, 4 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 862 263 человека. В России: 9 703 107. В Татарстане: 38 524. В Челнах: 5 230
Новости
Подробно


«При нашей инвестиционной деятельности город не соответствует требованиям бизнеса»

13.11.2018, 20:06

Новый полномочный представитель президента России в Приволжском округе Игорь Комаров начал свой первый официальный визит в Татарстан с Набережных Челнов. Сегодня ему экскурсию по традиционной схеме – «КАМАЗ», ИТ-парк, «Кванториум» – провел глава республики Рустам Минниханов. Встречи проходили при минимальном участии прессы, но стало известно, что мэр Наиль Магдеев хвастал объемами федеральной поддержки, а гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин вновь поднял проблему кадров и несоответствия города запросам бизнеса.

Комаров и Минниханов обошли стороной машиностроительный форум, где их ждали. Участники целый день обсуждали проблемы цифровизации производств. «Цифровые двойники», электронные паспорта, дорогие недоступные программы – реальная экономика хочет, но еще не готова стать цифровой, признали участники форума. Подробнее обо всем в материале Chelny-biz.ru.

«ВАМ НУЖНО ЛАБОРАТОРИИ ДЕЛАТЬ, ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАТЬ!»

Под прицелом минимального количества объективов в Челнах принимали полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова. Большинство СМИ города и республики не были аккредитованы ни на одно мероприятие с его участием за исключением короткой презентации в ИТ-парке. А программа была довольно обширной. Причем экскурсию для Комарова провел лично президент Татарстана Рустам Минниханов. Глава республики встретил полпреда в «Бегишево» у трапа самолета крепким рукопожатием. Девушки в национальных костюмах по традиции угощали гостя чак-чаком и караваем. Среди встречающих были также Главный федеральный инспектор по РТ Ренат Тимерзянов и мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев.

Важно отметить, что это в принципе первый визит Игоря Комарова в Татарстан в новой должности. Президент Путин назначил его своим представителем в Поволжье 7 сентября. До этого Комаров был заместителем министра науки и высшего образования РФ. Первый день своей двухдневной рабочей поездки он посвятил Набережным Челнам. В первую очередь, «КАМАЗу».


По большим производственным площадям автогиганта Комарова прокатили на электрокаре вместе с Рустамом Миннихановым и главой ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным. На заводе двигателей, где ведется подготовка к серийному выпуску новых рядных движков семейства Р6, он осмотрел линии сборки и уже готовые моторы нового поколения, пообщался с рабочими.

– В этом году планируем собрать около 80 двигателей, со следующего года приступаем к серийной сборке, – рассказал гостю Когогин.

Затем делегация направилась на завод «ЦФ КАМА». Здесь Комарову рассказали о многоступенчатой системе проверок, которую проходят детали будущей коробки передач. Естественно, в программу вошло посещение строящегося завода каркасов кабин – одно из самых масштабных проектов в новейшей истории автогиганта. И, наконец, автомобильный завод. Здесь Комаров осмотрел все этапы сборки – от комплектования кабин до соединения их с шасси. Он даже сам сел за руль одного из собранных грузовиков нового модельного ряда. Когогин занял место пассажира, а Минниханов сделал фото и выложил в Instagram. Пост, кстати, собрал больше 2 тыс. «лайков» за несколько часов.


После заводов «КАМАЗа» Игоря Комарова повезли на шестую площадку КИП «Мастер», и познакомили с некоторыми резидентами. Так, полпред оценил продукцию Набережночелнинского трубного завода. НЧТЗ, напомним, в сентябре 2017 года получил статус резидента ТОСЭР с заявленным объемом инвестиций в 621,8 млн рублей и рабочими местами для 249 человек.

После прогулки по заводам Комаров принял участие в совещании, посвященном 50-летию со дня основания «КАМАЗа». Наиль Магдеев и Сергей Когогин презентовали ему план мероприятий, приуроченных к круглой дате, который был разработан совместно с администрацией Набережных Челнов и автогигантом и рассказали о достижениях города. Так, в результате участия в 19-ти существующих федеральных и республиканских программах за три последних года автоград смог привлечь 24,5 млрд рублей. В том числе 2,2 млрд по линии Фонда развития моногородов, 1 млрд – по линии Фонда развития промышленности и 6,7 млрд по программе «Безопасные и качественные дороги». Как эффект от вложения денег в город Наиль Магдеев привел рост объема отгруженной продукции на 43%, объема инвестиций на 16%, налоговых платежей – на 50% и создание 14,9 тыс. рабочих мест. Кстати, проблему нехватки квалифицированных кадров для заводов «КАМАЗа» и предприятий ТОСЭР затронул Сергей Когогин.

– При нашей инвестиционной деятельности мы сталкиваемся с тем, что город по своему развитию не соответствует требованиям, которые к нему предъявляет бизнес, – цитирует Когогина пресс-служба президента РТ. – Здесь некому будет работать.


Магдеев привел демографические данные. Население города сегодня – 534 тысячи человек населения. План развития Набережных Челнов предусматривает рост населения к 2030 году до 600 тысяч человек. В то же время талантливая молодежь стремится покинуть родной город. Рустам Минниханов, в свою очередь, отметил, что автограду необходим мощный технический университет.

– Система подготовки школьников в Набережных Челнах одна из лучших в республике, – оценил он, – и, конечно же, самые талантливые уезжают в Казань, Москву и Санкт-Петербург. Поэтому здесь необходим крупный технический университет. У нас есть совместный проект Казанского университета и ПАО «КАМАЗ», но сам технический университет должен быть очень мощным.

Полпред поддержал идею главы региона.

– Этот университет должен быть очень престижным, – согласился Комаров.


По словам президента, со временем в закамской зоне должны открыться профильные образовательные центры мирового уровня по разным направлениям: в Нижнекамске – по нефтехимическому, в Альметьевске – высшая школа нефти, а в Набережных Челнах – технический вуз.

Наконец, Игорь Комаров доехал до ИТ-парка. Он осмотрел выставку техники в рамках IV Машиностроительного кластерного форума, правда, на самом форуме так и не появился. Полпреду презентовали проекты резидентов парка. В частности, компания «НексМед» представила проект виртуальной медицинской лаборатории, созданной с использованием облачных технологий и мобильное приложение, которое упрощает взаимоотношение врача, пациента и лаборатории. Решения уже внедрены в 18 медицинских учреждениях - преимущественно в Казани.

– Вам нужно лаборатории делать, деньги зарабатывать! – рекомендовал IT–бизнесменам Рустам Минниханов.

В детском технопарке «Кванториум», куда также традиционно водят почетных гостей, Комарову показали учебные классы, лаборатории для 3D-моделирования, оборудование для считывания биосигналов мозга. Рустам Минниханов оценил уменьшенные копии автомобилей на электроприводе.


– Это наше будущее, Рустам Нургалиевич, электричество уже пришло в автопром, - отметил Сергей Когогин.

На ИТ-парке заявленная официальная программа визита в Набережные Челны завершилась. Завтрашний день полпред проведет в столице республики.

«РОБОТЫ ДЕЛАЮТ ЗА ЧЕЛОВЕКА ПРОДУКЦИЮ, А ЛЮДИ ОТВЕЧАЮТ ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РОБОТОВ»

Комаров и Минниханов должны были стать гостями машиностроительного форума, который начал сегодня работу в ИТ-парке. Четвертый ежегодный форум собрал около 800 участников (в 2017-м – 600) из восьми стран и 30 регионов России. 90% участников, как заявляют организаторы, – это представители реального сектора экономики: инженеры, технологи, конструкторы, начальники производств. Второй год подряд мероприятие посвящено теме цифровизации.


В холле ИТ-парка развернулась небольшая выставка: десяток компаний представили свои проекты. Были здесь и потенциальные резиденты ТОСЭР, и инвесторы ОЭЗ «Алабуга», и просто местные производители, чьи проекты планировали показать властям и попросить поддержки. Президента РТ участники не дождались, так что самыми высокопоставленными гостями стали глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина и руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин. Они в быстром темпе прошлись по стендам. Глава АИР практически всем обещала ту или иную поддержку.

Предваряя пленарное заседание, Талия Минуллина сообщила журналистам, что объемы инвестиций в республику демонстрируют минимальный рост. Татарстан еще не до конца оправился от кризиса 2014 года. Челны на этом фоне выглядят островком роста. Напомним, за девять месяцев этого года объем инвестиций прибавил сразу 20%.

– Если брать структуру инвестиций внутри Татарстана, то Челны сегодня занимают первое место среди всех муниципальных образований по объему. Раньше, как вы понимаете, это была Елабуга, потому что особая экономическая зона располагает такими условиями, которые, конечно, наиболее привлекательны в республике и, в принципе, в Российской Федерации, – пояснила глава АИР, отвечая на вопрос Chelny-biz.ru. – Когда Набережные Челны получили режим ТОСЭР, конечно, привлекательность кратно возросла. Мы об этих возможностях рассказываем по всему миру. Это вызывает дикий интерес, и при выборе площадки, естественно, другие районы попадают в не совсем конкурентные условия, честно говоря. На территории Татарстана Набережные Челны – не единственная территория с таким привлекательным налоговым режимом. Тем не менее, это, наверное, из всех существующих ТОР - самая подготовленная с точки зрения инвестиционной инфраструктуры.


Но и здесь не без проблем, подчеркнула Минуллина:

– Что касается опасений, они, конечно, связаны с рабочей силой, потому что на сегодняшний день вахтовым методом на многие предприятия мы сюда возим людей. Думаем, что цифровая трансформация промышленности поможет нам преодолеть этот кадровый кризис. Наряду с подготовкой кадров, конечно. Плюс процедуры по получению режима ТОСЭР сегодня достаточно забюрократизированы. Надо их облегчать. Они достаточно длительные, огромные пакеты документов запрашивают у предпринимателей. Потом бесконечные проверки к ним приходят. Чтобы этот режим оставался привлекательным, надо параллельно работать над его облегчением.            

На самом форуме благодаря усилиям докладчиков Татарстан предстал лидером и по цифровизации, и по поддержке предпринимательства. После Москвы и области, конечно. Иначе было бы не политкорректно, отметили чиновники.

Первый заместитель министра информатизации и связи РТ Дмитрий Вандюков назвал показательными успехами созданную в 2006 году систему электронного документооборота (ее у Татарстана переняли еще шесть регионов и ряд федеральных ведомств), портал госуслуг, где количество фактов использования выросло за несколько лет с 10 млн до 133 млн, а также системы «Электронное образование» и «Электронное здравоохранение».


– Татарстан даже называют долиной инноваций, – заметила глава АИР Талия Минуллина и перешла к основной теме. – Почитайте новости о цифровизации. В американском колледже преподаватель-робот преподает политологию, в Китае появился диктор телевизионный. Как это влияет на рынок труда, все мы знаем. Наверное, не очень хорошо, но цифровизация оказывает эффект на издержки производства и повышение конкурентоспособности.

Гендиректор компании «Зиас Машинери Поволжье» Николай Булгаков, который готовит к запуску второе металлопроизводство в Челнах, подчеркнул, что без цифровизации невозможен выход на международные рынки.

– Цифровизация – это не только сокращение издержек, но и возможность развития экспорта. Все мировые компании внедряют цифровые практики и стараются работать только с такими партнерами. Печальный факт, – заметил Булгаков. – Нам, как компании, ориентированной на экспорт, пришлось внедрять цифровые практики управления процессами, логистикой. Это, в конце концов, и привело к тому, что мы вышли на экспортные рынки.

Не раз на заседании прозвучали опасения по поводу удара роботизации по рынку труда. Участники дискутировали на тему, заменят ли роботы человека на производстве. Представитель крупного немецкого производителя роботов заявил, что функцией человека станет обслуживание роботов, чем немало возмутил часть публики.


– Мы хотим создать новые рабочие места, где люди учили бы роботов. Они делают за человека продукцию, а люди отвечают за их обслуживание, за обучение, – пояснил Тимур Сатдаров, руководитель по развитию бизнеса в регионах Kuka Russia. – Мы считаем, что нам надо воспитывать новых людей. Надо заинтересовать в этом все слои населения. Недавно были в «Алабуге». Там уже с первого класса детей обучают, они создают настоящие производственные линии по выпуску детских игрушек.

Тимур Сатдаров прямо спросил: где в Татарстане обучать робототехников? Замминистра связи Дмитрий Вандюков признал, что в республике проблема с подготовкой кадров для промышленной робототехники.

Немецкая KUKA Robotics – один из ведущих мировых поставщиков промышленных роботов для разных отраслей, включая автопром. Впервые они появились на «КАМАЗе» более 25 лет назад. В последние годы компания активно поставляет роботы на автогигант и другие предприятия Челнов. В городе установлено не менее 200, около 120 из них поступили в прошлом году. Как ранее сообщал Chelny-biz.ru, разрабатывался даже совместный с «КАМАЗом» проект по производству роботов в Челнах, но он заморожен.


– В таком случае «КАМАЗ» должен был бы обеспечивать сбыт. А он пока на это не готов, – прокомментировал Chelny-biz.ru Тимур Сатдаров. – Чтобы было выгодно производить, надо чтобы в России ежегодно продавалось более двух тысяч единиц. По итогам прошлого года было продано чуть более 700. Возможно, через два-три года вернемся к идее. Пока рынок не готов.

«БЕЗ «ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА», БЕЗ ЭЛЕКТРОННОГО ПАСПОРТА НЕВОЗМОЖНО ЗАВТРА БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ»

О цифровизации самого «КАМАЗа» рассказал заместитель гендиректора по развитию Ирек Гумеров.

– Большое внимание уделяем управлению инженерными данными. Это одно из самых эффективных направлений, – отметил он. – Следующий аспект – продукты сегодня становятся электронными. Если смотреть на тренды – подключенный автомобиль и интеллектуальный автомобиль с элементами автономности. Эти задачи решаются путем цифровизации. В промышленности – подключенное оборудование и цифровое производство. Следующий аспект – сервис. Без «цифрового двойника», без электронного паспорта, без поддержки сервиса и предиктивной аналитики (метода анализа данных и прогнозирования – ред.) невозможно завтра быть эффективным. Здесь мы видим большие возможности. Можно создавать уже целые платформы и новые бизнесы на цифровом оборудовании.

Как позже Ирек Гумеров рассказал Chelny-biz.ru, одна из проблем цифровизации – нехватка подготовленного персонала, совершенно другого по уровню знаний. Приходится обучать. К счастью, по словам топ-менеджера, челнинцы с энтузиазмом идут работать на современные линии и цифровизированные направления, в отличие от старых.


На заседании замгендиректора «КАМАЗа» поднял проблему дороговизны процессов цифровизации.

– Например – тяжелые инженерные программы разработки, – обозначил он. – Мы видим, что многие наши партнеры – небольшие компании – не могут их использовать, потому что программы дорогие. Раз мы тут собрались, надо подумать, как быть. Может быть, АИР, ИТ-парк найдут места коллективного пользования интеллектуальными ресурсами. Второе – массово внедрять разработку «цифровых двойников» на небольших предприятиях сложно. Во всех аспектах: обучение, знания, железо. Если мы хотим не только декларировать, а массово внедрять, надо искать механизмы. Надо посмотреть на опыт Германии. Без мест коллективного пользования и обучения для малого и среднего бизнеса промышленность мы не сдвинем.

– Справедливое замечание, – отреагировал замминистра Дмитрий Вандюков. – К сожалению, местных производителей программ мало, особенно программ уровня SAP. Не считая нескольких московских компаний. Кроме того, что сам софт очень дорогой. Персонал, который может с ним работать – его обучение и сопровождение – достаточно дорого. Будущее за тем – что предприятия будут укрупняться, объединяться, чтобы такие продукты закупать, разрабатывать.


– Не услышал оптимизма, – заметил Гумеров.

– Мы над этим работаем. Одно из направлений – подготовка кадров, в Иннополисе этим занимаются, – ответил Вандюков. – Второе – мы создаем коворкинги (здесь в ИТ-парке и в Казани). Понятно, что тут программное обеспечение не уровня SAP, но мы обязательно будем думать над этим. Если будет такой запрос от бизнеса, будем отрабатывать.

Замминистра выделил другую проблему и одновременно задачу – аккумуляция и обработка больших массивов данных, без чего невозможна цифровая экономика.

– Данных собрано много, но они должны быть релевантными и представлены в машиночитаемом виде. А таких немного, к сожалению. С этим большие проблемы. Сейчас работа – приводить данные к одному формату, – обрисовал чиновник.

На форуме уделили особое внимание созданию «цифровых двойников» промышленных изделий и целых производств. В машиностроении есть тренд на создание кибертехнических моделей, когда автомобиль становится конгломератом и программного обеспечения, и инфраструктуры обслуживания.

– Если мы создаем цифровой двойник изделия, то он существует наравне с реальным прототипом. В будущем цифровые кибермодели будут даже более ценны, чем реальные, потому что скорость изменения очень высокая. Строители сложных объектов уже используют цифровые двойники сооружений, – рассказал один из участников заседания.


Один из примеров «цифрового двойника» был представлен на выставке казанской компанией «Зарница». Она создает виртуальные комплексы, которые копируют реальное производство, и становятся тренажерами для персонала компаний. Например, для завода «Нижнекамскшина» воспроизвели в точности цеха, один из них показали на выставке. Надев специальные очки, человек оказывается на производстве и может совершать все манипуляции на оборудовании при помощи джойстика. Chelny-biz.ru эксперимента ради побывал на виртуальном заводе и попробовал запустить установку.

– На цифровых двойниках можно обучать сотрудников без остановки производства. Во-первых, это экономит время, во-вторых, здесь отрабатывают внештатные ситуации, что невозможно на работающем предприятии, – пояснил Тимур Лутфуллин, руководитель федеральных проектов ПО «Зарница». – Оборудование на заводах дорогостоящее, обучать на нем персонал не представляется возможным. Чтобы не рисковать, используются двойники.

К слову, один «цифровой двойник» для «Нижнекамскшины» обошелся в 2,5 млн рублей, завод закупил 11 таких комплексов.

На форуме прошли также тематические круглые столы по цифровизации во всех ее аспектах. Параллельно говорили о проблеме привлечения инвестиций в реальную экономику. Эту дискуссию модерировала Талия Минуллина. Предприниматели рассказали о проблеме получения банковских кредитов на производственные проекты, особенно инновационные. Дорогие ставки (14-19%), большой дисконт на залоговое имущество (в банковской оценке производственное оборудование становится безнадежно неликвидным и теряет в цене в два-три раза) и нежелание банков изучать производство. Эти обвинения признали и присутствовавшие представители банков.


В ситуации с госпрограммами поддержки производства, по словам бизнесменов, запустить проект легче, чем потом отчитаться перед правительством за взятые деньги. Таким образом машиностроительный форум по цифровизации стал возможностью бизнесу излить все проблемы перед чиновниками и коллегами.

Фото: Chelny-biz.ru, пресс-служба президента РТ, nabchelny.ru

Chelny-biz.ru