров и немалые дорожные контракты. В список проблемных угодили МУКи (детище коммунальной реформы Наиля Магдеева), оскандалившиеся ДИАС и СГР. Удивительно, что МУП «Электротранспорт» не только из убытков выбрался, но и прибыль стал получать. Чем и на что живут «муниципалы», какие долги копят, и почему исполком не сдает «дочек» - изучал Chelny-biz.ru.
«ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МУПОВ»
Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана раскрыло список проблемных муниципальных предприятий в Набережных Челнах. 30 ноября на коллегии министерства Алексей Песошин, премьер-министр РТ, раскритиковал глав городов и районов за состояние их МУПов. В целом по республике из 117 предприятий 55 являются убыточными, из них три – челнинские. 52 имеют высокую закредитованность. Больше всего – восемь – в автограде. Таковы данные за девять месяцев 2018 года.
– Хочу отметить, что главы муниципальных образований несут ответственность за результаты работы МУПов. Поэтому они обязаны принять действенные меры по исправлению сложившейся ситуации, – заявил Песошин и поручил проводить ежеквартально балансовые комиссии финансово-хозяйственной деятельности МУПов для того, чтобы не допускать ухудшения показателей.
В Набережных Челнах 16 действующих МУПов и МКП, учрежденных исполкомом города. Как сообщили Chelny-biz.ru в Минземимущество, в минусе по итогам девяти месяцев находятся «Предприятие автомобильных дорог», МКП «Городские бани» и «Служба градостроительного развития».
Закредитованы и вызывают беспокойство у властей восемь организаций: те же СГР, ПАД, «Городские бани», а также три муниципальные управляющие компании «Комсомольский», «Автозаводский», «Центральный», автобусный «Электротранспорт» и МКП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства».
СЛУЖБА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: КРЕДИТЫ, УБЫТОК И «КОШМАРИВАНИЕ БИЗНЕСА»
СГР, как отмечают в министерстве, попало в список убыточных с формальной суммой 32 тыс. рублей. Служба Ленара Сальманова, зарабатывающая на муниципальных и частных контрактах, за 2017 год имела чистую прибыль 1,7 млн рублей. Выручка тогда выросла на 39% до 81,4 млн. Но если заглянуть в финансовые документы, то СГР уже несколько лет живет, балансируя на грани убыточности. В 2015-м МУП даже уходил в минус на 3 млн рублей.
По данным системы «Контур-Фокус», на 1 января этого года у МУП «СГР» отсутствовала краткосрочная кредитная нагрузка, чистые активы имели положительную величину 2,5 млн рублей. По всей видимости, кредиты появились позже. За последние 12 месяцев Служба градостроительного развития участвовала в 19 закупках, из которых выиграло 11 на сумму 15,2 млн.
МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ПАД: УБЫТОК – БОЛЕЕ 90 МЛН РУБЛЕЙ
Чистый убыток «Предприятия автомобильных дорог» за девять месяцев превышает 90 млн рублей. Компания, судя по данным открытых источников, не менее трех лет находится в финансовой яме. По итогам 2017-го ПАД получил убыток 79,5 млн рублей, хотя его выручка выросла на 41% и почти достигла 1 млрд. В 2016 году убыток превышал 200 млн, в 2014-м – 1,6 млн, в 2013-м – около 50 млн.
Собственный капитал ПАДа имеет отрицательное значение (–162,3 млн). Система «Контур-Фокус» к неблагоприятным для компании факторам относит четыре десятка арбитражных дел только за последние 12 месяцев, требования по которым превышают 165 млн рублей – 17% от выручки, или 27% от баланса организации. 31 иск на 150 млн связан с договорами поставки. Благоприятный для ПАДа фактор – победа в 15 тендерах и контракты на 1,1 млрд рублей. Что касается кредитной нагрузки, то в 2017 году предприятие получило кредиты и займы на 225 млн рублей, в 2015 – на 190 млн, в 2014 – на 79.
МУКИ МАГДЕЕВА: МИНИМАЛЬНЫЕ ПРИБЫЛИ И ВОЙНА С УФАС
УФАС также требовало ликвидировать одну из трех муниципальных управляющих компаний, но городу удалось отстоять МУП «УК Центральный». В антимонопольной службе считали, что исполком создает более выгодные условия для своих «дочек». Детища коммунальной реформы Наиля Магдеева изначально вызывали вопросы о целесообразности. МУКи новый глава запустил в свою первую зиму в Челнах – в 2015 году. Жителям предложили уходить от частных УК, если качество их работы и цены не устраивают.
– Муниципальная управляющая компания – это не панацея от всех бед и недостатков, которые есть сегодня. Но это ответ на вопрос, что делать, если частная управляющая компания не оказывает должных услуг на рынке ЖКХ, – объяснял мэр. – Мы не собираемся уговаривать частные УК, чтобы они на должном уровне выполняли свои обязательства.
Процесс шел тяжело: частные УК не спешили расставаться со своим жилым фондом, поэтому МУКам передавали новостройки и дома лишенной лицензии УК «Авангард». В отдельных микрорайонах доходило до скандалов и переманивания. А компании тем временем копили долги перед поставщиками ресурсов.
Сейчас они попали в поле зрения правительства республики как закредитованные. Данных по суммам нет. Убытки в этом году не фиксируются. В 2017 году в МУП «УК Автозаводский» чистая прибыль составила 2 тыс. рублей, в МУК «Центральный» - 1,3 млн, в «Комсомольский» - 261 тыс. Надо отметить, что выручка компаний за три года выросла в разы: у МУК «Комсомольский» в 12 раз (с 1,5 млн до 18 млн), в «УК Центральны» - в девять ( с 8 млн до 73).
МУП «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ»: СЕНСАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ НА ФОНЕ ПРОБЛЕМ
Известный своими проблемами автобусный перевозчик «Электротранспорт» в этом году показывает поразительные финансовые результаты. Если в 2017-м чистый убыток МУП составлял 246 млн, то в январе-сентябре 2018-го зафиксирована чистая прибыль 159 млн 467 тыс. рублей. Таковы данные Минземимущества РТ.
Новый гендиректор предприятия Александр Гурьянов сегодня был недоступен для общения. Но источник в компании сообщил, что по этим данным судить об истинном положении дел в автобусном хозяйстве рано, годовой отчет покажет иное.
Учрежденный еще при Василе Шайхразиеве и задействованный в транспортной реформе Наиля Магдеева МУП до сих пор не мог выйти на самоокупаемость. Его убыток нарастал три года: с 35 млн рублей в 2015-м до 108 млн в 2016-м и 246 млн в прошлом. При этом выручка предприятия за этот период увеличилась в десять раз, а за 2017-й – на 12% и составила 225,3 млн. Ежегодно МУП получает дополнительно 15 млн из бюджета на перевозку льготников в сады-огороды.
Бывший директор Рашид Шамсудинов всегда на упреки отвечал: городской пассажирский транспорт ни в одной стране не может быть доходным. На Шамсудинова в этом году обрушился шквал критики: за долги, убытки и простаивающие неисправные автобусы. Неэффективной работу «Электротранспорта» признала Контрольно-счетная палата. По заявлению депутата Владимира Васева МУП проверяла полиция, но криминала не нашла.
Шамсудинов летом покинул пост, его сменил Александр Гурьянов, бывший глава МУП «Альметьевское транспортное управление». А «Электротранспорт» с начала года пытается расплатиться с «Лизинговой компанией КАМАЗа» за купленные 192 автобуса НЕФАЗ. Зимой бюджет выделил предприятию 435 млн на погашение лизинговых платежей.
ДИАС: ЖИЗНЬ В КРЕДИТ И УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
Наконец, в список проблемных МУПов Татарстана попала «Дирекция инжиниринга и аудита строительства». В прошлом году организация была в убытке - минус 7,1 млн рублей. В 2017-м долгосрочные обязательства предприятия по кредитам составляли 1,5 млн рублей, краткосрочные – 3,8 млн. ДИАС в последнее время активно кредитовался. По данным сервиса «Контур-Фокус», в 2017-м МУП взял кредиты и займы на 275 млн, в 2016-м - на 215 млн, в 2015-м - 250 млн, в 2014-м - 349. Возникает вопрос: на что?
Из позитивных тенденций - рост выручки. В прошлом году она увеличилась на 46% и составила 722 млн. Доходы ДИАС держатся на высоком уровне, максимальными они были в 2014 и 2015 годах, когда превышали 1 млрд рублей. За последние 12 месяцев Дирекция выиграла три контракта на 92 млн рублей.
В этом году ДИАС перенес несколько ударов по репутации. Сначала депутат Сергей Яковлев раскрутил скандал вокруг «Колеса обоРзения» в парке Победы, затем в уголовное дело угодил директор Искандер Ахметов. Напомним, после проверок прокуратура инициировала иск с требованием признать аттракцион самовольной постройкой и обязать снести. Был выявлен ряд нарушений при выделении земли под объект, выдаче разрешения на строительство, ввода объекта в эксплуатацию. Дело дошло до Верховного суда, но приостановлено до получения результатов экспертизы колеса.
На Ахметова завели уголовное дело. Это он передал участок под аттракцион в постоянное бессрочное пользование ООО «Колесо обозрения». С компанией был заключен договор инвестирования, и якобы статус инвестора позволил юрлицу получить землю без торгов и арендной платы. По мнению прокуратуры, директор ДИАС превысил полномочия при передаче участка без согласия собственника, то есть муниципалитета. Но следствие не нашло здесь состава преступления. Дело Ахметова закрывали дважды.
Как видно, муниципальные предприятия и без своих убытков доставляют городу немало проблем. Но отказываться от них исполком не собирается.
Лилия Павлова
Фото: chelny-biz.ru, nabchelny.ru, kazanfirst.ru
Оля
Вася